После Иосифа Смита мормоны разделились на несколько групп. Предводителем самой большой из них стал Бригхам Янг, следовавший за Смитом с 1832 г. Ввиду того, что положение мормонов в Науву после гибели Смита не улучшалось, Янг решил переселить их как можно дальше на восток. В 1846 г. его приверженцы оставили штат Иллинойс и перебрались к реке Миссури, где оставались до 1848 г. Янг вместе с партией разведчиков обследовали восточные районы США. Для окончательного поселения было выбрано глухое место в центральной части страны в штате Юта. В декабре 1847 г. Янг вернулся к своей основной группе и официально стал ее президентом. В 1848 г. все они переселились в штат Юта, где и основали город Солт-Лейк-Сити, который существует и в настоящее время.
До своей смерти в 1877 г. Янг был лидером большей мормонской группы, известной под названием Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней. Он оказался способным лидером, а также удачливым политическим деятелем. Как верный последователь Смита, Янг старался исполнять все его заповеди, включая многоженство. Никто не знает, сколько в точности было у него жен, однако известно, что не меньше двадцати. Они родили ему 47 детей.
После переселения в штат Юта под руководством Янга, вместо того, чтобы оставаться в секрете, полигамный образ жизни стал официальной доктриной церкви мормонов.
Новые группы мормонов
После смерти «пророка» Иосифа Смита мормоны разделились на несколько групп. Вторая группа по количеству членов не была велика. Она обосновалась в штате Миссури и до сих пор имеет там свой центр, где, по предсказанию «пророка», должен был быть построен храм Сиона. К ней присоединились жена погибшего мученика Эмма Смит и ее сын Иосиф Смит III. Они отвергли полигамию и отказались признать Бригхама Янга своим руководителем. Иосиф Смит III возглавил эту группу в I860 г. Официально она носит название Реорганизованной Церкви Христа Святых Последних Дней. Важным пунктом ее веры является доктрина наследственной преемственности по линии основоположника Иосифа Смита, младшего.
|
Кроме двух главных групп мормонов, после смерти Смита выделилось еще не менее пяти. Ими руководили бывшие единомышленники «пророка». Эти группы продолжали практиковать полигамный образ жизни.
Устранение полигамии
Идея многоженства была весьма нежелательна для определенных кругов мормонов, в том числе для жены самого «пророка». Интересен тот факт, что после смерти Смита его жена и мормоны, отвергшие многоженство, стали говорить, что и сам Иосиф Смит не учил многоженству и не практиковал его. Виноват в пропаганде многоженства был руководитель большей группы мормонов Бригхам Янг. До сих пор Реорганизованная Церковь придерживается такой версии. Однако исследователи утверждают, что все факты по этому поводу говорят о том, что Бригхам Янг был лишь последователем Смита. Как бы то ни было, многоженству мормонов не было суждено существовать вечно. По решению американского правительства и Верховного суда мормоны были вынуждены в 1890 г. оставить такой образ жизни.
Учение мормонизма
Мормонизм можно определить как культ обожествления человека. Такой вывод следует из этого учения. Важно подчеркнуть, что этот культ пропитан идеей полигамии. Известный американский исследователь культов Я. Ван Баален пишет, что поиски полового удовольствия, характеризовавшие Смита, Янга, Пратта и других основоположников мормонской системы, привели в результате к доктрине о полигамии. Это, в свою очередь, стало их основной теорией, и полигамный брак был перенесен из земной жизни в будущее на небесах. Это повлияло на понятие мормонов и о Боге, жилище которого на небесах. А так как понятие человека о Боге, естественно, определяет его взгляд на грех против Бога, на спасение и на Христа Спасителя, то становится ясным, что фаллицизм в учении мормонизма привел к странной смеси доктрин, которые кажутся заимствованными из разных источников. Так как самым высшим понятием наслаждения у мормонов является зачатие сыновей и дочерей, то Сам Бог, согласно этому учению, становится полигамистом[35].
|
Однако, несмотря на это, человек, который в наше время впервые встречается с мормонами и с их учением, не заметит ничего такого, что возбудило бы к миссионерам и рядовым членам Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней подозрение в том, что они исповедуют полигамные идеи. Теперь мормоны полигамию официально отвергают, хотя есть группы, находящиеся вне их основной организации, которые тайно следуют учению Смита.
В обобщенном виде учение мормонизма, основанное на откровениях Иосифа Смита и частично его преемников, заключается в следующем.
1. Библия есть Слово Божие, но также им являются «Книга Мормона», сборники откровений Смита, «Доктрины и заветы» и «Жемчужина великой цены».
2. Глава мормонской церкви, называемый президентом и считающийся пророком, как преемник Иосифа Смита может давать новые авторитетные откровения.
|
3. Бог Отец — это воскресший человек, обладающий физическим телом. Христос, будучи Богом, тоже воскресший человек. Как и они, Святой Дух тоже человек, но он обладает духовным, а не физическим телом. Все трое есть отдельные Боги. Святого Духа, являющегося личностью (по-английски Holy Ghost), нельзя смешивать с Духом Святым (по-английски Holy Spirit), которого нужно считать лишь влиянием Бога Отца.
4. Интеллект человека (это относится и к богам) вечен потому, что никогда не был сотворен и никогда не прекратит своего бытия. Он существует сам по себе и равен интеллекту Отца.
5. Бога Отца нужно почитать как Творца лишь потому, что через половые сношения с небесными женами он создал на небе духовные тела для всех вечных интеллектов, которым предназначено физически родиться на земле.
6. Иисус Христос является первородным духовным сыном Отца, а Сатана одним из любимых Отцом братьев.
7. После создания на небе всех духовных тел Отец созвал на совет духов и предложил план испытания Его детей через физическую, земную жизнь и возвращения их к Нему после смерти. Важным фактором плана была полная свобода каждого будущего человека. Человек мог избрать как угодный Отцу образ жизни, так и неугодный. Это значило, что в зависимости от выбора некоторые из Его детей к Нему не вернутся.
8. Первородный Сын Божий, Христос, одобрил план Отца, несмотря на то, что в случае избрания греховного образа жизни будущими людьми Он должен будет принести Себя в жертву на кресте за их грехи и дать всем им возможность воскреснуть после физической смерти.
9. Сатана предложил свой план, который не включал свободы выбора для людей, но зато гарантировал возвращение всех к Отцу. План Сатаны поддержала треть всех духов. Но когда Отец не принял этот план, Сатана и его сторонники восстали. Они были побеждены и сброшены с неба. В наказание за сопротивление они не имеют возможности рождаться на земле и пребывать в физическом теле. Это значит, что они никогда не будут богами. Сатана и его духи продолжают воевать против Бога Отца.
10. Первый человек, Адам, в результате своего выбора оказался смертным, но не стал падшей греховной натурой. Выбор его был правильным, так как в противном случае он не смог бы иметь половой близости с Евой и иметь детей. Это означало бы, что он нарушил первую, наиболее важную заповедь Отца — плодиться, размножаться и наполнять землю людьми.
11. Христос родился на Земле от мормонского бога и девы Марии. Он умер на кресте, воскрес и этим дал всем людям возможность воскреснуть из мертвых. Поэтому искупление может только избавить от смерти, а спасение по благодати означает универсальное воскресение. Каяться нужно не для спасения, а для того, чтобы был прощен каждый отдельный грех. В вечности же люди получат то, что они заслужили.
12. Предназначение каждого человека — возвыситься и стать богом, подобным Отцу. Иосиф Смит говорил: «Каким человек есть, Бог был; каким Бог есть, человек может стать». Когда после воскресения человек достигнет состояния божества, подобного Отцу, он будет иметь жен и детей. В мормонизме никто не достигнет высшего Царства Божия, если не примет мормонского крещения. После смерти человек, если он мормон, попадает в рай, а если нет, он оказывается в месте, которое является духовной тюрьмой. Находясь в раю, мормон ожидает первого воскресения перед началом Тысячелетнего Царства. Что же касается не мормона, то он воскреснет во второе воскресение после тысячелетия и перед началом Божиего суда. В промежутке между смертью и воскресением мормон может заниматься полезным делом, а не мормон — улучшить свое положение. В это время мормоны посещают духовную тюрьму и проповедуют находящимся там душам мормонизм. Что же касается не мормона, если он нагрешил, то, страдая («пока не отдаст и последней полушки», Лук. 12:59) и услышав свидетельства мормонской души, он получает шанс стать мормоном и таким образом перейти в рай. Но для этого требуется крещение, которое нельзя осуществить в потустороннем мире. В таком случае не мормон может принять крещение одного из живущих на Земле мормонов.
13. Никто не станет Богом, если не будет совершенным мормоном. Поэтому кроме того, чтобы принять крещение и исполнять определенные обязанности, он должен совершать ритуальные омовения и помазания, принять священство и, что важнее всего, «запечатлеть» вечный брак или браки с одной или несколькими небесными женами. Так как в мормонизме женщина не может достичь наивысшей славы без мужчины, многие женщины соглашаются «запечатлеть» брак с каким-либо мужчиной, который уже имеет одну или больше небесных жен. В таком случае она предпочитает стать хотя бы одной из богинь, чем оставаться никем. Если же умершие люди не мормоны желают стать богами, им нужно не только принять заместительное крещение, но и вступить в заместительные браки, при которых супружеские обязанности выполняют вместо них живущие на земле мормоны.
14. Священство в мормонизме имеет две категории: низшую, по чину Аарона (для мальчиков и рядовых мужчин), и высшую, по чину Мельхиседека (для руководителей движения). Мормоны говорят, что никто из первой или второй категорий священства не получает жалования за свою деятельность. Однако весь. высший состав «церкви» находится на службе полную рабочую неделю и, естественно, живет за счет своего культа.
15. Мормонская церковь учит, что в вечности будет три царства и один ад. Первое, самое высшее, называется Селестиальным Царством. В нем царствуют мормоны, достигшие божества. Им служат мормоны, исполнившие все обряды, кроме обряда «вечного» брака. Второе царство называется Террестиальным. В нем находятся среднего ранга мормоны и все достойные люди мира, которые не стали мормонами либо потому, что не знали об этом учении, либо потому, что не смогли его понять. Третье царство — Телестиальное, в котором находятся разного рода грешники, но не из самых плохих. В этом царстве жизнь подобна настоящей земной жизни. И, наконец, имеется ад. В нем находятся отступники от мормонизма, самые страшные преступники, дьявол и его ангелы. В ад попадет немного людей.
Важное место в мормонском мировоззрении занимает доктрина о предсуществовании души. Мормоны считают, что главное в человеке — интеллект, который существует вечно. Он облекается в тело, рожденное в результате полового сношения в духовном мире Бога Отца и небесной Матери. Потом душа рождается на земле уже от земных родителей. Мормонизм оправдывал полигамию тем, что она якобы дает больше возможностей душам рождаться в мормонских семьях и таким образом стремиться к своему божеству.
Душа, которая родится в теле, примет мормонское крещение и будет усердно исполнять все предписания церкви, обретет возможность духовного развития в загробном мире. В конце концов она достигнет положения Бога Отца. Иначе говоря, она станет Богом, равным ему. Как Бог Отец имеет власть над нашей Землей, так и каждая заслуженная мормонская душа, став равным ему Богом, будет иметь в своем владении другие планеты и населять их детьми в результате половой близости с женами.
Мормоны, будущие боги, должны приобретать себе вечных супруг через секретные брачные церемонии, называемые небесными браками. Эти церемонии совершаются не в обыкновенных мормонских молитвенных домах или церквах, а в специальных храмах. Эти храмы предназначены не для обычных богослужений, а для совершения заместительных крещений и других секретных обрядов, из которых обряд небесного брака мормоны считают самым важным. В то время, как гражданский и обычный церковный браки связывают мужа и жену на все дни земной жизни, брак небесный соединяет их навечно. Согласно мормонскому учению, без небесного брака или браков невозможно достичь наивысшего уровня обожествления.
В оправдание теории о заступническом крещении один из президентов (так называемые главные лидеры) мормонской церкви рассказал, что однажды его окружили духи умерших людей и потребовали ответ на вопрос: почему он их не спасает. Услышанные жалобы настолько встревожили его, что на другой день он принял крещение за все эти души.
За умерших крестятся по этой же причине многие мормоны. Особенно часто это делается за своих предков, умерших без обращения в мормоны. Однако, если какие-либо мормоны являются ревностными членами культа и имеют время и средства, то они производят этот обряд за любого человека, о котором узнают, что он умер без крещения в их культе. Это делается с полной религиозной ответственностью. В связи с такими особенностями культа мормонские организации собирают самые обширные в мире сведения о рождении людей. В каждой стране, где создается группа мормонов, они приступают к сбору сведений об умерших для того, чтобы за них принимать крещение и крестить вновь обращенных.
Иосиф Смит в свое время был масоном и заимствовал масонские ритуалы, которые совершаются в мормонских храмах по сей день. Эти ритуалы включают сцены сотворения мира, секретные пароли и рукопожатия, а также принятие новых тайных имен. Каждый член мормонской церкви по заповеди Иосифа Смита обязан постоянно носить специальную нижнюю одежду обрядового значения для того, чтобы предохранять себя от злых духов.
В учении и практике мормонизма имеются несколько характерных культовых признаков. Все они важны для членов мормонской церкви. Этими признаками, например, являются следующие аспекты культа: откровения Смита, его диктаторский статус при жизни и беспрекословный авторитет после смерти, авторитет его книг, политеизм, обожествление человека, предсуществованиедуши, важность обрядов, секретные ритуалы, оккультизм, фантазии о будущей жизни и учение о спасении делами.