Картотека игр
Игра "Я хороший, ты хороший"
Дети находятся в кругу, у ведущего в руке мяч.
Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет какое
нибудь свое положительное качество. Затем кидает
мяч другому ребенку, и ребёнок называет свое
положительное качество. Мяч, должен побывать у
всех.
Игра "Приветствие без слов"
Приветствовать всех окружающих без слов с помощью
мимики и жестов, при этом четко выполняя команды
ведущего. Возможные команды: поздороваться глазами;
поздороваться мизинцами; поздороваться пятками;
поздороваться ушами и т.д.
Игра «Добрый ангел»
Заранее необходимо приготовить карточки с фотографиями
детей. Затем карточки складываются в один непрозрачный
мешок. Игроки вытаскивают из мешочка по одной карточке.
Имена детей, на фото не произносятся. Задача каждого
участника в том, что он в течение дня (недели) должен стать
"добрым ангелом" для того ребенка, чьё фото вытянул.
Необходимо сделать какоелибо доброе дело, сюрприз так,
чтобы не выдать себя. Затем подводятся итоги:
Кто был твоим "добрым ангелом"? Приятно ли было
принимать подарки? Сложно ли было подарки делать самому?
«Узнай, про кого расскажу»
Педагог описывает внешность коголибо из ребят,
а дети, разглядывая себя в большом зеркале,
угадывают, о ком идёт речь.
Педагог говорит: «Улица моя родная, как зовут тебя
я знаю» (говорит название одной из улиц), а дети,
которые живут на этой улице, встают в центр круга
и обнимаются. (Если какуюлибо улицу назвал
только один ребёнок, то педагог называет две или
три улицы, чтобы в круг встали несколько детей).
«Похвали себя»
«Все мы разные»
Дети сидят в кругу, у педагога в руках мяч.
Воспитатель предлагает детям, передавая мяч по
кругу, похвалить себя. Хвалить можно за красоту,
хорошие поступки, хорошие черты характера
(привести пример: я добрый, отзывчивый, ласковый
и т. п.).
После игры — обсуждение:
Легко ли было хвалить себя?
Кого вам легче хвалить, себя или других?
Что вы чувствуете, когда вас хвалят?
«Моя улица»
1 часть. Дети стоят в кругу и, передавая друг другу
мяч, называют улицу, на которой они живут. Педагог
записывает или запоминает названия улиц. 2 часть.
Дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок
стоял напротив другого. Воспитатель: «Ты на друга
посмотри, в чём различия назови». Дети по очереди
должны назвать одно отличие себя от ребёнка,
стоящего напротив в другой шеренге.
«Фисташки»
Раздать детям по две фисташки в скорлупе и попросить пока
их не есть и не снимать скорлупу. Попросить детей ответить на
следующие вопросы (обсуждение групповое):
Какие фисташки на ощупь? А какие люди на ощупь?
|
Как бы вы описали скорлупу? А как бы вы описали
человеческое тело?
У фисташек одинаковые размер и форма? А у людей
одинаковые размер и форма?
Фисташки одного цвета? А люди одного цвета?
Потрясите фисташки. Вы слышите звук? А какие звуки
издают люди?
Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи?
В чем различия? А люди отличаются внутри и снаружи?
«Один лишний»
Играющие становятся по кругу парами. Каждая пара
в кругу располагается, по возможности, подальше от
соседей. Выделяется один ведущий, который
становится в середине круга. Начиная игру, ведущий
подходит к какойнибудь паре и просит: «Пустите меня
к себе». Ему отвечают: «Нет, не пустим, иди туда»...
(указывают на более дальнюю пару). В то время, когда
ведущий бежит к указанной паре, все стоящие в паре
вторыми меняются местами, перебегая к другой паре,
и становятся впереди. Передние уже становятся
задними. Ведущий старается занять какоенибудь из
освободившихся мест. Оставшийся без места
становится ведущим. Может играть любое количество
детей.
|
Игра «Волшебное озеро»
Для упражнения понадобится шкатулка, в которую
заранее положено небольшое зеркало круглой формы.
Все участники в кругу, закрывают глаза.
Передаем дуг другу шкатулку. Каждый, кто получает
эту шкатулку, открывает глаза и заглядывает внутрь.
Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите
самого уникального и неповторимого человека на
свете. Улыбнитесь ему.
После того, как в шкатулку заглянет каждый:
Кто самый уникальный и неповторимый человек на
свете?
Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
Как вы понимаете значение слова «уникальный»?
Игра «Чем мы похожи»
Дети сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг
одного из участников на основе какоголибо
реального или воображаемого сходства с собой.
Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне,
потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или
мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы
одинакового роста и т.д.)» света выходит в круг и
приглашает выйти когонибудь из участников таким
же образом. Игра продолжается до тех пор. Пока все
дети не окажутся в кругу.
Необходимо обратить внимание детей на то, что мы
все чемто да похожи, у нас всегда есть общее с
другими.
|
Игра «Лабиринт»
Дети разбиваются на пары, один играет роль
ведущего, другой – ведомого, у него завязаны глаза.
Ведущий должен провести ведомого, заботясь о нем
по маршруту, построенному из мягкого
конструктора, тоннеля, сухого бассейна, горки и т.п.
Затем дети меняются ролями.
Игры «Танцы руками»
Занятия под музыку (разную по темпу и настроению
– расслабляющую, активную, грустную и т.п.) в
парах. Тело одного ребенка становится танцевальной
площадкой для рук другого.
Игра «Научи меня говорить»
Все участники (дети и взрослые) принимают на себя
роль людей с трудностями общения, не говорящих
(общаемся с помощью жестов, знаков, специальных
символов).
Игра «Комплименты»
Дети, встав в круг, бросают друг другу мяч и по
очереди говорят чтонибудь приятное одному из
участников игры. Имя соседа произносится в
ласковой форме и говорят то, что в нем нравится.
(Например, «У Леночки красивые длинные волосы»,
«Надюша прекрасно рисует», «Димочка – хороший
друг», «Аленушка очень добрая»)
Игра «Здравствуй!»
Дети стоят в кругу. Педагог передает игрушку
рядом стоящему, со словами: «Здравствуй,
Оленька!», а дети все вместе повторяют ласковое
имя: «Здравствуй, Оленька!» и так далее. Игра
заканчивается, когда игрушка вновь окажется у
педагога.
Игра «Добрые слова»
Назвать как можно больше добрых, ласковых,
нежных слов в адрес ребёнка с ограниченными
возможностями.
Игра «Я начну, а ты закончи»
Необходимо закончить предложения: «Я могу
простить другого человека, если…», «Мне было
одиноко, когда…», «Я раздражаюсь, если…», «Я
страдаю, когда».
Игра «Размышлялки»
«Отказываешься ли ты от игрушки или от
развлечения в пользу своего друга?», «Всегда ли
красивый человек добрый?», «Что важнее:
сопереживать или сорадоваться?»
Игра «Цветы»
Ход игры: Закройте глаза и представьте, что
сострадание, милосердие, любовь – это цветы.
Расскажите, какого цвета, какие у них лепестки.
Если бы лепестки были волшебные, какие желания
вы бы хотели загадать? Кому бы вы хотели подарить
эти цветы?
определить авторскую аргументацию цвета, формы,
композиции в изображении того или иного чувства.
Какие признаки свидетельствуют о том, что создан
образ радости или, напротив, печали? Какой эпизод
вспоминается, если вам предложено нарисовать
чувство счастья (горя, ненависти)?
Игра «Изготовление человечков»
Создать с помощью глины или пластилина образ
страдающего человечка. Что он мог рассказать вам?
Что надо сделать, чтобы изменить ситуацию к
лучшему?
Игра «Художники»
Ход игры: Используя любой стиль изображения и
любые художественные средства, создайте образ
горя, утраты, любви, счастья и другие. Попробуйте
Игра «Пирамида добра»
Ход игры: Дети встают в круг. Дети говорят добрые
пожелания людям с ограниченными возможностями.
Кто сказал доброе пожелание, вытягивает руку
вперёд и положит её сверху на ладонь ведущего или
на ладонь ребёнка, уже высказавшегося. После того
как все выскажутся, ведущий тихонько раскачивает
«пирамиду добра» со словами: «Пусть наши желания
услышат все и пусть они сбудутся!» подталкивает
лежащие на его ладони ладони детей вверх, рассыпая
пирамиду.
Игра «Сурдопереводчики»
Игрокам предлагают вообразить, что они выступают
на телевидении для слабовидящих людей. Поэтому
артисты должны не только произносить слова, но и
сопровождать каждое слово соответствующим
жестом.
Дети совместно с воспитателем делают бумажный
цветиксемицветик и пишут на его лепестках о том,
чем они могут помочь детяминвалидам.
Например:
Читать и рассказывать сказки;
Сделать игрушкисамоделки;
Относиться с пониманием к их личностному
своеобразию и физическим недостаткам;
Не дразнить, не обзывать;
Совместно играть.
Готовый цветиксемицветик повесить в раздевалке,
что станет поводом для дальнейшей работы с семьёй.
Игровое упражнение «Поможем другу»
Прочитайте детям пословицу: «Добра желаешь,
добро и делай».
Попросите детей подумать и рассказать чем они
могут помочь детям с ограниченными
возможностями. После беседы постарайтесь
выполнить все названные дела. Предложите
детям сделать подарок для детей – инвалидов и в
кругу доброты подарить эти подарки.
Игровое упражнение «Наш цветиксемицветик»
Игровое упражнение «Дерево доброты»
Нарисуйте на листе ватмана дерево доброты и попросите
детей рассказать обо всех добрых делах для детей с
ограниченными возможностями. Каждое доброе дело
дарит дереву новый плод. В результате на дереве
появится столько плодов, сколько добрых дел дети
вспомнят. Рисунок с деревом можно повесить на стену и
время от времени добавлять к нему новые плоды.
Игра «Доброе сердце»
Один человек играет роль «доброго сердца». Он
выходит за дверь и думает, что доброго он может
сделать для детей – инвалидов. Педагог открывает
дверь и громко говорит: «Дверь свою мы распахнём,
сердце доброе зовём».
«Доброе сердце» заходит и говорит, что оно сегодня
может сделать для ребёнка с ограниченными
возможностями.
Литература:
1. Семина Л. И. «Учимся диалогу. Толерантность:
объединения и усилия».// Семья и школа. 2001
№ № 11–12
2. Риэрдон Б. Э. «Толерантность — дорога к миру» //
М., 2001 3. Макарова Т. В., Ларионова Г. Ф.
«Толерантность и правовая культура дошкольников»
// Сфера, 2008