ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КЕМЕРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ»
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ФИЗИОЛОГИЯ
С основами анатомии человека
методические указания для студентов
заочного отделения фармацевтического факультета
Кемерово
Чичиленко М.В. – профессор кафедры нормальной физиологии КемГМА, д.м.н. Физиология с основами анатомии (методические указания для студентов заочного отделения фармацевтического факультета). – Кемерово, 2012. – 109 с.
Настоящие методические указания содержат программу по нормальной физиологии, учебный план, описание лабораторных работ, рекомендации по подготовке к занятиям, требования к оформлению контрольных работ и контрольные задания для студентов, а также перечень вопросов для подготовки к экзамену и список рекомендованной студентам литературы.
Данные методические указания предназначены для студентов заочного отделения фармацевтического факультета.
Утверждено методическим советом КемГМА 20.12.2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................................ 4
ВИДЫУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………………………………………………6
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.......................... 8
ВОПРОСЫДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ....................................................... 9
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО КУРСУ ФИЗИОЛОГИИ......................................................................... 16
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ.................................................................................................................. 40
ТЕСТЫИ ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ…………………………………………………………………….. 61
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ................................................................... 68
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ......................................... 69
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1............................................................................................................. 70
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2............................................................................................................. 90
ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ.................................................................................. 111
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ СТУДЕНТОВ........................................................................... 115
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................................................... 116
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие методические указания рассчитаны на студентов заочного отделения фармацевтического факультета медицинской академии.
В методических указаниях представлен материал по всем разделам физиологии с основами анатомии человека согласно требованиям ЕГС по специальности 060108 «Фармация» и в соответствии с действующей программой.
«Физиология с основами анатомии человека» – фундаментальная дисциплина, занимающая особое место в системе высшего фармацевтического образования, обеспечивая будущему специалисту-провизору возможность выбора оптимальных лекарственных средств из огромного и стремительно нарастающего их количества. Настоящие методические указания помогут студентам, начинающим профессиональный путь провизора, сформировать целостное представление о строении и функционировании организма человека в гармонии с самим собой и единстве с внешней средой.
Общепризнано, что любое лекарственное средство, несмотря на самую высокую эффективность в отношении патологического процесса, является для организма человека ксенобиотиком (греч. ксенос – чужой, биос – жизнь), т.е. чужеродным, следовательно, может не помочь, а навредить больному. Поэтому очень важно понимание того, как отреагируют на лекарственное средство не только конкретные «мишени» – пораженные патологическим процессом клетки, ткани и органы, но другие физиологические системы, и организм в целом, так как все системы функционируют в единстве согласно различным вариантам информационного взаимодействия и принципам системного регулирования.
Реакции физиологических систем на лекарственные средства определяют показания и противопоказания к выбору и назначению наиболее оптимального из них в каждом конкретном случае. В аннотации к любому лекарственному препарату присутствует графа «Противопоказания», где перечислены ограничения в связи с различными заболеваниями, возрастом, состоянием иммунитета, барьерных механизмов и многие другие (зачастую их значительно больше, чем собственно «показаний» к применению). Провизор, не обладающий достаточно глубокими знаниями о функционировании жизненно важных систем в норме, не понимающий сущности рекомендаций и предостережений аннотации, не сможет проконтролировать правильность выписки рецепта, рекомендовать адекватную замену при отсутствии назначенного лекарства, обеспечить аптеку необходимым востребуемым ассортиментом.
Все вышеизложенное требует от провизора серьезного знания своей специальности и высоко профессионального мышления, которое формируется на основе добросовестного и заинтересованного обучения, начинающегося с освоения фундаментальных дисциплин.
Цель курса – преподавание студентам знаний и навыков, необходимых для обучения на последующих кафедрах, подготовка медицинского работника фармацевтического профиля и повышение общемедицинской эрудиции специалиста.
Студенты должны знать:
- общие физиологические закономерности, лежащие в основе процессов жизнедеятельности организма;
- конкретные механизмы функционирования отдельных тканей, органов и анатомических систем организма;
- механизмы регуляции и саморегуляции физиологических параметров;
- сущность методик исследования различных функций здорового организма, которые широко используются в практической медицине.
Студенты должны уметь:
- работать с учебной, учебно-методической, справочной и научной литературой;
- выполнять лабораторные работы, защищать протокол проведенного исследования;
- выделять главное и второстепенное в общем потоке информации, применять полученные знания при решении тестовых заданий и ситуационных задач.
- оценивать и объяснять информационную значимость различных показателей (констант) и закономерностей регуляции.
Студенты должны овладеть компетенциями:
- находить и анализировать информацию из различных источников;
- понимать результаты экспериментальных исследований и наблюдений;
- использовать методы критического анализа различных теорий;
- находить и демонстрировать связи между дисциплинами;
- принимать самостоятельные решения и аргументировать их;
- работать в группе;
- владеть знаниями здоровьесбережения и соблюдать нормы здорового образа жизни.