Индексный анализ себестоимости и выручки от реализации продукции.




Индексамив статистике называют показатели, характеризующие общее изменение сложных явлений, состоящих из элементов, не поддающихся непосредственному суммированию. Индекс – это относительный показатель, характеризующий изменение уровней социально-экономических явлений во времени или их соотношение в пространстве. Индексы вычисляют как для отдельных элементов сложного явления, так и для всего сложного явления в целом.

Применение индексов позволяет:

ü дать обобщающую характеристику уровня плановых заданий и оценить степень выполнения плана (прогноза) по группе разнородных продуктов, по предприятию, по отрасли и т.д.;

ü изучить изменение сложных массовых явлений в динамике;

ü установить меру различия сложных массовых явлений в пространстве;

ü дать количественную оценку меры влияния отдельных факторов на соответствующие регулятивные показатели.

В экономической литературе приняты следующие показатели:

ü 00 – показатель базисного периода;

ü 01 – показатель текущего (отчетного) периода;

ü 0пл – плановый уровень.

Индексы, характеризующие изменение отдельных элементов сложного явления, называют индивидуальными, например изменение уровня цен при реализации единицы продукции определенного вида изучается с помощью индивидуального индекса цен:

, где (23)

р1 – цена за единицу продукции в отчетном периоде;

р0 - цена за единицу продукции в базисном периоде.

При проведении экономических исследований наиболее часто используются следующие индивидуальные индексы:

- индекс физического объема:

, где (24)

q – объем продукции в физических единицах измерения;

- себестоимость продукции:

, где (25)

z – себестоимость продукции;

- трудоемкость продукции:

, где (26)

t – затраты труда на единицу продукции.

Для характеристики сложных социально-экономических явлений применяются общие индексы, которые отражают изменение всей совокупности элементов в целом. В зависимости от исходных данных и способа расчета общие индексы могут быть агрегатные и средние. Агрегатный индекс является основной формой индекса, числитель и знаменатель которого представляет собой набор разнородных элементов изучаемых статистических совокупностей, называемых индексируемыми (сопоставляемыми) величинами и соизмерителями. Другими словами, индексируемая величина – показатель, изменение которого характеризует индекс, а соизмеритель – это величина, позволяющая перевести индексируемые величины в одинаковую систему измерения: например, в физический объем (кг, л, м2, км и т.д.), в стоимостные (руб.) или трудовые показатели (чел.-час). Основным условием применения агрегатных индексов является использование показателей в виде абсолютных величин (натуральных, стоимостных, трудовых).

В ряде случаев требуется сравнить данные не за два, а за три и более периода. В таких случаях необходимо выбрать базу сравнения; в зависимости от базы сравнения различают индексы с постоянной базой (базисные) и переменной базой сравнения (цепные). При исследовании экономических явлений в пространстве (по отдельным предприятиям, экономическим и административным регионам) используются территориальные индексы.

С помощью индексного метода рассмотрим влияние различных факторов на изменение издержек производства продукции растениеводства. Исходные данные для индексного анализа представлены в таблице 8.

Таблица 8 -Вспомогательная таблица для индексного анализа материальных затрат при производстве продукции растениеводства

Виды продукции Произведено продукции, ц Себестоимость 1 ц, руб. Себестоимость всей продукции, тыс. руб.
1999г. 2001г. 1999г. 2001г. 1999г. 2001г. условная
q0 q1 z0 z1 q0z0 q1z1 q1z0
Зерно     200,83 199,55     3573,77
Овощи     162,14 198,7     6221,31
Плоды     226,16 353,33     3347,62
Итого - - - -     13142,7

Общий индекс затрат и абсолютное изменение определяется по формулам:

∑ z1q1

Izq = ———, (27)

∑ z0q0

Δzq = ∑ z1q1 - ∑ z0q0. (28)

Для данного примера согласно формулам 27 и 28:

Izq = ——— = 2,06

Δzq = 16405 – 7951 = 8454 тыс.руб.

Общий индекс себестоимости и абсолютное изменение определяется по формулам:

∑ z1q1

Iz = ———, (29)

∑ z0q1

Δz = ∑ z1q1 - ∑ z0q1. (30)

По формулам 29 и 30:

Iz = ——— = 1,25

13142,7

Δz = 16405 – 13142,7 = 3262,3 тыс.руб.

Общий индекс физического объема и абсолютное изменение определяется по формулам:

∑ z0q1

Iq = ———, (31)

∑ z0q0

Δq = ∑ z0q1 - ∑ z0q0. (32)

По формулам 31 и 32:

13142,7

Iq = ———— = 1,65

Δq = 13142,7 – 7951 = 5191,7 тыс.руб.

Индексный анализ затрат на производство продукции растениеводства показал, что в 2001 г. по сравнению с 1999г. затраты на производство увеличились на 106,3% или на 8454 тыс.руб. В том числе за счет увеличения количества произведенной продукции на 65,3% затраты на производство увеличились на 5191,7 тыс.руб.; за счет увеличения себестоимости на 24,8% затраты увеличились на 3262,3 тыс.руб. Наибольшее увеличение себестоимости произошло по строке ''плоды'' – на 156,23%.

С помощью индексного метода также можно определить влияние факторов на изменение выручки от реализации растениеводства. Данные для индексного анализа представлены в таблице 9.

Таблица 9 - Вспомогательная таблица для индексного анализа выручки от реализации товарной продукции растениеводства

Виды продукции Количество реализованной продукции, ц Цена реализации 1 ц, руб. Выручка от реализации, тыс.руб.
1999г. 2001г. 1999г. 2001г. 1999г. 2001г. услов- ная
q0 q1 p0 p1 q0p0 q1p1 q1p0
Зерно     145,02 212,83 1852,05 3358,03 2288,13
Овощи     529,53 436,10   4804,95 5834,36
Плоды     764,22 538,86     3539,87
ИТОГО - - - - 9700,05 10658,98 11662,36

Индивидуальные индексы физического объема:

q1

iq = —. (33)

q0

Согласно формуле 33:

iq (зерно) = ——— = 1,235;

iq (овощи) = ——— = 1,003;

iq (плоды) = ——— = 1,745.

Индивидуальные индексы цен:

p0

ip = ——. (34)

p1

По формуле 34 рассчитаем индивидуальные индексы цен для каждой культуры:

212,83

ip (зерно) = ——— = 1,47;

145,02

436,10

ip (овощи) = ——— = 0,82;

529,53

538,86

ip (плоды) = ——— = 0,71.

764,22

Общий индекс товарооборота:

∑ q1p1

Ipq = ———. (31)

∑ q0p0

Согласно формуле 31:

10658,98

Ipq = ———— = 1,099.

9700,05

Общий индекс физического объема:

∑ q1p0

Iq = ———. (32)

∑ q0p0

Согласно формуле 32:

 

11662,36

Iq = ———— = 1,202.

9700,05

Общий индекс цен:

∑ q1p1

Ip = ———. (33)

∑ q1p0

Согласно формуле 33:

10658,98

Ip = ———— = 0,914.

11662,36

Абсолютные изменения:

ü товарооборота:

Δqp = ∑p1q1 - ∑p0q0; (34)

Δqp = 10658,98 – 9700.05 = 958,93 тыс.руб.;

ü физического объема:

Δq = ∑p0q1 - ∑p0q0; (35)

Δq = 11662,36 – 9700,05 = 1962,31 тыс.руб.;

ü цен:

Δp = ∑p1q1 - ∑p0q1; (36)

Δp = 10658,98 – 11662,36 = - 1003,38 тыс.руб.

Индексный анализ выручки от реализации продукции позволил выявить, что в 2001г. по сравнению с 1999г. выручка от реализации продукции увеличилась на 9,9% или на 958,93 тыс.руб. В том числе за счет увеличения количества реализованной продукции на 20,2% выручка от реализации увеличилась на 1962,31 тыс.руб.; за счет уменьшения цен на 8,6% выручка уменьшилась на 1003,38 тыс.руб.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: