Восточная Азия и Тихоокеанский регион




После Европейского и Американского регионов по развитию туризма следуют Восточная Азия и Тихоокеанский регион. Некоторые страны этого региона совсем недавно (точнее в прошлом десятилетии) начали развивать индустрию туризма. В основном это новые индустриальные страны региона - экспортеры товаров: Гонконг, Малайзия, Сингапур, Южная Корея, Таиланд, Индонезия и Тайвань. В этих странах экспорт товаров и экспорт услуг взаимно дополняют друг друга. Развитие этих секторов базируется на стремительном подъеме телекоммуникаций, международного транспорта, в частности воздушного транспорта, и банковской сферы. Так, экспорт товаров приводит к увеличению деловых путешествий в эти страны, которые, в свою очередь, стимулируют развитие гостиничного бизнеса и индустрии развлечений, одним словом - въездного туризма. Последний увеличивает резервы иностранной валюты и стимулирует рост экономики.

В 1996г. ВАТ посетило более 90 млн. туристов и доля прибытий составила 15,2% общемирового уровня (табл. 2.5).

В 1970-1980гг. число международных туристских прибытий в регион увеличилось в 4 раза - с 5 до 21 млн. человек, а поступления - в 8 раз - с 1 до 8,5 млрд. долл. В 1980-1996гг. число прибытий возросло более чем в 4 раза - с 21 до 90 млн. человек, а поступления увеличились почти в 10 раз - с 8,5 до 82 млрд. долл. Доля региона в общих прибытиях удвоилась за оба промежутка времени, а доля поступлений от туризма в первый анализируемый период увеличилась на 33%, а во второй - удвоилась. Таким образом, в отличие от других регионов мира здесь туристские прибытия и поступления увеличивались регулярно, за исключением периода 1989-1991гг., когда рост их шел медленнее (рис. 2.6).

Таблица 2.5. Динамика числа туристов, прибывающих в Восточную Азию и Тихоокеанский регион, и поступлений от них в 1970-1996гг.

Год Число туристов, млн. человек Среднегодовые изменения, % Доля от общемирового уровня, % Поступления, млрд. долл. Среднегодовые изменения, % Доля от общемирового уровня, %
  5,331 - 3,22 1,1 - 6,15
  8,657 62,39 3,89 2,164 96,73 5,32
  20,961 142,13 7,28 8,469 291,36 8,19
  30,389 44,98 9,22 12,849 51,72 11,06
  33,505 10,25 9,83 17,2 33,86 12,24
  38,906 16,12 10,61 22,763 32,34 13,21
  45,092 15,9 11,21 30,64 34,6 15,41
  45,565 1,05 10,56 34,234 11,73 16,06
  52,263 14,7 11,41 38,617 12,8 14,98
  53,924 3,18 11,81 39,634 2,63 15,21
  61,306 13,69 12,73 45,636 15,14 15,4
  68,525 11,78 13,7 52,587 15,23 16,23
  76,171 11,16 13,94 61,949 17.8 17,87
  83,187 9,21 14,69 72,759 17,44 18,24
  90,091 8,3 15,22 82,436 13,3 19,48

 

Туризм, генерируемый резидентами стран региона, является очень мощным и обеспечивает 78% общих туристских потоков. Япония представляет самый большой туристообразующий рынок в регионе и составляет 14,8% общего спроса благодаря программе японского правительства, по которой стимулируется проведение Каникул японцами за рубежом. Далее следуют такие страны региона, как Сингапур - 9% и Тайвань - 6,9%. Из генерирующих регионов второе и третье места делят Европа и Америка, в которой лидируют США (рис. 2.5).

 

Рис. 2.5. Развитие международного туризма в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе, 1989-1996гг.

 

Восточная Азия и Тихоокеанский регион привлекают иностранных туристов прежде всего своей уникальной природой, но и не только этим. Например, новые индустриальные страны притягательны для деловых путешествий. Развлекательный туризм хорошо развит в Японии, Южной Корее и Тайване, причем японская индустрия развлечений занимает второе место в мире после США. Гонконг и Сингапур предлагают отличный шоппинг-туризм. Одной из важных туристских стран в регионе стал Таиланд, особенно после того, как начал осваивать новые пляжи на южном побережье страны и организовывать культурно-познавательные поездки на север страны.

 

Рис. 2.6. Диаграмма прибытий туристов в Восточную Азию и Тихоокеанский регион из других регионов в 1985 и 1992гг.

 

В Тихоокеанском регионе туризм особенно развивается в Австралии и Новой Зеландии, которые принимают 6% гостей региона, и в странах Меланезии (Фиджи, Новая Каледония, Вануату, Соломоновы острова и др.), Микронезии (Гуам, Маршалловы острова, Марианские острова и др.) и Полинезии (острова Кука, Французская Полинезия и др.), на долю которых приходятся 4% гостей. Острова в Тихом океане выигрывают от относительной близости австралийского и новозеландского рынков и, что более важно, имеют отличный имидж в мире, в частности в Европе.

В последние годы поступления от международного туризма в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе возрастали быстрее, чем число туристов, прибывающих в регион. Это происходило потому, что многие страны в регионе переориентировались на богатых туристов.

В этом регионе средние расходы одного туриста составляют 764 долл. и превышают среднемировой уровень - 659 долл. Здесь также лидирует Япония, где средние расходы одного туриста очень большие -1706 долл., за ней следуют Сингапур - 955 долл. и Гонконг - 864 долл. Однако есть и такие страны, где расходы на одного туриста очень малы по сравнению со среднемировым уровнем, например, в Китае они составляют 239 долл.

Вопреки успехам развития туристской индустрии и большим поступлениям в странах ВАТ вклад туризма в экономику региона меньше, чем в других регионах мира. Он насчитывает только 5% поступлений от экспорта в отличие от среднемирового - 8,3%, так как страны этого региона, особенно новые индустриальные страны, делают акцент на экспорт товаров, а не услуг.

Ближний Восток

Регион Ближнего Востока включает в себя: Бахрейн, Египет, Ирак, Иорданию, Кувейт, Ливию, Оман, Катар, Саудовскую Аравию, Сирию, Объединенные Арабские Эмираты и Йемен.

В 70-х годах международный туризм в регионе заметно развивался, несмотря на конфликт в Ливане. За 1970—1980гг. число туристов утроилось - с 1,8 до 6 млн. человек, а поступления средств от них - с 0,4 до 3,5 млрд. долл.

После существенного спада в 1986г., когда число прибытий туристов в регион уменьшилось на 17,7%, а поступления от туризма - на 16%, международный туризм постепенно стал возрождаться. Однако в 1991г. число туристов опять уменьшилось на 10,3% и поступления - на 16,5%. После очередного падения в 1993г. числа прибытий на 9% и поступлений на 7,5% 1994г. ознаменовался увеличением числа туристов на 37%, а 1996г. - еще на 10,5% по сравнению с уровнем предыдущего года. Доля прибытий на Ближний Восток от общемирового уровня после подъема в 70-х годах до 2% в 1980г. и падения до 1,8% в 1994г. увеличилась до 2,6% в 1996 г. (табл. 2.6).

 

Таблица 2.6. Динамика числа туристов, прибывающих на Ближний Восток, и поступлений от них в 1970-1996гг.

Год Число туристов, млн. человек Среднегодовые изменения, % Доля от общемирового уровня, % Поступления, млрд. долл. Среднегодовые изменения, % Доля от общемирового уровня, %
  1,864 1,12 0,404 2,26
  3,52 88,84 1,58 0,733 81,44 1,8
  5,992 70,23 2,08 3,47 373,4 3,36
  6,24 4,17 1,89 4,803 38,41 4,14
  5,132 -17,76 1,51 4,032 -16,05 2,87
  5,431 5,83 1,48 5,305 31,57 3,08
  6,961 28,17 1,73 5,051 -4,79 2,54
  7,519 8,02 1,74 5,434 7,58 2,55
  7,444 -1,0 1,63 5,127 -5,65 1,99
  6,674 -10,34 1,46 4,279 - 16,54 1,64
  7,921 18,68 1,64 5,398 26,15 1,82
  7,2 -9,1 1,44 4,996 -7,45 1,54
  9,868 37,6 1,81 5,107 2,22 1,47
  13,705 38,88 2,42 7,187 40,73 1,8
  15,144 10,5 2,55 8,243 14,7 1,94

 

Рис. 2.7. Развитие международного туризма на Ближнем Востоке, 1989-1996гг.

 

За анализируемый период ежегодные прибытия, особенно поступления, были нерегулярны и колебались из года в год, особенно в последнее время (рис. 2.7). Такие колебания в динамике развития международного туризма естественно сдерживали инвестиции в туристский сектор региона.

Круг стран, из которых прибывают международные туристы на Ближний Восток, обширен. Половина этих туристов приезжала из других Ближневосточных стран, 19% составляли европейцы, 18% - жители Восточной Азии и Тихоокеанского региона. Только одна треть всех прибытий в регион обеспечивается первыми девятью туристообразующими странами (рис. 2.8).

 

Рис. 2.8. Диаграмма прибытий туристов на Ближний Восток из других регионов в 1985 и 1992гг.

 

Крупными туристообразующими странами в самом регионе являются Саудовская Аравия и Египет, которые вместе обеспечивают почти 22% прибытий в регион. Основные туристские потоки направляются из Великобритании, Германии, Франции и США, однако в последние годы они сократились.

Постоянные колебания в развитии туризма региона можно объяснить политической нестабильностью, а общее сокращение притока туристов в этот регион за последние годы явилось следствием войны в Персидском заливе, от которой пострадали не только Ирак, но и Саудовская Аравия и Иордания. Так, число туристов, прибывающих в эти страны, уменьшилось почти на 40%. Война также коснулась и Египта, где были отмечены нападения на иностранных туристов с начала 1992г., вследствие чего в 1993г. число прибытий снизилось на 33%. Это тревожный факт для экономики Египта, так как поступления от туризма очень важны для сокращения внешнего долга и поддержания валютных резервов.

Сравнительное падение интереса к туризму в этом регионе в наибольшей степени тревожит Египет и Иорданию.

Основными туристскими центрами региона являются Египет, Саудовская Аравия, Иордания, Сирия и Кувейт. Самый крупный туристский центр региона - Египет предлагает познавательный туристский продукт, а туризм в Саудовской Аравии имеет религиозный характер, так как там находятся мусульманские святыни. Эти две страны обеспечивают почти 70% поступлений от туризма в общие доходы Ближнего Востока от туризма.

В регионе самые крупные поступления от одного посетителя — 4200 долл. отмечены в Кувейте, где развит в основном деловой туризм. Далее идут Саудовская Аравия и Египет с поступлениями 1330 и 930 долл. соответственно. Средний уровень поступлений почти на 30 долл. больше, чем в ВАТ.

Участие туризма в доходах от экспорта региона было также неустойчивым. Этот показатель в 1991г. снизился до 4%, затем вновь поднялся до уровня середины 80-х годов - более 8%. Как видно, он близок к среднемировому уровню и выше аналогичного показателя в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе. Этот факт объясняет важность туристского сектора в общем экспорте Ближнего Востока.

Число иностранных туристов, посещающих Африку, и поступления от них очень малы и составляют 3,3 и 1,8% общемировых соответственно. Начиная с очень низкого уровня - 2,4 млн. человек и 400 млн. долл. в 1970г., число туристов в 1996г. увеличилось до 19,5 млн. человек, то есть в 8 раз, а поступления - до 7,6 млрд. долл., то есть почти в 19 раз (табл. 2.7).

Таблица 2.7. Динамика числа туристов, прибывающих в Африку, и поступлений от них в 1970-1996гг.

Год Число туристов, млн. человек Среднегодовые изменения, % Доля от общемирового уровня, % Поступления, млрд. долл. Среднегодовые изменения, % Доля от общемирового уровня, %
  2,407 1,45 0,4 - 2,23
  4,654 93,35 2,09 1,127 181,75 2,77
  7,337 57,63 2,55 2,711 140,55 2,62
  9,706 32,29 2,94 2,601 -4,06 2,24
  9,341 -3,76 2,74 2,97 14,19 2,11
  9,833 5,27 2,68 3,797 27,85 2,2
  12,94 31,6 3,22 4,601 21,71 2,31
  13,77 6,41 3,19 4,454 -3,19 2,09
  14,993 8,88 3,27 5,238 17,6 2,03
  15,842 5,66 3,47 4,83 -7,79 1,85
  17,552 10,79 3,64 5,855 21,22 1,98
  17,875 1,84 3,57 6,364 8,69 1,96
  18,477 3,37 3,38 6,564 3,14 1,89
  19,017 2,92 3,36 6,98 6,34 1,75
  19,454 2,3 3,29 7,622 9,2 1,79

 

Со второй половины 80-х годов наблюдается расхождение между трендами прибытий в регион и поступлений от туризма. В отличие от тренда прибытий тренд поступлений был переменчив и имел резкие падения, особенно в начале 90-х годов (рис. 2.9).

Рост международного туризма в Африке сдерживался из-за высоких цен африканского туристского продукта на туристообразующих рынках. Однако в последнее время регион переключается на недорогой массовый туризм, особенно на севере континента у южных берегов Средиземного моря.

 

Рис. 2.9. Развитие международного туризма в Африке, 1989-1996гг.

 

Самым крупным генерирующим рынком для стран региона является сам Африканский регион. В 1992 г. доля внутреннего туризма возросла до 56% общего числа иностранных гостей, прибывающих на континент. Но туристские потоки между африканскими странами все еще остаются очень слабыми и существенно сдерживают развитие туризма в регионе. Главный туристообразующий регион - Европа - сдал свои позиции, и его доля сократилась до 34%. Здесь также сказались последствия войны «Буря в пустыне» (рис. 2.10). Основными туристообразующими странами для региона являются: Франция, Германия, Великобритания, из которых прибывают в Африку почти 20% числа всех иностранных туристов. Такое положение можно объяснить тем, что до недавнего времени эти страны были метрополиями для многих африканских колоний.

 

Рис. 2.10. Диаграмма прибытий туристов в Африку из других регионов в 1985 и 1992гг.

 

Больше половины общего количества гостей в регион принимают страны Северной Африки, такие, как Марокко и Тунис. Доля прибытий в эти страны достигает 45% прибытий в Африку, поступления от одного туриста составляют более 300 долл. В Восточной Африке лидируют Кения, Мавритания, Танзания, Сейшельские острова и Зимбабве, которые успешно используют свои природные ресурсы. Некоторые из них, например Мавритания, Сейшельские острова, специализируются на превосходном пляжном туризме и развивают высококлассную гостиничную индустрию, получая с каждого туриста до 900 долл.

На юге континента отличным туристским центром является ЮАР, которая вместе с Марокко и Тунисом возглавляет список первых стран континента по прибытиям и поступлениям. ЮАР имеет высокоразвитые гостиничную индустрию и транспортную систему и в последнее время становится модной страной для международного туризма.

За последнее десятилетие доля доходов стран Африки от туризма в общих доходах от экспорта почти удвоилась - с 5% в середине 80-х годов до 10,5% в середине 90-х. Однако Африка в целом отстает в международном туризме, потому что многие страны региона экономически не развиты. Они нуждаются в достаточно эффективной инфраструктуре, для которой у них не хватает необходимых финансовых средств.

Южная Азия

Регион Южной Азии - один из крупнейших по численности населения. Здесь проживает более 1 млрд. человек. В регион входят следующие страны:

Афганистан, Бангладеш, Бутан, Индия, Иран, Мальдивская Республика, Мьянмар, Непал, Пакистан и Шри-Ланка.

Туризм в регионе развивается, но значительно медленнее, чем в регионе ВАТ. За 1970-1996гг. туристские прибытия увеличились почти в 5 раз - с 900 тыс. до 4,5 млн. человек, а поступления - почти в 40 раз - со 100 млн. до 4 млрд. долл. Доля прибытий в этот же период колебалась около показателя 0,7% общемирового уровня. Если доля Южной Азии в общемировых прибытиях сохранялась почти неизменной, то доля в мировых доходах от туризма после заметного увеличения в 70-х годах начала устойчиво сокращаться - с 1,5% в начале 80-х годов до 0,62% в 1993г. Однако в 1996г. наблюдался заметный рост прибытий и особенно доходов (поступлений), которые, естественно, привели к увеличению доли поступлений от общемирового уровня до 0,94% (табл. 2.8).

Таблица 2.8. Динамика числа туристов, прибывающих в Южную Азию, и поступлений от них в 1970-1996гг.

Год Число туристов, млн. человек Среднегодовые изменения, % Доля от общемирового уровня, % Поступления, млрд. долл. Среднегодовые изменения, % Доля от общемирового уровня, %
  0,912 0,55 0,1 - 0,56
  1,557 70,72 0,7 0,329 229,0 0,81
  2,28 48,44 0,79 1,549 370,62 1,5
  2,54 11,4 0,77 1,4 -9,62 1,21
  2,731 7,52 0,8 1,677 19,07 1,19
  2,707 -0,88 0,74 1,875 12,48 1,09
  2,881 6,43 0,72 1,929 2,88 0,97
  3,054 6,0 0,71 2,022 4,82 0,95
  3,179 4,09 0,69 1,99 -1,58 0,77
  3,279 3,15 0,72 1,968 -1,11 0,76
  3,509 7,01 0,73 2,076 5,49 0,7
  3,459 -1,42 0,69 2,015 -2,94 0,62
  3,949 14,17 0,72 3,159 56,77 0,91
  4,3 8,89 0,76 3,642 15,29 0,91
  4,485 4,3 0,76 3,963 8,8 0,94

 

Как видно, доли прибытий туристов в этот регион и поступлений от них в общемировых показателях незначительны. Этот регион подвержен влиянию политических и экономических кризисов, происходивших в мире в определенные периоды времени, например в 1991г., и особенно чувствителен к локальным кризисам, к которым можно отнести, например, политическую нестабильность в некоторых районах Индии и Пакистана, конфликт в Шри-Ланке.

 

Рис. 2.11. Развитие международного туризма в Южной Азии, 1989-1996гг.

 

Из рис. 2.11 видно, что с 1989г. динамика поступлений почти неизменна, однако в разные годы были спады (в 1990г. - на 1,6%, в 1991г. - на 1%, в 1993г. - на 2,9%), которые осложняли инвестиционную политику развития туризма в регионе.

Самым крупным туристообразующим рынком для региона является Европа, чья позиция в последние годы еще более укрепилась. Наибольшее число туристов в регион обеспечивает Великобритания - 12% всех прибытий.

Внутрирегиональный туризм развит слабо; так, число туристов из соседних стран составило 28% всех гостей региона. Другими крупными туристообразующими регионами для стран Южной Азии являются ВАТ и Америка, которые в 1992г. отправили соответственно 34 и 9% туристов (рис. 2.12).

Рис. 2.12. Диаграмма прибытий туристов в Южную Азию из других регионов в 1985 и1992гг.

 

Две трети всех туристов, прибывающих в регион, принимают Индия и Пакистан, где развит познавательный туризм. Расходы одного туриста в этих странах в среднем составляют 760 долл., что превышает среднерегиональный уровень - 590 долл. и среднемировой. Этот относительный успех можно объяснить политикой, проводимой индийским правительством с целью привлечения иностранных инвестиций в туристский сектор, начиная с 90-х годов.

Некоторые страны, особенно Шри-Ланка и Мальдивская Республика, специализируются на пляжном туризме. Последняя создала эксклюзивный продукт - туризм на атолле, когда на одном острове расположен только один высококлассный отель.

Непал развивал свою индустрию туризма на базе горнолыжного спорта и по получаемым доходам сравнялся с бурно развивающейся Мальдивской Республикой.

Хотя международный туризм для многих стран региона является основной статьей доходов, доля поступлений от него в общих доходах региона от экспорта небольшая и составляет всего 5%.

Несмотря на рост туризма, страны Южной Азии не использовали еще весь свой потенциал для его развития, которое было затруднено, так же как и в Африканском регионе, из-за недостаточно развитой инфраструктуры и транспортной системы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: