Итоговая контрольная работа по обществознанию. 10 класс. Вариант №4.
№1. Общество – это
1.материальный мир в целом
2.часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней
3.часть природы
4.часть материального мира, обособившаяся от природы и потерявшая связи с ней
№2.Для традиционного общества характерно
1. ценность человеческой личности 3) высокая роль религии
2. динамичное развитие 4) индустриальное производство
№3. Какая черта отличает науку от других отраслей культуры?
1.вера в сверхъестественные силы
2.теоретическое обоснование законов развития природы и общества
3.выражение субъективного отношения к миру
4.предложение законченной мировоззренческой системы
№4. В ходе социологических опросов 2004 и 2005 г.г. респондентам предложили ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы нынешней системой образования в России?». Были получены следующие результаты:
Варианты ответов | % от числа опрошенных | |
2004г. | 2005г. | |
Определенно да \ скорее нет | ||
Ни да, ни нет | ||
Скорее нет \определено нет | ||
Затруднились ответить |
Какой вывод можно сделать на основе данных таблиц?
1. Более половины россиян не смогли определить свое отношение к проблеме.
2. Значительно выросло число россиян, удовлетворенных качеством образования.
3. По мнению половины опрошенных, качество образования в России остается неудовлетворительным.
4. Сокращается число россиян, которые не интересуются проблемами отечественного образования.
№5. Какое суждение является верным?
А. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером взаимосвязи политической и экономической сфер общества.
Б. Финансирование меценатом деятельности музея является примером взаимосвязи духовной и экономической сфер общества.
1)Верно только А 2)Верно только Б3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
№6. Рациональное познание в отличие от чувственного:
1.обновляет знания об окружающем мире 2.формирует наглядный образ предмета
3.осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений
4.использует логические умозаключения
№7. Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие конкретному человеку?
1.индивид 2.творец 3) деятель 4) индивидуальность
№8. К необходимым условиям игры в отличие от труда относится
1.обязательное использование инструментов 2.наличие воображаемой обстановки
3.осуществление коллективом людей 4.стремление к поставленной цели
№9. Вывод: «Друзья познаются в беде» - Является результатом
1. паранаучного знания 3) художественного вымысла
2. обобщения жизненного опыта 4) экспериментальной проверки
№10. Какое суждение является верным?
А. Свобода человека в обществе – это возможность поступать в соответствии со своими желаниями и стремлениями.
Б. Свобода человека в обществе ограничена интересами других людей, общества в целом.
1) верно только А 2) верно только Б3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
№11. С помощью такого критерия, как совершенствование нравственности людей, можно показать прогрессивный характер
1.изобретения письменности 3. успехов в освоении космического пространства
2.отмирания обычая кровной мести 4. учения о разделении властей
№12. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?
А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения.
Б. Политическая впасть может способствовать успешному экономическому развитию страны.
1) верно только А 2) верно только Б3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
№13. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«В философской литературе общество определяется как…………………………(1) система. Слово «система» греческого происхождения и означает………………………(2). В мире существует немало………………………….(3), которые охватываются этим понятием. К ним относятся наблюдаемая нами Вселенная, ……………………….(4) отдельного народа и деятельность самого человека».
Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственным числом. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.
А) динамическая Б) единство В) культура
Г) объекты Д) противоречивая Е) совокупность
Ж) субъекты
№14. Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения, подавления и господства. Новому пониманию отношения природы и человечества соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным нашим ученым Н.Н.Моисеевым идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге…
Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики.
В этом случае свобода понимается не как выражение проективно-конструктивного отношения к миру, не как создание такого предметного мира, который контролируется и управляется, а как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня. (Важно подчеркнуть, что принятие не означает простого довольствия тем, что есть, а предполагает взаимодействие и взаимоизменение.) При этом идет речь…о свободном принятии, основанном на понимании в результате коммуникации. В этом случае мы имеем дело с особого рода деятельностью. Это не деятельность по созданию предмета, в котором человек пытается запечатлеть себя, т.е. такого предмета, который как бы принадлежит субъекту. Это взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнёров, каждый из которых считается с другим и в результате которой оба они изменяются.
(В.А.Лекторский)
С1. Какие две реалии современного мира требуют, по мнению автора, нового понимания гуманистического идеала? В чём он видит сущность этого нового понимания?
С2. Приведите любые две фразы, в которых отражается авторское понимание свободы.
С3. Объясните, почему гуманистическому идеалу на современном этапе перестал соответствовать антропоцентризм (идея овладения и господства). Приведите три объяснения с опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни.
С4. Автор пишет о необходимости «установления равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека». Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, предположите, в чём могут состоять эти отношения с любыми тремя из названных автором партнёров. (Сначала назовите партнёра, с которым устанавливаются отношения, а потом выскажите предположение).