Правовая основа социальной деятельности в пенитенциарном учреждении




 

Социальная работа в пенитенциарных учреждениях современной России активно складывается и развивается как особый вид деятельности по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных. Для осуществления именно этого вида деятельности созданы отделы социально-психологической работы и группы социальной защиты и учета трудового стажа осужденных. Сотрудники названных подразделений исправительных учреждений, решая определенные им нормативными актами задачи, в первую очередь руководствуются в своей деятельности Конституцией РФ. Она провозгласила РФ социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со ст.7 Конституции в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Государственно-правовые основы социальной работы наряду с Конституцией РФ конкретизируются в Федеральных законах, законах субъектов Федерации, указах Президента России, постановлениях и распоряжениях министерств и ведомств, правовых актах органов местного самоуправления. Так, Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ. Данный Закон дает основные понятия, определяющие сущность социального обслуживания. Она определяется как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кроме этого, Федеральный закон закрепляет полномочия Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ в области социального обслуживания; системы социальных служб; организацию социального обслуживания; ресурсное обеспечение социального обслуживания и другие положения. Отдельные из положений имеют прямое отношение и к организации социальной работы с осужденными в период отбывания наказания, так и после их освобождения.

Общеобязательное значение для организации и проведения социальной работы с осужденными и некоторые положения Федерального закона РФ «О государственной социальной помощи», такие как: цели оказания социальной помощи; источники; порядок; размер и виды оказания государственной социальной помощи и другие. Особое место среди других законодательных актов занимает Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (1993 г.), потому что в нем определены задачи исправительных учреждений России, которые имеют непосредственное отношение к социальной работе в данной сфере, то есть обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений; привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения; обеспечения охраны здоровья осужденных.

Более детально вопросы социальной работы с осужденными закреплены в Уголовно-исполнительном кодексе. Он, наряду с регулированием порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определения средств исправления осужденных, устанавливает охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным социальной помощи в адаптации.

Так в части 2 статьи 1 УИК РФ говорится о том, что одной из задач уголовно-исполнительного законодательства является оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Суть социальной адаптации состоит в приспособлении человека к новым правилам и нормам человеческого общежития, к тем или иным условиям жизни в обществе. Закрепление в Уголовно-исполнительном кодексе этой задачи косвенно закрепляет и аналогичное направление пенитенциарной социальной работы.

В Уголовно-исполнительном кодексе РФ отражено и закреплено и такое важное направление социальной работы, как восстановление, сохранение и поддержание социально-полезных связей осужденных с внешним миром.

Осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания.

Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительных учреждений; длительные свидания с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, с разрешения начальника исправительного учреждения - с иными.

Эта статья преследует цель сохранения семейных, родственных и иных социально полезных связей осужденных, тем самым, устанавливая одно из направлений социальной работы с ними.

Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества. Осуждённые также вправе получать денежные переводы и отправлять денежные переводы близким, родственникам, а с разрешения администрации исправительного учреждения иным лицам.

Переписка осужденных также является важным средством сохранения, налаживания их социально-полезных связей с семьей, родственниками, друзьями, товарищами по учебе и работе. Возможность отправления денежных переводов осужденными позволяет оказывать семье и родственникам материальную помощь, а получение денежных переводов является важным подспорьем для получения осужденными дополнительного питания. Все выше рассмотренное также закрепляет правовые основы социальной работы с осужденными.

В исправительных учреждениях для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения, и администрация исправительного учреждения несет ответственность за выполнение требований, обеспечивающих их охрану здоровья.

Охрана здоровья осужденных является так же одним из аспектов пенитенциарной социальной работы, так как одной из задач, стоящих перед ней является вернуть в общество полноценного человека, и прежде всего здорового, способного нормально жить и трудиться после освобождения.

В Уголовно-исполнительном кодексе можно выделить и нормы, которые являются правовой основой такого важного направления социальной работы, как подготовка осужденных к освобождению.

Освобождению от отбывания наказания предшествует большая подготовительная работа, осуществляемая администрацией исправительных учреждений, территориальными органами внутренних дел в тесном контакте с органами местного самоуправления по предполагаемому месту проживания освобождаемого. Так как отбывание наказания в виде лишения свободы в большинстве случаев вызывает полный разрыв или существенное ослабление социально полезных связей осужденного с родными, близкими, трудовыми коллективами, законодатель предусмотрительно обязывает администрацию исправительного учреждения за шесть месяцев до истечения срока наказания уведомлять органы местного самоуправления по избранному месту жительства о его предстоящем освобождении, а также наличии или отсутствии у него жилой площади, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

Осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы обеспечивается бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные обеспечиваются одеждой за счет государства.

Осужденные, освобождаемые от лишения свободы, имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством РФ и нормативно-правовыми актами.

Таким образом, правовую основу социальной работы с осужденными составляют: Конституция РФ; другие законодательные акты РФ; подзаконные акты; нормативные акты Минюста России, регулирующие вопросы социальной работы; нормативные акты Федеральной службы исполнения наказаний, ее главных управлений, управлений и отделов; локальные нормативные акты, принимаемые администрацией исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы по вопросам социальной работы.

Социальный работник в исправительных учреждениях так же пользуется Инструкцией об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях, дающей гарантии осужденному по его освобождению. Гарантии выражаются в социальной помощи и поддержке, трудоустройстве, обеспечении жилплощадью, необходимой одеждой и т.п. гарантиями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: