Общие требования по охране труда в проектируемому предприятию




Охрана труда и окружающей среды в проектируемом АТП

В процессе ТО и ремонта ТС могут иметь место следующие опасные и вредные производст­венные факторы: движущиеся ТС, машины и механизмы, незащищенные подвижные части производственного оборудования, двигающиеся агрегаты, заготовки, материалы, разрушающиеся конструкции; повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенная температура поверхностей оборудования, материалов; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; повышенные уровни шума на рабочем месте при ремонтных и контрольно-диагностических операциях; повышенный уровень вибрации; повышенная или пониженная влажность воздуха; повышенная или пониженная подвижность воздуха; повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; повышенный уровень статического электричества; недостаточная освещенность рабочей зоны; повышенная яркость света; высокое гидравлическое давление в системе подачи топлива в цилиндры дизельных двигате­лей, в гидравлических системах приводов; повышенное давление в шинах колес; дефекты инструмента, оборудования, приспособлений (острые кромки, заусенцы и шерохова­тость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования); расположение рабочей зоны на высоте более 1 м относительно поверхности земли (пола); компоненты в составе применяемых материалов, воздействующие на работающих через кож­ный покров, дыхательные пути, пищеварительную систему и слизистые оболочки органов зрения и обоняния; наличие легковоспламеняющихся и горючих веществ; наличие объемов, в которых могут образовываться взрывоопасные смеси (топливные баки).

При проведении ТО и ремонта ТС необходимо соблюдать требования пожарной безопасности по ГОСТ 12.1.004; правил пожарной безопасности Республики Беларусь ППБ 2.06-2000 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь для предприятий и организаций, осуществляющих эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт авто­транспортных средств»; правил пожарной безопасности Республики Беларусь ППБ РБ 1.01-94 «Общие правила пожарной безопасности Республики Беларусь для про­мышленных предприятий»; правил пожарной безопасности Республики Беларусь ППБ РБ 1.03-92 «Правила пожарной безопасности и техники безопасности при проведении огневых работ на предприятиях Республики Беларусь»; межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Ми­нистерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. № 180/128, а также требования взрывобезопасности по ГОСТ 12.1.010.

Эксплуатация электроустановок и содержание их в исправном состоянии с целью обеспече­ния надежности и безопасности их работы должны соответствовать ТКП 181, ГОСТ 30331.3 и Межотраслевым правилам по охране труда при работе в электроустановках утвержденых совместным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства энергетики от 30 декабря 2008 г. № 205/59.

Электрооборудование, его монтаж и эксплуатация должны соответствовать требованиям СТБ МЭК 60439-1 и СТБ МЭК 61140.

Электроустановки должны иметь заземление по ГОСТ 21130, ГОСТ 12.2.007.0.

Производственное оборудование должно удовлетворять требованиям ГОСТ 12.2.003, ГОСТ 12.2.007.0, межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Ми­нистерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. № 180/128 и санитарных правил и норм Республики Беларусь СанПиН 11-09-94 «Санитарные правила организации технологических процессов и гигиени­ческие требования к производственному оборудованию» утвержденных главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь 27 января 1994 г.; ручные пневматические машины - ГОСТ 12.2.010; ручные электрические машины - ГОСТ 12.2.013.0; станочные приспособления - ГОСТ 12.2.029, металлообрабатывающие станки - ГОСТ 12.2.009; деревообрабатывающие станки - ГОСТ 12.2.026.0.

Опасные зоны на территории организации, транспортных путях, переходах, в производствен­ных зданиях и сооружениях, на рабочих площадках, рабочих местах должны быть обозначены соот­ветствующими знаками безопасности.

Сигнальные цвета и знаки безопасности, предназначенные для привлечения внимания работаю­щих к непосредственной опасности, предупреждения о возможной опасности, должны соответство­вать ГОСТ 12.4.026.

Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности - СТБ 1392.

Защитные ограждения производственного оборудования, предназначенные для защиты рабо­тающих от опасности, создаваемой движущимися частями производственного оборудования, изде­лиями, должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.062.

Порядок ТО и ремонта ТС должен соответствовать требованиям ТКП 132, ТКП 248, ремонт­ным документам, технической документации изготовителей ТС, технологическим документам по ТО и ремонту.

Процессы ТО и ремонта ТС должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.3.002, а также требованиям других ТНПА, распространяющихся на эти процессы.

Процессы ТО и ремонта ТС должны быть безопасными на всех стадиях: подготовки ТС, его составных частей к ТО и ремонту; непосредственного выполнения работ (при снятии составных частей с ТС и установке их на ТС; разборке, дефектовке и сборке составных частей ТС; контроле технического состояния ТС, агрегатов; заправки ТС горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями; хранения и транспортирования ТС, деталей агрегатов и материалов; удаления отходов производства).

Требования безопасности труда должны быть включены в технологические процессы вы­полнения работ по ТО и ремонту ТС и их составных частей в соответствии с ГОСТ 3.1120.

Содержание вредных веществ в воздухе рабочих зон производственных помещений (произ­водственных площадок) при проведении процессов ТО и ремонта не должно превышать предельно допустимые концентрации (ПДК) согласно ГОСТ 12.1.005 и санитарных правил и норм Республики Беларусь «Перечень регламентированных в воз­духе рабочей зоны вредных веществ» утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 240.

При проведении ТО и ремонта ТС запрещается использовать неисправные оборудование, приборы, приспособления, инструмент.

Применение средств измерений и технического диагностирования (контроля) должно осуще­ствляться в соответствии с руководством по эксплуатации и ТНПА.

Устройство и эксплуатация грузоподъемных машин, механизмов и грузозахватных приспо­соблений должны отвечать требованиям ГОСТ 12.2.003, ГОСТ 12.3.002, руководств по эксплуатации.

Работы с применением грузоподъемных кранов, автопогрузчиков, электропогрузчиков, электро- штабелеров, а также грузовых тележек, грузовых тележек с подъемными устройствами должны про­изводиться с соблюдением требований правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 3 декабря 2004 г. № 45 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Рес­публики Беларусь от 8 октября 2007 г. № 84) и межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации напольного колесного безрель­сового транспорта утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 165 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19 ноября 2007 г. № 150)

Автопогрузчики, используемые в помещениях, должны быть оборудованы системами ней­трализации газов.

ТО и ремонт ТС необходимо выполнять на специально предназначенных для этих целей местах (постах), оснащенных необходимым оборудованием и инструментом (в том числе специали­зированным), приборами и приспособлениями, предусмотренными определенным видом работ.

Каждый грузоподъемный механизм должен осматриваться и проверяться лицом, ответст­венным за безопасное производство работ с грузоподъемными механизмами, которое обязано лично удостовериться в том, что:

- масса груза, предназначенного для подъема, не превышает обозначенной на грузоподъемном механизме максимальной (предельной) грузоподъемности;

- металлические части не имеют трещин, надломов и других повреждений, а стяжные болты на­дежно затянуты;

- механизмы хорошо смазаны, а детали вращаются легко, без заедания;

- грузоподъемный винт прямой, не заедает в гайках, износ резьбы винта и гаек не превышает нормы, установленной при эксплуатации данного грузоподъемного механизма;

- соединительные кабели не имеют повреждения изоляции (разрезы, вмятины и т. п.) и наруше­ния заделки концов кабеля в разъемах.

Органы управления грузоподъемного механизма (кнопочный пульт, педали, рычаги) должны быть в работоспособном состоянии, кнопки управления должны быть обозначены и соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.007.0.

Ручные, рычажно-реечные домкраты должны иметь исправные устройства, исключающие самопроизвольное опускание груза при снятии усилия с рычага или рукоятки, снабжаться стопорами, исключающими выход винта или рейки при нахождении штока в верхнем крайнем положении.

Домкраты и специальные подъемники с электрическим приводом должны быть с исправ­ными устройствами для автоматического выключения электродвигателя в крайних верхнем и нижнем положениях.

Гидравлические и пневматические домкраты и подъемники должны иметь герметичные со­единения, исключающие утечку жидкости или воздуха из рабочих цилиндров во время эксплуатации.

Обратные клапаны или другие устройства гидравлических и пневматических домкратов и подъ­емников должны обеспечивать плавное, медленное опускание штока или остановку его в случае по­вреждения трубопроводов, подводящих или отводящих жидкость, сжатый воздух.

Гидравлические домкраты следует устанавливать на твердое основание, чтобы при подъеме не могло возникнуть перекосов, которые приводят к заеданию поршня.

Для предотвращения аварии в случае внезапного оседания домкрата или прорыва манжеты между неподвижной частью домкрата и поднимаемым грузом следует укладывать специальные про­кладки (полукольца).

Манометр домкрата, предусмотренный конструкцией грузоподъемного механизма, должен находиться в работоспособном состоянии, быть поверен в установленном порядке и не иметь повре­ждений.

В рабочем положении плунжер гидроподъемника должен быть надежно зафиксирован упо­ром, предотвращающим самопроизвольное опускание подъемника.

Переносной светильник должен иметь на лампе защитную сетку, шнур и изоляционная трубка должны быть исправны. Переносные светильники должны включаться в электросеть с напря­жением не более 42 В.

При наличии особо неблагоприятных условий, когда опасность поражения электрическим током усугубляется теснотой, неудобным положением работающего, соприкосновением с заземлен­ными поверхностями (работа в котлах, емкостях и т.п.), для питания переносных светильников долж­но применяться напряжение не более 12 В.

При постановке ТС на посты ТО и ремонта расстояния между ними, а также между конструк­циями здания определяются в зависимости от габаритных размеров ТС согласно ТКП 45-3.02-25 и межотраслевым правила по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Ми­нистерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. № 180/128.

На посты ТО и ремонта ТС должны подаваться в чистом виде. Под чистым видом ТС понимается отсутствие существенных загрязнений и наслоений льда и снега на наружных поверхностях кабины, кузова и шасси. ТС не должно иметь неприятный запах, связанный с характером перевозимого им груза. Не допускается высыпание и каплепадение из кузова ТС трудносмываемых веществ или веществ, имеющих неприятный запах.

ТС, подлежащие уборке, должны устанавливаться на специально предназначенные для этого места - посты мойки и уборки.

Передвижение и постановка на осмотровую канаву неисправного ТС разрешаются его бук­сировкой на жесткой сцепке машиной технической помощи в соответствии с руководством по экс­плуатации буксируемого ТС и с инструкцией по производству маневровых работ организации.

ТС, установленное на пост ТО и ремонта, необходимо затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг коробки перемены передач должен быть установлен в нейтральное поло­жение (для механических коробок перемены передач), на пульте управления гидромеханических пе­редач должна быть нажата кнопка «N» («нейтраль»), на ТС с бензиновыми двигателями необходимо выключить зажигание и извлечь ключ из замка зажигания, а на ТС с дизельным двигателем - пере­крыть подачу топлива. Во всех случаях кнопка массы ТС должна быть выключена.

Рулевое колесо должно быть зафиксировано от проворачивания, при этом цепи приборов и по­требителей должны быть отключены.

После этого необходимо надежно зафиксировать ТС от перемещения вдоль его оси путем уста­новки не менее двух противооткатных упоров с обеих сторон колеса.

Противооткатные упоры должны устанавливаться (извлекаться) за ручку или конструктивный элемент упора, предназначенные для этой цели и исключающие травму руки работающего.

На рулевое колесо ТС должна быть вывешена предупреждающая табличка с надписью «ДВИГАТЕЛЬ НЕ ЗАПУСКАТЬ! РАБОТАЮТ ЛЮДИ!». На ТС, имеющих дублирующее устройство для запуска двигателя, аналогичная табличка должна быть вывешена у этого устройства.

Перед снятием узлов и агрегатов систем питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытекание жидкости, необходимо сначала слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания.

ТО и ремонт ТС следует осуществлять при неработающем двигателе, за исключением слу­чаев производства контрольных и регулировочных работ, требующих запуска двигателя в соответст­вии с технологическим процессом ТО и ремонта.

При выполнении работ по ТО и ремонту ТС необходимо соблюдать требования техники безопасности, указанные в руководствах по эксплуатации применяемого оборудования, и требования технологических процессов по обслуживанию ТС.

На пульте управления подъемником, на котором вывешено ТС, должна быть предупреж­дающая табличка с надписью «НЕ ВКЛЮЧАТЬ! ПОД ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ РАБОТАЮТ ЛЮДИ!».

Запрещается вывешивание оси ТС без фиксации передвижного канавного подъемника на рельсах и без соответствующих специальных подставок, установленных на башмаки стоек канавного подъемника.

Установку специальных подставок на башмаки стоек канавного подъемника следует производить из осмотровой канавы.

При использовании комплекта (группы) из нескольких передвижных подъемников (домкра­тов) с электрическим приводом руководитель работ должен находиться у центрального пульта управ­ления и следить за равномерным подъемом ТС со всех сторон.

Перекос кузова ТС в процессе его подъема или опускания не допускается. При обнаружении пе­рекосов необходимо немедленно опустить ТС и исправить его положение или положение захватов.

Приподнятый край ТС с помощью любого грузоподъемного механизма при проведении об­служивания и текущего ремонта должен быть установлен на страховочную подставку, выполненную в соответствии с конструкторской документацией и испытанную в установленном порядке.

При установке кузова ТС на опорные страховочные подставки (тумбы, козелки) необходимо сле­дить, чтобы страховочные подставки были надежно установлены на полу, а кузов прочно опирался на рабочую поверхность каждой опоры.

Опорные площадки кузова ТС должны быть целыми, без повреждений.

При работе на передвижном подъемнике необходимо соблюдать следующие меры пре­досторожности:

- при опускании тягового электродвигателя или других массивных агрегатов стол подъемника следует подводить под снимаемый груз так, чтобы последний становился

-

- на середину стола;

- стол подъемника должен иметь специальное приспособление, исключающее неустойчивое по­ложение агрегата на столе, вероятность его сдвига или скатывания.

Не допускается:

- выполнять какие-либо работы, находясь под ТС, вывешенным на подъемнике, без установки страховочной подставки (козелка), без установки двух противооткатных упоров с обеих сторон колеса неподнимаемого моста;

- использовать для установки под вывешенное ТС случайные предметы (камни, кирпич и т. п.);

- выполнять работы без фиксации передвижного подъемника на рельсовом пути;

- поднимать и вывешивать ТС за буксирные приспособления, крюки путем захвата за них троса­ми, цепью или крюком подъемного механизма;

- управлять подъемником с нескольких кнопочных постов одновременно;

- соединять и отсоединять все штепсельные разъемы при включенном автомате;

- находиться, производить какие-либо работы в салоне на поднятом ТС;

- оставлять по окончании работ вывешенное ТС, установленное на подъемниках.

Для снятия и установки деталей, узлов и агрегатов массой более 15 кг необходимо пользо­ваться грузоподъемными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами).

Снятие деталей, требующее приложения значительных усилий, следует проводить с помощью съемников.

Перед использованием приспособления для зачаливания лицу, применяющему грузоподъ­емный механизм, необходимо убедиться в его исправности.

Запрещается использовать неисправные приспособления для зачаливания, а также приспособ­ления, не имеющие на тросах и цепях бирок и клейм с указанием грузоподъемности.

При работе с высокорасположенными деталями или агрегатами транспортных средств сле­дует применять специальные устойчивые подставки.

В процессе выкатывания моста ТС необходимо следить, чтобы не происходило его перека­шивания и падения в осмотровую канаву.

Мойку и очистку двигателей, деталей и агрегатов транспортных средств необходимо произ­водить в моечных устройствах или емкостях специально предназначенными для этого пожаробезо­пасными техническими моющими средствами.

Перед запуском двигателя автомобиль необходимо затормозить стояночным тормозом, ры­чаг коробки перемены передач установить в нейтральное положение.

Запуск двигателя и трогание ТС с поста следует производить при условии обеспечения безопасности работающих с данным ТС, а также лиц, работающих вблизи него.

Перед началом движения ТС с подсоединенным шлангом системы удаления выхлопных газов на следующий пост необходимо убедиться в отсутствии людей в зоне движения ТС и шланга системы удаления выхлопных газов.

Прежде чем проворачивать коленчатый вал двигателя, карданные валы привода ведущих мостов, необходимо убедиться в том, что зажигание выключено (для дизелей - подача топлива пре­кращена), рычаг коробки перемены передач установлен в нейтральное положение (для механических коробок перемены передач), на пульте управления гидромеханических передач должна быть нажата кнопка «N» («нейтраль»), выключен стояночный тормоз. После выполнения необходимых работ ТС необходимо затормо-

зить стояночным тормозом.

Запуск двигателя ТС должен производиться при помощи стартера. Использовать пусковую руко­ятку разрешается только в случае невозможности запуска двигателя стартером.

Храповик коленчатого вала должен иметь несработанные прорези, а пусковая рукоятка должна иметь прямую шпильку соответствующей длины и прочности. Ручка пусковой рукоятки должна быть гладкой, без заусенцев.

При запуске двигателя ТС пусковой рукояткой необходимо соблюдать следующие требования:

- не брать пусковую рукоятку в обхват и поворот рукоятки следует осуществлять снизу вверх;

- при регулировке угла опережения зажигания следует устанавливать позднее зажигание;

- не применять никаких рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала.

Не допускается осуществлять запуск двигателя путем буксировки ТС.

Ремонт и замену подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала или долив в него масла необходимо проводить после установки под поднятый кузов специ­ального дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опус­кания кузова.

Упоры должны предназначаться для определенного типа ТС, быть изготовлены в соответствии с конструкторской документацией и испытаны в установленном порядке. Работать с поврежденными (с остаточной деформацией) или неправильно установленными упорами не допускается.

Перемещение ТС с поднятым кузовом не допускается.

Места вывешивания ТС должны иметь хорошее освещение (от 150 до 200 лк), чтобы работники, выполняющие подъем ТС, отчетливо видели все части подъемного устройства и приспособлений, зону действия подъемника и всех участвующих в подъеме.

В производственных помещениях полы должны быть ровными с уклоном 1 % в сторону при­емных колодцев и лотков, прочными, иметь покрытия с нескользящей поверхностью, удобной для очистки. Рабочие места в помещениях с бетонными полами следует укомплектовывать подножными переносными деревянными трапами, настилами или решетками с расстоянием между планками не более 30 мм.

Участки работ в общем производственном помещении, на которых согласно технологическому процессу происходит выделение вредных веществ (газа, пыли, паров), а также тепла и шума, должны располагаться в отдельных изолированных помещениях.

Посты для ТО и ремонта ТС, где по технологическому процессу предусматривается работа двигателя, должны быть оборудованы местными установками для отвода отработавших газов.

Помещения для ТО и ремонта ТС должны оснащаться противооткатными упорами, устанав­ливаемыми под колесо ТС, страховочными подставками (козелками, тумбами) и специальными под­ставками на башмаки стоек подъемника в соответствии с технологической потребностью.

Размеры осмотровых канав должны быть определены в зависимости от типа ТС, применяе­мого технологического оборудования.

Осмотровые канавы должны иметь направляющие реборды по всей длине или другие устройства, предотвращаю­щие падение ТС в канаву во время его передвижения.

Тупиковые канавы дополнительно должны иметь стационарные упоры для колес ТС. Длина тупиковой канавы зависит от размера ремонтируемого ТС, которое должно полностью устанавливаться на канаву, не закрывая входную лестницу и запасной выход.

Для работы спереди и сзади ТС и для перехода через осмотровую канаву необходимо поль­зоваться переходными мостиками шириной не менее 0,8 м, а для спуска в осмотровую канаву и подъема из нее - специальными лестницами.

Количество переходных мостиков должно быть равным количеству мест, устанавливаемых на осмотровой канаве ТС, минус один. Неэксплуатируемые более одной рабочей смены осмотровые ка­навы, траншеи или их части должны перекрываться прочными щитами, переходными мостиками.

При необходимости выполнения работ под ТС, находящимся вне осмотровой канавы, подъ­емника работники должны обеспечиваться лежаками. Не допускается работать, лежа на полу или земле без лежака. При проведении этих работ в зимнее время в неотапливаемых помеще­ниях либо на открытом воздухе необходимо применять утепленные маты.

Помещения и осмотровые канавы, траншеи и тоннели должны содержаться в чистоте, не за­громождаться деталями и различными предметами. На полу канавы должны устанавливаться проч­ные деревянные решетки, не препятствующие использованию технологического оборудования.

Помещения для ТО, ремонта и хранения ТС должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией. Кратность воздухообмена должна обеспечивать содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны в пределах ПДК.

Ремонт рамы следует проводить на специально предназначенных подставках, обеспечи­вающих ее устойчивое положение.

Демонтированные кузова и кабины автомобилей, подлежащие ремонту, должны быть ус­тановлены на специально сконструированные подставки или стенды и находиться в устойчивом и удобном для проведения работ положении.

Продувку системы питания следует проводить с помощью воздушного наконечника, при­соединенного к системе раздачи сжатого воздуха, снабженной масловлагоотделителем. При этом давление воздуха в системе раздачи не должно быть более 0,6 МПа.

При проведении проверок технического состояния тормозной системы ТС необходимо со­блюдать правила по охране труда и предписания руководства по эксплуатации тормозного стенда.

Разборку тормозных цилиндров и камер с пружинными энергоаккумуляторами следует производить с помощью специального приспособления, обеспечивающего безопасное извлечение пружины и исключающего вероятность ее выброса.

Зарядку аккумуляторных батарей и работы, связанные с их ремонтом, необходимо прово­дить в специально оборудованных для этих целей помещениях, соблюдая требования межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Ми­нистерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. № 180/128.

Аккумуляторные батареи следует демонтировать с ТС и устанавливать на ТС с помощью специальных грузозахватных устройств, исключающих их падение.

Для перемещения аккумуляторных батарей по территории и в помещениях организации необходимо пользоваться специальной тележкой, платформа которой должна исключать возмож­ность падения аккумуляторных батарей.

При переносе вручную малогабаритных аккумуляторных батарей необходимо использо­вать приспособления (захваты) и соблюдать меры предосторожности во избежание обливания пер­сонала электролитом.

Приготовление кислотного электролита следует осуществлять в керамических или пла­стмассовых сосудах путем вливания кислоты в дистиллированную воду тонкой струей с тщательным перемешиванием раствора стеклянной или эбонитовой палочкой. Вливать воду в кислоту не допуска­ется.

Переливать кислоту из бутылей следует только с помощью специальных приспособлений (насо­сов, сифонов и т. п.).

Бутыли с кислотой, электролитом разрешается переносить на специальных носилках или других приспособлениях, исключающих падение бутылей, а также перевозить, прочно закрепив их на тележках. Пробки на бутылях должны быть плотно закрыты.

При приготовлении щелочного электролита сосуд со щелочью следует открывать осто­рожно и без применения больших усилий. Чтобы облегчить открытие сосуда, пробка которого залита парафином, разрешается прогревать горловину сосуда ветошью, смоченной в горячей воде.

Куски щелочи необходимо дробить, прикрывая их чистой тканью для предупреждения разлета мелких частиц, брать при помощи стальных щипцов, пинцета или металлической ложки. Не допуска­ется брать щелочь руками.

Аккумуляторные батареи, устанавливаемые на зарядку, необходимо соединять между собой только проводами с наконечниками, плотно прилегающими к клеммам батарей и исключающими возможность искрения.

Присоединение аккумуляторных батарей к зарядному устройству и отсоединение их должно про­водиться только при выключенном зарядном оборудовании.

Контроль за ходом зарядки должен осуществляться при помощи специальных приборов (термометра, нагрузочной вилки, ареометра и т. п.). Проверять аккумуляторную батарею коротким замыканием не допускается.

Зарядка аккумуляторных батарей должна проводиться только при открытых пробках и включен­ной вытяжной вентиляции.

Для осмотра аккумуляторных батарей необходимо пользоваться переносными светиль­никами во взрывобезопасном исполнении напряжением не более 42 В.

Работы с кислотными и щелочными аккумуляторами в одном помещении не допускаются.

Аккумуляторный участок должен размещаться в здании не ниже II степени огнестойкости изолированно от других помещений, преимущественно на первом этаже здания, и должен состоять из трех помещений: зарядного, приготовления электролита и ремонта аккумуляторных батарей.

В целях исключения возможности загорания горючих материалов (обивки кузова, топлива, смазочных материалов и т. п.) сварочные работы непосредственно на автомобиле следует проводить согласно требованиям ГОСТ 12.3.003, правил пожарной безопасности Республики Беларусь ППБ 2.06-2000 «Правила пожарной безопасности Республики Беларусь для предприятий и организаций, осуществляющих эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт авто­транспортных средств», межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Ми­нистерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. № 180/128.

Перед выполнением сварочных работ необходимо убедиться, что условия безопасности соблю­дены.

Выполнение сварочных работ на временных рабочих местах должно производиться в со­ответствии с требованиями правил пожарной безопасности Республики Беларусь ППБ РБ 1.03-92 «Правила пожарной безопасности и техники безопасности при проведении огневых работ на предприятиях Республики Беларусь».

Пайку и сварку емкостей из-под горюче-смазочных материалов необходимо осуществлять только после их специальной обработки (промывки, дегазации, пропарки).

Топливо (жидкое, газообразное) из емкостей ТС, на которых должны проводиться сварочные, окрасочные и другие работы, при которых возможно повреждение емкостей с топливом, появление источника возгорания, должно быть предварительно слито (выпущено) на специально отведенном посту (месте). Топливные емкости должны быть промыты, пропарены, провакуумированы.

Перед ремонтом и пайкой емкости из-под взрывопожароопасных и ядовитых жидкостей необхо­димо обрабатывать горячей водой с каустической содой, пропаркой, просушкой горячим воздухом до полного удаления следов этих жидкостей с последующим анализом воздушной смеси в емкости с по­мощью газоанализатора.

Разрешается производить пайку емкостей из-под горючих жидкостей без предваритель­ной обработки, наполнив емкости нейтральным газом, при этом в процессе пайки газ должен пода­ваться в емкость непрерывно в течение всего времени пайки. Пайку емкостей следует производить при открытых пробках или крышках.

Паять радиаторы, топливные баки и другие крупные детали необходимо на специальных подставках (стендах), оборудованных поддонами для стекания припоя.

Давление сжатого воздуха при испытании радиатора не должно превышать величину, указанную в руководстве по ремонту автомобилей конкретных марок.

Процессы по снятию и установке колес, монтажу, демонтажу шин должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.3.002, межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Ми­нистерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. № 180/128.

Работы по снятию и установке колес, монтажу, демонтажу шин должны проводиться в строгой последовательности с использованием соответствующего оборудования и инструмента со­гласно технологическому процессу.

Демонтаж шины с диска колеса необходимо осуществлять после полного снятия давле­ния в камере шины.

Монтаж и демонтаж шин должны производиться после предварительного их увлажне­ния для предупреждения пылеобразования.

Монтаж и демонтаж шин должны производиться только при помощи предназначенных для этого устройств, оборудования, приспособлений и инструмента с обязательным применением специальных ограждений, обеспечивающих безопасность работающих, без применения ударного действия.

Перед монтажом шины необходимо проверить исправность и чистоту обода, бортового и замочного колец, а также шины.

После монтажа шины на обод необходимо проверить положение вентиля и посадку бортов по­крышки на полки обода колеса.

При установке сдвоенных колес на ось ТС необходимо совместить окна дисков обоих ко­лес для обеспечения возможности подхода к вентилю шины внутреннего колеса при замере или под­качке внутреннего давления в шине без снятия наружного колеса.

Не допускается производить демонтаж одного из сдвоенных колес ТС без применения домкрата или подъемника путем наезда вторым колесом на возвышение (брусья, доски, кирпичи или др.).

Шину на диск колеса, имеющего замочное кольцо, следует монтировать при условии от­сутствия повреждений обода колеса и повреждений замочного кольца.

Установка замочного кольца на колесо должна выполняться с помощью специальной монтажной лопатки, без применения ударного действия.

Необходимо следить за тем, чтобы замочное кольцо полностью вошло в выемку обода всей внутренней поверхностью.

Не допускается проводить подкачку колес без снятия с ТС, если нарушена сборка колеса или давление в колесе снижено более чем на 40 % от нормативного значения.

Накачивание колес, имеющих замочные кольца, следует осуществлять с применением специальных ограждений, обеспечивающих безопасность работающих при вылете замочного кольца.

При проведении кузнечно-прессовых работ следует соблюдать требования безопасности по ГОСТ 12.3.026.

Детали, подлежащие правке, должны устанавливаться на специальные оправки. Не до­пускается править детали навесу.

Рихтовку крыльев и других деталей из листового материала необходимо осуществлять непосредственно на ТС или специальных стендах.

Снятие и установку рессор следует осуществлять после разгрузки их от массы ТС путем установки под шасси (кузов) страховочных подставок.

Рихтовка рессор должна производиться только на специальной установке.

Организация проведения окрасочных работ при ТО и ремонте ТС на участках и в окрасоч­ных цехах должна соответствовать требованиям ГОСТ 9.402, ГОСТ 12.3.005, ГОСТ 12.3.008, межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Ми­нистерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. № 180/128.

Перемещение ТС внутри окрасочного отделения (между участками или отделениями) должно осуществляться специальной лебедкой или при помощи другого тягового устройства.

Разлитое масло или топливо необходимо немедленно удалять с помощью песка или опи­лок, которые после использования ссыпают в металлические ящики с крышками, установленными вне помещения.

Разлитые на пол краски и растворители необходимо немедленно убирать с применением песка или опилок и удалять из окрасочного отделения.

При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе следует отсоединять оборудование от электросети.

В зоне ТО и ремонта ТС не допускается:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: