ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ




Научная квалификационная работа

ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ У ГРЕБЦОВ

ЛЕТ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Направление подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование

Магистерская программа

«Психология и педагогика физической культуры и спорта»

Руководитель_________ д. пед. наук, профессор Г. Л. Драндров

 

Выполнил _________ магистрант 3 курса з/о И. Васильева

Главной характеристикой личности, обусловливающей достижения в спорте, является мотивация. Она является не только стержневой характеристикой личности спортсмена и ведет его к поставленной цели, но и оказывает влияние на характер всех процессов, протекающих в организме в ходе деятельности.

Недооценка роли мотивационных факторов, учета динамики изменения мотивов спортивными педагогами, тренерами, самими спортсменами часто приводит к тому, что человек оказывается неспособным проявить свои возможности, реализовать ту огромную работу, которую он совершает, занимаясь спортом.

Поэтому спортивные психологи подчеркивают необходимость выявления и знания мотивов для улучшения воспитательной работы в школах и спортивных коллективах по закреплению спортивного интереса и развитию мотивов занимающихся.

В целом, теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы показал, что в настоящее время существует объективное противоречие между высокой значимостью спортивной мотивации для эффективности занятий спортом на начальном этапе спортивной подготовки, с одной стороны, и недостаточной изученностью педагогических условий ее формирования, с другой.

Объект исследования: психологическая подготовка гребцов 8-11 лет.

Предмет исследования: педагогические условия формирования спортивной мотивации гребцов 8-11 лет.

Проблема исследования: каковы педагогические условия повышения эффективности формирования спортивной мотивации у гребцов 8-11 лет на этапе начальной подготовки.

С учетом содержания проблемы цель исследования заключается в определении и экспериментальном обосновании комплекса педагогических условий повышения эффективности формирования спортивной мотивации у гребцов 8-11 лет на этапе начальной подготовки.

Гипотеза исследования: повышение эффективности повышения эффективности формирования спортивной мотивации у гребцов 8-11 лет на этапе начальной подготовки возможно, если:

1) на основе анализа и обобщения психолого-педагогической литературы уточнить особенности развития мотивационной сферы в младшем школьном возрасте, уточнить сущность и содержание спортивной мотивации, выявить особенности функционирования и развития спортивной мотивации в младшем школьном возрасте;

2) исследовать особенности развития мотивов занятий спортом с учетом этапов спортивной подготовки;

3) определить педагогические условия и методические приемы формирования спортивной мотивации и апробировать эффективность их практической реализации у гребцов 8-11 лет на этапе начальной подготовки.

 

В соответствии с целью и гипотезой исследования нами решались следующие задачи:

1) рассмотреть особенности развития мотивационной сферы в 8-11 лет, уточнить сущностно-содержательную характеристику спортивной мотивации и раскрыть психологические закономерности и механизмы развития спортивной мотивации на начальных этапах спортивной подготовки;

2) выявить особенности развития мотивов занятий спортом с учетом этапов спортивной подготовки;

3) определить педагогические условия и методические приемы повышения эффективности формирования спортивной мотивации на этапе начальной подготовки;

4) экспериментально обосновать повышение эффективности формирования спортивной мотивации у гребцов 8-11 лет на этапе начальной спортивной подготовки на основе реализации педагогических условий и методических приемов их реализации.

 

 

Спортивная мотивация определяется как актуальное состояние личности спортсмена, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата. Выявлено, что, с одной стороны, мотивация влияет на характер тренировочной деятельности, с другой, повышение результативности соревновательной деятельности усиливает спортивную мотивацию.

Мотивация спортивной деятельности включает два относительно независимых компонента: тренировочную и соревновательную мотивацию. В свою очередь, соревновательная мотивация определяется соотношением двух мотивационных тенденций: на достижения успеха и на избегание неудачи

 

 

В развитии мотивов спортивной деятельности в связи с возрастом и этапами спортивной подготовки выделяются следующие тенденции:

· дифференциация содержания мотивационной структуры;

· стабилизация мотивационной структуры;

· усиление взаимосвязи тренировочной и соревновательной мотиваций;

· специализация мотивационной структуры, уменьшение ее индивидуального своеобразия;

· усиление значимости результативных мотивов по сравнению с непосредственными, процессуальными побуждениями (двигательная активность, соперничество) с последовательным переходом доминирующей роли от потребности в самоутверждении, к потребности в повышении своих возможностей, к потребности в достижении наивысшего результата в спорте;

· повышение адекватности мотивации достижения успеха условиям деятельности;

· переход от стремления к достижению целей спортивной деятельности, которые ставятся под преимущественным влиянием внешних импульсов, и, прежде всего, социальным окружением, к побуждению занятиям спортом на основе личного отношения к спорту и самооценки личных качеств;

· усиление социальной направленности мотивов.

 

Развитие мотивации спортивной деятельности обусловливается взаимодействием внутренних и внешних факторов, меняющих свое значение на протяжении спортивной деятельности.

В качестве внутренних факторов развития мотивации выделяются: возраст, задатки двигательных способностей и склонности к деятельности с определенным содержанием.

В роли внешних факторов выступает социальное окружение (преподаватель физического воспитания, тренер, члены спортивной группы, команды, руководители спортивных организаций, представители прессы, болельщики).

Развитие внутренних и внешних факторов осуществляется посредством их взаимодействия в ходе спортивной деятельности, включающей тренировочную и соревновательную деятельность.

 

4. Формирование спортивной мотивации осуществляется через:

1) изменение внешних условий спортивной деятельности (психологический механизм «снизу вверх»);

2) усвоение спортсменом предъявляемых ему в «готовом виде» целей, идеалов, установок, ценностей, отношений, задач, необходимых волевых усилий, мотивов (психологический механизм «сверху вниз»).

 

Для решения второй задачи мы провели экспериментальное исследование с участием 30 учащихся спортивной школы «Энергия» г. Чебоксары, занимающихся гребным спортом. Из них 10 человек занимались на этапе начальной подготовки, 14 человек – на учебно-тренировочном этапе и 6 человек – на этапе спортивного совершенствования.

Мотивы занятий спортом определялись с применением методики «Тест незавершенных предложений ». Испытуемым предлагалось завершить по своему усмотрению в течение 15 секунд каждое из 7 зачитываемых предложений, сделав соответствующие записи в бланке напротив номера зачитываемого предложения:

1. Я занимаюсь спортом, чтобы…

2.В занятиях спортом меня больше всего привлекает …

3. Мне верится, что благодаря занятиям спортом …

4. Быть спортсменом – это значит …

5. Мне трудно заставить себя …

6. Занимаясь спортом я прежде всего хотел бы…

7. Мой тренер…

 

Содержательный анализ вариантов завершения предложения с учетом этапов спортивной подготовки позволил выделить закономерности, характеризующие динамику формирования мотивов занятий спортом юных гребцов:

· усиление мотива на достижение успеха в сравнении с мотивом на избегание неудачи;

· усиление значимости соревновательного мотива в сравнении с другими процессуальными мотивами: в двигательной активности в форме физических упражнений и в общении со своими сверстниками;

· повышение значимости результативных мотивов занятий спортом в сравнении с процессуальными мотивами;

· повышение значимости профессионализма при оценке спортсменами личности тренера

· повышение значимости психических свойств при оценке личности спортсмена.

 

Мотивы занятий спортом определялись также с применением разработанной нами методики, представляющей модифицированный вариант методики «Мотивы занятий спортом», предлагаемой А.В. Шаболтас [58].

Нами выделены 4 группы мотивов занятий спортом на ранних этапах спортивной подготовки.

1. Мотив достижения успеха в спорте (ДУ) - стремление к достижению успеха, к улучшению личных спортивных результатов.

2. Потребность в двигательной активности (ПДА) - стремление, отражающее радость движения в связи с физическими усилиями.

3. Соревновательный мотив (СМ) - стремление к участию в соревнованиях ввиду их высокой эмоциональности, неформальности общения, социальной и эмоциональной раскованности.

4. Мотив общения (МО) – стремление к общению со своими сверстниками.

Выбор испытуемыми мотива в качестве предпочтительного в сравнении с другим мотивом оценивался в 1 балл. Чем чаще выбирался мотив в качестве более значимого, тем выше была его оценка – максимальная оценка составляла 3 балла. Данный показатель рассматривался нами в качестве относительной силы данного мотива занятий спортом.

 

 

Таблица 10 – Относительная сила мотивов занятий спортом у юных гребцов с учетом этапов спортивной подготовки

 

Мотивы занятий спортом Показатели относительной силы мотива
Этапы спортивной подготовки
начальной подготовки, n=10 учебно-тренировочный, n=14 спортивного совершенствования, n=6
  баллы/% баллы/% баллы/%
Мотив достижения успеха 10/16,7 15/17,9 13/36,1
Потребность в двигательной активности 17/28,3 23/27,4 6/16,7
Соревновательный мотив 15/25,0 22/26,2 11/30,6
Потребность в общении 18/30,0 24/28,6 6/16,7

 

Результаты исследования с применением разработанного нами теста «Мотивы занятий спортом» показали, что в процессе спортивной подготовки наблюдается усиление относительной значимости мотива достижения успеха и соревновательного мотива. Наряду с этим относительная сила потребности в двигательной активности и потребности в общении снижается.

Теоретический анализ и обобщение литературных данных позволили выделить комплекс педагогических условий и методических приемов, реализация которых в учебно-тренировочном процессе через психологические механизмы «снизу вверх» и «сверху вниз» должна обеспечить, формирование спортивной мотивации у юных спортсменов на этапе начальной подготовки.

В этот комплекс нами включены следующие педагогические условия:

· формирование благоприятных отношений к цели занятий спортом;

· формирование благоприятных отношений к спортивному успеху;

· формирование благоприятных отношений к своим возможностям;

· формирование благоприятных отношений к тренировочной деятельности;

· формирование благоприятных отношений к соревновательной деятельности.

 

Для практического обоснования эффективности разработанного нами комплекса педагогических условий формирования спортивной мотивации у юных гребцов на этапе начальной подготовки нами был проведен формирующий педагогический эксперимент с участием двух групп начальной подготовки СШ «Энергия» г. Чебоксары, занимающихся греблей на байдарках. Экспериментальная группа состояла из 10 человек, в контрольную группу вошли 11 человек. Возраст испытуемых от 8 до 11 лет.

В экспериментальной группе в процессе тренировки осуществлялась направленная психологическая подготовка на основе реализации разработанного нами комплекса педагогических условий. В контрольной группе психологическая подготовка проводилась в рамках традиционных подходов к ее организации.

Педагогический эксперимент проводился с 01 февраля по 31 октября 2017 года.

У испытуемых экспериментальной группы после завершения педагогического эксперимента, были выявлены более высокие показатели мотивации на достижение успеха (11,91 против 9,9 балла у испытуемых контрольной группы), соревновательной мотивации (12,18 против 10,1 балла), мотивации к успеху (18,27 против 16,6 балла). Различия статистически достоверны (Р< 0,05). Также наблюдается преимущество испытуемых экспериментальной группы в показателях интереса к занятиям избранным видом спорта (31,45 против 29,3 балла), но эти различия не достигают достоверных значений (Р=0,16).

 

Таблица 14 – Показатели спортивной мотивации испытуемых контрольной и экспериментальной группы после завершения педагогического эксперимента, баллы (Х±σ)

 

Группы испытуемых Мотивация достижения успеха Соревновательная мотивация Мотивация к успеху Интерес к избранному виду спорта
КГ после 9,9±2,26 10,1±1,64 16,6±1,43 29,3±3,44
ЭГ после 11,91±2,02 12,18±1,40 18,27±1,76 31,45±2,97
Р 0,05 0,01 0,04 0,16

 

Обобщая результаты формирующего педагогического эксперимента, можно заключить, что реализация разработанного нами комплекса педагогических условий в учебно-тренировочном процессе гребцов на этапе начальной подготовки приводит к существенному приросту показателей мотивации на достижение успеха, соревновательной мотивации, мотивации к успеху и формированию интересу к занятиям избранным видом спорта.

Благодарю за внимание!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: