Как мы говорили раньше, признаками культов бывают также вера в перевоплощение души и закон кармы. В основном, эти идеи принадлежат индуистским религиям. Однако известно также, что такие древнегреческие философы, как Пифагор и Платон верили в перевоплощение душ. После них, в третьем веке новой эры, тоже самое проповедовал неоплатонист Плотин. Все эти философы ничего не говорили о законе кармы. Из истории Церкви известно, что катары тоже верили в перевоплощение душ. В их понятии душам необходимо пройти через цикл повторных телесных рождений для того, чтобы в конце концов достичь полной чистоты.
Идея перевоплощения связана и с учением о предсуществовании душ. Известный богослов древней Церкви Ориген соглашался с этой идеей и верил, что во время своего бесплотного существования до рождения в теле, души имели возможность делать свободный выбор. Так как многие из них избрали неугодное Богу, то в наказание за это они посылаются на землю для рождения в материальном теле. Живя на земле, они должны отплатить за свои прежние преступления. В связи с этим важно знать, что, хотя Ориген верил в Предсуществование душ, он отвергал идею перевоплощения. Несмотря на заслуги Оригена в других аспектах христианской деятельности, один из Соборов Церкви опроверг эти взгляды Оригена и осудил его как еретика. Как мы уже видели, русские духоборы соглашались с его взглядами по этому вопросу.
Предсуществование душ является важной доктриной в учении мормонизма. Однако здесь оно имеет свои специфические особенности. Мормоны говорят, что та часть человека, которая называется разумом и личностью, никогда не была сотворена. Она всегда существовала. Кроме разума и личности, в своем предсуществовании человек получил духовное тело, которое родилось от Бога Отца через его половое сношение с «небесной Матерью». Согласно мормонам, до воплощения души в теле она уже имела два элемента бытия: вечный и временный. В зависимости от того, как душа будет жить на земле, после смерти тела она пойдет либо в Небесное Царство, либо в Террестелиальное царство, либо в Телестелиальное царство, либо в самом худшем случае в ад. В учении мормонов душа не перевоплощается.
|
Культ Хари Кришна исповедует чисто индуистское учение о перевоплощении и карме. Прабхупада учил, что в зависимости от образа жизни в теле в следующий раз душа может родиться в теле собаки, свиньи, птицы и т. д. или даже более низкой твари. Все зависит от его кармы. Основатель «Церкви Всемирного единства» Чарлз Филлмор учил, что ответом на физическую смерть является повторное воплощение духа и души человека на земле. В процессе своих перевоплощений человек достигнет состояния бессмертия.
Особое место среди теорий перевоплощения занимает теория культа «Наукологии». Согласно ей человек может отправляться в «разведочное» путешествие назад по лестнице всех своих прежних перевоплощений. Рон Хаббард в одной из своих книг писал, что во время таких путешествий человек может встретиться с любыми историческими личностями, как например, с Клеопатрой, Юлием Цезарем, Наполеоном и т. д.
Современное синкретическое «Движение нового века» считает учение о перевоплощении своей главной доктриной. В его журналах, книгах и трактатах всегда помещаются рекламы, побуждающие людей посещать семинары по перевоплощению. Клиентам предлагается возможность посмотреть и обследовать свои прошлые жизни с помощью духов-руководителй или же человека-терапевта. Многие гипнотизеры усыпляют своих пациентов для того, чтобы узнать их впечатления относительно событий, случившихся тысячи лет тому назад, а затем рассказать, когда проснутся.
|
Так же как невозможно найти в Библии ничего о перевоплощении душ и карме, в ней невозможно найти и доказательств о ее предсуществовании. С одной стороны, Библия мало говорит о происхождении души. Ее внимание обращено на настоящую жизнь человека и на значение земной жизни в вопросе вечной участи его души. Если бы предсуществование было истиной и имело какое-то значение, то в Библии об этом несомненно что-то было бы сказано.
С другой стороны. Слово Божие говорит достаточно, чтобы понять, что первородство души связано с сотворением тела человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Человек стал душою живою при сотворении его тела Господом. Поэтому Бог является создателем не только тела, но также и души. Отчасти понятно, почему некоторые культисты верят в свое божество. Если душа их вечна, как некоторые из них учат, то она в этом отношении равна Богу и может реализовать свое божество.
Возникает вопрос, что происходило дальше, когда от Адама и Евы родились дети и продолжился род человеческий? Как происходили их души? На эту тему у христиан есть два предположения. Первое: Бог создает душу каждый раз после зачатия ребенка во чреве матери. Второе: каждая новая душа происходит от духовной природы родителей ребенка. В доказательство первого приводится седьмой стих второй главы из книги Бытия, а в доказательство второго приводится девятый и десятый стихи седьмой главы Послания к Евреям, где говорится, что «сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его».
|
Как одно, так и второе объяснения имеют своих сторонников. Однако этот вопрос является одним из тех вопросов, по которым мы можем иметь разные мнения. Главное заключается, конечно, в том, что Библия не учит о предсуществовании души, и те, кто фантазируют на эту тему, также далеки от истины, как и те, кто верят в ее перевоплощение.
Всеобщее спасение
Не все культы, но многие из них, проповедуют всеобщее спасение людей. Есть культы, которые вообще учат, что нет необходимости в спасении, потому что они не рассматривают грех, как преступление против Бога, обладающего личностью, а состоянием невежества или иллюзией человеческого ума. Иначе говоря, они утверждают, что нет нужды говорить о спасении, потому что все люди уже спасены. Основательница «Христианской науки» Мэри Бэйкер Эдди писала: «Будучи Божией идеей человек уже спасен вечным спасением». Подобно ей основатель «Церкви Всемирного Единства» Чарлз Филлмор говорил: «Христос в человеке никогда не меняется; он всегда был и всегда будет созданным Богом совершенством». А что касается терапевтического культа «Учреждение Человеческого Понимания», то его лидер учил, что так как человек по природе добр, то ему не нужны спасение и Спаситель.
Другие признают, что человечество нуждается в спасении, но говорят, что если спасутся не все, то почти все. Давид Берг писал в одном из своих писем: «Я ожидаю дня, — это, может быть, будет еще одним шоком для некоторых, — когда все или почти все будут спасены — по крайней мере не останется многих в аду, если вообще кто-нибудь там останется». В своей книге «Божественный Принцип» лидер культа «Церковь единения» пояснял:
«Когда Он (т. е. Христос. — Н, П.) придет, всё объединится. Бог навсегда упразднит ад. Цель его творения будет достигнута... Божественный Принцип говорит, что Бог желает восстановления всех людей в первоначальном состоянии творения, и Бог достигнет своей цели. Бог имел в виду, чтобы Адам оставался таким, каким Он его создал, но Адам пал. Иисус пришел, как второй Адам. Однако, не признав Его как своего Мессию, евреи убили Иисуса. Теперь Бог имеет другую центральную фигуру, через которую он реализует окончательное восстановление человечества»[29].
Причиной универсализма является нежелание согласиться с мыслью о вечной погибели многих людей. Мысль эта, конечно, страшна, особенно для тех, кто чувствует, что их жизнь не соответствует Божиему пониманию святости. Однако, если мы беспристрастно станем исследовать учение Нового Завета, то увидим, что в нем есть достаточно стихов, которые говорят о реальности вечной погибели. Господь наш Иисус Христос, Который больше всех сделал добра и милости людям, неоднократно предупреждал об этой возможности. Нет основания думать, что он говорил это напрасно. Так как все люди согрешили, то все достойны осуждения. Однако любовь нашего Спасителя как раз и заключается в том, что Он пришел в этот мир и умер на кресте за всех грешников. Он это сделал по двум причинам: во-первых, потому что без Его жертвы не было бы спасения, а во-вторых, потому что Он возлюбил всех.