История возникновения взяточничества в России




Введение

взятка квалификация уголовный правовой

«Тот, кому чужда жизнь, кто неспособен к ней, тому ничего больше не остается, как стать чиновником».В наше время под словом «чиновник» часто подразумевается не только должностное лицо. Обычно чиновников отождествляют с коррупционерами, что, в общем-то, не совсем корректно, но всему есть своя причина. Взяточничество в России было и остается по сей день одним из самых распространенных и самых масштабных преступлений. Всевозможные программы, проекты, оперативно-розыскные мероприятия - ничто не может справиться с этой проблемой.

Коррупция пронизывает все уровни власти и большинство сфер жизни общества. Наиболее коррумпированными сферами в России (в смысле бытовой коррупции) являются здравоохранение, образование и жилищно-коммунальное хозяйство. По некоторым данным «лидером» коррумпированной области являются правоохранительные органы (включая ГИБДД), а уже за ним следуют здравоохранение, образование, ЖКХ и соцобеспечение. В сфере государственной коррупции выделяют: госзаказ и госзакупки, систему разрешений и сертификации, правоохранительную систему, систему распределения и земельные отношения, а также строительство. Можно заметить, что вышеперечисленные сферы являются основой жизни общества. При этом, как отмечает Департамент экономической безопасности МВД РФ, цели получения взятки меняются: если раньше чиновники брали их для того, чтобы закрыть глаза на нарушения закона или действовать в обход законодательства, то сейчас же взятки берутся за исполнение прямых обязанностей. Разве цивилизованное государство может иметь такую характеристику?

Взяточничество является наиболее типичным проявлением коррупции - опаснейшего криминального явления, которое подтачивает основы государственной власти и управления, значительно подрывает авторитет власти в глазах населения, затрагивает законные права и интересы граждан. В обстановке проникновения коррупции в различные сферы жизни опасность этого явления значительно возрастает. Посягая на деятельность государственных учреждений, взяточничество подрывает их авторитет, дискредитирует органы власти, ведет к нарушениям принципа социальной справедливости.

Актуальность избранной темы курсовой работы обусловлена высокой степенью общественной опасности взяточничества. Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить, что представляет из себя взяточничество как таковое, и прояснить некоторые пробелы законодателя в сфере соучастия во взяточничестве. Для этого потребуется решить следующие задачи: выявить источники возникновения, а именно историю зарождения и развития взяточничества, дать уголовно-правовую характеристику состава получения взятки, отграничить такие составы как «провокация взятки или коммерческого подкупа» и «получение взятки», и подробно рассмотреть один из наиболее проблемных аспектов института соучастия во взяточничестве.

 


История возникновения взяточничества в России

Удивительно, но изначально такое явление как «коррупция» было вполне легальным для российских чиновников. Основным средством их существования были поборы с местного населения, иначе говоря - кормления, которые, в свою очередь, взимались лишь с тех, кто являлся заинтересованным лицом в деятельности чиновника. Также местноe население преподносило подарки должностным лицам. Происходило это примерно по такой схеме: князь посылал своих представителей (воевод, наместников) в провинцию без денежного вознаграждения, но наделив их огромными полномочиями. Собрав мзду, наместники возвращались в столицу, где излишки накопленного добра у них отнимали в пользу казны. Так формировалась круговая порука столичных и провинциальных взяточников.

Официально, годом отмены кормлений считается 1556 г, но, по сути, эта привычка сохранилась и по сей день. Изменилось лишь название.

Позднее, примерно к XV веку коррупция в России приобрела систематический характер. Вполне нормальным считалось, если чиновник за определенную сумму или подношение другого характера выполнял свои обязанности, которые, в принципе, выполнять обязан и без стимуляции, так им образом образовался термин «мздоимство», который в наше время является синонимом коррупции.

Стоит отметить, что «мздоимством» это признавалось лишь в том случае, если чиновник нe нарушaл закона. Подкуп, совершенный ради целей, противоречащих закону носил уже несколько иное название - лихоимство. С лихоимством пытались бороться. В Судебнике 1497 г. был прописан первый закон о наказании судей за взятку.

Со временем взяточничество рассматривалось уже подробнее.

К примеру, для дьяка, который составил заведомо ложный протокол или же каким-либо способом смог исказить показания сторон, предусматривалось наказание в виде заключения в тюрьму. Помимо этого с него взимался штраф, соразмерный сумме иска.

Но какие бы меры ни принимались, уровень взяточничества не падал, а порой даже возрастал. Тогда карательные меры ужесточались. Так, например, Иван Грозный, известный всем своей кардинальностью, в качестве наказания для взяточников определил смертную казнь, но и это не принесло никакой пользы, коррупция продолжала свое развитие. Даже появилось новое проявление взяточничества, называемое «вымогательством». В Соборном Уложении закреплялись наказания за деяния, имеющие коррупционный характер.

Во время правления Петра I люди в полной мере осознали, что коррупция - великое зло для государства, ведь именно из-за коррупции стало подрываться доверие к должностным лицам, бюджет страны постоянно колеблется, само общество разлагается. Петр не мог не бороться с этим и с 1715 года для чиновников была предусмотрена фиксированная заработная плата, а любое проявление взяточничества каралось законом. Но стоит отметить, что государственный аппарат в то время так разрастался, что его содержание становилось всё более и более проблематичным. Мизерное жалованье выплачивалось лишь время от времени и на почве этого взяточничество процветало, особенно для чиновников, занимающих невысокие должности. В итоге Петр решился на кардинальные меры и даже хотел издать указ, который будет предусматривать повешение любого чиновника, который примет взятку соразмерную цене веревки. Но его помощники запротестовали и сообщили, что если указ будет принят, то император вовсе лишится всех своих подданных. В итоге указ принят не был, но смертную казнь Петр всё-таки ввёл.

Позднее, к XIX веку, ситуация относительно коррупции более-менее стабилизировалась в стране, но особых изменений не наблюдалоcь.

Да, Екатерина II вернула чиновникам фикcировaнное жалованье, но проблема состояла в том, что выдавалоcь оно банкнотами, которые к тому времени сильно обесценились по сравнению с металлическими деньгами.

Также процветанию коррупции в стране содействовал и такой фактор, как отсутствие квалифицированных служащих. К примеру, в Сибири попросту была нехватка грамотных людей. В итоге все это вылилось в то, что на государственную службу принимались ссыльные.

Да, нет ничего криминального в том, если на такой пост вступит тот же декабрист или представитель интеллигенции, но и среди них встречались такие, кто осуждался за воровство. Перспективы очевидны. Также замечу, что исторически сложилось так, что обычай в русской культуре имел преимущественное распространение, нежели действующее законодательство. За всё время существования крепостного права, когда было естественным делать подношения хозяину - сложилась особенность массового сознания. Безобидная традиция подарков со временем перенеслась в сферу отношений с государственной властью и переросла в довольно серьёзную проблему. Но в то время люди не понимали, что это взятка, они действительно расценивали подношение как подарок, а государственный служащий не мог отказаться или сопротивляться дарению, поскольку отказ мог вызвать обиду дарящего.

На почве этого примерно к середине XIX в. чиновники стали злоупотреблять своим служебным положением, но при всём при этом пребывали в страхе, боялись, что их разоблачат.

Государственная власть различными способами пыталась предотвратить коррупцию путем законодательных барьеров, но всё это, по-прежнему, не давало результатов. Даже попытки конкурснoго распрeделения казенных подрядoв и подобные тому нововведения не давали никаких плодов, они попросту не могли прижиться.

После октябрьской революции в стране поменялось многое, но коррупция как неучтожаемая инфекция выжила, несмотря на то, что в 1918 году Совету народных комиссаров пришлось издать декрет о взяточничестве, а в 1922 году по Уголовному кодексу за это преступление был предусмотрен расстрел. По личным указаниям Феликса Дзержинского каждого пойманного на взятке чиновника его ведомства практически без суда и следствия ставили к стенке. Был озабочен проблемой коррупции и глава молодого Советского государства. Из поздней переписки Владимира Ленина и его последних статей следует, что он пытался организовать борьбу с моральной нечистоплотностью госаппарата, например, учредил для контроля над ним специальную рабоче-крестьянскую инспекцию. Однако успеха эта мера не имела.

При Сталине отношение к коррупции вообще приняло весьма интересный оборот - с одной стороны, наказание за «злоупотребление служебным положением» ужесточились вплоть до смертной казни, а с другой стороны, госслужащие очень быстро образовали неприкосновенный и неподвластный контролю класс, представители номенклатуры были фактически неподсудны и не слишком боялись наказаний.

Борьба с коррупцией носила, скорее, показательно-политический характер и применялась для расправы с неугодными лицами. Показательным примером может служить дело Авеля Енукидзе, который занимал должность секретаря Центрального исполнительного комитета СССР, чем и пользовался в личных интересах. В партийном аппарате об этом, конечно, знали, но это никого особо не возмущало до тех пор, пока «товарищ Енукидзе шел в ногу с генеральной линией партии». Но стоило ему вызвать неудовольствие Сталина, как тут же последовали репрессии, и в 1937 году Енукидзе был расстрелян.

Кстати именно в 30-х годах появилась никогда ранее не существовавшая система «конвертов» (весьма успешно реанимированная в перестроечный и постперестроечный периоды).

Всем высшим чинам в партийном аппарате, НКВД, прокуратуре и армии выдавалась вторая, нигде не декларированная зарплата, что «стимулировало верность» вождю. Отменил эту систему Хрущев. Все это время официально коррупции у нас в стране не было; власти не признавали этого слова, позволив ввести его только в конце 1980-х годов. Вместо него использовались термины «взяточничество», «попустительство», «злоупотребления» и пр. Но отрицать понятие значит отрицать и явление. И это в то время, как очень и очень многие, занимающие хоть какие-то посты, считали само собой разумеющимся отпускать за взятки дефицитную продукцию, выделять оборудование и материалы, назначать на ответственные должности, корректировать и снижать плановые задания, скрывать махинации. Каждый использовал служебное положение, как мог. К примеру, в торговле, если советский человек хотел жить хоть сколько-нибудь комфортно, он должен был заиметь «своих» людей в магазинах - продуктовых, мебельных, обувных, в аптеках, в комиссионках, во многих других торговых точках. И платить этим людям за то, чтобы они оставались «своими». Причиной того был, конечно же, дефицит - на 90 % товаров народного потребления.

В крахе советского режима большую роль сыграл именно шок от выявленных в конце 1980-х злоупотреблений на самом высоком уровне. Однако радикальные либералы во главе с Б.Н. Ельциным, которые шли к власти именно под лозунгами борьбы с коррупцией, оказавшись наверху, заметно перекрыли достижения своих предшественников. В 1990-х годах на Западе говорили, что в России большинство государственных служащих попросту не догадываются, что личное обогащение на службе является криминалом. Подобные заключения делались не на пустом месте. Официальные доходы госчиновников оставались довольно скромными, но при этом без их разрешения заниматься бизнесом было практически невозможно. Особенно щедрой «кормушкой» оказалось проведение приватизации. Ее организаторы имели уникальные условия для злоупотреблений. Но самое неприятное в постсоветской коррупции - ее децентрализованный характер. Если в других странах достаточно «дать на лапу» одному-двум высокопоставленным чиновникам, то в России приходится платить всем чиновникам без исключения, начиная от секретарши в приемной, заканчивая налоговыми инспекторами.

Сегодняшнее правительство, как и правители прошлых эпох, пытается противостоять этой заразе, но пока в массовом сознании коррупция будет восприниматься как нормальное и неизбежное явление, ничего не изменится. Пока взятки будут предлагать, их будут брать, какие бы суровые наказания за это ни грозили. Но зачастую люди не в состоянии решить свои проблемы, не давая взяток. Получается замкнутый круг. Ужесточение мер, как показывает история, не дает нужного результата. Многочисленные программы по борьбе с коррупцией - лишь первый шаг. Они работают не в полную силу. Нужно убедить людей в том, что это бороться с коррупцией необходимо, иначе никакая антикоррупционная программа не будет давать плодов.

Как видно, коррупция в России - феномен не новый. На сегодняшний день существуют три основные причины этого явления: отсутствие независимых средств массовой информации, отсутствие независимой судебной системы и отсутствие политической конкуренции. Еще одной причиной расцвета коррупции является отсутствие сильного гражданского общества, которое могло бы осуществлять контроль над исполнительной властью. Неудивительно, что в этих условиях происходит быстрое формирование олигархического класса - плодотворной среды для распространения коррупции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: