Рабочая тетрадь. Тема 4.
Раздел 3. Генные болезни.
Тема 3.2. Генные болезни. Этиология, патогенез, классификация, методы диагностики.
Цель: Изучить типы моногенных мутаций, механизмы их возникновения в период гаметогенеза, этиологию, патогенез и клиническую картину наиболее часто встречающихся генных болезней.
Задачи: Рассмотреть основные терминологические понятия моногенных болезней, обучить студентов применению клинико-генеалогического метода для определения риска появления детей с моногенной патологией.
Вопросы для собеседования:
- Этиология, патогенез, принципы классификации моногенной патологии. Эпидемиологические характеристики.
- Типы наследования моногенных болезней.
- Клинический полиморфизм и генетическая гетерогенность. Геномный импринтинг.
4. Биохимические методы, их значение.
5. Методы ДНК-диагностики.
6. Метод генетики соматических клеток.
7. Сущность молекулярно-генетического метода. Его значение в диагностике.
8. Принципы лечения.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по теме:
Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы.
2) Ознакомиться со следующими определениями:
Болезнь – это одно из проявлений приспособительных реакций на действие повреждающих факторов окружающей среды.
Этиология – учение о причинах и условиях возникновения болезни.
Этиологические факторы для наследственных болезней – это мутации.
Заполнить таблицу «Влияние особенностей спермато- и овогенеза на возникновение мутаций».
| Сперматогенез
| Овогенез
|
Особенности гаметогенеза
|
|
|
Наиболее характерные мутации
|
|
|
Заполнить таблицу «Классификация мутаций в зависимости от способа их возникновения».
| Спонтанные
| Индуцированные
|
Определение
|
|
|
Факторы, вызывающие их возникновение
|
|
|
Основные механизмы возникновения генных мутаций
|
|
|
5) Дать определения:
Репликация ДНК – _____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Репарация ДНК – ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Заполнить глоссарий:
1.
| Точковая мутация
|
|
2.
| Миссенс-мутация
|
|
3.
| Нейтральная (молчащая) мутация
|
|
4.
| Нонсенс-мутация
|
|
5.
| Регуляторная мутация
|
|
6.
| Сплайсинговая мутация
|
|
7.
| Мажорная мутация
|
|
8.
| Клинический полиморфизм
|
|
9.
| Генетическая гетерогенность
|
|
10.
| Генетические компаунды
|
|
Схематически изобразить изменения в нуклеотидной последовательности при генных мутациях.
Делеция, приводящая к сдвигу рамки считывания.
|
Инсерция, приводящая к сдвигу рамки считывания.
|
Дополнить схему «Проявления клинического полиморфизма и его генетические причины» (Бочков стр. 66, 157-158).Написать примеры заболеваний.
Проявления клинического полиморфизма:
1.___________________________________;
2.___________________________________;
3.___________________________________;
4.___________________________________;
5.___________________________________;
6.___________________________________.
|
Генетическая гетерогенность:
1.
2.
3.
Заболевание:
|
Взаимодействие
неаллельных генов:
1.
2.
3.
Заболевание:
|
______________
Заболевание
|
______________
______________
Заболевание
|
______________
______________
Заболевание
|
______________
Заболевание
|
9) Подготовить реферативные сообщения по следующим темам:
1. Болезнь Гиршпрунга (REТ-протоонкоген).
2. Аниридия (мутации PAX 6).
3. Cемейная гиперхолестеринемия (LDLR-мутации).
План сообщения:
1) Этиология заболевания:ген, ответственный за развитие заболевания и еголокализациянахромосоме, экспрессируемый белок. Структурные изменения в гене (наиболее характерныемутации), влияние на белок (формирование аномального белка или изменение его количества), функциональные изменения (уменьшение, отсутствие или усиление выполняемой функции, появление нового свойства).
2) Тип наследования заболевания.
3) Патогенез заболевания.
4) Диагностика: биохимические, молекулярно-генетические, цитогенетические (выбрать нужные) инструментальные методы.
5) Лечение: этиотропное, патогенетическое, симптоматическое, хирургическое.
Задания для самостоятельной аудиторной работы студентов по теме:
Работа 1. Генетический импринтинг.
Цель работы: Изучить механизм возникновения импринтинга.
Схематично покажите преобразования материнского и отцовского импринтинга.
материнский импринт
отцовский импринт
|
3.Дополните схему и покажите причины возникновения синдромов Прадера-Вилли и Ангельмана в результате делеции.
Для нормального развития необходима только одна активная копия обоих участков, при этом в отцовской хромосоме предпочтительно экспрессируется участок Прадера-Вилли, а в материнской – Ангельмана.
Инактивация участка при помощи метилирования
|
15q материнская хромосома
|
Делеция отцовского участка
|
Делеция материнского участка
|
Работа 2. Этиология моногенных заболеваний.
Цель работы: Изучить основные причины генных болезней.
Используя данные реферативных сообщений, выделите основные изменения на уровне гена и белка некоторых генных заболеваний.Заполните следующую таблицу.
Название заболевания/тип наследования
| Ген
| Локализация гена на хромосоме
| Наиболее характерные мутации
| Изменения в образовании белка
| Изменение выполняемой функции
|
Аниридия
| РАХ6
|
|
|
|
|
Болезнь Гиршпрунга
| REТ
|
|
|
|
|
Семейная гиперхолестеринемия
| LDLR
|
|
|
|
|
Витамин Д-резистентный рахит
| РHEХ
|
|
|
|
|
Гемофилия А, гемофилия В
| HEMAHEMB
|
|
|
|
|