МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»

Институт экономики и управления

Кафедра экономики и социологии труда

 

«Утверждаю»

Директор ИЭиУ

____________ А.В. Аношин

«_____» _________________

 

Программа учебной практики

(по получению первичных профессиональных умений и навыков)

 

 

Направление подготовки 38.03.03 Управление персоналом

Профиль подготовки Управления персоналом организации

Экономика труда

 

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

 

Курс, семестр 2 курс, 4 семестр

Трудоемкость 216 час., 6 зачетных единиц

ИЖЕВСК 2017


1. Требования ФГОС ВО:

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает:

разработку философии, концепции, кадровой политики и стратегии управления персоналом;

кадровое планирование и маркетинг персонала;

найм, оценку, аудит, контроллинг и учет персонала;

социализацию, профориентацию, адаптацию и аттестацию персонала;

трудовые отношения;

управление трудовым потенциалом и интеллектуальным капиталом персонала;

управление этическими нормами поведения, организационной культурой,

конфликтами и стрессами;

управление занятостью;

организацию, нормирование, регламентацию, безопасность, условия и дисциплину труда;

развитие персонала: обучение, в том числе повышение квалификации и профессиональная переподготовка, стажировка, управление деловой карьерой и сдужебно-профессиональным продвижением, управление кадровым резервом;

мотивацию и стимулирование персонала;

социальное развитие персонала;

работу с высвобождающимся персоналом;

организационное проектирование, формирование и развитие системы управления персоналом, в том числе ее организационной структуры;

кадровое, нормативно-методическое, делопроизводственное, правовое и информационное обеспечение системы управления персоналом;

оценку и бюджетирование затрат на персонал, а также оценку экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом;

управленческий (в том числе кадровый) консалтинг.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются:

службы управления персоналом организаций любой организационно-правовой формы в промышленности, торговле, на транспорте, в банковской, страховой, туристической и других сферах деятельности, в том числе научно-исследовательских организаций;

службы управления персоналом государственных и муниципальных органов управления;

службы занятости и социальной защиты населения регионов и городов, кадровые агентства;

организации, специализирующиеся на управленческом и кадровом консалтинге и аудите.

Виды профессиональной деятельности к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:

организационно-управленческая и экономическая;

информационно-аналитическая;

социально-психологическая;

проектная;

организационная;

экономическая;

информационно-аналитическая.

Задачи профессиональной деятельности:

а) организационно-управленческая и экономическая деятельность:

- разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом;

- планирование кадровой работы и маркетинг персонала;

- обеспечение организации кадрами специалистов требуемой квалификации, необходимого уровня и направленности подготовки;

- организация профессиональной ориентации и трудовой адаптации молодых специалистов, деятельность по их закреплению и рациональному использованию;

- участие в разработке стратегии профессионального развития персонала; организация и контроль подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации и стажировки персонала;

- организация работы по оценке и управлению деловой карьерой, формированию резерва, аттестации персонала;

- мотивация и стимулирование труда персонала, в том числе оплата труда;

- участие в обеспечении безопасных условий труда, экономической и информационной безопасности;

- участие в обеспечении соблюдения требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда;

- организация работ с высвобождающимся персоналом;

- применение законов о труде, иных нормативно-правовых актов социально-трудовой сферы для решения правовых вопросов трудовых отношений;

- экономический анализ показателей по труду, затрат на персонал (в том числе бюджетирования затрат);

- оценка экономической и социальной эффективности управления персоналом;

б) информационно-аналитическая деятельность:

- анализ рынка труда;

- прогнозирование и определение потребности в персонале;

- анализ кадрового потенциала и интеллектуального капитала организации, отдельного работника;

- изучение профессиональных, деловых и личностных качеств работников с целью рационального их использования;

- анализ социальных процессов и отношений в организации;

- анализ системы и процессов управления персоналом организации;

- использование автоматизированных информационных технологий управления персоналом;

в) социально-психологическая деятельность:

- осуществление социальной работы с персоналом;

- участие в разработке и внедрении планов социального развития организации;

- формирование трудового коллектива (групповые и межличностные взаимоотношения, морально-психологический климат);

- управление этикой деловых отношений, конфликтами и стрессами;

- предупреждение личной профессиональной деформации и профессионального выгорания;

г) проектная деятельность:

- применение современных методов управления персоналом;

- участие в разработке, обосновании и внедрении проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом и организации в целом (в том числе в кризисных ситуациях);

- участие в процессах планирования и оптимизации структуры персонала организации.

 

2. Место практики в структуре ОП ВО:

Дисциплины, на освоении которых базируется практика

Б1.Б.14 Управление персоналом организации

Б1.Б.16 Психофизиология профессиональной деятельности

Б1.В.04.01 Управление человеческим капиталом и уровень жизни

Б1.Б.18 Основы организации труда

Б1.Б.19 Регламентация и нормирование труда

Б1.Б.21 Оплата труда персонала

Б1.ВР.09 Экономика труда

 

Логические и содержательно-методические взаимосвязи практики с другими частями ОП: Учебная практика позволяет развить компетенции студента (п.3 ООП).

3. Цели практики:

- направлены на закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося и приобретение им компетенций в сфере профессиональной деятельности, в соответствии с требованиями ФГОС ВО.

- предоставление студенту возможность приобретения реального практического опыта, навыков самостоятельной работы необходимых ему в дальнейшей профессиональной деятельности, а также закрепить и обогатить теоретические знания, полученные в ИЭиУ организации, нормированию, экономике и социологии труда и управлению персоналом.

По окончании практики у студента складывается более ясное и глубокое понимание того, каким образом знания, умения и навыки, получаемые им в университете, могут быть использованы в реальной профессиональной деятельности.

 

4. Задачи практики:

- приобретение навыков проведения экономического анализа трудовых показателей деятельности предприятия (организации или его подразделения), в т.ч. приобретение навыков самостоятельной работы в области экономики и организации труда путем непосредственного участия студентов в работе по выявлению внутрипроизводственных резервов роста производительности труда, ознакомления с имеющимся положительным опытом организации и планирования труда на предприятии, организации и участия во внедрении в производство достижений науки и техники;

- изучение основных направлений деятельности служб персонала предприятия; приобретение практических навыков социологического обследования трудовых коллективов;

- закрепление теоретических знаний студентов путем участия в производственной работе предприятия и приобретения практических навыков самостоятельной работы по анализу производственных ситуаций, по нормированию и организации труда, управлению персоналом;

- умение соблюдать правила техники безопасности и внутреннего трудового распорядка данной организации;

- изучение программы и учебно-методической документации по учебной практике, а также научной и учебной литературы по направлению «Управление персоналом».

 

5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики:

В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести общекультурные и профессиональные компетенции:

- готовностью к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, а также владением навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других (ОПК-7);

- знанием основ разработки и реализации концепции управления персоналом, кадровой политики организации, основ стратегического управления персоналом, основ формирования и использования трудового потенциала и интеллектуального капитала организации, отдельного работника, а также основ управления интеллектуальной собственностью и умение применять их на практике (ПК-1);

- знанием принципов и основ формирования системы мотивации и стимулирования персонала (в том числе оплаты труда), порядка применения дисциплинарных взысканий, владение навыками оформления результатов контроля за трудовой и исполнительской дисциплиной (документов о поощрениях и взысканиях) и умением применять их на практике (ПК-8).

6. Сроки, способы организации и место проведения практики:

Учебная практика (по получению первичных профессиональных умений и навыков) проходит в соответствии с календарным графиком учебного процесса компетентностно-ориентированного учебного плана по направлению бакалавриата «Управление персоналом» профили «Управление персоналом организации», «Экономика труда». Местами проведения данной практики являются предприятия и организации любой формы собственности Удмуртской республики и других регионов страны.

 

7. Структура и содержание практики:

Практика студентов проводится в подразделениях предприятия, осуществляющих производственную деятельность или оказывающих услуги, службах управления персоналом.

Планирование работ по практике должно обеспечить равномерное их проведение в течение всей практики.

Организацию практики со стороны предприятия осуществляет отдел технического обучения или служба персонала предприятия, непосредственное руководство осуществляют квалифицированные специалисты, которые назначаются и утверждаются приказом руководителя предприятия.

Перед выполнением заданий практики студенты проходят инструктаж по технике безопасности.

Организация практики на предприятиях может осуществляться в следующих вариантах:

1) Практика проходит в организации, где работает студент на его рабочем месте специалиста.

2) Практика проходит в организации в соответствии с заключенным договором о прохождении практики студентом.

Примерный порядок прохождения практики: общее ознакомление с предприятием, его производственной и организационной структурой, правилами внутреннего распорядка; прохождение инструктажа по технике безопасности и ознакомление с конкретным производственным подразделением, на базе которого будет проходить практика;

- ознакомление с работой службы управления персоналом. Собирается и анализируется статистический материал отражающий деятельность данной службы.

В ходе практики студент изучает, анализирует и собирает практический материал для написания отчета по практике и курсовой работы. Студент изучает и анализирует следующие вопросы:

- история создания предприятия (год создания, местоположение, этапы развития);

- экономическая среда функционирования рассматриваемого объекта;

- организационно - правовая форма и организационная структура предприятия;

- характеристика выпускаемой продукции или оказываемых услуг (объем продукции, услуг, прибыли и т.п.):

- рынок сбыта, организация рекламы и маркетинга;

- система менеджмента на предприятии;

- система управления персоналом;

- методы работы с персоналом;

- анализ динамики основных трудовых показателей: характеристику трудового потенциала (численность персонала, в том числе по категориям в общей численности работающих, половозрастную структуру, профессионально-квалификационную структуру, движение персонала, в том числе текучесть кадров), организацию и оплату труда (системы оплаты труда, тарификация работ, применяемые виды доплат, социальные льготы, структура заработка по отдельным элементам);

- анализ существующего положения в области функционирования автоматизированной системы в области управления персоналом.

В зависимости от специфики объекта исследования отдельные задания по практике могут быть конкретизированы руководителем практики от выпускающей кафедры.

 

8. Организация самостоятельной работы студентов:

Документальным выражением результатов практики являются надлежащим образом оформленные отчет и дневник учебной практики студента.

Весь комплекс сведений и материалов, полученных в установленном в организации порядке при прохождении практики, студент записывает в академический дневник практики.

В дневник заносятся:

- календарный план прохождения практики, с описанием выполненных работ за каждый день практики;

- дополнительно выполненная студентами производственная работа;

- список материалов, собранных студентом в период прохождения практики для отчета по практике и написания курсовой работы;

- заключение студента по итогам практики и его предложения;

- рекомендации и замечания руководителя производственной практики от организации (места прохождения практики) за период прохождения студентом учебно-ознакомительной практики.

По окончании практики дневник подписывается и заверяется печатью руководителя практики от организации.

Отчет по практике должен включать в себя:

- титульный лист (см. приложение 1);

- содержание (см. приложение 2);

- введение;

- глава 1 - общая характеристика предприятия (учреждения, организации);

- глава 2 - характеристика трудового потенциала предприятия;

- заключение - основные выводы и критическая оценка студента рассмотренных в отчете вопросов;

- приложения.

Во введении (объемом 1 страница) должны быть сформулированы цели и задачи прохождения учебной практики с указанием объекта исследования (предприятия, организации, учреждения).

В первой главе должны быть рассмотрены следующие вопросы, характеризующие объект исследования:

- история создания предприятия (год создания, местоположение, этапы развития), определить место и роль предприятия в отрасли (народном хозяйстве;

- правовой статус и организационная структура управления с описанием выполняемых подразделением (должностным лицом) функций. Особое внимание уделить изучению деятельности экономических служб предприятия, определить их место в организационной структуре предприятия. Ознакомиться со структурой, составом и функцией подразделений или специалистов, занимающихся вопросами экономики, организации и охраны труда;

- тип производства, назначение и характер выпускаемой продукции (оказываемых услуг), уровень механизации и автоматизации производства;

- показатели масштабов деятельности: объем продукции, услуг, прибыль и т.д.. При рассмотрении основных технико-экономических показателей необходимо дать им краткое определение.

Вторая глава должна содержать информацию об обеспеченности предприятия кадрами. Необходимо определить абсолютное и относительное отклонение по численности от штатного расписания за последние 2-3 года.

Изучить состав, структуру и движение кадров на предприятии за исследуемый период (профессиональная, квалификационная, по стажу работы, образованию, полу, возрасту и др.). Ознакомиться со штатным расписанием предприятия.

При анализе, возможно, использовать следующие таблицы и формулы:

1. Для анализа численности и структуры персонала по категориям.

 


Таблица 1

Анализ структуры промышленно-производственного персонала (ППП)

Категории ППП 201__г. 201__г. Отклонение Темп роста, %
чел. уд. вес чел. уд. вес чел. уд. вес
Среднесписочная численность всего:              
в том числе:              
1.Рабочих, из них:              
основных              
вспомогательных              
2.руководители              
3. Специалистов              
4. Служащих              

 

2. Для анализа качественной характеристики персонала, в том числе по половозрастному составу, профессионально-квалификационному уровню (соответствие средних разрядов работ и рабочих), по трудовому стажу, уровню образования. Результаты анализа могут быть представлены либо в форме таблиц, либо в виде диаграмм. Примеры их оформления представлены в таблицах 2, 3 и приложении 7 соответственно.

Таблица 2

Качественные характеристики персонала

Группа работников 201__г. 201__г. Темп роста, %  
чел. уд. вес чел. уд. вес  
По возрасту, лет - до 20 - от 20 до 30 - от 30 до 40 - от 40 до 50 - от 50 до 60 - старше 60            
По образованию - Высшее - Незаконченное высшее - Среднее специальное                      
- Среднее общее - Неполное среднее - Начальное          
По трудовому стажу, лет - до 1 - 1-5 - 6-10 - 10-15          
- 15-20 - 20-25 - 25-30 - свыше 30          

Таблица 3

Распределение разрядов рабочих и работ

Разряд рабочих 201__г. 201__г. Разряд работ 201__г. 201__г.
всего % всего % всего % всего %
I         I        
II                  
               
ИТОГО         ИТОГО        

 

3. Для анализа движения персонала, в том числе для анализа текучести кадров. Исходные и расчетные данные свести в таблицу (табл. 4).

Таблица 4

Данные для анализа движения персонала

Показатель 201__г. 201__г. Темп роста, %
Среднесписочная численность работников      
Принято в течение года новых работников      
Выбыло работников      
- уход на пенсию, на учебу, в армию      
- по собственному желанию      
- за нарушение дисциплины      
Оборот по приему, %      
Оборот по выбытию, %      
Общий оборот, %      
Текучесть кадров, %      
Коэффициент постоянства кадров      

 

Рекомендуется анализировать все статистические данные за два последних года с комментариями и выводами по ним.

Заключение (объемом 2-3 страницы) должно содержать основные выводы и предложения студента по улучшению работы исследуемого предприятия.

В начале отчета помещается титульный лист. За титульным листом следует содержание, включающее название разделов, подразделов с указанием страниц начала каждого из них. Заголовки в содержании и тексте должны совпадать.

В отчете не должно быть орфографических, статистических, вычислительных неточностей.

Цифровой материал, содержащийся в отчете, должен быть сгруппирован в таблицы. Каждая таблица должна иметь порядковый номер, заголовок, единицы измерения. По тексту отчета следует помещать итоговые и наиболее важные таблицы. Таблицы справочного и наглядного характера или таблицы, содержащие исходные справочные данные, следует помещать в приложении в конце отчета.

Все виды иллюстрированного материала (схемы, диаграммы, графики, рисунки, фотографии и т.п.) являются рисунками и должны иметь порядковый номер и название. Иллюстрированный материал следует помещать по ходу изложения, на каждый вид названного материала должны быть ссылки в тексте.

Если в отчете приведены материалы, заимствованные из различных источников, или цитаты, то должны быть сделаны ссылки на источник.

 

9. Контроль деятельности студента:

По итогам практики на кафедру экономики и социологии труда представляется отчет, структура которого соответствует содержанию раздела 8 данного положения.

По результатам проверки отчета по учебной практике выставляется дифференцированный зачет.

Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

Основная литература

1. Егоршин, А. П. Основы управления персоналом: учеб. пособие / А. П. Егоршин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008.

2. Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: учеб. пособие / А. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова; Гос. ун-т упр. - М.: КноРус, 2009.

3. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г. Экономика персонала. – М.:Альфа-Пресс, 2009.

4. Тебекин, А. В. Управление персоналом: учеб. для вузов по спец. 080500 "Менеджмент" / А. В. Тебекин. - М.: КноРус, 2009.

5. Управление персоналом организации: учеб. рек. МО РФ / И.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, И.Е. Ворожейкин [и др.]; под ред. А.Я. Кибанова. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Инфра-М, 2008.

Дополнительная литература

1. Аксенова, Е. А. Стратегический ассесмент: как сформировать человеческий ресурс организационных изменений: учеб. пособие / Е. А. Аксенова. - М.: Аспект Пресс, 2008.

2. Аширов, Д. А. Управление персоналом: учеб. пособие / Д. А. Аширов. - М.: Проспект, 2009.

3. Белякова, Е. М. Кадровый менеджмент: учеб. пособие / Е. М. Белякова, Т. Н. Оливанова, Т. В. Иванова; ФГОУВПО "Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова". - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2009.

4. Вишнякова, М. В. Охота на менеджера в кризисный период: книга для эффективных собственников и вменяемых менеджеров / М. В. Вишнякова. - М.: Ред. журн. "Упр. персоналом", 2009.

5. Волосский, А. А. Мотивация и стимуляция труда / А. А. Волосский. - М.: Техносфера, 2007.

6. Дёмин, Ю. М. Ассессмент персонала: как объективно оценить деловые качества сотрудника и соискателя за 15 минут / Ю. М. Дёмин. - СПб.: Питер, 2008

7. Закаблуцкая, Е. Эффективное собеседование. Подбор сотрудников на 100% / Е. Закаблуцкая; предисл. Ю. Вировца. - Спб.: Питер, 2009.

8. Иванова, С. В. Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час / С. В. Иванова. - 3-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

9. Кибанов А.Я. Дуракова И.П. Управление персоналом организации: практикум.- М.Инфра-М, 2006

10. Купер Д., Робертсон И.Т., Гордон Т. Отбор и найм персонала: технологии тестирования и оценки 2005.

11. Магура М.И. Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. - М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003.

12. Магура М.И. Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. - М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003.

13. Некрасов, В. И. Формирование системы мотивации трудовой деятельности: учеб.-метод. пособие / В. И. Некрасов; ГОУВПО "Удмурт. гос. ун-т", Ин-т экономики и упр. - Ижевск: Изд-во ИЭиУ УдГУ, 2009. -

14. Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б. Управление человеческими ресурсами. - М. Дело, 2004.

15. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: учеб. пособие /А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова; Гос. ун - т упр. - Изд. 2 - е, перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2005.

16. Управление персоналом организации: Учебник/ под ред. А.Я.Кибанова. – М.Инфра-М, 2006

17. Управление персоналом. Учебник. Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. – М. Юнити, 2005.

18. Фёдорова, Н. В. Управление персоналом организации: учеб. для вузов / Н. В. Фёдорова, О. Ю. Минченкова. - 3-е изд., перераб., доп. - М.: Кнорус, 2007

19. Федосеев, В. Н. Управление персоналом: учеб. пособие / В. Н. Федосеев. - М.; Ростов н/Д.: МарТ, 2006.

20. Хруцкий, В. Е. Оценка персонала. Критика теории и практики применения системы сбалансированных показателей / В. Е. Хруцкий, Р. А. Толмачев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009.

21. Управление персоналом. Дуракова И. Б. М.: ИНФРА-М 2009 https://ibooks.ru/product.php?productid=22201&cat=1704&page=55

22. Управление персоналом. Учебное пособие. 6-е изд. Лукичева Л.И. М.: Издательство «Омега-Л» 2011 https://ibooks.ru/product.php?productid=22157&cat=1704&page=55

23. Управление персоналом. Конспект лекций Валиева О.В. "А-Приор" 2010 https://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=3123

24. Управление кадрами. Руководство для персонала и топ-менеджмента Андреева И.Н. СПб.: БХВ-Петербург 2011 https://ibooks.ru/product.php?productid=24831&cat=1704&page=54

25. Антикризисное управление человеческими ресурсами: Учебное пособие Под ред. Горелова Н. "Допущено Учебно - методическим объединением вузов России по образованию в области национальной экономики и экономики труда в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 080104 "Экономика труда" и другим зкономическим специальностям СПб.: Питер 2010 https://ibooks.ru/product.php?productid=21760&cat=1704&page=3

26. Управление трудовыми ресурсами. Красноженова Г. Ф., Симонин П. В. М.: ИНФРА-М 2008 https://ibooks.ru/product.php?productid=22216&cat=1704&page=57

 

Периодические издания

Журналы “Управление персоналом”, “Служба кадров”, “Справочник по управлению персоналом”, “Справочник кадровика”.

Интернет-ресурсы

1. www.kadrovik.ru

2. www.hrm.ru

3. www.pro-personal.ru

4. www.hr-portal.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: