ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ. СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

КАФЕДРА МЕДИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ И

БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Безопасность

жизнедеятельности

 

Учебно-методический комплекс

Информационные ресурсы дисциплины

Рабочая программа

Задание на контрольную работу

 

Институты: все

Направления подготовки высшего профессионального образования:

080000 – экономика и управление

140000 – энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

150000 – металлургия, машиностроение и материалообработка

190000 – транспортные средства

200000 - приборостроение и оптотехника

210000 – электронная техника, радиотехника и связь

220000 – автоматика и управление

230101 – информатика и вычислительная техника

240000 – химическая и биотехнологии

261000 – технология художественной обработки материалов

280200 – защита окружающей среды

 

 

Санкт-Петербург

Издательство СЗТУ

 

 

Утверждено редакционно-издательским советом университета.

УДК 331.45:574

 

Безопасность жизнедеятельности: Рабочая программа,

Задания на контрольную работу.- СПб.: СЗТУ, 2009.- 25с.

 

Методический комплекс раскрывает содержание основных разделов дисциплины и материал, необходимый для его самостоятельного изучения с помощью рекомендуемой литературы.

 

Рабочая программа разработана на основании примерной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», рекомендованной Министерством образования РФ для всех направлений и специальностей высшего профессионального образования (Москва 2000г.).

 

Рассмотрено на заседании кафедры Медико-технических систем и Безопасности жизнедеятельности 02 февраля 2009 года протокол №6 и одобрено методической советом института Приборостроения и систем безопасности 09 февраля 2009 года протокол № 6.

 

 

Рецензенты: кафедра Медико-техническиз систем и безопасности жизнедеятельности СЗТУ;

проф., канд. техн. наук, Романов А.Ф.

кафедра Электроснабжения СЗТУ;

проф., канд. техн. наук, Зайцев Г.З.

 

 

ã Гуткин В.И., Магомет Р.Д., Березкина Е.В.

 

ВВЕДЕНИЕ

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – наука о сохранении здоровья и безопасности человека в процессе жизнедеятельности; об опасностях среды обитания, в том числе производственной среды; о выявлении и анализе опасностей и защите от них. Данный комплекс БЖД рассматривает как в обычных, так и чрезвычайных ситуациях (ЧС).

Программа учитывает требования к минимуму содержания и уровню подготовки инженера, изложенные в образовательном стандарте (ОПД 14), а также положения “Примерной программы по БЖД”, утвержденной Минобразования России (20. 09. 2000г.).

Как учебная дисциплина БЖД продолжает непрерывное образование студентов знаниям и навыкам в области обеспечения безопасной жизнедеятельности человека, особенно при эксплуатации технических систем в промышленности.

 

1.1. Цель преподавания

Цель преподавания БЖД состоит в том, чтобы сформировать у специалиста любого профиля информационную культуру безопасности в условиях реальной жизни и деятельности; стиль мышления, учитывающий категории и виды безопасности; обеспечить образовательную и воспитательную основу для осознанного восприятия конкретных требований безопасности; воспитать личность безопасного типа, которая не приносит своей деятельностью вреда себе, природе и обществу.

 

1.2. Задачи изучения

Основная задача дисциплины - обучение студентов теоретическим знаниям и практическим навыкам, необходимым для:

· создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

· идентификация негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;

· разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

· проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями безопасности и экологичности;

· обеспечение устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

· принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий;

· прогнозирования развития негативных воздействий и оценки их действия;

· правовые нормативно-технические и организационные основы БЖД;

· управление безопасностью жизнедеятельности.

Студенты должны уметь:

· пользоваться приборами и проводить измерения параметров и уровней негативного действия на человека и среду обитания;

· эффективно применять средства защиты от воздействия опасностей;

· планировать мероприятия по защите людей в ЧС;

· проводить ликвидацию последствий ЧС.

 

1.3.Перечень дисциплин, необходимых для изучения

Для полноценного усвоения учебного материала по БЖД студентам необходимо иметь знания по математике, особенно по разделу теория вероятности, физике, физической химии, началам общей биологии, метрологии и теории измерений.

БЖД наряду с прикладной инженерной направленностью ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке специалистов технических ВУЗов и базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин. Ее изучение является завершающим этапом формирования инженера в соответствии с квалификационными требованиями.

 

1.4. Содержание дисциплины

Рассматриваются об­щие вопросы безопасности жизнедеятельности человека в системе “Человек – Среда обитания”, отдельные аспекты экологии и эргономики и взаимодействий человека в среде обитания, основы физиологии, рациональные условия труда, анатома - физиологические последствия воздействия на человека опасных и вредных факторов, принципы их нормирования, средства и методы повышения безопасности технических систем, контроль и управление условиями жизнедеятельности и др.

 

Рабочая программа (объём курса - 100часов)

 

1.4.1. Общие вопросы безопасности жизнедеятельности (6часов)

[1]; [2]; [3].

Среда обитания человека: окружающая, производственная, бытовая. Взаимодействие человека со средой. Природные, биологические и техногенные опасности. Классификация опасностей.

Объективные основы возникновения проблемы безопасности жизнедеятельности. Аксиома о потенциальной опасности. Риск и анализ риска. Элементы безопасности: промышленная безопасность, экологическая безопасность, чрезвычайные ситуации.

Роль и место инженерно-технических работников при разработке, изготовлении, эксплуатации техники и технологии.

1.4.2. Правовые, нормативно - технические и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности (12 часов)

[1]; [4]; [5]; [6].

Нормативно – техническая система обеспечения безопасности жизнедеятельности. Системы стандартов безопасности труда, её структура и использование для целей БЖД. Структура системы законов о труде РФ. Нормативно-техническая документация: единая межотраслевая, предприятий и организаций. Инструкции по безопасности труда типовые и профессиональные. Система управления безопасностью труда на предприятии.

Интегральные показатели состояния безопасности и условий труда. Планирование работы по охране труда, ее стимулирование.

Регистрация, учет и расследование несчастных случаев. Клас­сификация несчастных случаев. Особенности расследования и оформ­ления несчастных случаев различного типа.

Требования к операторам технических систем, профессиональ­ный отбор и медицинское освидетельствование. Подготовка и повышение квалификации ИТР по безопасности жизнедеятельности. Ответственность за соблюдение нормативных условий и безопас­ности жизнедеятельности на предприятии.

Роль трудового коллектива по организации и соблюдению норм безопасности. Коллективный договор. Страхование.

 

1.4.3. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедея­тельности (12 часов)

[1]; [3]; [4]; [7];[21];[23]; [27].

Классификация основных форм деятельности человека. Физичес­кий и умственный труд. Тяжесть и напряженность труда. Статические и динамические условия труда. Мышечная работа. Классификация тяжести труда. Энергетические затраты и энергопотребление человека при различных видах деятельности. Утомление. Здоровый образ жизни и пути сохранения работоспособности человека.

Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производ­ственных помещений. Системы обеспечения параметров микроклимата. Воздух производственных помещений. Методы и средства нормализации воздуха: отопление, вентиляция, кондиционирование; их устройства и требования к ним.

Эргономика и инженерная психология, рациональная организация рабочего места, требования к производственным помещениям, режим труда и отдыха, основные пути снижения утомления и монотонности труда. Особенности труда женщин и подростков.

 

1.4.4. Негативные факторы в системе “Человек – Среда” (10 час.)

[1]; [2]; [3]; [4];[26]; [27]; [28].

Понятие элемента “Среда” в системе “Человек – Среда”. Понятие о среде обитания и деятельности человека как биологической системе. Классификация факторов опасности среды (окружающей, производственной, бытовой), воздействующих на человека. Понятия науки “Безопасность жизнедеятельности” и задачи, решаемые этой наукой. Общая характеристика системы, ее элементы. Условия нормального функционирования человека в связи со средой. Источники загрязнения среды. Опасные и вредные производственные факторы. Роль инженера в решении вопросов безопасной деятельности в связи со средой. Последствия для человека связанные с нарушением равновесия состояния среды.

Понятие о несчастном случае. Производственный травматизм и профессиональные заболевания. Социальный и материальный ущерб, затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности. Страхование как фактор социальной защиты человека на производстве.

 

1.4.5. Понятие элемента “Человек” в системе “Человек – Среда”.

(12 часов)

[1]; [3]; [8]; [9]; [10]; [11]; [12]; [15]; [16]; [18]; [19]; [20].

Особенности структурно - функциональной организации человека. Естественные системы защиты человека от опасных и вредных факторов, краткая характеристика нервной системы. Условные и бе­зусловные рефлексы. Характеристики и строение анализаторов: кожный анализатор, осязание, ощущение боли, температурная чувствительность, вибра­ционная чувствительность, кинестезия, восприятие вкуса, обоняние, слух, зрение. Время реакции человека на действие разд­ражителя.

Допустимое воздействие вредных факторов (ОВПФ) на человека. Назначение знаний о предельно - допустимых воздействиях (ОВПФ).

Производственное освещение. Требования к системе освещения. Системы освещения. Естественное и искусственное освещение, их расчёт. Принципы нормирования освещения. Светильники, источники света. Профессиональные заболевания и производственный травматизм при несоблюдении требований к освещению.

Механические колебания. Виды вибрации и их воздействие на человека. Нормирование вибраций. Вибрационная болезнь. Методы и средства защита от вибрации.

Производственный шум. Постоянный и непостоянный шум. Виды шума и их дей­ствие на человека. Допустимые уровни шума. Нормирование производственного шума. Про­фессиональные заболевания от воздействия шума. Методы и средства защиты, их выбор и расчёт.

Электрический ток. Воздействие электрического тока на орга­низм человека. Напряжение прикосновения. Шаговое напряжение. Опасность поражения электрическим током. Характеристика помещений и наружных установок по степени опасности поражения электрическим током (ПУЭ). Защита людей и оборудования от поражения электрическим током. Заземление, защитное отключение. Защита от статического электричества.

Электромагнитные поля (ЭП). Воздействие (ЭП), радиочастот, УКВ, УВЧ на органы зрения, кожный покров, центральную нервную систему, состав крови и эндокринную систему человека. Особенности воздействия лазерного излучения. Нормирование электромагнитных полей.

Действие инфра – красного (ИК) и ультра – фиолетового (УФ) излучения на организм человека. Негативные последствия. Нормированиe ИК, УФ.

Вредные вещества (ВВ). Классификация, агрегатное состояние. Пути поступления (ВВ) в организм. Действия вред­ных веществ на организм человека. Предельно допустимые концент­рация (ПДК), принцип её определения. Пути и средства нормализации воздуха производственных помещений.

 

1.4.6. Методы и средства повышения безопасности технических сис­тем и технологических процессов (12 часов)

[1]; [3]; [7]; [8]; [9]; [10]; [11]; [12]; [14]; [15]; [16]; [18]; [19]; [20]; [24]; [25]; [29]; [30].

Общие требования к безопасности технических процессов. Нормативные показатели безопасности оборудования и технологических процессов.

Опасности и повышение безопасности: при эксплуатации подъемно - транспортных механизмов и машин; при ремонте и эксплуатации котельного, сварочного оборудования; в электроустановках: защитное заземление, зануление,защитное отключение, другие средства защиты. Оградительные и предупредительные средства, блокировочные и сигнализирующие устройства, системы дистанционного управления. Безопасность автоматизированного и роботизированного производства. Эргономические требования к техническим системам. Учет требований безопасности при подготовке производства.

Защитные экраны. Принципы реализации защитных функций: поглощение, отражение и рассеивание энергии механических, акустических и электромагнитных излучений. Основы расчёта и конструирования средств защиты от действия ОВПФ.

 

Гражданская оборона

1.4.7. Защита населения и территорий от опасностей в чрезвычайных ситуациях. (12 часов)

[1]; [13]; [17]; [22]; [23]; [26]; [27]; [28].

Потенциальные опасности производственных процессов и технических средств. Причины аварий и катастроф. Классификация чрезвычайных ситуаций, оценка чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Характеристика поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций природного характера, военного времени.

Прогнозирование и оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях.

Радиационно опасные объекты (РОО). Прогнозирование радиационной обстановки. Нормы радиационной безопасности военного времени.

Химически опасные объекты, их группы и классы опасности. Химический контроль и химическая защита.

Пожаро- и взрывоопасные объекты. Классификация взрывчатых веществ. Газо-воздушные и пылевоздушные смеси. Классификация пожаров и промышленных объектов по пожароопасности. Физико-химические основы процессов горения и взрыва. Пожарная профилактика. Средства тушения пожаров.

Устойчивость функционирования объектов экономики. Понятие об устойчивости в ЧС. Методика оценки защищенности производственного персонала. Требования норм проектирования ИТМ ГО к гражданским и промышленным объектам.

Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС): задачи и структура. Гражданская оборона, ее место в системе общегосударственных мероприятий гражданской защиты. Организация защиты в мирное и военное время, способы защиты, защитные сооружения, их классификация.

Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Особенности проведения АСДНР при действии различных поражающих факторов.

 

1.4.8. Антропогенные опасности и защита от них. (10 часов)

[1]; [3]; [7]; [27].

Человеческий фактор в обеспечении безопасности в системе «человек-машина». Психофизическая деятельность человека. Роль психологического состояния человека в проблеме безопасности, психологические причины совершения ошибок и создания опасных ситуаций. Особенности групповой психологии.

Надежность человека как звена технической системы.

Стимулирование безопасности деятельности.

Профессиональные обязанности и обучение операторов технических систем и ИТР по БЖД. Природные возможности человека по восприятию информации, распознанию опасностей. Подготовка и повышение квалификации ИТР.

 

 

1.4.9. Безопасность в отрасли (8часов)

[1]; [8]; [9]; [10]; [11]; [12]; [14]; [15]; [16]; [28]; [29].

Особенности обеспечения безопасности отрасли. Травмирующие и вредные факторы, особенности производственного травматизма и заболеваний в отрасли, их значимость по сравнению со средними показателями в экономике РФ. Системы и средства защиты, применяемые в отрасли.

1.4.10. Безопасность и экологичность в специальных условиях. (6часов)

[1]; [13]; [15]; [28].

Безопасность проведения особо опасных работ и процессов с повышенной экологической опасностью.

 

Тематический план лекций

для студентов очно-заочной формы обучения (16 часов)

Тема лекции Количество часов
Введение в предмет 1 час
Правовые вопросы безопасности 2 часа
Физиология труда 1 час
Система «Человек-Среда» 2 часа
Негативные факторы в системе «Человек - Среда» 2 часа
Методы повышения безопасности технических систем 2 часа
Чрезвычайные ситуации 2 часа
Антропогенные опасности 2 часа
Безопасность в отрасли 2 часа

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

(8 часов)

1. Исследование метеорологических условий воздушной среды на рабочем месте.

2. Измерение малой скорости движения воздушной среды.

3. Измерение концентрации газообразных примесей в воздухе.

4. Измерение запылённости воздуха.

5. Производственное освещение.

6. Производственный шум и звукопоглощение конструкционных материалов.

7. Производственная вибрация.

8. Исследование сопротивления тела человека электрическому току.

9. Исследование электробезопасности в сетях трёхфазного тока напряжением до 1000 В.

10. Исследование изоляции электрических кабелей.

Практически работы. Измерение ионизирующих излучений для контроля радиационной обстановки на местности, в жилых и рабочих помещениях.

1. Измерение мощности полевой эквивалентной дозы g - излучения.

2. Измерение загрязненности поверхности b - излучающими радионуклидами.

3. Установление удельной активности радионуклида цезий – 137.

4. Установление работы звуковой сигнализации прибора при превышении порогового значения мощности эквивалентной дозы g - излучения.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основной

1. Гуткин, В.И. Безопасность жизнедеятельности и чрезвычайные ситуации: учеб. и справ. пособие для вузов/ В.И. Гуткин, В.А. Рогалев; под ред. В.И. Гуткина; СЗТУ.- СПб.: МАНЭБ, 2005. 719 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов/ Л.А. Михайлов [и др.]; под ред. Л.А. Михайлова.- СПб.: Питер, 2006.- 301 с.

3. Русак, О.Н. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие/ О.Н. Русак, К.Р. Малаян, Н.Г. Занько; под ред. О.Н. Русака.- Изд. 9-е, стер.- М.: Омега- Л; СПб.: Лань, 2005.- 447с.

4. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов/ [С.В. Белов [и др.]]; под общ. ред. С.В. Белова.- М.: Высш. шк., 2001.- 485 с.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации.- Офиц. Изд.- М.: Герда, 2007.-256с.

6. Новые законы и нормативные акты: приложение к «Российской газете».- М.: Российская газета, 2008.-176 с.

7. Кириченко, А.С. Краткое пособие по безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие/ А.С. Кириченко.-СПб.: Изд-во СЗТУ, 2001.-180с.

8. Кораблев, В.П. Электробезопасность на предприятиях химической промышленности/ В.П. Кораблев.- М.: Химия, 1991.-238с.

9. Манойлов, В.Е. Основы электробезопасности/ В.Е. Манойлов.- 5-е изд., перераб. И доп.- Л.: Энергоатомиздат, 1991.-479с.

10. Буралев, Ю.В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте: учебник для вузов/ Ю.В. Буралев.- М.: Academia, 2004.- 287с.

11. Гуткин, В.И. Безопасность жизнедеятельности специалистов, работающих с ПЭВМ: учеб. пособие для вузов/ В.И. Гуткин, Е.И. Масальский.- СПб.: СЗПИ, 1995.- 93с.

12. Гуткин, В.И. Безопасность жизнедеятельности при пожаре: учеб. пособие/ В.И.Гуткин, А.С. Кириченко.-СПб.: СЗПИ, 1999.- 118 с.

13. Гуткин, В.И. Безопасность жизнедеятельности и чрезвычайные ситуации: учеб. пособие/ В.И. Гуткин, Р.Д. Магомет, Е.В. Мельникова.- СПб.: Изд-во СЗТУ, 2003.- 235 с.

14. Антонюк, В.Е. Конструктору станочных приспособлений: справ. пособие/ В.Е. Антонюк.- Минск: Беларусь, 1991.-400с.

15. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): учеб. пособие для вузов/ [П.П. Кузин [и др.].- М.: Высш. шк., 1999.- 318с..

16. Балашов, В.М. Проектирование машиностроительных производств. Механические цеха: учеб. пособие для вузов/ В.М. Балашов, В.В. Мешков, А.Г. Схиртладзе; ТГТУ.- Изд. 2-е, перераб.- Тверь: Изд-во ТГТУ, 2005.-158с.

17. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для вузов/ В.В. Денисов, И.А. Денисова, В.В. Гутенев, О.И. Монтвила; под ред. В.В. Денисова.- М.: МарТ, 2003.- 607с.

Дополнительный

18.. Безопасность жизнедеятельности: учеб.-метод. комплекс, информ. ресурсы дисциплины, метод. указания к выполнению лаб. и практ. работ/ Федер. агенство по образованию, СЗТУ, Каф. МТС и БЖ; сост.: В.И. Гуткин [и др.].- СПб.: Изд-во СЗТУ, 2008.- 59с.

19. Охрана труда. Электробезопасность обслуживания электроустановок до 1000 В.: метод. указ. к разделу «Электробезопасность» при выполнении диплом. проектов/ сост.: В.И. Гуткин, Е.И. Масальский.- Л.: СЗПИ,1990.-88 с.

20. Производственный шум, вибрация и методы борьбы с ними: метод. указ. к выполнению курс. И диплом. проектов/ сост.: В.И. Гуткин, Е.И. Масальский.-Л.:СЗПИ, 1990.- 66с.

21. Безопасность деятельности: энцикл. словарь/ И.В. Бойко [и др.]; под ред. О.Н. Русака.- СПб.: ЛИК, 2003.-502 с.

22. Гринин, А.С. Экологическая безопасность. Защита территорий и населения при чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие/ А.С. Гринин, В.Н. Новиков.-М.: Фаир-Пресс; М.: Грнд, 2002.- 327с.

23. Гуткин, В.И. Основные термины и определения по безопасности жизнедеятельности и чрезвычайным ситуациям: справ. пособие/ В.И. Гуткин.- СПб.: Изд-во СЗТУ, 2004.-147 с.

24. Белявин, К.Е. Электробезопасность при эксплуатации электроустановок: справ. пособие/ К.Е. Белявин, Б.В, Кузнецов.- 2-е изд., стер.- Минск: Технопринт, 2004.-185с.

25. Васильева, Л.С. Краткий справочник по автомобильным эксплуатационным материалам: справочник/ Л.В. Васильева.- М.: Транспорт, 1992.-118с.

26. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие/ под ред. Л.А. Муравья.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2003.- 431с.

27. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов/ Э.А. Арустамов [и др.]; под ред. Э.А. Арустамова.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Дашков и К, 2003.- 493с.

28. Калыгин, В.Г. Промышленная экология: учеб. пособие для вузов/ В.Г. Калыгин..-М.: Академия, 2004.-430с.

29. Иванов, Б.С. Охрана труда в литейном и термическом производстве: Учеб. для вузов/ Б.С. Иванов.- М.: Машиностроение, 1990.-223с.

30. Касаткин, А.С. Электротехника: учебник для вузов/ А.С. Касаткин, М.В. Немцов.- 11-е изд., стер.- М.: Академия, 2008.- 538с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: