Научная квалификационная работа
ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ У ГРЕБЦОВ
ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Направление подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование
Магистерская программа
«Психология и педагогика физической культуры и спорта»
Руководитель_________ д. пед. наук, профессор Г. Л. Драндров
Выполнил _________ магистрант 3 курса з/о И. Васильева
Главной характеристикой личности, обусловливающей достижения в спорте, является мотивация. Она является не только стержневой характеристикой личности спортсмена и ведет его к поставленной цели, но и оказывает влияние на характер всех процессов, протекающих в организме в ходе деятельности.
Недооценка роли мотивационных факторов, учета динамики изменения мотивов спортивными педагогами, тренерами, самими спортсменами часто приводит к тому, что человек оказывается неспособным проявить свои возможности, реализовать ту огромную работу, которую он совершает, занимаясь спортом.
Поэтому спортивные психологи подчеркивают необходимость выявления и знания мотивов для улучшения воспитательной работы в школах и спортивных коллективах по закреплению спортивного интереса и развитию мотивов занимающихся.
В целом, теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы показал, что в настоящее время существует объективное противоречие между высокой значимостью спортивной мотивации для эффективности занятий спортом на начальном этапе спортивной подготовки, с одной стороны, и недостаточной изученностью педагогических условий ее формирования, с другой.
Объект исследования: психологическая подготовка гребцов 8-11 лет.
|
Предмет исследования: педагогические условия формирования спортивной мотивации гребцов 8-11 лет.
Проблема исследования: каковы педагогические условия повышения эффективности формирования спортивной мотивации у гребцов 8-11 лет на этапе начальной подготовки.
С учетом содержания проблемы цель исследования заключается в определении и экспериментальном обосновании комплекса педагогических условий повышения эффективности формирования спортивной мотивации у гребцов 8-11 лет на этапе начальной подготовки.
Гипотеза исследования: повышение эффективности повышения эффективности формирования спортивной мотивации у гребцов 8-11 лет на этапе начальной подготовки возможно, если:
1) на основе анализа и обобщения психолого-педагогической литературы уточнить особенности развития мотивационной сферы в младшем школьном возрасте, уточнить сущность и содержание спортивной мотивации, выявить особенности функционирования и развития спортивной мотивации в младшем школьном возрасте;
2) исследовать особенности развития мотивов занятий спортом с учетом этапов спортивной подготовки;
3) определить педагогические условия и методические приемы формирования спортивной мотивации и апробировать эффективность их практической реализации у гребцов 8-11 лет на этапе начальной подготовки.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами решались следующие задачи:
1) рассмотреть особенности развития мотивационной сферы в 8-11 лет, уточнить сущностно-содержательную характеристику спортивной мотивации и раскрыть психологические закономерности и механизмы развития спортивной мотивации на начальных этапах спортивной подготовки;
|
2) выявить особенности развития мотивов занятий спортом с учетом этапов спортивной подготовки;
3) определить педагогические условия и методические приемы повышения эффективности формирования спортивной мотивации на этапе начальной подготовки;
4) экспериментально обосновать повышение эффективности формирования спортивной мотивации у гребцов 8-11 лет на этапе начальной спортивной подготовки на основе реализации педагогических условий и методических приемов их реализации.
Спортивная мотивация определяется как актуальное состояние личности спортсмена, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата. Выявлено, что, с одной стороны, мотивация влияет на характер тренировочной деятельности, с другой, повышение результативности соревновательной деятельности усиливает спортивную мотивацию.
Мотивация спортивной деятельности включает два относительно независимых компонента: тренировочную и соревновательную мотивацию. В свою очередь, соревновательная мотивация определяется соотношением двух мотивационных тенденций: на достижения успеха и на избегание неудачи
В развитии мотивов спортивной деятельности в связи с возрастом и этапами спортивной подготовки выделяются следующие тенденции:
· дифференциация содержания мотивационной структуры;
· стабилизация мотивационной структуры;
· усиление взаимосвязи тренировочной и соревновательной мотиваций;
|
· специализация мотивационной структуры, уменьшение ее индивидуального своеобразия;
· усиление значимости результативных мотивов по сравнению с непосредственными, процессуальными побуждениями (двигательная активность, соперничество) с последовательным переходом доминирующей роли от потребности в самоутверждении, к потребности в повышении своих возможностей, к потребности в достижении наивысшего результата в спорте;
· повышение адекватности мотивации достижения успеха условиям деятельности;
· переход от стремления к достижению целей спортивной деятельности, которые ставятся под преимущественным влиянием внешних импульсов, и, прежде всего, социальным окружением, к побуждению занятиям спортом на основе личного отношения к спорту и самооценки личных качеств;
· усиление социальной направленности мотивов.
Развитие мотивации спортивной деятельности обусловливается взаимодействием внутренних и внешних факторов, меняющих свое значение на протяжении спортивной деятельности.
В качестве внутренних факторов развития мотивации выделяются: возраст, задатки двигательных способностей и склонности к деятельности с определенным содержанием.
В роли внешних факторов выступает социальное окружение (преподаватель физического воспитания, тренер, члены спортивной группы, команды, руководители спортивных организаций, представители прессы, болельщики).
Развитие внутренних и внешних факторов осуществляется посредством их взаимодействия в ходе спортивной деятельности, включающей тренировочную и соревновательную деятельность.
4. Формирование спортивной мотивации осуществляется через:
1) изменение внешних условий спортивной деятельности (психологический механизм «снизу вверх»);
2) усвоение спортсменом предъявляемых ему в «готовом виде» целей, идеалов, установок, ценностей, отношений, задач, необходимых волевых усилий, мотивов (психологический механизм «сверху вниз»).
Для решения второй задачи мы провели экспериментальное исследование с участием 30 учащихся спортивной школы «Энергия» г. Чебоксары, занимающихся гребным спортом. Из них 10 человек занимались на этапе начальной подготовки, 14 человек – на учебно-тренировочном этапе и 6 человек – на этапе спортивного совершенствования.
Мотивы занятий спортом определялись с применением методики «Тест незавершенных предложений ». Испытуемым предлагалось завершить по своему усмотрению в течение 15 секунд каждое из 7 зачитываемых предложений, сделав соответствующие записи в бланке напротив номера зачитываемого предложения:
1. Я занимаюсь спортом, чтобы…
2.В занятиях спортом меня больше всего привлекает …
3. Мне верится, что благодаря занятиям спортом …
4. Быть спортсменом – это значит …
5. Мне трудно заставить себя …
6. Занимаясь спортом я прежде всего хотел бы…
7. Мой тренер…
Содержательный анализ вариантов завершения предложения с учетом этапов спортивной подготовки позволил выделить закономерности, характеризующие динамику формирования мотивов занятий спортом юных гребцов:
· усиление мотива на достижение успеха в сравнении с мотивом на избегание неудачи;
· усиление значимости соревновательного мотива в сравнении с другими процессуальными мотивами: в двигательной активности в форме физических упражнений и в общении со своими сверстниками;
· повышение значимости результативных мотивов занятий спортом в сравнении с процессуальными мотивами;
· повышение значимости профессионализма при оценке спортсменами личности тренера
· повышение значимости психических свойств при оценке личности спортсмена.
Мотивы занятий спортом определялись также с применением разработанной нами методики, представляющей модифицированный вариант методики «Мотивы занятий спортом», предлагаемой А.В. Шаболтас [58].
Нами выделены 4 группы мотивов занятий спортом на ранних этапах спортивной подготовки.
1. Мотив достижения успеха в спорте (ДУ) - стремление к достижению успеха, к улучшению личных спортивных результатов.
2. Потребность в двигательной активности (ПДА) - стремление, отражающее радость движения в связи с физическими усилиями.
3. Соревновательный мотив (СМ) - стремление к участию в соревнованиях ввиду их высокой эмоциональности, неформальности общения, социальной и эмоциональной раскованности.
4. Мотив общения (МО) – стремление к общению со своими сверстниками.
Выбор испытуемыми мотива в качестве предпочтительного в сравнении с другим мотивом оценивался в 1 балл. Чем чаще выбирался мотив в качестве более значимого, тем выше была его оценка – максимальная оценка составляла 3 балла. Данный показатель рассматривался нами в качестве относительной силы данного мотива занятий спортом.
Таблица 10 – Относительная сила мотивов занятий спортом у юных гребцов с учетом этапов спортивной подготовки
Мотивы занятий спортом | Показатели относительной силы мотива | ||
Этапы спортивной подготовки | |||
начальной подготовки, n=10 | учебно-тренировочный, n=14 | спортивного совершенствования, n=6 | |
баллы/% | баллы/% | баллы/% | |
Мотив достижения успеха | 10/16,7 | 15/17,9 | 13/36,1 |
Потребность в двигательной активности | 17/28,3 | 23/27,4 | 6/16,7 |
Соревновательный мотив | 15/25,0 | 22/26,2 | 11/30,6 |
Потребность в общении | 18/30,0 | 24/28,6 | 6/16,7 |
Результаты исследования с применением разработанного нами теста «Мотивы занятий спортом» показали, что в процессе спортивной подготовки наблюдается усиление относительной значимости мотива достижения успеха и соревновательного мотива. Наряду с этим относительная сила потребности в двигательной активности и потребности в общении снижается.
Теоретический анализ и обобщение литературных данных позволили выделить комплекс педагогических условий и методических приемов, реализация которых в учебно-тренировочном процессе через психологические механизмы «снизу вверх» и «сверху вниз» должна обеспечить, формирование спортивной мотивации у юных спортсменов на этапе начальной подготовки.
В этот комплекс нами включены следующие педагогические условия:
· формирование благоприятных отношений к цели занятий спортом;
· формирование благоприятных отношений к спортивному успеху;
· формирование благоприятных отношений к своим возможностям;
· формирование благоприятных отношений к тренировочной деятельности;
· формирование благоприятных отношений к соревновательной деятельности.
Для практического обоснования эффективности разработанного нами комплекса педагогических условий формирования спортивной мотивации у юных гребцов на этапе начальной подготовки нами был проведен формирующий педагогический эксперимент с участием двух групп начальной подготовки СШ «Энергия» г. Чебоксары, занимающихся греблей на байдарках. Экспериментальная группа состояла из 10 человек, в контрольную группу вошли 11 человек. Возраст испытуемых от 8 до 11 лет.
В экспериментальной группе в процессе тренировки осуществлялась направленная психологическая подготовка на основе реализации разработанного нами комплекса педагогических условий. В контрольной группе психологическая подготовка проводилась в рамках традиционных подходов к ее организации.
Педагогический эксперимент проводился с 01 февраля по 31 октября 2017 года.
У испытуемых экспериментальной группы после завершения педагогического эксперимента, были выявлены более высокие показатели мотивации на достижение успеха (11,91 против 9,9 балла у испытуемых контрольной группы), соревновательной мотивации (12,18 против 10,1 балла), мотивации к успеху (18,27 против 16,6 балла). Различия статистически достоверны (Р< 0,05). Также наблюдается преимущество испытуемых экспериментальной группы в показателях интереса к занятиям избранным видом спорта (31,45 против 29,3 балла), но эти различия не достигают достоверных значений (Р=0,16).
Таблица 14 – Показатели спортивной мотивации испытуемых контрольной и экспериментальной группы после завершения педагогического эксперимента, баллы (Х±σ)
Группы испытуемых | Мотивация достижения успеха | Соревновательная мотивация | Мотивация к успеху | Интерес к избранному виду спорта |
КГ после | 9,9±2,26 | 10,1±1,64 | 16,6±1,43 | 29,3±3,44 |
ЭГ после | 11,91±2,02 | 12,18±1,40 | 18,27±1,76 | 31,45±2,97 |
Р | 0,05 | 0,01 | 0,04 | 0,16 |
Обобщая результаты формирующего педагогического эксперимента, можно заключить, что реализация разработанного нами комплекса педагогических условий в учебно-тренировочном процессе гребцов на этапе начальной подготовки приводит к существенному приросту показателей мотивации на достижение успеха, соревновательной мотивации, мотивации к успеху и формированию интересу к занятиям избранным видом спорта.
Благодарю за внимание!