Современное общество не может существовать без функционирующего потребительского рынка, без розничной торговли, работ и услуг, потребляемых гражданами, – это важная сфера экономики, в которой задействовано большое количество работающих, с которой сталкиваются все без исключения граждане и которую наполняют результаты деятельности смежных отраслей экономики.
В настоящее время одной из важных проблем рыночных отношений является проблема формирования и эффективного развития потребительского рынка. Ускорение темпов экономического развития, как отдельных регионов, так и национальной экономики в целом в значительной степени обусловлено состоянием потребительского рынка. В экономике региона потребительский рынок выполняет ряд немаловажных функций:
1. обеспечивает взаимодействие продавцов и покупателей посредством сделок купли-продажи, а также согласование экономических интересов контрагентов;
2. устанавливает количественные пропорции в структуре спроса и предложения;
3. выполняет роль сигнализатора для производителей и потребителей посредством прямых и обратных связей;
4. определяет уровень равновесных цен и пропорций между ценами различных товаров;
5. осуществляет распределение потребительских товаров и услуг между различными социально-экономическими группами населения региона;
6. обеспечивает участие региона в межрегиональных торгово-экономических связях.
Региональный потребительский рынок состоит из совокупности следующих рынков:
1. Рынок продовольственных товаров, рынок непродовольственных товаров, рынок потребительских услуг.
2. Региональный рынок потребительских товаров обеспечивает воспроизводство локализованных продовольственных ресурсов, а также обуславливает социально-экономические аспекты регионального и межрегионального обмена продовольственных товаров, определяемые всей совокупностью экономических отношений.
|
Для анализа развития регионального рынка потребительских товаров необходимо рассмотреть ряд основных факторов, определяющих его развитие:
1. к экономическим факторам развития можно отнести степень развития и уровень размещения сельскохозяйственного производства и промышленной переработки сельскохозяйственного сырья, степень развития межхозяй-ственных связей продовольственного комплекса и межрегиональных связей по товарообмену, а также структуру и уровень цен на продовольственные товары;
2. к социальным факторам относятся обеспечение предприятий продовольственного комплекса трудовыми ресурсами, численность и социально-демографическая структура населения;
3. к научно-техническим факторам относятся уровень механизации и автоматизации, внедрение достижений научно-технического прогресса, уровень материально-технической базы сельского хозяйства, пищевой промышленности и инфраструктуры региона и его соседей.
При изучении регионального потребительского рынка необходимо также учитывать природно-климатические факторы. Географические условия района определяют размер рыночных зон реализации различных видов товаров, способы хранения, характер транспортных средств, тары и упаковки, а также сказываются на конечной цене реализации продукции.
Приоритетным направлением на современном этапе развития страны считается насыщение внутреннего потребительского рынка конкурентоспособными отечественными товарами и постепенное вытеснение ими импортных. Это необходимо для того, чтобы не только обеспечить экономическую безопасность регионов и страны в целом, но и способствовать преодолению безработицы, росту доходов как потребителей, так и производителей, привлечению инвестиций в экономику регионов. Все это не решить без поддержки государственных органов.
|
Свободное хозяйствование и свободная конкуренция могут привести к кризису в экономике к перепроизводству или недопроизводству тех или иных видов продукции. В этом случае кризис, выступая как катализатор, вызывает необходимость перехода этого саморегулирования в новое качество. Но этот процесс не стихийный. В современности ни в одной стране мира нет абсолютно свободного рынка. Рынок регулируется государством. Это регулирование строится на качественно новых принципах, адекватных рыночным отношениям, и должно отличаться от административно-командных методов управления.
А. С. Новоселов в своей работе «Теория региональных рынков» писал, что государственное регулирование процессов развития региональных рынков представляет собой систему экономических, административных, нормативно-законодательных мер, осуществляемых федеральными и региональными учреждениями и общественными организациями в целях обеспечения сбалансированного и устойчивого развития системы региональных рынков и ее адаптации к изменяющимся условиям.
К экономическим рычагам государственного регулирования относятся такие, как цены, кредитных ставки, банковский процент, применение налогов и налоговых льгот, дотации и компенсации, субсидии и др. Административные методы регулирования продовольственного рынка представляют собой методы, базирующиеся на присущих региональной системе отношениях власти и подчинения. Эти методы должны стать обязательными и более жесткими, чем экономические.
Основными проблемами, снижающими эффективность функционирования потребительского рынка в РФ, являются следующие:
1. неэффективность законодательства, регламентирующего потребительский рынок на межотраслевом и региональном уровнях;
2. слабая взаимосвязь поддержки оказываемой представителям рынка на федеральном и региональном уровнях;
3. недостаточная проработка государственных программ,
4. стимулирующих развитие предпринимательства и развития потребительского рынка в РФ.