Глава 2.Анализ современного состояния потребительского рынка




СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Рынок: его структура и условия функционирования…………….5
1.1. Сущность рынка…………………………………………………………5
1.2. Типы и виды рынков…………………………………………………...24
Глава 2. Анализ современного состояния потребительского……………29
2.1 Проблемы современного потребительского рынка…………………...33
2.2 Направления развития потребительского рынка……………………...36
Заключение…………………………………………………………………..39
Список используемой литературы…………………………………………41

 

Введение

 

Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

Актуальность выбранной темы обоснована нестабильным состоянием экономики страны, и именно нормальное функционирование рынка и развитие рыночных отношений способны устранить эту проблему. Так как в современном мире человек не может существовать вне экономики, а, следовательно, и вне рынка, каждый из нас должен иметь представление об его сущности, структуре и функциях, а также о преимуществах и недостатках рыночной экономики.

Рынок- это сложная и многоплановая категория, понятие которой менялось с развитием общественного производства и обращения. Рынок представляет собой объективную систему отношений, функционирующую по объективным законам. И когда рынок возник, людям ничего другого не оставалось, по крайней мере, в экономической сфере, как приспосабливаться к этой объективной реальности. Рынок не просто существует и действует независимо от сознания людей. Он определяет их сознание и волю, формирует у них определенные мотивы, стимулирует их деятельность. Механизм рынка это механизм прогресса. И на сегодняшний день рынок занимает важнейшее место в экономике государства, развитие и благополучие которого невозможно без высокоразвитой рыночной экономики.

Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной проблемой- проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и какие услуги производить и в каком объеме. Важно так же оценить, применение, каких технологий, методов организации предпринимате экономический и социальный эффект. Кроме того, обществу следует учитывать, как будет распределяться произведенная продукция, а значит, как будет распределяться доход, как будут обеспечены все члены общества, в том числе нетрудоспособные, малоимущие, безработные.

Решая эти сложные и многогранные проблемы, общество ставит пред собой цель - рынок: его структура и условия функционирования.

В исследовании теоретических основ рыночных отношений были использованы работы Т.А. Агаповой, Е.Ф. Борисова, А.С. Булатова, А.А. Голикова, И.А. Данилова, Н.Н. Кожевникова, И.В. Липсица, Р.М. Нуреева, В.В.

Целью данной курсовой работы является выявление закономерностей рыночных отношений для предложения научно-обоснованных методов для улучшения их функционирования. Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения следующих задач:

1. рассмотреть условия формирования рынка, его сущность и значение;

2. указать существующие типы и виды рынка;

3. выразить объективные предпосылки и этапы перехода к рыночным отношениям;

4. обозначить проблемы переходного периода.

Объектом изучения явилась экономика России и других стран мира, предметом - экономические отношения, возникающие между экономическими субъектами по поводу формирования рыночных отношений.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

Глава 1. Рынок: его структура и условия функционирования

Сущность рынка

 

Рынок является основой рыночной экономики в которой вопросы: что, как и для кого производить, решаются главным образом посредством взаимодействия спроса и предложения на рынке. Условием возникновения рынка является общественное разделение труда, т. е. распределение труда по сферам деятельности, когда люди специализируются в тех видах работы, в которых у них есть сравнительное преимущество. В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений.

В бытовом значении рынок - это место, где с большей или меньшей регулярностью встречаются продавцы и покупатели определённых товаров.

Существуют также две научные трактовки этого понятия:

1. Рынок - это совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара.

2. Рынок - это абстрактное или действительное пространство, на котором взаимодействуют предложение и спрос на те или иные блага, и способ этого взаимодействия.[1]

Как категория макроэкономики рынок выражает совокупность отношений по поводу купли-продажи отдельных видов товаров. Здесь макроэкономика имеет дело с конкретными рынками.[2]

Продавцом на соответствующем рынке может быть как физическое, так и юридическое лицо, предлагающее товар. При чём, он может быть как производителем товара, так и просто посредником, прежде бывшим покупателем данного товара. Но так или иначе продавец представляет производство его главного субъекта - предприятие, и является представителем одной из сторон рыночного взаимодействия. Разберёмся более подробно в понятии предложения.

Под предложением понимают то количество товара, которое продавцы хотят и могут продать на рынке данного товара в данный период времени при данных условиях.

Раскроем содержание этого определения.

1. Предложение касается какого-то товара, блага, произведенного на продажу. Например, фермер может часть картофеля выращивать для собственного потребления, а часть на продажу. Именно вторая часть обеспечивает предложение данного товара.

2. Предложение предстает как сумма предложений со стороны

3. Отдельных продавцов. Хотя на монопольном рынке оно обеспечивается одним продавцом.

4. Под продавцами понимаются все, кто предлагает товар: предприятия-изготовители, оптовые или розничные торговцы, склады, магазины и т.д.

5. Предложение данного товара обеспечивается на определенном рынке: локальном, региональном, национальном.

6. Величина предложения определяется за какой-то период времени: на данный момент, день, неделю, месяц и т.д. Соответственно, на данный момент предложение включает товары, которые есть в наличии, а на длительный период, кроме этого, и те, которые будут в данный период времени произведены и предложены к продаже. [3]

Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения, то легко заметим, что зависимость величины предложения от цены прямая: чем выше цена, тем большее количество товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Например, при цене 20 долл. производители согласны продать лишь две единицы блага X, при цене 30 долл. - четыре единицы, а при цене 50 долл. - шесть единиц блага X. В общем виде

Qs = f (P), (1.1)

 

где Qs - величина предложения;

Р - цена.

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения. Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображена графически. Кривая предложения - кривая, которая показывает, какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. В экономической теории принято откладывать независимую переменную по вертикальной, а зависимую - по горизонтальной оси (Рисунок 1). [4]

 

Рисунок 1. Зависимость величины предложения от цены.

 

Изображенная кривая S характеризует уровень цен и объем продаж блага Х в определенный момент времени. Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Кроме цены, на предложение влияют и другие факторы.

Одним из них является функция предложения. Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов. Как мы уже выяснили, важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой предложения (Рисунок 2). В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы:

1. цены факторов производства

2. технология

3. ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики

4. размер налогов и субсидий

5. количество продавцов и др.

Величина предложения является функцией всех этих факторов:

= f(P, Pr, К, Т, N, В), (1.2)

 

где Pr - цены ресурсов;

К - характер применяемой технологии

Т - налоги и субсидии;- количество продавцов;

В - прочие факторы.

 

Рисунок 2. Кривая предложения (изменение величины предложения)

 

Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, то есть сдвиг кривой S в положение S1. Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S в положение S2 (Рисунок 3).

 

Рисунок 3. Функция предложения (сдвиг кривых).

 

Подведем итоги. Движение вдоль кривой предложения отражает изменение величины предложения: чем выше цена, тем выше величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина предложения (Рисунок 2). Сдвиг кривой предложения влево или вправо отражает изменение предложения: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию предложения (Рисунок 3).

Рисунок 4. Изменение цен и объема предложения в кратчайший (а), короткий (б) и длительный (в) периоды

Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный и долгосрочный рыночные периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы являются переменными, в долгосрочном - все факторы переменны.

В условиях кратчайшего рыночного периода повышение спроса приводит к повышению цен, но не отражается на величине предложения (Рисунок 4 - а). В условиях короткого периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (Рисунок 4 - 6). В условиях длительного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен (Рисунок 4. в). [5]

Покупателем на рынке так же может быть физическое и юридическое лицо, приобретающее товар. Он может быть и посредником и в качестве такового после покупки товара становится продавцом. Но так или иначе покупатель стоит на стороне потребления. Эту сторону в экономике отражает понятие спроса.

Под спросом понимают то количество товара, которое покупатели желают и могут купить на рынке этого товара в данный период времени при данных условиях. Следует различать понятие «желание» и «спрос». Не всякое желание иметь товар является спросом; только то желание превращается в спрос, которое подкреплено финансовыми возможностями покупателя. Другими словами, рынок не реагирует на потребности, не обеспеченные платежеспособностью покупателя.

Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара, то легко заметим, что между ценой товара и количеством проданного товара существует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество готовы купить покупатели, тем выше на него спрос. Например, при цене в 60 долл. покупатели готовы купить лишь одну единицу блага X, при цене в 30 долл. - три единицы, при цене в 20 долл. - четыре единицы и т.д. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса.

Его можно объяснить следующими обстоятельствами:

1. высокая цена может служить и часто служит непреодолимым препятствием для совершения покупки. Более охотно при прочих равных условиях люди покупают необходимую продукцию по более низким ценам;

2. действие принципа убывающей предельной полезности, согласно которому потребление каждой следующей единицы продукта приносит меньшую полезность. Это побуждает потребителя осуществлять следующие покупки этого экономического блага по более низкой цене;

3. действие эффекта дохода: при более низкой цене потребитель будет покупать больше данного товара, не уменьшая при этом объём потребления других экономических благ;

4. действие эффекта замещения: при более низкой цене покупатель будет приобретать более дешёвые вместо аналогичных, но более дорогих товаров.

Эта зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть изображена графически. Кривая спроса - кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (спрос) - по горизонтальной оси. (Рисунок 5) [6]

Изображенная кривая характеризует состояние цен и объема покупок продукции Х в определенный момент времени. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде:

D=f(P), (1.3)

где QD-величина спроса (demand);

Р - цена (price).

Кроме цены, на спрос влияют и другие факторы. Рассмотрим это влияние подробнее.

Рисунок 5. Зависимость величины спроса от цены

 

Рассматривая закономерности, связанные с изменением спроса, необходимо различать такие понятия, как изменение объёма спроса и изменение функции спроса.

Объём спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара. Графически это изменение выражается в движении по кривой спроса. При изменении цены от P1 до Р2, когда все факторы, кроме цены, постоянны, потребитель движется вниз по кривой спроса, увеличивая количество покупаемого товара от Q1 до Q2.

Функция спроса- функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент. Мы уже выяснили, что чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Изменение цен означает движение по кривой спроса. (Рисунок 6)

На спрос влияют не только цены, но и иные факторы:

1) увеличение (или сокращение) доходов потребителя,

2) изменение вкусов и предпочтений,

3) ценовые и дефицитные ожидания,

4) колебание расходов на рекламу,

5) изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров,

6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др.

Спрос является функцией всех этих факторов:

QD=f (Р, I, Z, W, Psub,Pcom,N, В), (1.4)

где QD - спрос;

Р - цена;

I - доход;

Z - вкусы;- ожидания (waiting);- цена на товары-субституты;цена на комплементарные товары;- количество покупателей;

В - прочие факторы.

Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево. (Рисунок 7).

Рисунок 6. Изменения кривой спроса Рисунок 7. Функция спроса

Например, увеличение денежных доходов потребителей означает повышение спроса, то есть сдвиг кривой D в положение D2. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств, которые будут выяснены позже. Такая ситуация типична для большинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая перемещается из положения D в положение D1.

Рост цен на товар, который является субститутом данного товара, повышает спрос на данный товар. Например, рост цен на красные гвоздики может переключить часть спроса на розовые гвоздики, вследствие чего цена их также начнет расти. Это позволяет сделать вывод о том, что если два товара взаимозаменяемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Рост цен на красные гвоздики привел к росту спроса на розовые гвоздики.

Наоборот, повышение цен на взаимодополняемое благо сокращает спрос на него. Например, рост цен на лыжи приведет к уменьшению объема их продаж. Следствием сокращения объема продаж лыж будет падение спроса на лыжные крепления. Падение спроса на них заставит продавцов снизить их цены. Таким образом, если два товара взаимодополняемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. В нашем примере рост цен на лыжи привел к падению спроса на лыжные крепления.

Важным фактором, влияющим на спрос, является число покупателей. Поясним это на примере. Допустим, у нас имеются два покупателя - Иванов и Борисов, индивидуальные функции спроса которых известны (Рисунок 8а). Тогда совокупный спрос может быть определен путем сложения спроса Андреева и Борисова (Рисунок 8б)

 

Рисунок 8. Индивидуальный и совокупный спрос.

 

В реальной рыночной экономике, когда речь идет о числе покупателей, чрезвычайно важно учитывать их половозрастную структуру, средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т.д.

На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное влияние на различные группы населения.

Итак, движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса: чем выше цена, тем ниже величина спроса и, наоборот, чем ниже цена, тем выше величина спроса (Рисунок 6). Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию спроса (Рисунок 7). [7]

В целом рынок предстает как сфера взаимодействия не только продавцов и покупателей, но и производства и потребления, то есть как важнейшая часть более широкой сферы обмена.

Каждый субъект, будучи рациональным, стремится занять выгодное для себя положение на рынке. Соперничество субъектов рынка за выгодное положение на нем характеризует конкуренцию.

Конкуренция идёт:

1. Между продавцами

2. Между покупателями

3. Между продавцами и покупателями

Объектом конкурентной борьбы между продавцами являются деньги покупателя. Каждый стремится продать свой товар, получив взамен его денежный эквивалент. Объектом борьбы между покупателями является товар- каждый стремится обменять свои деньги на нужный ему товар в нужном количестве.

Объектом конкуренции между продавцами и покупателями является цена соответствующего товара. Смысл борьбы в этой ситуации очевиден - продавец стремится продать дороже, а покупатель купить дешевле. [8]

В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения.

Рисунок 9. Цена предложения превышает цену спроса (PS> РD).

 

В условиях неразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать цену спроса (Рисунок 9), а объем предложения не соответствовать объему спроса (Рисунок 10). В первом случае максимальная цена, которую в состоянии дать за данный товар покупатели, значительно ниже той минимальной цены, которую в состоянии предложить продавцы. Следовательно, рынок для данного товара еще не сложился: покупатели еще недостаточно богаты, чтобы предъявить на него спрос. Во втором случае максимальный объем спроса ниже минимально допустимого объема предложения. Объем спроса настолько мал, что производителям невыгодно поставлять товар в столь микроскопических количествах.

 

Рисунок 10. Объем предложения превышает объем спроса (QS> QD)

В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену необходимой информацией. Они делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными.(Рисунок 11). Точка равновесия обозначается Е.

Рисунок 11. Цена равновесия и отклонения от нее

PE = PS = PD, (1.5)

где PE - равновесная цена;S - цена предложения;

РD - цена спроса.

Это означает, что

QE = QS = QD, (1.6)

где QE - равновесный объем;S- объем предложения;D - объем спроса.

Равновесная цена - цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Образование равновесной цены - процесс, требующий определенного количества времени. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители.

Разница между общей выручкой РE х QE, (площадью прямоугольника 0PminEQЕ) и совокупными издержками (площадь 0PminEQE,) и составляет излишек (выигрыш) производителя (площадь PEEPmin).

Возможны как установление точной равновесной цены, так и небольшие отклонения от нее. Рыночное равновесие существует там и тогда, где и когда уже исчерпаны возможности изменения рыночной цены или количества продаваемых товаров.

 

а) По Л. Вальрасу б) По А. Маршаллу

Рисунок 12. Концепции формирования равновесной цены

Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л. Вальраса и А. Маршалла. Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объеме спроса. Если существует избыток спроса Q2-Q1 при цене Р1 (Рисунок 12 - а), то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезает избыток. В случае избытка предложения (при цене Р2) конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка. Главным в подходе А. Маршалла является разность цен P12. Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены (Рисунок 12 - б). Короткий период лучше характеризуется моделью Л. Вальраса, длительный - моделью А. Маршалла. [9]

Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А. Смит назвал механизмом «невидимой руки»). Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению общественных потребностей. Так как равновесная цена значительно превышает издержки у тех производителей, затраты которых ниже средних, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая эффективность функционирования национальной экономики в целом.

 

Рисунок 13. Затраты потребителя в условиях законодательно установленного потолка цен.

Тем не менее, потребители далеко не всегда полагают, что существующие цены оптимальны. Дело в том, что несовершенство общественной структуры производства на поверхности выступает как несовершенство системы цен. Общественное недовольство существующими равновесными ценами образует плодотворную почву для государственного вмешательства в рыночное ценообразование. На практике это выливается в установление максимальных или минимальных цен. Если установленная государством максимальная цена находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня, то образуется излишек (Рисунок 11). Фиксация цен означает отключение механизма рыночной координации.

В случаях, когда цена находится ниже равновесного уровня, дефицит не ослабевает, а усиливается, к тому же к денежным затратам потребителя добавляются неденежные (Рисунок 13). Последние связаны с поисками товаров, стоянием в очередях и т.д. - все они являются омертвленными затратами, которые не служат расширению производства дефицитного товара. Они оседают в сфере распределения дефицитного товара и не доходят до тех, кто его реально производит. Потолок цен «подрезает» излишек производителей и тем самым снижает стимулы к его производству на тех предприятиях, у которых издержки производства данного товара минимальны, поэтому дефицит не убывает. Наоборот, те, кто продает дефицитный товар, заинтересованы в сохранении его дефицита, потому что он становится источником их доходов. Поэтому они всячески будут пропагандировать государственное регулирование цен под различными «благовидными» предлогами.

В случаях, когда цена находится выше равновесной, возникает необходимость дополнительных мер, стимулирующих ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесной ценами. И в том и в другом случае рыночная экономика начинает функционировать менее эффективно, чем в условиях совершенной конкуренции.

 

Рисунок 14. Абсолютно-устойчивое (а) и относительно (условно) -устойчивое (б) равновесие

 

Устойчивое равновесие достигается тогда, когда отклонения цен спроса от цен предложения постепенно погашаются, стремясь к равновесной цене PE, a объем предложения приспосабливается к объему спроса. В точке равновесия цена спроса совпадает с ценой предложения (РD = РS) и объем спроса равен объему предложения (QD=QS). Равновесие может быть устойчивым и неустойчивым, локальным и глобальным. Устойчивое равновесие, в свою очередь, бывает абсолютным и относительным. Отложим на оси абсцисс время - Т, а на оси ординат - цену. Когда отклонения от равновесной цены (например, Р1, Р2) постепенно выравниваются на уровне Р, на рынке складывается устойчивое равновесие. Абсолютное равновесие имеет место в случае установления единой равновесной цены (Рисунок 14 - а), относительное - при небольших отклонениях от нее (Рисунок 14 - б)

Установление равновесия может происходить в результате циклических колебаний. Если колебания носят затухающий характер, равновесие устанавливается, по истечении времени Т. Если колебания носят равномерный или взрывной характер, то цена равновесия не формируется. [10]

Стоит сказать, что для возникновения и существования рынка должны быть соблюдены определённые условия. Такие как:

1. Наличие общественного разделения труда и специализации. Общественное разделение труда означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами.

Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг.

Специализация, в свою очередь, как в рамках отдельного предприятия, так и в международных масштабах, определяется принципом сравнительного преимущества, то есть способностью производить продукцию с относительно меньшими альтернативными издержками.

2. Экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства. Только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию. При этом адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности.

3. Приемлемая величина трансакционных издержек. Трансакционные издержки - это издержки, связанные не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами (поиск информации о ценах, издержки заключения хозяйственного договора, контроль за его исполнением и т.д.); они определяют условия и границы рыночной деятельности.

4. Свободный обмен ресурсами. Только свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности.

Рынок имеет ряд функций, отражающих его задачи в экономике.

1. Функция ценообразования. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется равновесная цена, то есть цена, при которой спрос на товар равен предложению. Она отражает полезность товара и издержки на его производство. В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат и полезности обмениваемых благ.

2. Функция передачи информации. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

3. Функция регулирования. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства; падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

4. Функция посредничества. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.

5. Функция санирования. Рыночный механизм - это достаточно жесткая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом. Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился. В России общее количество малых предприятий в последние годы стабилизировалось. Число прекращающих существование и вновь создаваемых предприятий сравнялось. Одна часть предприятий разорилась в результате банкротства банков, другая - ушла в среду теневого бизнеса. Многие не выдерживают конкуренции.

 

1.2 Типы и виды рынков

 

Итак, по определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.[11] Именно рынок позволяет решать проблемы уровня жизни, структуры и эффективности производства, пользоваться общечеловеческими ценностями. Сейчас в высокоразвитых странах реально существует система рынков - единая совокупность множества рынков функционального назначения.

По действующему законодательству рынки классифицируются на легальные и нелегальные. Легальный или законный рынок действует в рамках правовых норм, действующих в той стране, в которой он закреплён. Нелегальный рынок действует противоположно. Тип нелегального рынка близок по характеру поведения его субъектов к свободному рынку. Но между ними имеются существенные различия.

По видам товаров и услуг рынок классифицируется на потребительский рынок, рынок средств производства, рынок рабочей силы, рынок инвестиций, рынок иностранных валют, рынок ценных бумаг, рынок научно-технических разработок и инноваций, рынок духовных благ и рынок информации.

По пространственному признаку рынки делятся на местные, национальные (в рамках данной страны), региональные и мировые.

И наконец, с учётом соотношений между покупателями и продавцами и особенностей конкуренции между ними рынки можно разделить на соответствующие типы и виды. Подобное деление удобно показать с помощью таблицы. [12]

Таблица 1[13]

Типы и виды рынков

Покупатели Продавцы
  Много Несколько Один
Много Совершенный рынок Олигопольный рынок Монопольный рынок
Несколько Рынок с олигопсонией Рынок с двойной олигополией Монопольный рынок
Один Рынок с монопсонией Рынок с монопсонией Рынок с двойной монополией

 

Содержание таблицы позволяет выделить два типа рынков: совершенный и несовершенный.

На совершенном рынке происходит взаимодействие множества покупателей и продавцов какого-то товара. Речь идёт об абсолютно одинаковом товаре, который может различаться у разных покупателей только ценой. Поэтому конкуренция между ними носит ценовой характер и предстаёт как совершенная,так как доля каждого продавца в общем предложении товара на рынке не значительна, так же как и доля каждого покупателя в общем спросе на товар. Так же совершенный рынок характеризуется тем, что вход и выход на него свободен для всех. И наконец, все субъекты совершенного рынка обладают всей информацией о состоянии данного рынка. Совершенный рынок близок к идеальному, так как в реальной жизни найти такой рынок непросто.

Между тем подразумевается, что отсутствие хотя бы одного свойства совершенного рынка делает его несовершенным. То есть все остальные представленные в Таблице 1 рынки относятся к несовершенным и выступают в различных видах. Рассмотрим и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: