Эффективные меры государственного регулирования экономики не только не враждебны интересам предпринимательства, но и стимулируют его.
Эксцессы нецивилизованного, “дикого” рынка вызывают апатию и ощущение безысходности у многих из тех, кто заинтересован в поисках оптимального пути развития отечественного бизнеса. Происходит это в значительной степени из-за того, что за пределами действия государственных рычагов (прежде всего экономических и законодательных) оказались:
¨ перевод капиталовложений и прибыли из России в зарубежные страны;
¨ не денежные формы расчетов;
Традиционные меры государственного воздействия и российское законодательство оказались в этом отношении неэффективными.
Во-первых, налоговое законодательство, направленное на борьбу с манипуляцией ценами и с искажением показателей прибыли, не обеспечивает контроля за движением отечественных капиталов, поскольку налоговая служба — в зачаточном состоянии, а также из-за нормотворческой чехарды.
Во-вторых, нынешняя кредитно-денежная политика не в состоянии предотвратить массовый отток капиталов в другие страны, не содержит элементов эффективного стимулирования производства. Далее.
Антимонопольное законодательство принимается слабо, не препятствуя существованию сверхмонополий. Отраслевые монополии бесконтрольно диктуют свои условия, блюдя собственные интересы, зачастую не совпадающие с интересами социально-экономического развития страны.
Естественно, когда приоритет отдается рыночным механизмам, объем государственного регулирования сокращается. Но при всех условиях государство резервирует за собой следующие важные функции:
¨ координация интересов частного бизнеса и национальной экономики в целом (отсутствует, получение, тем или иным способом, доступа к бюджетным ресурсам остается, в настоящее время, самым прибыльным бизнесом, что направляет частную инициативу в разрушительное для национальных интересов русло);
¨ обеспечение социальной защиты малоимущих и нетрудоспособных (присутствует на уровне обеспечения выживания);
¨ антимонопольные меры, контроль за соответствием деятельности внешнеэкономических структур государственым интересам, экспортный контроль (существует на уровне неформальных договоренностей между основными промышленно – финансово – политическими лобби);
¨ таможенные тарифы, налоги, кредитная политика (существует на уровне неформальных договоренностей между основными промышленно – финансово – политическими лобби);
¨ стимулирование научно-технического прогресса (отсутствует).
Многие экономические законы РФ предполагает регулирование развитой рыночной инфраструктуры, а реально не имеют механизма его реализации из-за сохранившихся государственных монополий и отсутствия конкуренции. Анализ состояния отечественного законодательства говорит о том, что многие законы регулируют рыночные отношения, пока не существующие в российской действительности. Вероятно, иногда это результат бездумного копирования западных образцов правовых актов.
Необходимо тесное взаимодействие государственных органов с коммерческими структурами в целях стимулирования новых технологий. Как показывает опыт промышленно развитых стран, экспериментальные и внедренческие разработки невозможны, если государство не создает для коммерческих структур благоприятный климат, включающий, в частности, налоговые льготы. Формально российское государство налоговое законодательство предусматривает такие льготы, но, судя по всему, они не достаточны. Требуется стимулирование перспективной инвестиционной деятельности с помощью продуманной фискальной и кредитно – денежной политикой государства.
Заключение.
Экономисты “австрийской школы” рассматривают рынок, как место, где поддерживается стихийный порядок, даже в условиях неравновесия рынка. Предпринимательская деятельность в рыночном процессе является основой, поддерживающей этот порядок. Успех предпринимательской деятельности требует постоянной готовности рисковать, чутко реагировать на открывающиеся перспективы арбитражирования[1], непрерывно использовать и создавать новые возможности путем развития инновационных процессов. Процесс отбора, определяемый, балансом убытков и прибылей, увеличивает вероятность благополучного существования удачливых предпринимателей.
В настоящей работе автор сосредоточил свое внимание на современных течениях экономической мысли, рассматривающих предпринимательство как отдельный элемент экономической структуры, как некое явление, а не процесс.
Современные экономисты четко разграничивают понятия “малый бизнес” и “большой бизнес”. “Большой бизнес “ – организован на принципах интрапренерства, он выступает для общества системообразующим фактором. Организация крупного бизнеса – это, прежде всего, эффективное управление, эпирические подходы, мегатенденции. Крупный акционерный капитал лишен личностного начала, на страже его интересов стоят наемные управленцы - профессионалы, главная задача которых – сохранить стабильность и эффективность организации.
Предпринимательство – фактор динамизма экономики. Но если раньше предпринимательство было духом экономики, ее вечным источником обновления, то сейчас, в эпоху транснациональных корпораций, в эпоху государственного регулирования экономики, в эпоху новых технологий и реструктуризации экономических процессов, предпринимательство – структурный элемент регулируемой экономики, полигон для новых идей и течений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адам С.
2. Глазьев С. Что нам мешает лучше жить. - “Знание - сила”, №1 1993 г.
3. Пилдич Дж. Путь к покупателю. - М.:Прогресс, 1991г.
4. Пирогов Г. Прыжок через пропасть. - “Знание - сила”, №1 1991 г.
5. США: государство и рынок. - М.: Наука, 1991г.
6. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство. - М.:Прогресс-Универс, 1991 г.
[1] Деятельность, направленная на получение прибыли и осуществляемая путем закупок чего-либо по низкой цене на одном рынке и перепродаже этого товара по более высокой цене на другом.