Исходные данные
Среднесписочное количество автобусов: МАЗ- 551605– 30 ед.; МАЗ-103 – 30 ед.; МАЗ-256 – 40 ед.
Способ хранения ПС - на открытых площадках без подогрева.
Для автобусов с дизельными двигателями загрязняющие вещества: CO, CH, NOХ, C, SO2.
Таблица 11.1 - Удельные выбросы загрязняющих веществ при прогреве двигателя, г/мин
Мод | CO | CH | NOХ | С | SO2 | ||||||||||
Периоды года | |||||||||||||||
Т | П | Х | Т | П | Х | Т | П | Х | Т | П | Х | Т | П | Х | |
МАЗ-551605 | 1,65 | 1,8 | 0,8 | 0,774 | 0,86 | 0,62 | 0,74 | 0,74 | 0,023 | 0,027 | 0,03 | 0,112 | 0,1089 | 0,121 | |
МАЗ-103 | 1,49 | 2,007 | 2,23 | 0,66 | 0,711 | 0,79 | 0,69 | 1,04 | 1,04 | 0,02 | 0,036 | 0,04 | 0,1 | 0,108 | 0,12 |
МАЗ-256 | 1,22 | 1,638 | 1,82 | 0,53 | 0,576 | 0,64 | 0,57 | 0,86 | 0,86 | 0,016 | 0,0288 | 0,032 | 0,084 | 0,09 | 0,1 |
Таблица 11.2–Удельные пробеговые выбросы загрязняющих веществ,г/км
Мод | CO | CH | NOХ | С | SO2 | ||||||||||
Периоды года | |||||||||||||||
Т | П | Х | Т | П | Х | Т | П | Х | Т | П | Х | Т | П | Х | |
МАЗ-551605 | 6,00 | 6,48 | 7,20 | 0,80 | 0,90 | 1,00 | 3,90 | 3,51 | 3,90 | 0,30 | 0,41 | 0,45 | 0,69 | 0,77 | 0,86 |
МАЗ-103 | 4,90 | 5,31 | 5,90 | 0,70 | 0,72 | 0,80 | 3,40 | 3,06 | 3,40 | 0,20 | 0,27 | 0,30 | 0,48 | 0,53 | 0,59 |
МАЗ- 256 | 4,10 | 4,41 | 4,90 | 0,70 | 0,63 | 0,70 | 3,00 | 2,70 | 3,00 | 0,15 | 0,21 | 0,23 | 0,40 | 0,45 | 0,50 |
Таблица 11.3 – Удельные выбросы загрязняющих веществ на холостом ходу, г/мин
Модель | СО | CH | NOХ | С | SO2 |
МАЗ-551605 | 1,03 | 0,57 | 0,56 | 0,023 | 0,112 |
МАЗ-103 | 0,93 | 0,47 | 0,63 | 0,02 | 0,1 |
МАЗ-256 | 0,76 | 0,38 | 0,52 | 0,016 | 0,084 |
Продолжительность работы двигателя на холостом ходу при въезде (выезде) автобуса со стоянки tХХ1=tХХ2=1 мин.
Время прогрева двигателя в зависимости от периода года: теплый (Т) tПР = 4 мин; переходный (П) tПР = 6 мин; холодный (Х) tПР =12мин.
Средний пробег автобусов в километрах по территории стоянки (L1) (при въезде) и (L2) (при возврате) рассчитываются по формулам:
(11.1)
(11.2)
где L1Б, L1Д – пробег автобуса от ближайшего к выезду и наиболее удаленного от выезда места стоянки до выезда со стоянки, км; L2Б, L2Д – пробег автобуса, самосвала от ближайшего к въезду и наиболее удаленного от въезда места стоянки автобуса, самосвала до въезда на стоянку, км.
|
Схемы движения автобусов, самосвала представлены на рисунках 11.1-11.4.
Согласно формулам (11.1) и (11.2):
МАЗ-551605:
км,
км.
Аналогично рассчитываем для всех автобусов и самосвала данные заносим в таблицу 11.4
Таблица 11.4 – Расчет средних пробегов по территории стоянки, км
Пробег | МАЗ-551605 | МАЗ-103 | МАЗ-256 |
L1Б | 0,11 | 0,043 | 0,064 |
L1Д | 0,086 | 0,018 | 0,53 |
L2Б | 0,194 | 0,148 | 0,177 |
L2Д | 0,189 | 0,1 | 0,162 |
L1 | 0,098 | 0,0305 | 0,297 |
L2 | 0,1915 | 0,124 | 0,1695 |
Рисунок 11.2 – Генплан АТП со схемой движения автобусов МАЗ-551605
Рисунок 11.3 – Генплан АТП со схемой движения автобусов МАЗ-103
Рисунок 11.4 – Генплан АТП со схемой движения автобусов МАЗ-256.
Выбросы i-го вещества в граммах одним автобусом, самосвала k-й группы в сутки при выезде с территории (M1ik) и возврате (M2ik) рассчитываются по формулам:
, (11.3)
, (11.4)
где mnpik – удельный выброс i-го вещества при прогреве двигателя автобуса, самосвала k-й группы, г/мин; mLik – пробеговый выброс i-го вещества, автобусом k-й группы при движении со скоростью 10-20 км/час, г/км; mxxik - удельный выброс i-го вещества при работе двигателя автобуса k-й группы на холостом ходу, г/мин; tПР – время прогрева двигателя, мин; txx1, txx2 – время работы двигателя на холостом ходу при выезде с территории стоянки и возврате на нее, мин.
Выброс СО в сутки при выезде с территории стоянки для грузовика МАЗ-551605 M1CO для теплого периода года, согласно формуле (11.3):
|
г.
Выброс СО в сутки при возврате на стоянку для автобусов МАЗ-551605 M2CO для теплого периода года, согласно формуле (11.4):
г.
Аналогично по формулам (11.3) и (11.4) определим выбросы в сутки для всех марок автобусов и всех типов выбросов. Удельные выбросы для переходного периода принимаем как для холодного, но с коэффициентом 0,9; а для NOХ – такие же, как и для холодного.
Результаты расчетов сводим в таблицы 11.5 и 11.6.
Таблица 11.5 – Выброс вредных веществ одним автобусом в сутки при выезде, г
Мод | CO | CH | NOХ | С | SO2 | ||||||||||||||
Периоды года | |||||||||||||||||||
Т | П | Х | Т | П | Х | Т | П | Х | Т | П | Х | Т | П | Х | |||||
МАЗ 203 | 7,90 | 14,07 | 28,91 | 3,25 | 4,88 | 10,12 | 4,09 | 7,50 | 13,81 | 0,14 | 0,29 | 0,56 | 0,60 | 0,86 | 1,66 | ||||
МАЗ 2031 | 7,42 | 13,55 | 28,33 | 3,19 | 4,81 | 10,04 | 3,76 | 7,20 | 13,48 | 0,12 | 0,27 | 0,53 | 0,55 | 0,81 | 1,60 | ||||
МАЗ 107 | 7,33 | 13,45 | 28,22 | 3,17 | 4,80 | 10,02 | 3,70 | 7,15 | 13,42 | 0,12 | 0,26 | 0,53 | 0,54 | 0,80 | 1,59 | ||||
Таблица 11.6 – Выброс вредных веществ одним автобусом в сутки при возврате, г
Мод | CO | CH | NOХ | С | SO2 | ||||||||||
Периоды года | |||||||||||||||
Т | П | Х | Т | П | Х | Т | П | Х | Т | П | Х | Т | П | Х | |
МАЗ 203 | 1,38 | 1,42 | 1,48 | 0,53 | 0,54 | 0,54 | 0,95 | 0,91 | 0,95 | 0,04 | 0,05 | 0,05 | 0,14 | 0,15 | 0,15 |
МАЗ 2031 | 2,02 | 2,11 | 2,24 | 0,63 | 0,63 | 0,65 | 1,39 | 1,31 | 1,39 | 0,06 | 0,08 | 0,09 | 0,21 | 0,22 | 0,23 |
МАЗ 107 | 2,18 | 2,29 | 2,44 | 0,65 | 0,65 | 0,67 | 1,50 | 1,41 | 1,50 | 0,07 | 0,09 | 0,10 | 0,22 | 0,24 | 0,25 |
Количество дней работы в расчетном периоде принимаем:
теплый период – 153 дня;
переходный период – 122 дней;
холодный период – 91 дня.
Коэффициент выпуска определим по формуле:
(11.5)
где DР.Г – продолжительность работы подвижного состава на линии в течение года, день; αт – коэффициент технической готовности.
|
Таблица 11.7 - Количество ПС и значения коэффициента технической готовности
Модель | Nk = AИ | αт | αИ |
МАЗ-551605 | 30 | 0,94 | 0,94 |
МАЗ-103 | 30 | 0,94 | 0,94 |
МАЗ-256 | 40 | 0,95 | 0,95 |
Валовый выброс i-го вещества (Mji) автобусами в тоннах в год рассчитывается раздельно для каждого периода года по формуле:
, (11.6)
где αВ – коэффициент выпуска; Nk – количество автобусов k-й группы на территории стоянки за расчетный период; DP – количество дней работы в расчетном периоде, дней; j – период года (Т-теплый, П- переходный, Х- холодный).
Выброс СО при выезде и въезде на территории стоянки для автобусов МАЗ-551605 для теплого периода года согласно формуле (11.6):
т.
Аналогично по формуле (11.6) рассчитываем валовые выбросы для всех марок автобусов и всех типов выбросов. Результаты расчетов заносим в таблицу 11.8.
Таблица 11.8 – Валовой выброс загрязняющих веществ от стоянки ПС по периодам года, т/год
Мод | CO | CH | NOХ | С | SO2 | ||||||||||
Периоды года | |||||||||||||||
Т | П | Х | Т | П | Х | Т | П | Х | Т | П | Х | Т | П | Х | |
МАЗ-551605 | 44,9 | 50,7 | 72,2 | 19,7 | 20,8 | 30,2 | 20,4 | 22,6 | 28,6 | 1,0 | 1,1 | 1,4 | 3,8 | 3,8 | 4,9 |
МАЗ-103 | 37,0 | 50,7 | 75,8 | 15,9 | 18,3 | 27,1 | 19,6 | 27,4 | 36,6 | 0,7 | 1,0 | 1,5 | 2,9 | 3,2 | 4,4 |
МАЗ-256 | 48,3 | 62,1 | 88,7 | 18,6 | 20,9 | 30,3 | 27,4 | 34,6 | 44,1 | 1,0 | 1,4 | 1,8 | 4,0 | 4,3 | 5,5 |
Общий валовой выброс СО в год для МАЗ-551605:
т/год.
Аналогично рассчитываем валовые выбросы для всех марок автобусов и всех типов выбросов. Результаты расчетов сводим в таблицу 11.9.
Таблица 11.9 – Валовый выброс загрязняющих веществ от стоянки ПС в год, т/год
Модель | СО | CH | NOХ | C | SO2 |
МАЗ 203 | 0,1298 | 0,0472 | 0,0671 | 0,0027 | 0,0086 |
МАЗ-2031 | 0,2037 | 0,0737 | 0,1055 | 0,0042 | 0,0135 |
МАЗ 107 | 0,1199 | 0,0432 | 0,0622 | 0,0025 | 0,0080 |
Итого | 0,5903 | 0,2125 | 0,3075 | 0,0122 | 0,0395 |
Максимальный выброс i-го вещества в граммах в секунду (Gi) рассчитывается для холодного периода по формуле:
(11.7)
где N'ik – количество автобусов k-й группы, выезжающих со стоянки за 1 час, характеризующийся максимальной интенсивностью выезда автобусов (часовая пропускная способность поста КТП).
Всего на предприятии 100 автомобилей, доля МАЗ-551605 составляет 30%, МАЗ-103 30%, МАЗ-256 40%, Тогда для МАЗ-551605 N'k = 0,30 · 30 = 9 ед./час, для МАЗ-103 N'k = 0,30·30 = 9 ед./час и МАЗ-256 N'k = 0,40 · 30 = 12 ед./час,
Для МАЗ-551605, согласно формуле (10.7):
г/с.
Таблица 11.11 – Максимальный разовый выброс загрязняющих веществ от стоянки ПС, г/с
Модель | СО | CH | NOХ | C | SO2 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
МАЗ-551605 | 0,0643 | 0,0275 | 0,0246 | 0,0011 | 0,0041 |
МАЗ-103 | 0,0697 | 0,0249 | 0,0330 | 0,0013 | 0,0039 |
МАЗ-256 | 0,0802 | 0,0276 | 0,0391 | 0,0016 | 0,0048 |
Итого | 0,2142 | 0,0800 | 0,0967 | 0,0039 | 0,0128 |
Рассчитываем валовой выброс i-го вещества при движении автобусов по внутреннему проезду при выезде и возврате Mпрi:
, (11.8)
где Lp – протяженность внутреннего проезда, км (L p =0,328 км) Nkp – среднее количество автобусов k-й группы, проезжающих по внутреннему проезду в сутки.
(11.9)
Cогласно формуле (11.9) для МАЗ-551605 N k p = 30 · 0,94 = 28 ед. Аналогично для МАЗ-103 N k p = 30 · 0,94 = 28 ед., для МАЗ-256 N k p = 40 · 0,95 = 38 ед.,
Тогда согласно (11.8), для теплого периода для МАЗ-256:
т/год.
Аналогично рассчитываем для всех видов выбросов и всех марок автобусов. Результаты расчетов сводим в таблицу 11.11.
Таблица 11.11 – Валовый выброс загрязняющих веществ при движении ПС по внутреннему проезду в год, т*10^(-3)/год
Мод | CO | CH | NOХ | С | SO2 | |||||||||||
Периоды года | ||||||||||||||||
Т | П | Х | Т | П | Х | Т | П | Х | Т | П | Х | Т | П | Х | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
МАЗ-551605 | 8,17 | 7,04 | 5,83 | 1,09 | 0,98 | 0,81 | 5,31 | 3,81 | 3,16 | 0,41 | 0,44 | 0,36 | 0,94 | 0,84 | 0,70 |
МАЗ-103 | 6,68 | 5,77 | 4,78 | 0,95 | 0,78 | 0,65 | 4,63 | 3,32 | 2,75 | 0,27 | 0,29 | 0,24 | 0,65 | 0,58 | 0,48 |
МАЗ-256 | 7,58 | 6,50 | 5,39 | 1,29 | 0,93 | 0,77 | 5,55 | 3,98 | 3,30 | 0,28 | 0,31 | 0,25 | 0,74 | 0,66 | 0,55 |
Общий валовый выброс в год при движении МАЗ-551605 по внутреннему проезду:
(11.10)
Тогда, для МАЗ-551605:
т.
Аналогично рассчитываем для всех видов выбросов и всех марок автобусов.
Результаты расчетов сводим в таблицу 11.12.
Таблица 11.12 – Общий валовый выброс загрязняющих веществ при движении ПС по внутреннему проезду в год, т·10-6/год
Модель | СО | CH | NOХ | C | SO2 |
МАЗ-551605 | 0,0210 | 0,0029 | 0,0123 | 0,0012 | 0,0025 |
МАЗ-103 | 0,0172 | 0,0024 | 0,0107 | 0,0008 | 0,0017 |
МАЗ-256 | 0,0195 | 0,0030 | 0,0128 | 0,0008 | 0,0020 |
Итого | 0,058 | 0,008 | 0,036 | 0,003 | 0,006 |
Максимальный разовый выброс i-го вещества для регулярного внутреннего проезда (Gnpi), рассчитывается для холодного периода по формуле:
г/с (11.11)
Максимальный разовый выброс СО при движении МАЗ-203 по внутреннему проезду для холодного периода:
г/с.
Аналогично рассчитываем для всех видов выбросов и всех марок автобусов.
Результаты расчетов сводим в таблицу 11.13.
Таблица 11.13 – Максимальный разовый выброс загрязняющих веществ при движении ПС по внутреннему проезду, г/с