После Европейского и Американского регионов по развитию туризма следуют Восточная Азия и Тихоокеанский регион. Некоторые страны этого региона совсем недавно (точнее в прошлом десятилетии) начали развивать индустрию туризма. В основном это новые индустриальные страны региона - экспортеры товаров: Гонконг, Малайзия, Сингапур, Южная Корея, Таиланд, Индонезия и Тайвань. В этих странах экспорт товаров и экспорт услуг взаимно дополняют друг друга. Развитие этих секторов базируется на стремительном подъеме телекоммуникаций, международного транспорта, в частности воздушного транспорта, и банковской сферы. Так, экспорт товаров приводит к увеличению деловых путешествий в эти страны, которые, в свою очередь, стимулируют развитие гостиничного бизнеса и индустрии развлечений, одним словом - въездного туризма. Последний увеличивает резервы иностранной валюты и стимулирует рост экономики.
В 1996г. ВАТ посетило более 90 млн. туристов и доля прибытий составила 15,2% общемирового уровня (табл. 2.5).
В 1970-1980гг. число международных туристских прибытий в регион увеличилось в 4 раза - с 5 до 21 млн. человек, а поступления - в 8 раз - с 1 до 8,5 млрд. долл. В 1980-1996гг. число прибытий возросло более чем в 4 раза - с 21 до 90 млн. человек, а поступления увеличились почти в 10 раз - с 8,5 до 82 млрд. долл. Доля региона в общих прибытиях удвоилась за оба промежутка времени, а доля поступлений от туризма в первый анализируемый период увеличилась на 33%, а во второй - удвоилась. Таким образом, в отличие от других регионов мира здесь туристские прибытия и поступления увеличивались регулярно, за исключением периода 1989-1991гг., когда рост их шел медленнее (рис. 2.6).
Таблица 2.5. Динамика числа туристов, прибывающих в Восточную Азию и Тихоокеанский регион, и поступлений от них в 1970-1996гг.
|
Год | Число туристов, млн. человек | Среднегодовые изменения, % | Доля от общемирового уровня, % | Поступления, млрд. долл. | Среднегодовые изменения, % | Доля от общемирового уровня, % |
5,331 | - | 3,22 | 1,1 | - | 6,15 | |
8,657 | 62,39 | 3,89 | 2,164 | 96,73 | 5,32 | |
20,961 | 142,13 | 7,28 | 8,469 | 291,36 | 8,19 | |
30,389 | 44,98 | 9,22 | 12,849 | 51,72 | 11,06 | |
33,505 | 10,25 | 9,83 | 17,2 | 33,86 | 12,24 | |
38,906 | 16,12 | 10,61 | 22,763 | 32,34 | 13,21 | |
45,092 | 15,9 | 11,21 | 30,64 | 34,6 | 15,41 | |
45,565 | 1,05 | 10,56 | 34,234 | 11,73 | 16,06 | |
52,263 | 14,7 | 11,41 | 38,617 | 12,8 | 14,98 | |
53,924 | 3,18 | 11,81 | 39,634 | 2,63 | 15,21 | |
61,306 | 13,69 | 12,73 | 45,636 | 15,14 | 15,4 | |
68,525 | 11,78 | 13,7 | 52,587 | 15,23 | 16,23 | |
76,171 | 11,16 | 13,94 | 61,949 | 17.8 | 17,87 | |
83,187 | 9,21 | 14,69 | 72,759 | 17,44 | 18,24 | |
90,091 | 8,3 | 15,22 | 82,436 | 13,3 | 19,48 |
Туризм, генерируемый резидентами стран региона, является очень мощным и обеспечивает 78% общих туристских потоков. Япония представляет самый большой туристообразующий рынок в регионе и составляет 14,8% общего спроса благодаря программе японского правительства, по которой стимулируется проведение Каникул японцами за рубежом. Далее следуют такие страны региона, как Сингапур - 9% и Тайвань - 6,9%. Из генерирующих регионов второе и третье места делят Европа и Америка, в которой лидируют США (рис. 2.5).
Рис. 2.5. Развитие международного туризма в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе, 1989-1996гг.
Восточная Азия и Тихоокеанский регион привлекают иностранных туристов прежде всего своей уникальной природой, но и не только этим. Например, новые индустриальные страны притягательны для деловых путешествий. Развлекательный туризм хорошо развит в Японии, Южной Корее и Тайване, причем японская индустрия развлечений занимает второе место в мире после США. Гонконг и Сингапур предлагают отличный шоппинг-туризм. Одной из важных туристских стран в регионе стал Таиланд, особенно после того, как начал осваивать новые пляжи на южном побережье страны и организовывать культурно-познавательные поездки на север страны.
|
Рис. 2.6. Диаграмма прибытий туристов в Восточную Азию и Тихоокеанский регион из других регионов в 1985 и 1992гг.
В Тихоокеанском регионе туризм особенно развивается в Австралии и Новой Зеландии, которые принимают 6% гостей региона, и в странах Меланезии (Фиджи, Новая Каледония, Вануату, Соломоновы острова и др.), Микронезии (Гуам, Маршалловы острова, Марианские острова и др.) и Полинезии (острова Кука, Французская Полинезия и др.), на долю которых приходятся 4% гостей. Острова в Тихом океане выигрывают от относительной близости австралийского и новозеландского рынков и, что более важно, имеют отличный имидж в мире, в частности в Европе.
В последние годы поступления от международного туризма в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе возрастали быстрее, чем число туристов, прибывающих в регион. Это происходило потому, что многие страны в регионе переориентировались на богатых туристов.
В этом регионе средние расходы одного туриста составляют 764 долл. и превышают среднемировой уровень - 659 долл. Здесь также лидирует Япония, где средние расходы одного туриста очень большие -1706 долл., за ней следуют Сингапур - 955 долл. и Гонконг - 864 долл. Однако есть и такие страны, где расходы на одного туриста очень малы по сравнению со среднемировым уровнем, например, в Китае они составляют 239 долл.
|
Вопреки успехам развития туристской индустрии и большим поступлениям в странах ВАТ вклад туризма в экономику региона меньше, чем в других регионах мира. Он насчитывает только 5% поступлений от экспорта в отличие от среднемирового - 8,3%, так как страны этого региона, особенно новые индустриальные страны, делают акцент на экспорт товаров, а не услуг.
Ближний Восток
Регион Ближнего Востока включает в себя: Бахрейн, Египет, Ирак, Иорданию, Кувейт, Ливию, Оман, Катар, Саудовскую Аравию, Сирию, Объединенные Арабские Эмираты и Йемен.
В 70-х годах международный туризм в регионе заметно развивался, несмотря на конфликт в Ливане. За 1970—1980гг. число туристов утроилось - с 1,8 до 6 млн. человек, а поступления средств от них - с 0,4 до 3,5 млрд. долл.
После существенного спада в 1986г., когда число прибытий туристов в регион уменьшилось на 17,7%, а поступления от туризма - на 16%, международный туризм постепенно стал возрождаться. Однако в 1991г. число туристов опять уменьшилось на 10,3% и поступления - на 16,5%. После очередного падения в 1993г. числа прибытий на 9% и поступлений на 7,5% 1994г. ознаменовался увеличением числа туристов на 37%, а 1996г. - еще на 10,5% по сравнению с уровнем предыдущего года. Доля прибытий на Ближний Восток от общемирового уровня после подъема в 70-х годах до 2% в 1980г. и падения до 1,8% в 1994г. увеличилась до 2,6% в 1996 г. (табл. 2.6).
Таблица 2.6. Динамика числа туристов, прибывающих на Ближний Восток, и поступлений от них в 1970-1996гг.
Год | Число туристов, млн. человек | Среднегодовые изменения, % | Доля от общемирового уровня, % | Поступления, млрд. долл. | Среднегодовые изменения, % | Доля от общемирового уровня, % |
1,864 | — | 1,12 | 0,404 | — | 2,26 | |
3,52 | 88,84 | 1,58 | 0,733 | 81,44 | 1,8 | |
5,992 | 70,23 | 2,08 | 3,47 | 373,4 | 3,36 | |
6,24 | 4,17 | 1,89 | 4,803 | 38,41 | 4,14 | |
5,132 -17,76 | 1,51 | 4,032 | -16,05 2,87 | |||
5,431 | 5,83 | 1,48 | 5,305 | 31,57 | 3,08 | |
6,961 | 28,17 | 1,73 | 5,051 | -4,79 | 2,54 | |
7,519 | 8,02 | 1,74 | 5,434 | 7,58 | 2,55 | |
7,444 | -1,0 | 1,63 | 5,127 | -5,65 | 1,99 | |
6,674 | -10,34 | 1,46 | 4,279 | - 16,54 | 1,64 | |
7,921 | 18,68 | 1,64 | 5,398 | 26,15 | 1,82 | |
7,2 | -9,1 | 1,44 | 4,996 | -7,45 | 1,54 | |
9,868 | 37,6 | 1,81 | 5,107 | 2,22 | 1,47 | |
13,705 | 38,88 | 2,42 | 7,187 | 40,73 | 1,8 | |
15,144 | 10,5 | 2,55 | 8,243 | 14,7 | 1,94 |
Рис. 2.7. Развитие международного туризма на Ближнем Востоке, 1989-1996гг.
За анализируемый период ежегодные прибытия, особенно поступления, были нерегулярны и колебались из года в год, особенно в последнее время (рис. 2.7). Такие колебания в динамике развития международного туризма естественно сдерживали инвестиции в туристский сектор региона.
Круг стран, из которых прибывают международные туристы на Ближний Восток, обширен. Половина этих туристов приезжала из других Ближневосточных стран, 19% составляли европейцы, 18% - жители Восточной Азии и Тихоокеанского региона. Только одна треть всех прибытий в регион обеспечивается первыми девятью туристообразующими странами (рис. 2.8).
Рис. 2.8. Диаграмма прибытий туристов на Ближний Восток из других регионов в 1985 и 1992гг.
Крупными туристообразующими странами в самом регионе являются Саудовская Аравия и Египет, которые вместе обеспечивают почти 22% прибытий в регион. Основные туристские потоки направляются из Великобритании, Германии, Франции и США, однако в последние годы они сократились.
Постоянные колебания в развитии туризма региона можно объяснить политической нестабильностью, а общее сокращение притока туристов в этот регион за последние годы явилось следствием войны в Персидском заливе, от которой пострадали не только Ирак, но и Саудовская Аравия и Иордания. Так, число туристов, прибывающих в эти страны, уменьшилось почти на 40%. Война также коснулась и Египта, где были отмечены нападения на иностранных туристов с начала 1992г., вследствие чего в 1993г. число прибытий снизилось на 33%. Это тревожный факт для экономики Египта, так как поступления от туризма очень важны для сокращения внешнего долга и поддержания валютных резервов.
Сравнительное падение интереса к туризму в этом регионе в наибольшей степени тревожит Египет и Иорданию.
Основными туристскими центрами региона являются Египет, Саудовская Аравия, Иордания, Сирия и Кувейт. Самый крупный туристский центр региона - Египет предлагает познавательный туристский продукт, а туризм в Саудовской Аравии имеет религиозный характер, так как там находятся мусульманские святыни. Эти две страны обеспечивают почти 70% поступлений от туризма в общие доходы Ближнего Востока от туризма.
В регионе самые крупные поступления от одного посетителя — 4200 долл. отмечены в Кувейте, где развит в основном деловой туризм. Далее идут Саудовская Аравия и Египет с поступлениями 1330 и 930 долл. соответственно. Средний уровень поступлений почти на 30 долл. больше, чем в ВАТ.
Участие туризма в доходах от экспорта региона было также неустойчивым. Этот показатель в 1991г. снизился до 4%, затем вновь поднялся до уровня середины 80-х годов - более 8%. Как видно, он близок к среднемировому уровню и выше аналогичного показателя в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе. Этот факт объясняет важность туристского сектора в общем экспорте Ближнего Востока.
Число иностранных туристов, посещающих Африку, и поступления от них очень малы и составляют 3,3 и 1,8% общемировых соответственно. Начиная с очень низкого уровня - 2,4 млн. человек и 400 млн. долл. в 1970г., число туристов в 1996г. увеличилось до 19,5 млн. человек, то есть в 8 раз, а поступления - до 7,6 млрд. долл., то есть почти в 19 раз (табл. 2.7).
Таблица 2.7. Динамика числа туристов, прибывающих в Африку, и поступлений от них в 1970-1996гг.
Год | Число туристов, млн. человек | Среднегодовые изменения, % | Доля от общемирового уровня, % | Поступления, млрд. долл. | Среднегодовые изменения, % | Доля от общемирового уровня, % |
2,407 | — | 1,45 | 0,4 | - | 2,23 | |
4,654 | 93,35 | 2,09 | 1,127 | 181,75 | 2,77 | |
7,337 | 57,63 | 2,55 | 2,711 | 140,55 | 2,62 | |
9,706 | 32,29 | 2,94 | 2,601 | -4,06 | 2,24 | |
9,341 | -3,76 | 2,74 | 2,97 | 14,19 | 2,11 | |
9,833 | 5,27 | 2,68 | 3,797 | 27,85 | 2,2 | |
12,94 | 31,6 | 3,22 | 4,601 | 21,71 | 2,31 | |
13,77 | 6,41 | 3,19 | 4,454 | -3,19 | 2,09 | |
14,993 | 8,88 | 3,27 | 5,238 | 17,6 | 2,03 | |
15,842 | 5,66 | 3,47 | 4,83 | -7,79 | 1,85 | |
17,552 | 10,79 | 3,64 | 5,855 | 21,22 | 1,98 | |
17,875 | 1,84 | 3,57 | 6,364 | 8,69 | 1,96 | |
18,477 | 3,37 | 3,38 | 6,564 | 3,14 | 1,89 | |
19,017 | 2,92 | 3,36 | 6,98 | 6,34 | 1,75 | |
19,454 | 2,3 | 3,29 | 7,622 | 9,2 | 1,79 |
Со второй половины 80-х годов наблюдается расхождение между трендами прибытий в регион и поступлений от туризма. В отличие от тренда прибытий тренд поступлений был переменчив и имел резкие падения, особенно в начале 90-х годов (рис. 2.9).
Рост международного туризма в Африке сдерживался из-за высоких цен африканского туристского продукта на туристообразующих рынках. Однако в последнее время регион переключается на недорогой массовый туризм, особенно на севере континента у южных берегов Средиземного моря.
Рис. 2.9. Развитие международного туризма в Африке, 1989-1996гг.
Самым крупным генерирующим рынком для стран региона является сам Африканский регион. В 1992 г. доля внутреннего туризма возросла до 56% общего числа иностранных гостей, прибывающих на континент. Но туристские потоки между африканскими странами все еще остаются очень слабыми и существенно сдерживают развитие туризма в регионе. Главный туристообразующий регион - Европа - сдал свои позиции, и его доля сократилась до 34%. Здесь также сказались последствия войны «Буря в пустыне» (рис. 2.10). Основными туристообразующими странами для региона являются: Франция, Германия, Великобритания, из которых прибывают в Африку почти 20% числа всех иностранных туристов. Такое положение можно объяснить тем, что до недавнего времени эти страны были метрополиями для многих африканских колоний.
Рис. 2.10. Диаграмма прибытий туристов в Африку из других регионов в 1985 и 1992гг.
Больше половины общего количества гостей в регион принимают страны Северной Африки, такие, как Марокко и Тунис. Доля прибытий в эти страны достигает 45% прибытий в Африку, поступления от одного туриста составляют более 300 долл. В Восточной Африке лидируют Кения, Мавритания, Танзания, Сейшельские острова и Зимбабве, которые успешно используют свои природные ресурсы. Некоторые из них, например Мавритания, Сейшельские острова, специализируются на превосходном пляжном туризме и развивают высококлассную гостиничную индустрию, получая с каждого туриста до 900 долл.
На юге континента отличным туристским центром является ЮАР, которая вместе с Марокко и Тунисом возглавляет список первых стран континента по прибытиям и поступлениям. ЮАР имеет высокоразвитые гостиничную индустрию и транспортную систему и в последнее время становится модной страной для международного туризма.
За последнее десятилетие доля доходов стран Африки от туризма в общих доходах от экспорта почти удвоилась - с 5% в середине 80-х годов до 10,5% в середине 90-х. Однако Африка в целом отстает в международном туризме, потому что многие страны региона экономически не развиты. Они нуждаются в достаточно эффективной инфраструктуре, для которой у них не хватает необходимых финансовых средств.
Южная Азия
Регион Южной Азии - один из крупнейших по численности населения. Здесь проживает более 1 млрд. человек. В регион входят следующие страны:
Афганистан, Бангладеш, Бутан, Индия, Иран, Мальдивская Республика, Мьянмар, Непал, Пакистан и Шри-Ланка.
Туризм в регионе развивается, но значительно медленнее, чем в регионе ВАТ. За 1970-1996гг. туристские прибытия увеличились почти в 5 раз - с 900 тыс. до 4,5 млн. человек, а поступления - почти в 40 раз - со 100 млн. до 4 млрд. долл. Доля прибытий в этот же период колебалась около показателя 0,7% общемирового уровня. Если доля Южной Азии в общемировых прибытиях сохранялась почти неизменной, то доля в мировых доходах от туризма после заметного увеличения в 70-х годах начала устойчиво сокращаться - с 1,5% в начале 80-х годов до 0,62% в 1993г. Однако в 1996г. наблюдался заметный рост прибытий и особенно доходов (поступлений), которые, естественно, привели к увеличению доли поступлений от общемирового уровня до 0,94% (табл. 2.8).
Таблица 2.8. Динамика числа туристов, прибывающих в Южную Азию, и поступлений от них в 1970-1996гг.
Год | Число туристов, млн. человек | Среднегодовые изменения, % | Доля от общемирового уровня, % | Поступления, млрд. долл. | Среднегодовые изменения, % | Доля от общемирового уровня, % |
0,912 | — | 0,55 | 0,1 | - | 0,56 | |
1,557 | 70,72 | 0,7 | 0,329 | 229,0 | 0,81 | |
2,28 | 48,44 | 0,79 | 1,549 370,62 | 1,5 | ||
2,54 | 11,4 | 0,77 | 1,4 | -9,62 | 1,21 | |
2,731 | 7,52 | 0,8 | 1,677 | 19,07 | 1,19 | |
2,707 | -0,88 | 0,74 | 1,875 | 12,48 | 1,09 | |
2,881 | 6,43 | 0,72 | 1,929 | 2,88 | 0,97 | |
3,054 | 6,0 | 0,71 | 2,022 | 4,82 | 0,95 | |
3,179 | 4,09 | 0,69 | 1,99 | -1,58 0,77 | ||
3,279 | 3,15 | 0,72 | 1,968 | -1,11 | 0,76 | |
3,509 | 7,01 | 0,73 | 2,076 | 5,49 | 0,7 | |
3,459 | -1,42 | 0,69 | 2,015 | -2,94 | 0,62 | |
3,949 | 14,17 | 0,72 | 3,159 | 56,77 | 0,91 | |
4,3 | 8,89 | 0,76 | 3,642 | 15,29 | 0,91 | |
4,485 | 4,3 | 0,76 | 3,963 | 8,8 | 0,94 |
Как видно, доли прибытий туристов в этот регион и поступлений от них в общемировых показателях незначительны. Этот регион подвержен влиянию политических и экономических кризисов, происходивших в мире в определенные периоды времени, например в 1991г., и особенно чувствителен к локальным кризисам, к которым можно отнести, например, политическую нестабильность в некоторых районах Индии и Пакистана, конфликт в Шри-Ланке.
Рис. 2.11. Развитие международного туризма в Южной Азии, 1989-1996гг.
Из рис. 2.11 видно, что с 1989г. динамика поступлений почти неизменна, однако в разные годы были спады (в 1990г. - на 1,6%, в 1991г. - на 1%, в 1993г. - на 2,9%), которые осложняли инвестиционную политику развития туризма в регионе.
Самым крупным туристообразующим рынком для региона является Европа, чья позиция в последние годы еще более укрепилась. Наибольшее число туристов в регион обеспечивает Великобритания - 12% всех прибытий.
Внутрирегиональный туризм развит слабо; так, число туристов из соседних стран составило 28% всех гостей региона. Другими крупными туристообразующими регионами для стран Южной Азии являются ВАТ и Америка, которые в 1992г. отправили соответственно 34 и 9% туристов (рис. 2.12).
Рис. 2.12. Диаграмма прибытий туристов в Южную Азию из других регионов в 1985 и1992гг.
Две трети всех туристов, прибывающих в регион, принимают Индия и Пакистан, где развит познавательный туризм. Расходы одного туриста в этих странах в среднем составляют 760 долл., что превышает среднерегиональный уровень - 590 долл. и среднемировой. Этот относительный успех можно объяснить политикой, проводимой индийским правительством с целью привлечения иностранных инвестиций в туристский сектор, начиная с 90-х годов.
Некоторые страны, особенно Шри-Ланка и Мальдивская Республика, специализируются на пляжном туризме. Последняя создала эксклюзивный продукт - туризм на атолле, когда на одном острове расположен только один высококлассный отель.
Непал развивал свою индустрию туризма на базе горнолыжного спорта и по получаемым доходам сравнялся с бурно развивающейся Мальдивской Республикой.
Хотя международный туризм для многих стран региона является основной статьей доходов, доля поступлений от него в общих доходах региона от экспорта небольшая и составляет всего 5%.
Несмотря на рост туризма, страны Южной Азии не использовали еще весь свой потенциал для его развития, которое было затруднено, так же как и в Африканском регионе, из-за недостаточно развитой инфраструктуры и транспортной системы.