Финляндский вокзал – 1868-1870 (арх. П.С. Купинский)




Царскосельский (Витебский) вокзал.

От самого маленького к самому большому вокзалу СПб: Пассажирский дом железной дороги Санкт-Петербург – Царское село (Царскосельский, ныне Витебский вокзал): 1836-1837, 1849-1851 (арх. К.А. Тон).

Инженер Герстнер приехал в Россию в 1834 году с предложением строить железную дорогу от Санкт-Перербурга до Москвы – долго обсуждали, позволили строить до Царского Села как «пилотный проект». Первая общедоступная железная дорога России от СПб до Царского села. Презентационный характер дороги: «оформление» рельсового пути и пункта прибытия как повода для поездки: Павловский «Воксал» - возникновение слова «вокзал», мосты.

1903 – Витебский вокзал Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (арх. Бржозовский, Минаш).

Общество «Московско-Виндаво-Рыбинской жд» (частнаяжд). Железная дорога как антагонист Николаевской жд, проложенной по кратчайшему пути от СПб до Москвы – должна быть проложена по кружному наиболее длинному пути о СПб до Москвы, соединяя небольшие города. В Москве – Рижский вокзал. Поезда до Москвы ходят и сегодня – идут 16 часов.

Конкурс на проект вокзала, отражающего грандиозность задач. Для реализации не выбран ни один проект, работа передана Бржозовскому, с которым общество сотрудничало в Москве. Уделял особое внимание инженерным вопросам. К этому времени инженерия стала самостоятельной формообразующей дисциплиной – башня Эйфеля, Шухова и пр.

Императорский павильон. Навесы над путями по проекту швейцарскогоинж. Персена. Передача двух «императорских» путей жд (частной) в ведение Варшавской дороги (государственная).

2. Пассажирский дом Санкт-Петербурго – Московской железной дороги (Николаевский, ныне Московский вокзал) 1846 – 1851 гг.

Конкурс на проект вокзала: А.П.Брюллов, Н.Е.Ефимов и К.А.Тон. Одобрен проект Тона.

Формирование Знаменской привокзальной площади (ныне площади Восстания) по проекту Н.Е, Ефимова. Смена приоритетов развития – от военных плацев к привокзальным площадям. Николай 1 уделяет большое внимание площади, собственноручно правит чертежи. Перестройка зданий площади в едином стиле по проектам арх. Тона и Ефимова. Борьба частновладельческих интересов и интересов государства и железных дорог. Спор Госпожи Кобылиной с царем. Знаменская площадь – первая регулярная привокзальная площадь в Европе.

1905-1910-е гг. – Два конкурса на перестройку вокзала. Смена стилевых предпочтений от модерна до неоклассики.

3. Пассажирский дом Санкт-Петербургско-Варшавской железной дороги – Варшавский вокзал: 1852-1853 (арх. К. А. Скаржинский), 1858-1860 (арх. П.О. Сальманович).

(Можно Варшавский и Балтийский вокзалы объединить в одну книгу, т.к. они связаны)

Первый «заграничный» вокзал СПБ и России. «Императорский» вокзал.

Строительство дебаркадера инж. Флаша.

Перестройка Хомутецкого.

Главное общество железных дорог.

Связь с Балтийским вокзалом – топографическая и организационная.

Балтийский вокзал - 1853-1857 (арх. А.И. Кракау).

Петергофскаяжд. - частная жд. построена бароном Штиглицем.

Впоследствии – один из учредителей Главного общества железных дорог, которому передана Варшавская жд. Вокзалы жд по проектам Н. Бенуа – пример контекстуализма. Вокзал в Петергофе. Вокзал в Сергиеве.

1858 – 1859 гг. – строительство ветки от Петербурга к Красному Селу – месту дислокации военных гарнизонов. Застройка станции.

1860-1862 г. Ветка продлена от Петергофа до Ораниенбаума.

Это еще «Петергофско-Ораниенбаумскаяжд.»

1872 год - объединение «Петергофско-Ораниенбаумскойжд.» с Балтийской жд., первый участок которой от станции Тосно Ник жд до Балтийского порта (ныне Палдиски на территории Эстонии) был открыт 24 окт 1870г. Красносельскую ветку продлили, появилась станция Гатчина Балтийская, а соединение дорог произошло на участке между Гатчиной и Елизаветино. Тогда-то Петергофский вокзал в Петербурге стал именоваться Балтийским.

Слияние в 1907 году Балтийской и Псково-Рижской железных дорог с Петербурго-Варшавской.

В том же 1910 г. году Управлением железной дороги был создан проект Объединенного вокзала северо-западных железных дорог. Не предполагал переноса здания, решались локальные задачи объединения дорог.

29 апреля 1910 г. был составлен «Эскизный проект объединения пассажирских и товарных станций С.-Петербурго-Варшавской и Балтийской линий в одну головную станцию (с пропускной способностью в 18-24 пар пассажирских поездов в час).

Планы Л. Бенуа и Енакиева по перестройке вокзала и градостроительному преобразованию Петербурга. Основная концепция –переносзадуманного центрального железнодорожного вокзала северо-западных железных дорог к Троицкому собору.

Финляндский вокзал – 1868-1870 (арх. П.С. Купинский)

Финская железная дорога в России: от Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге до вокзала в Хельсинки

 

6. Ладожский вокзал (арх. Никита Игоревич Явейн) – 2001-2003 (писать можно в сотрудничестве с ним на основе предоставленных им проектных материалов)

 

В зданиях самых первых вокзалов России – Царскосельском, построенном на месте первоначального «весьма неприглядного»[i] деревянного вокзала в 1849-1851 гг. и Николаевском (1846 – 1851 гг.), возведенными по проектам К.А. Тона, тенденции к проявлению творческой свободы, заложенные в этих новаторских типах здания, так и остались нереализованными.Архитектурное решение их фасадов отнюдь не претендовало на выражение новой, технически прогрессивной функции здания, полностью принадлежа по своему образному и масштабному строю контексту города.Подобный контекстуализм, по всей видимости, был связан с тем, что здание вокзала рассматривалось, прежде всего, как общественное, а не утилитарное сооружение, вследствие чего вся функциональная сторона вокзала была скрыта его лицевым фасадом, как ширмой. Это также соответствовало традиционному для Петербурга принципу «фасадности». Проявлению творческой свободы отводилось место за фасадом здания – в конструкциях дебаркадеров, да и то, по видимому, в какой-то мере вынужденно, так как их осуществление было невозможно в традиционных формах и конструкциях. (Табл.53, 54: 1.3-35 – 1.3-37)

Следующее по времени постройки здание Варшавского вокзала, построенное в 1852-1853 гг. по проекту архитектора К. А. Скаржинского, по своему масштабному строю уже больше приближалось к привычному для нас облику вокзала. Трехнефнаябазиликальная структура построения его объема была функционально обоснована. Вместе с тем, повышенный объем дебаркадера (путевого двора) был превращен в некое подобие мезонина устройством фронтона с окнами со стороны главного фасада, что придавало облику вокзала несколько провинциальный характер. В 1858-1860 гг. его сменило более презентабельное здание, выполненное по проекту П.О. Сальмановича, существующее в настоящее время (правда, уже в новом функциональном качестве торгово-развлекательного центра). (Табл.55: ил. 1.3-38;1.3-39)

Этот «эволюционный ряд» на первом этапе становления типологии вокзала в России завершало здание Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге (1853-1857 гг., арх. А.И. Кракау), представляющее собой уже развитой тип вокзального здания. При его строительстве в качестве аналога был взят Восточный вокзал в Париже. (Табл.56, 57, 58: ил.1.3-40 – 1.3-45)

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: