Существенным элементом в становлении нового предприятия является выбор его организационно-правовой формы. Последующие этапы создания фирмы определяются этими рамками.
Последовательность создания турпредприятия схематично представлена на рис. 2.3.
Рис. 2.3. Этапы создания турфирмы
Выбрав организационно-правовую форму, предприниматели переходят к выбору фирменного наименования.
Фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова "полное товарищество", либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением "и компания" и слов "полное товарищество".
В фирменное наименование товарищества на вере должны входить либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова "товарищество на вере" или "коммандитное товарищество", либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов "и компания" или "товарищество на вере" или "коммандитное товарищество".
Фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью должно включать наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью" или "с дополнительной ответственностью".
Фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на его организационно-правовую форму и тип (закрытое или открытое). Акционерное общество в соответствии с ФЗ "Об акционерных обществах" вправе иметь полное и сокращенное наименования на русском языке, иностранных языках и языках народов России.
В связи с тем, что фирменное наименование предприятия подлежит государственной регистрации, после чего юридическое лицо приобретает исключительное право его использования, необходимо провести проверку наименования на неповторяемость.
|
Следующим шагом является определение юридического адреса будущей турфирмы и получение (подготовка) документов, обосновывающих права на помещение, которое будет юридическим адресом. Такими документами могут быть предварительный договор аренды, письменное подтверждение собственника сдать помещение в аренду или продать помещение.
После этого учредители будущей фирмы должны подготовить и подписать учредительные документы.
Учредительными документами для полного товарищества и товарищества на вере является учредительный договор, который подписывается всеми участниками полного товарищества (ст.70 ГК РФ) и полными товарищами на вере (ст.83 ГК РФ).
Учредительными документами для общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью являются учредительный договор, который подписывается его учредителями, и утвержденный ими устав. Если общество утверждается одним лицом, его учредительным документом является устав (ст.89 ГК РФ).
Учредители акционерного общества заключают между собой письменный договор о создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащие размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества. Однако договор о создании акционерного общества определяет отношения только между учредителями до момента создания общества и не создает обязательных отношений между обществом и акционерами. Поэтому договор о создании акционерного общества не является учредительным документом общества.
|
Учредительным документом акционерного общества является устав, требования которого обязательны для исполнения всеми органами акционерного общества и его акционерами.
Требования к содержанию учредительных документов определены Гражданским кодексом РФ (ст.ст.52, 70, 83) и соответствующими законами.
Подготовив учредительные документы, учредители должны открыть в одном из банков накопительный счет, внести 50% от суммы уставного капитала будущего юридического лица и получить от банка соответствующее подтверждение.
Затем следует пройти процедуру государственной регистрации. Государственная регистрация является основным условием для осуществления предпринимательской деятельности. Это положение вытекает для граждан из п.1 ст.23 ГК РФ, который предусматривает, что "гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью (без образования юридического лица) с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя".
Государственная регистрация юридических лиц предусмотрена ст.51 ГК РФ. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, которым является момент его государственной регистрации.
Государственная регистрация предприятий осуществляется местными органами власти. Отказ в регистрации возможен только в случае нарушения законодательства, а также если учредительные документы не соответствуют предъявленным требованиям.
|
Государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициями и ведение государственного реестра предприятий с иностранными инвестициями согласно постановлению Правительства РФ от 6 июня 1994г. №655 "О государственной регистрационной палате при Министерстве экономики Российской Федерации" возложены на Государственную регистрационную палату при Министерстве экономики РФ. Регистрация предприятий с иностранными инвестициями осуществляется в соответствии с "Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности", утвержденным указом Президента №1482, и с соблюдением особенностей, предусмотренных Законом РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР".
"Положение о порядке регистрации..." предусматривает следующий перечень документов, которые необходимо представить для государственной регистрации:
a заявление о регистрации предприятия, составленное в произвольной форме и подписанное учредителем (учредителями) предприятия;
a утвержденный учредителем (учредителями) устав предприятия;
a решение о создании предприятия или договор учредителей;
a документы, подтверждающие оплату не менее 50 % уставного капитала предприятия, указанного в решении о создании предприятия или договоре учредителей;
a свидетельство об уплате государственной пошлины.
Кроме того, по сложившейся практике требуется представление документа, свидетельствующего о будущем адресе юридического лица.
Датой представления учредительных документов для регистрации предприятия является соответственно дата их фактической подачи в регистрирующий орган или дата их почтового отправления, указанная в квитанции о почтовом отправлении.
Регистрация предприятий должна осуществляться регистрирующим органом не позднее трех дней с даты представления необходимых документов или в течение 30 календарных дней с даты почтового отправления, указанной в квитанции об отсылке документов, необходимых для регистрации.
Требования для регистрации предпринимателя, то есть при индивидуальной трудовой деятельности, более простые. При этом необходимо получить в районной администрации (по месту жительства) свидетельство на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, где следует как можно полнее указать планируемый перечень видов деятельности.
ГОСТИНИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО
Развитие международного туризма основывается на эффективной коммерциализации туристских продуктов. Туризм представляет совокупность услуг, которые реально могут быть опробованы только в момент их потребления и которые в отличие от промышленных продуктов не могут воспроизводиться систематически. Успешная продажа туристских продуктов требует доверительных взаимоотношений между клиентами и продавцом. Поэтому репутация туроператоров, отелей и авиакомпаний здесь очень важна.
Гостиничное хозяйство занимает основное место в международном туризме. Туристские потоки непосредственно зависят от размера этого сектора индустрии туризма и качества предлагаемых помещений.
Проблемы гостиничного хозяйства (управление, финансирование, дизайн) являются основными для экономического анализа туризма. Экономический анализ гостиничного сектора, в свою очередь, основан на анализе эффективности вложенных инвестиций.
Качество мест проживания и обслуживания клиентов обеспечивается персоналом, а его эффективная деятельность является определяющей для успехов международного туризма. С приходом массового туризма было создано много разновидностей ночлега. Они различны в разных странах даже в пределах одного региона. Например, во Франции - одном из главных туристских центров мира - широкий спектр названий жилья можно объединить в три группы:
a гостиницы, которые имеют градацию от одной до четырех звезд - люкс;
a лагеря и дома отдыха с градацией от одной до четырех звезд;
a жилье типа «жит де франс», расположенное в небольших деревнях или возле них и представляющее маленький коттедж, деревенский дом, помещение в доме или часть усадьбы.
В другой европейской стране с давними традициями гостиничного бизнеса - Швейцарии - предлагается жилье в 2600 отелях ассоциации отелей Швейцарии, в помещениях квартирного типа, 450 лагерях, в домах отдыха и молодежных общежитиях для лиц моложе 25 лет, оздоровительных центрах, клиниках, климатических курортах.
В Великобритании предлагаются следующие места проживания:
a гостиницы, мотели, гостевые дома или дома в деревнях, которые классифицируются по системе «корон» от одной до пяти в зависимости от предлагаемых услуг и их качества;
a дома отдыха, включая коттеджи, бунгала, помещения квартирного типа, классифицированные по системам «ключей» от одного до пяти.
a Гостиницы стран Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) классифицируются по системе Бенилюкс Отел Классификэйшн (Benelux Hotel Classification). Согласно этой системе от одной до пяти звезд присуждаются следующим средствам размещения:
a отель-кафе-ресторан - учреждение, которое построено и приспособлено для жилья, но где также функционируют кафе, ресторан или и то, и другое;
a мотель - учреждение, объединяющее вместе отель, кафе и ресторан, расположенные вблизи автомобильных дорог и обслуживающие туристов, путешествующих автомобильным транспортом;
a отель-ресторан - учреждение, приспособленное для жилья, и где функционирует ресторан;
a отель-гарни - учреждение, предоставляющее жилье, в котором обеспечивают только койкой и завтраком;
a аппартамент-отель - учреждение, предоставляющее жилье в квартире, студии или других аналогичных помещениях.
Гостиничный бизнес, являясь одним из видов экономической деятельности, прямо или косвенно создает рабочие места и является важным средством пополнения казны иностранной валютой. В мире постоянно происходит процесс освоения новых концепций гостиничного бизнеса и модернизации старых.
Существуют два основных вида гостиничных цепей: интегрированные цепи, которые созданы из однородных единиц, и гостиничный консорциум, который объединяет независимые отели.
Интегрированные гостиничные цепи производят и продают продукт, который последователен и однороден. Они управляются прямо или косвенно через франчайзинговую систему или по контракту на управление. Все гостиницы в цепи имеют название и знак. Основные интегрированные цепи действуют в США: «Хоспиталити Франшиз Системе», «Холидей Инн Уордвайд» и др. К крупным цепям относятся также французская группа «Аккор», занимающая четвертое место в мире, и британская группа «Форте», находящаяся на девятом месте (табл. 2.1).
Таблица 2.1. Двадцать самых крупных гостиничных цепей в 1992 г.
Группы | Количество номеров | Количество гостиниц |
Хоспиталити Франшиз Системе | 354 997 | |
Холидей Инн Уордвайд | 328 679 | |
Бест Вестерн Интернэшнл | 273 804 | |
Аккор Групп | 238 990 | |
Чойс Отеле Интернзшнл Инк. | 230 430 | |
Мариотт Корпорэйшн | ||
ИТТ Шератон Корпорэйшн | ||
Хилтон Отел Корпорэйшн | ||
Форте | ||
Хаятт Отелс-Хаятт Интернэшнл | ||
Карлсон-Редиссон-Колони | ||
Промус Кос | ||
Клаб Медитеран СА | ||
Хилтон Интернэшнл | ||
Сол Групп | 40 163 | |
Интер-Континентал Отеле | ||
Уэстин Отеле энд Резортс | ||
Нью Уорд-Рамада Интернэшнл | ||
Канадиен Пацифик Отеле | ||
Сосьете дю Лувр |
Группа «Аккор» занимает лидирующее место во Франции; в ней сконцентрировано 55% всего номерного фонда группы и 9% всего номерного фонда страны в группе. Она также является крупнейшим оператором в Бельгии и Германии.
Любая концепция группы «Аккор» в отношении жилья, ресторанов, туризма или отдыха развивалась как отдельная концепция, нацеленная на специфические вкусы потребителя. Например, концепция «гостиница» сочетает в себе комфорт и гостеприимство гостиницы с заботой и медицинским обслуживанием пожилых людей. Концепция «атриум» объединяет качественное жилье с крупным бизнес-центром, размещенным в деловом центре города. В данном случае гостиница предоставляет конференц-зал, современные офисы, средства телекоммуникации, компьютеризованные информационные средства, секретарей-референтов и т.д.
Группа «Аккор» управляет следующими гостиницами: «Пульман», которую она приобрела у «Вагон-Литс» в 1991г., укрепив тем самым свои позиции, «Софитель», «Меркур», «Новотель», «Алтеа», «Ибис», «Урбис», «Формула I», «Мотель б» и «Парфенон», а также курортными гостиницами «ПЛМАзур» и «Марин Отел». Среди них есть гостиницы высокого класса, такие, как четырехзвездная «Софитель», трехзвездные «Новотель» и «Меркур», а также более простые отели, например двухзвездный «Ибис» или однозвездный «Формула I». Группа «Аккор» проявляет также интерес к «Бариер Групп».
Другая крупная гостиничная цепь Франции «Клаб Медитеран» - относится к рынку отдыха. Большая часть ее фонда номеров сконцентрирована в деревнях и на виллах в основном в странах, специализирующихся на туризме отдыха. В Европе находится три четверти от общего фонда гостиничных номеров.
Такая система была создана на базе концепции нового туристского продукта, которая заключается в отвлечении отдыхающих от повседневной жизни в местах с высококачественным оборудованием, наилучшим снабжением и в конце концов с большим размахом развлекательной деятельности с помощью профессионального персонала и постоянного поиска обновления.
Группа «Клаб Мед» функционирует через свою головную компанию «Клаб Медитеран СА», которая управляет туристской деятельностью в Европе и Африке. В Американском, Карибском и Тихоокеанском регионах группа управляется через «Клаб Медитеран Инк.», чьи 20% акций котируются на Нью-йоркской фондовой бирже. С целью удовлетворения требований сегмента рынка, употребляющего туристскую продукцию высокой категории, эта группа диверсифицировала свою деятельность в круизы и к своим 100 клубам на пяти континентах земного шара добавила лайнеры «Клаб Мед 1», плавающие в Карибском и Средиземном морях, и «Клаб Мед 2» - в Тихом океане. Она также приобрела авиакомпании «Миневр» и «Аэр Либерте», которые представляют вторую крупную группу воздушного транспорта во Франции после «Аэр Франс Групп».
Группа «Клаб Мед» заботится о поддержании своей независимости, особенно сейчас, когда «Аэр Франс Групп» осуществляет политику диверсификации. По этим причинам данная группа расширяет сферу своей деятельности на американском и японском рынках, а также применяет новые виды услуг в своих «деревнях». Например, в Карибском бассейне и в Мексике известны «деревни» этой группы, предлагающие новый элитарный туристский продукт «скуба дайвинг» - исследование глубин Мирового океана.
В последнее время активно развивается американская новая концепция курортных клубов «САНДАЛС» с безупречным уровнем сервиса, когда в стоимость тура включены абсолютно все услуги.
Эти клубы сосредоточены в Карибском бассейне, на Багамских островах, острове Ямайка и др.
В Великобритании основные гостиничные цепи составляют приблизительно 25% гостиничной индустрии. Крупнейшей группе «Форте» принадлежат 338 гостиниц в стране, далее следует «Моунт Чарлит Тистл Отеле» - 109 гостиниц и «Квин Моат Хаусис» - 102 гостиницы. В пяти главных городах Великобритании сосредоточено 40% всех гостиничных номеров страны.
Исследования, проведенные британскими специалистами, показали, что при объединении гостиниц в цепи доходность одного номера в 7 раз выше, чем в независимых гостиницах.
Другие европейские группы также представлены на рынке Великобритании. Например, французская группа «Аккор» занимает девятое место в лиге 50 высших гостиничных групп в Великобритании и имеет 25 гостиниц. Один из факторов, привлекающих иностранных инвесторов в эту страну, - низкий уровень заработной платы по сравнению с континентальной Европой.
На европейском рынке также широко представлены крупнейшие в США лидеры гостиничного бизнеса, такие известные гостиничные цепи, как «Хилтон Отел Корп.», «Шератон Корп.», «Мариотт Корп.», «Рамада Инт.», «Хаятт Отеле». Последний впервые использовал стиль «фойе-атриум».
По контракту франчайзинга крупная фирма или компания (франчайзер) передает свои права на использование торговой марки, системы маркетинга, сбыта и централизованного резервирования номеров, системы управления операциями франчайзиату, который подчиняется управленческим критериям франчайзера, поддерживает его стандарты обслуживания и комфорта, выплачивает гонорар за соглашение в размере 3-4% оборота, а также вносит первоначальный взнос в размере около 30%.
Франчайзер по контракту франчайзинга передает свои стандарты обслуживания и вместе с ними свою репутацию. Компания предоставляет свою технологию в обмен на инвестиции. Она помогает франчайзиату в организации мероприятий по паблисити и советами при покупке оборудования, а также занимается подготовкой персонала.
Во Франции, например, система франчайзинга развивается в одно- и двухзвездном гостиничном секторе. Благодаря этой системе двухзвездные гостиничные цепи («Аркад», «Ибис») и однозвездные цепи («Балладан», «Формула I») построили сотни гостиниц за последнее десятилетие. Этот успех можно отнести к политике французских гостиничных цепей, которая заключается в привлечении франчайзиатов маленьким первоначальным взносом от 270 до 540 тыс. долл.
В США систему франчайзинга активно применяют такие именитые гостиничные цепи, как «Холидей Инн Уордвайд» и «Редиссон Отеле».
Для того чтобы противостоять конкуренции со стороны интегрированных и франчайзинговых цепей, независимые гостиницы объединяются в гостиничные консорциумы.
Гостиничный консорциум выигрывает от экономии в масштабе при маркетинге, приобретении оборудования, объединении в компьютерную систему бронирования (КСБ), которая позволяет агентам забронировать номер прямо с экрана компьютера.
Концепция гостиничного консорциума в последние годы стала очень популярной, и число консорциумов значительно возросло.
Самый крупный гостиничный консорциум в мире - американская цепь «Бест Вестерн Интернэшнл», насчитывающая 3350 гостиниц и 270 тыс. номеров. Стоимость членства в этом международном гостиничном консорциуме составляет 1% оборота после уплаты налогов.
В Европе Франция является самым большим владельцем гостиничных консорциумов. Двадцать консорциумов разного объема составляют четверть всех отелей страны. Самый крупный из них «Ле Ложе де Франс» обеспечивает 60% общего количества предложений номеров в стране и объединяет почти 70% всех отелей-членов консорциумов страны.
В Великобритании объединенные в консорциумы гостиницы обеспечивают 60% общего предложения гостиничных номеров, то есть четвертую часть рынка.
Помимо объединения в консорциумы и интегрированные цепи гостиницы создают различные семейства. Качество предоставляемых услуг в них контролируется независимыми комиссиями. Наглядным примером таких семейств являются «Реле де Шато», «Преферред Отеле энд Резортс Уордвайд», «Лидинг Отеле оф де Уорд», «Смол Люксари Отеле оф де У орд». Последние два семейства объединяют соответственно 300 и 200 отелей по всему миру. Это отели высокой категории, они расположены в разных местах (городе, пригороде или провинции) и обслуживают клиентов с разным достатком.
В семейство «Лидинг Отеле оф де Уорд» входят, например, такие престижные отели, как «Ритц» и «Мерис» в Париже, «Отел де Пари» в Монте Карло, «Империал» в Вене, «Дорчестер» в Лондоне, «Отел дю Рон» в Женеве, а также «Балчуг Кемпински» в Москве.
Семейство «Смол Люксари Отеле оф де Уорд» объединяет небольшие отели - до 150 номеров, большинство из них - семейные. Только в одном Лондоне насчитывается семь отелей этого семейства, самый знаменитый из них - отель «Ритц». По всему миру отели семейства «Смол Люксари Отеле» сосредоточены не только в больших городах, но и в провинции и курортных зонах. В европейской провинции они расположены в старинных отреставрированных замках и усадьбах. После Великобритании по числу отелей этого семейства идут США и Австралия.
Многие отели входят одновременно в разные семейства, например, «Де Обсерватори» в Сиднее одновременно является членом семейств «Смол Люксари Отеле...» и «Лидинг Отеле...», а отель «Ритц» в Париже - членом семейств «Лидинг Отеле оф де Уорд» и «Преферред Отеле энд Резортс Уордвайд».
К другим видам предлагаемого жилья относятся так называемые вторичные резиденции, полностью принадлежащие туристам, но не являющиеся их постоянным местом проживания, и вторичные резиденции с общими удобствами - это квартиры в блоках, которые обслуживаются управленческой компанией и имеют прачечную, спортивно-оздоровительные и развлекательные комплексы и др. Этот вид предлагается в США, Франции и Испании в основном на горных курортах и побережье.
Наглядным показателем развития вторичных резиденций является 35%-ный рост их во Франции за 20 лет начиная с 1975г., хотя и они требуют больших первоначальных инвестиций. Этот вид размещения туристов активно поддерживает другие виды экономической деятельности: торговлю, народные ремесла и особенно строительство в сельской местности, горных районах и на побережье. Владельцы таких домов могут сдавать их в аренду туристам как из своей страны, так и из-за рубежа.
На средиземноморских курортах Франции и Испании также предлагают сезонно арендуемые оборудованные помещения. Это квартиры, студии или целые виллы, предоставляемые в аренду туристам на период от одной недели до трех месяцев. Ускоренный рост этого сектора определили туроператоры с целью развития нового туристского продукта «транспорт-помещение» для массового туризма по цене ниже предложений гостиниц. Например, немецкая туристская компания «Антон Готтен» комбинирует путешествие на автомобильном транспорте с обеспечением арендованного помещения.
Индустриальные страны развивают концепцию социального жилья. Это помещения, включающие деревни отдыха, семейные лагеря отдыха, молодежные турбазы и др., которые предлагаются на неприбыльной основе. Во Франции, например, такие помещения предлагают организации «Поселки семейного отдыха», «Центральная организация лагерей и различных видов отдыха молодежи», «Туризм и работа», клубы, принадлежащие государственным и частным фирмам, таким, как «Электричество Франции», «Французские железные дороги», «Рено» и др.
В заключение обзора мест размещения несколько слов о таймшере.
Таймшер определяется как покупка места отдыха (квартиры) на одну или две недели. Цена квартиры делится между несколькими совладельцами.
Индустрия таймшера развивается с начала 70-х годов из программ обмена квартирами (домами) в США. В начале 90-х годов в мире насчитывалось 2,4 млн. владельцев таймшеров на 3050 курортах. Общий объем продаж в 1991г. составил 3,74 млрд. долл., из них 1,5 млрд. долл. только в Европе. К 2002г. ожидается увеличение продаж до 30 млрд. долл. Владельцами таймшеров являются граждане 157 стран, а таймшерные курорты существуют в 75 странах. Лидером по числу курортов (43,6% общемирового уровня) и по числу владельцев (1,4 млн. человек) являются США (табл. 2.2). В развитие рынка таймшера в США были вовлечены такие крупные компании, как гостиничная цепь «Мариотт». Европа находится на втором месте - 27,5% курортов от общемирового их числа и 424 тыс. владельцев. Здесь крупнейший рынок таймшера расположен в Великобритании.
Таблица 2.2. Рынок таймшерных курортов «разных странах мира в 1992г.
Регион | Число курортов | % к итогу | Число владельцев таймшеров | % к итогу |
США | 43,6 | 59,7 | ||
Европа | 27,5 | 424 000 | 17,9 | |
Мексика | 6,6 | 124 000 | 5,2 | |
Южная Африка | 4,4 | 5,1 | ||
Карибский бассейн | 4,3 | 0,2 | ||
Южная Америка | 3,8 | 1,2 | ||
Австралия | 3,5 | 3,3 | ||
Япония/Юго-Восточная Азия | 3,0 | 2,8 | ||
Канада | 2,8 | 4,0 | ||
Другие регионы | 0,6 | 0,5 | ||
Итого | 2 363 000 |
Старейшей и крупнейшей сетью обменов отдыха является сеть РСА, объединяющая 1,6 млн. членов во всем мире. Она создана в 1974г. в шт. Индиана (США). Сегодня РСА имеет 2700 присоединенных курортных владений в более чем 70 странах мира. Об успехе этой сети свидетельствует тот факт, что в 1994г. более 1,7 млн. семей стали членами РСА, а в 1993 г. 4 млн. человек посетили курорты, объединенные этой сетью. В 56 офисах компании, расположенных по всему миру, трудятся 3500 сотрудников. Оборот только европейского региона в 1992г. составил 65 млн. фунтов стерлингов. Помимо основного вида деятельности - организации обменов - РСА предлагает ряд дополнительных услуг, например бронирование гостиниц, авиаперелет, прокат автомобилей, страхование поездок. Исследование рынка РСА показало, что 85% клиентов системы довольны его обслуживанием, две трети покупок в Великобритании совершаются владельцами таймшеров, которые приобретают новые недели отдыха. Однако в последнее время индустрия таймшера приобрела негативный характер. В основном это произошло из-за нескольких недобросовестных, мягко говоря, представителей индустрии, которые используют методы давления на сомневающихся клиентов во время презентаций-продаж, а также из-за торговых представителей, которые навязывают интервью платежеспособным, на их взгляд, клиентам.
Исследование экономического воздействия индустрии таймшера, проведенное «Рагатс Ассосиэйтс», показывает, что прямые расходы потребителей на курортах таймшера ежегодно составляют 3 млрд. долл., а накопления - 6 млрд. долл. В результате деятельности таймшеров создаются 30 тыс. постоянных и 10 тыс. временных рабочих мест в индустрии, а также 45 тыс. рабочих мест появляются в других связанных с ней секторах экономики.
Наличие крупной гостиничной индустрии играет важную роль в привлечении иностранных туристов. Успех маленьких островов, например Канарских, которые принимают больше туристов, чем страны Западной Африки, вместе взятые, основан на больших возможностях их гостиничной индустрии.
В последнее десятилетие существенно увеличили объемы своих гостиничных секторов страны Юго-Восточной Азии благодаря значительным инвестициям и внедрению новых технологий. Эти страны создали транснациональные гостиничные цепи «Мандарин Ориентал» и «Регент», а также построили обширную маркетинговую сеть по всему миру.
Однако большая доля гостиничных номеров от общемирового числа все еще сосредоточена в Европе. По данным ВТО, в 1977г. она составляла 42,2%, из которых 79% приходилось на Южную и Западную Европу. С 1985 по 1992гг. слабый рост предложения номеров в Европе связан с их бурным сокращением почти на 66% в Центральной и Восточной Европе, хотя и предложения в странах Западной Европы увеличились почти на 11% за этот же период (табл. 2.3).
Таблица 2.3. Тренд вместимости гостиниц и аналогичных предприятий в мире
Регион | Количество номеров | Изменение за 1985 -1992гг., % | |
1985г. | 1992г. | ||
Всего в мире | 9 759 002 | 11 075261 | +13,5 |
Африка | 264 625 | +30,1 | |
2,71 | 3,11 | ||
Америка | 3 540 412 | +24,7 | |
36,28 | 39,88 | ||
Восточная Азия | 897 247 | 1 343 746 | |
и Тихоокеанские страны | 9,19 | 12,13 | +49,8 |
Европа | 4 906 993 | -3,6 | |
50,28 | 42,72 | ||
Ближний Восток | 149 204 | + 12,93 | |
1,35 | 1,35 | ||
Южная Азия | -11,83 | ||
1,04 | 0,81 | ||
Примечание. В числителе приведена абсолютная величина, а в знаменателе — в %. |
По предложению гостиничных номеров Америка и Карибский бассейн занимают второе место, и в 1992г. их доля составила почти 40% мирового предложения, из которых 84,2% сосредоточилось в Северной Америке и только 11,63% - в Латинской Америке.
На страны Карибского бассейна приходится 3,2% гостиничных номеров от общемирового числа. Однако регион испытывает бурный рост, и в период с 1985 по 1992г. он составлял 41% против 25% во всех американских странах за тот же период.
В Африке предложения гостиничных номеров сосредоточены в странах на севере материка, в основном в Тунисе и Марокко (около 47%). Этот регион континента также стремительно развивается - около 60% за 1985-1992гг. против 31% общеафриканского за этот же период. По данным ВТО, в 1992г. в мире было всего 11 млн. гостиничных мест и заполняемость их составляла примерно 65-70%.
ТУРКОМПЛЕКС КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ