Ли предложил разложить костёр у водохранилища.
—Твоя энергия сейчас слишком агрессивна, —сказал он. — Позволь воде забрать твоё возбуждение и поглотить его. Слейся с поверхностью озера и стань таким же спокойным и безмятежным, как водная гладь.
Я так устал, что у меня почти не оставалось сил, чтобы выполнять упражнение, которое он имел в виду, но видимо это состояние усталости и умственного оцепенения, близкое к полусну на сей раз сыграло мне на руку. Упражнение, которое обычно требовало от меня значительных усилий, получилось само собой, словно слова Учителя включили во мне какой-то спусковой механизм. Безо всякой эмоциональной реакции, только на фоновом ощущении удовольствия, покоя и лёгкого удивления я почувствовал, как от ног к голове, заполняя все уголки моего тела. поднимается поток прохладной, сверкающей, кристально чистой воды, как будто из моих подошв забил мощный, ласкающий меня изнутри фонтан.
Вода заполнила меня целиком, и внутренним взором я увидел. как бы в разрезе, оболочку своего тела. растягивающуюся под напором заполняющей его воды. На какое-то мгновение в моём сознании всплыла картинка из учебника физики, иллюстрирующая силу поверхностного натяжения в верхнем слое молекул воды. Я ощутил свою кожу, как слой таких молекул, цепляющихся друг за друга и пытающихся удержать неизменной форму моего тела, но напор воды оказался сильнее, и тело, стремительно расширяясь в стороны, понеслось куда-то вниз.
сливаясь с озёрной гладью. Последним впечатлением было то, как я сливаюсь с озером, а поверхность моих рук и груди растекается по поверхности. Одновременно я чувствовал толщу воды внизу и давление воздуха сверху.
|
Я медленно приходил в себя, вновь ощущая своё лежащее на земле тело с тупо ноющими после тренировки мускулами. Ли высился надо мной как скала, демонстрируя своей преувеличенно выразительной мимикой всю степень своего недовольства мной.
—Ай-яй-яй, разве можно быть таким ленивым,—укоризненно цокая языком, говорил он. — Я сказал, что мы должны развести костёр и поесть. Когда ты, наконец, будешь слушаться меня? Если я говорю, что мы будем есть, это означает, что мы будем есть, а не спать, понимаешь?
— Ли, —начал я, —ты представляешь, у меня получилось...
— Что у тебя действительно здорово получается, так это плюхаться на землю и засыпать в самый неподходящий момент. Ты собираешься разводить костёр или нет? Я затрачиваю на тебя столько сил, что мне просто необходимо подкрепиться.
Я встал и начал собирать дрова. Учитель был прав, вода действительно успокоила меня. Возбуждение, дающее о себе знать неприятным ощущением в области головы, шеи и плеч исчезло, сменившись приятной прохладой. Утихала боль в утомлённых мышцах.
— Учитель, а вода всегда успокаивает? — спросил я.
—Ты же сам знаешь, что нет. Помнишь, что я говорил об использовании стихий? Когда же ты, наконец, научишься не задавать вопросы, на которые сам знаешь ответ? Просто в данный момент тебе надо было избавиться от излишка агрессивной энергии, и использование спокойной воды было одним из способов.
Около получаса мы провели в молчании. Я занимался костром и приготовлением пищи, Учитель сооружал из трав и корешков какой-то мудрёный салат.
Еда заметно улучшила настроение Ли. Он привалился спиной к стволу дерева, с удовольствием прихлёбывая из кружки душистый травяной чай.
|
— Пора тебе становиться более самостоятельным, мой маленький брат, —сказал он. —Мы уже говорили с тобой о человеческой жажде преклонения перед авторитетами. Воин должен уважать авторитет, но не преклоняться перед ним. Когда ты задаёшь мне вопрос, на который сам можешь ответить, ты удовлетворяешь свою жажду преклонения перед авторитетом. и следование этой жажде ослабляет тебя, делая тебя зависимым и неуверенным в себе. Если же ты научишься сам отвечать на свои вопросы, то достигнешь мудрости.
—А как же тогда отношения Учителя и ученика?—спросил я. — Без тебя я мог бы попытаться ответить на некоторые вопросы, но вряд ли это были бы правильные ответы. ТЫизменил меня, и я считаю, что без Учителя невозможно измениться и встать на правильный путь,
— Вопрос не в том, есть ли у тебя Учитель, а в том, можешь ли ты учиться, —сказал Ли. —Посмотри на Славика. Он слышит те же слова, видит те же техники, что и ты, но извлекает из этого нечто совсем другое. Конечно, формально можно сказать, что он учится, но он в основном впитывает ложные знания и делает ложные выводы. Главная же часть учения проходит мимо него. Люди вообще не замечают главные вещи. Прежде чем я вошёл в твою жизнь, у тебя был другой Учитель, не менее значимый для тебя. чем я, но ты не слушал его и почти ничему не научился. Моё преимущество как Учителя в том, что я заставляю тебя слушать, но это даётся нелегко. Как европеец, ты в основном понимаешь язык палки.
|
—О чём ты говоришь?—не понял я.—Какой Учитель у меня был до тебя?
— Самый лучший из учителей. Этот Учитель есть у каждого из нас, и я до сих пор прислушиваюсь к его советам. Имя этого Учителя — Жизнь.
— Это слишком просто, —сказал я. —Естественно, что жизнь нас учит, но если бы она учила нас правильным и нужным вещам, в мире не было бы войн, и все были бы мудрыми и счастливыми.
—ТЫне прав,—возразил Ли. —Дело не в том, что жизнь— плохой учитель, а в том, что у этого учителя плохие ученики. Они не обращают внимания на то. что происходит с ними и вокруг них, или не делают правильных выводов из преподанных им уроков. В большинстве случаев они даже не замечают, как жизнь преподаёт им уроки. Основатели клана Бессмертных когда-то тоже были обычными людьми, но их отличало от остальных умение учиться. Сейчас ты попробуешь увидеть то, чего обычно не замечаешь. Погрузись в медитацию воспоминаний и расскажи мне что-нибудь самое простое и обыденное из твоей жизни и жизни окружающих тебя людей. Постарайся
увидеть эту жизнь так, как ты обычно её видишь, а потом ты посмотришь на неё глазами человека, который умеет учиться у главного и лучшего Учителя всех живых существ.
Я пытался представить, что может быть самым простым и обыденным в моей жизни, когда голос Учителя оторвал меня от размышлений.
— Расскажи мне о твоем доме, твоих соседях и твоём дворе, — сказал он.
Я закрыл глаза и погрузился в медитацию воспоминаний. Сначала ко мне пришло чувство, согревшее моё сердце тёплым ощущением любви к месту, где я появился на свет, а потом перед глазами начали проплывать картины из такой будничной и в то же время наполненной событиями, приключениями и страстями жизни моего двора.
Я жил в старой части Симферополя, в самом его центре, рядом с Центральным универмагом. Мой дом представлял из себя серое двухэтажное строение чуть ли не дореволюционной постройки. Подобно крепости, он окружал небольшой прямоугольный дворик, проникнуть в который можно было только через облупленную и благоухающую мочой арку. Когда грузовой автомобиль, ежедневно подвозивший товары к чёрному ходу продовольственного магазина, блокировал проход, ни одна машина не могла ни выехать, ни въехать.
Дом был таким старым, что в нём не было никаких удобств. Невообразимо грязный и вонючий туалет располагался внизу, рядом с дровяными сараями. Моя мать, с детства имеющая болезненную тягу к чистоте, незаконным образом, поскольку официально это делать не дозволялось, провела к нам в квартиру холодную воду, и мы, на зависть соседям, стали первыми в доме обладателями большой чугунной ванны с титаном, отапливаемым дровами, и даже туалета. Правда, за недостатком площади и ванна и туалет располагались в узком коридоре между комнатой и четырёхметровой кухонькой, и отделялись всего лишь матерчатой занавеской, но мы были счастливы. Гости, правда, чувствовали себя не совсем уютно, когда необходимость вынуждала их уединиться за занавесочкой, колыхавшейся от шагов людей, снующих по коридору, но нас это не беспокоило. Мы привыкли.
Каждый двор обязательно имеет свою местную достопримечательность. В нашем дворе такой достопримечательностью была моя мама. В течение последних тридцати лет жизни она болела раком. В молодости она перенесла брюшной тиф, туберкулёз, и, помимо того, обладала уникальным набором всевозможных заболеваний, одна мысль о которых могла бы свести в могилу более впечатлительного и нервного человека. Но только не мою мать. Инвалидность первой группы не могла сломить сверхэнергичный, властный, непреклонный и прямолинейный, как линия коммунистической партии, характер Александры Авенировны. Её образ мыслей был так же прямолинеен и непреклонен.
Мама всегда знала, что есть чёрное и что есть белое. Она молниеносно принимала решения и ни на секунду не сомневалась в их правоте. Коммунизм—это хорошо. Всё остальное— плохо. Добро—это хорошо. Зло отвратительно и должно быть наказано. Мама не принимала возражений и не шла на компромиссы. Сослагательное наклонение полностью отсутствовало в её лексиконе. Если она что-то изрекала, то это был приказ, и тот. кто посмел ослушаться приказа, вызывал на свою голову шквал возмущения, под которым трудно было устоять. Даже когда мне было уже за тридцать, и я переехал жить в Москву, мама регулярно писала мне письма, заполненные лозунгами и наказами приблизительно следующего содержания:
“Дорогой Шурик! Зимой приказываю тебе надевать шапку. Одевайся тепло и хорошо застёгивайся. Запомни, деньги в жизни не главное, главное—честь. Будь чистым и ешь хорошо...” и так далее.
Поскольку мама пребывала на пенсии по инвалидности, а добровольные общественные нагрузки и активная деятельность в местной коммунистической ячейке не могли поглотить всё её свободное время, большую часть дня она проводила, стоя у кухонного окна и активно вмешиваясь в жизнь двора. Громовым командирским голосом она отдавала приказы, к которым все уже привыкли и на которые никто не обращал внимания.
Грузчикам магазина мама объясняла, как правильно разгружать ящики. Водителя машины, подвозившего продукты, она каждый день крыла последними словами за то. что он перекрывал вход в арку, мешая выходить на улицу, детям она давала указания, как они должны играть, и призывала их вырасти честными и всегда следовать заветам дедушки Ленина. Она вмешивалась в личную жизнь соседок, наставляя их, как лучше управляться с мужьями, этими эгоистичными грязными скотами, у которых кроме пьянки и баб ничего нет на уме. Словом, мама была умом, честью и совестью двора.
В отличие от мамы, остальные жители пребывали в убеждении, что между чёрным и белым существует широкий спектр всевозможных оттенков серого цвета, и вместо готовности умереть, отстаивая абстрактные принципы коммунистической морали, демонстрировали понимание того, что если хочешь жить хорошо, нужно уметь приспосабливаться. Иногда у меня создавалось впечатление, что моя семья была единственной во дворе, действительно живущей на одну зарплату. Прочие обитатели, подобно обществам, существовавшим на ранней стадии развития феодализма, процветали за счёт натурального обмена. Каждый приносил с места работы всё, что был в силах вынести.
Живущий под лестницей мясник регулярно радовал друзей и знакомых свежими кусками мяса. Его он обменивал на пояса, кошельки и обрезки кожи, которыми снабжал двор дядя Вася с кожгалантерейной фабрики, или на консервы, которые дядя Коля доставал на консервном заводе имени Первого Мая.
Тётя Нюра из продуктового магазина приносила всё, что поддавалось разбавлению. Если бы можно было разбавить колбасу, она разбавила бы и её. Она выносила продукты много лет, ни разу не попавшись, и была. так сказать, несуном-ветераном, но, как известно, даже профессионалы иногда совершают промахи, и она прокололась на нелепой случайности:
внезапно нагрянувшая ревизия наткнулась на записку: 'Маня, творог не разбавляй, я уже разбавила.”5
Пару раз в неделю с соседнего двора заходила толстая весёлая хохлушка тётя Зоя с кондитерской фабрики, обменивая шоколад на прочие материальные ценности. Народ подхалту-ривал и промышлял левыми заработками и кустарным производством. Но. как ни странно, вся эта нелегальная деятельность ускользала от бдительного ока мамы. Или соседи, испытывающие священный трепет перед её непримиримой ненавистью к паразитам, расхищающим социалистическую собственность. очень хорошо конспирировались, или же мама подсознательно не хотела замечать пороков столь боготворимого ею строя и столь любимого ею двора.
Когда я впервые принёс с уборки урожая несколько килограммов яблок, мама, заподозрившая, что фрукты мне достались не совсем честным путём, учинила скандал, по накалу страстей не уступающий монологу Тараса Бульбы, обвинявшего сына в измене родине, и мне пришлось уверить её. что яблоками меня поощрили за передовую работу.
— Я горжусь тобой, сынок, —сказала мама. —Я сделала всё, чтобы ты вырос честным человеком, и я не переживу, если ты свернёшь на кривую дорожку.
Я торжественно поклялся быть честным, и инцидент с яблоками был исчерпан.
Естественно, что меновая торговля, как и совместное пользование туалетами во дворе не могли не порождать конфликтов, переходящих в небольшие локальные войны, жаркие, но довольно быстро заканчивающиеся. Но как бы ни враждовали соседи и как бы они ни поливали друг друга грязью, обмениваясь последними сплетнями и новостями, инстинкт самосохранения, а может быть чувство солидарности мелких нарушителей закона не позволяло им в разговорах с мамой упоминать о сомнительной деятельности прочих обитателей двора.
Но если теневая экономика ускользала от бдительного маминого ока, то её любознательность с лихвой вознаграждалась хитросплетениями любовных историй соседей. Мама могла часами осуждать неверных супругов, с наслаждением подсчитывая количество любовников и вдаваясь в детали семейных ссор. Громовым голосом она изрекала лозунги, объясняя, какой должна быть добродетельная женщина и мать семейства, и как мужчина не должен терять достоинства и чести. Соседские кумушки согласно кивали, наслаждаясь, за неимением в то время телесериалов о душевных терзаниях богатых латиноамериканцов, страстями и приключениями собратьев по дому.
Похождения соседей вдохновили меня, и, воодушевившись, я позабыл об усталости. Ли весело хохотал, одобрительно покачивая головой на самых интересных местах.
— Тебе повезло, —сказал он. —У тебя был прекрасный опыт. Ты видел то, с чем многие люди не сталкиваются или чего они просто не замечают. И какие же идеи ты извлёк из всего этого?
Я улыбнулся и пожал плечами.
—Хочешь жить—умей вертеться,—сказал я первое, что пришло в голову. — Нет смысла держаться за ложные принципы и идеи, и если хочешь жить более или менее нормально, иногда приходится идти на компромиссы и небольшие конфликты с законом, в случае, когда это относительно безопасно и не угрожает тюремным заключением.
—А как же насчёт совести?—спросил Учитель.—Где провести границу? Если ты можешь стащить яблоки из сада, или кошельки на фабрике, не значит ли это, что с той же лёгкостью ты сможешь украсть кошелёк соседа?
— На этом ты меня не поймаешь, —усмехнулся я. —Ты сам говоришь, что нужно выбирать срединный путь и что мораль и честь—понятия субъективные, которые каждый сам определяет для себя. В основном они зависят от культуры, времени и эпохи. В прошлом веке офицеры пускали себе пулю в лоб, если не могли заплатить долг чести—проигрыш в карты, но те же самые офицеры могли со спокойной душой не оплачивать свои счета у портных, не платить денег слугам, и совесть их нисколько не терзала. В то же время многие сейчас считают, что дуэли из-за женщин или самоубийство как путь избежать позора свидетельствуют о благородстве, чести и высокой морали дворян той эпохи.
Я бы скорее предпочёл не драться на дуэлях и не проигрываться в карты, но при этом расплачиваться с реальными долгами людям, которые затратили для меня своё время и труд.
В то же время я не считаю преступлением принести яблок из колхозного сада, ведь всё равно половину яблок растащат или они сгниют на складах. Государство столько лет нещадно эксплуатировало свой народ, что взять у него какую-то мелочь я не считаю зазорным. Но я не стал бы таскать консервы или кошельки с фабрики не из соображений морали, а просто потому, что внутренне мне было бы неприятно делать это. Однако это не значит, что я осуждаю соседей. Для них было бы трудно прожить и прокормить детей на одну зарплату.
— В чём-то ты прав, — сказал Учитель. — Но ты извлёк из урока, который преподала тебе жизнь, только маленькую крупицу того опыта, который ты мог бы приобрести, если бы имел навыки обучения жизнью. Тебя всегда интересовали механизмы поведения людей, воинские искусства, способы существования тайных кланов, но все эти вещи—лишь адаптация к жизни, подобная той адаптации, которую ты можешь наблюдать в своём дворе.
В капле воды можно увидеть океан, а в океане можно увидеть каплю воды. Посмотри, разве не напоминает твой двор тайный клан, живущий в государстве по своим законам? Эти люди нашли свой способ существования в системе, которая не позволяет нормальному человеку работать так, как он хочет и получать соответствующий доход. Твоих соседей объединяет общая тайна, и даже если они ссорятся и враждуют между собой, эту тайну они не выдают никому из-за инстинктивного опасения, что если проговорятся они, об их незаконной деятельности тоже расскажут. В тайных обществах, особенно мафиозного типа, соблюдение секретности необходимо, иногда даже под страхом смерти.
Из примитивных соседских методов хищения социалистической собственности можно вывести целый ряд правил, которыми руководствуются шпионы тайных кланов. Например, из ошибки тёти Нюры можно заключить, что никогда нельзя оставлять письменных свидетельств своего преступления. На этом можно попасться случайно или кто-нибудь потом сможет использовать документ для шантажа. Если бы тётя Нюра была умнее, она бы писала Мане записки специальным кодом, чтобы Маня могла понять, что творог уже разбавлен, а никто другой об этом бы не догадался. Кроме того, будучи профессионалами в своём деле, они без всяких записок на глаз должны были бы определять, разбавлен продукт или нет.
В существовании воина жизни не существует мелочей, и подобные детали очень важны для выживания в опасной ситуации. Из ошибки тёти Нюры можно было бы сделать притчу, и тысячи подобных притч, основанных на реальной жизни и рассказанных воину в качестве уроков по осознанию, позволяют ему не совершать подобных ошибок. Ты не представляешь, сколько интересных выводов можно сделать, просто анализируя жизнь твоего двора, начиная от изобретения методов шпионажа до психологии взаимоотношений людей. Возьмём, например, твою маму. Скажи мне, как ты и твои соседи относятся к ней?
—Я очень люблю её,—ответил я.—Для меня нет более близкого человека. Она посвятила мне всю свою жизнь и дала мне столько любви, сколько редкая мать могла бы дать своему ребёнку. Я не разделяю её идей и убеждений, но бессмысленно перевоспитывать старого человека, и я стараюсь разговаривать с матерью на её языке, чтобы не обижать и не расстраивать её. То же самое относится и к соседям. Они любят и уважают мою мать, но прекрасно понимают, что есть темы, которых в разговоре с ней лучше не касаться, и стараются избегать подводных камней.
— Обрати внимание на одну вещь, — заметил Ли. — Твоя мать ведь очень любопытная, деятельная и неглупая женщина. Однако хотя она принимает самое живое участие в жизни двора, она так и не догадывается о незаконных проделках соседей. Как ты думаешь, почему это происходит?
— Я считаю, что она просто не хочет ничего видеть. —сказал я.—Она слишком хорошо относится к соседям, и для неё
было бы тяжёлым ударом признать, что её друзья живут за счёт того. что она считает тяжким преступлением против общества, совести и морали.
— Верно, — подтвердил Учитель. — Её сознание выбирает только то, что безопасно для него, что оно хочет видеть. Всё зависит от того, как воспринимать окружающую действительность. То. как ты смотришь на вещи, определяет твою модель мира.
— Модель мира? —переспросил я. —Что это такое? Об этом ты ещё не говорил.
—Модель мира. — медленно сказал Ли,—это то, как человек видит мир, то, как его сознание этот мир отражает. —Мир огромен и непостижим, и наше сознание не в силах вместить и осмыслить его. Оно строит удобную схему внешнего мира, которая позволяет человеку существовать и выживать. Эта схема или модель очень неполная и приблизительная. Её можно сравнить со способностью видеть, зависящей от согласованной работы глаз и мозга человека. Глаза воспринимают волны определённого диапазона. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение они уже не различают. Но тех волн, которые глаз воспринимает, мозгу достаточно, чтобы создать картину, дающую возможность человеку ориентироваться в пространстве. Модель мира позволяет человеку ориентироваться в социуме и в окружающей среде.
Модель может быть более узкой или более широкой. Модель может быть более правильной или менее правильной, более или менее рациональной. Чем более широкой и правильной является модель, тем легче существовать и адаптироваться к жизни носителю этой модели.
“Спокойные” по мере продвижения по пути всё более расширяют и совершенствуют свои модели жизни. Истинное проникновение в суть вещей — это и есть построение полной модели, но лишь единицы приходят к нему.
— Красивая идея, —сказал я. —Но это всего лишь схема. А как её можно применить в реальной жизни? Ли укоризненно покачал головой.
—Ты совсем обленился,—заметил он.—Похоже, прогресс в физическом совершенствовании оборачивается регрессом твоих умственных способностей. Когда ты начнёшь думать самостоятельно?
—Я всего лишь следую твоим указаниям. Учитель,—возразил я. —Ты сам учил меня, что если можно чего-то добиться более лёгким и простым путём, то не стоит ломиться в открытую дверь, пробивать лбом стены и чесать левои ногой правое ухо. Конечно, я могу придумать какую-нибудь теорию, но сейчас такая чудесная ночь, а ты рассказываешь так увлекательно, что я бы предпочёл насладиться крупицами твоей мудрости вместо того, чтобы терзать нас обоих моими неуклюжими построениями.
—Да ты заговорил прямо как старик Хоттабыч,—восхитился Ли.—Ты готов на любые ухищрения, лишь бы не работать. Но в одном ты прав. Ночь действительно слишком хороша, чтобы убивать её очарование твоими интеллектуальными рассуждениями. Подбрось-ка дров в костёр, а то он совсем погас, и давай выпьем ещё по кружечке чая.
Я набрал сухих веток, и пламя вновь взметнулось вверх, весело потрескивая и разбрасывая фонтаны искр. Учитель залил кипятком несколько щепоток трав. Свежий запах мяты защекотал мне ноздри. Мы пили чай в молчании, наслаждаясь шорохом лёгкого ветра в ветвях деревьев и пением цикад.
— Понимание моделей мира окружающих людей, — начал он, — это ключ к управлению ими. Почему люди вечно ссорятся, враждуют и не могут прийти к взаимопониманию даже со своими близкими? Дело в том, что их модели мира различны, и каждый убеждён, что он действует правильно. Действительно. в рамках своей модели мира он прав. Я уже говорил тебе, что истина субъективна, и что “Спокойные” предпочитают ни с кем не спорить, потому что спорить с убеждённым бессмысленно так же, как наливать в чашку новый чай не вылив старый. Здесь чай символизирует модель мира. Не вылив чай. то есть не разрушив прежнюю модель мира, невозможно объяснить человеку точку зрения носителя принципиально другой модели.
Представь себе диалог убеждённого фашиста и убеждённого коммуниста. Они могут спорить до хрипоты, но так и не поймут друг друга и каждый будет считать своего оппонента чудовищем и моральным уродом, в то время, как в рамках своих моделей оба могут быть честными и ответственными людьми.
Но модель мира не обязательно ломать для того. чтобы изменить человека, Её можно просто расширить, и эта возможность расширения бесконечна. Так. например, в какой-то момент жизни и фашист и коммунист могут заинтересоваться идеями даосизма и расширить свои модели мира до того, что-
бы понять, что истина субъективна и научиться если не принимать, то хотя бы уважать чужую точку зрения. Тогда они начнут замечать не только различия между собой, но и определённое сходство—как, например, в силе своей убеждённости, в верности долгу и т. д. Им больше не захочется спорить, и, если они даже не придут к взаимопониманию, то. по крайней мере, перестанут вызывать друг у друга первобытную ненависть.
Для того, чтобы научиться общаться с людьми, понимать их и управлять их поступками, ты должен научиться примерять на себя их модели мира, видеть мир их глазами, и угадывать законы, которым подчиняются их модели. Есть и другие способы управления людьми, например отключение их сознания от стандартной модели поведения за счёт шокирующих, не укладывающихся в их модель мира воздействий словом или действием, и навязывание нестандартного для них поведения. Но об этом мы сейчас не будем говорить.
Давай снова вспомним твою маму. Она обладает прекрасными душевными качествами, —добротой, развитым чувством справедливости, состраданием к людям, благородством души. но её модель мира узка, как кругозор разъярённого носорога. Когда-то она выбрала для себя набор правил, которым бездумно подчинила своё поведение и существование. Это — моральный кодекс строителя коммунизма. Самое удобное для человека—иметь такой набор правил. Тогда нет необходимости думать, в муках искать правильное решение, задаваться вопросами о смысле бытия и философских проблемах. Жизнь очень проста. Всё, что соответствует правилам—хорошо, всё. что им не соответствует—плохо. Ты уже изучил мамину модель мира и научился общаться с ней в рамках её модели. Если бы ты стал спорить с мамой о том, хорошо или плохо приносить домой колхозные яблоки, утверждая, что все так делают, ты бы ни за что не смог её убедить, и, скорее всего, довёл бы её до сердечного приступа от невыносимой мысли, что сын, которого она пыталась вырастить честным человеком, стал гнусным и бессовестным расхитителем социалистической собственности. Однако ты сказал ей, что яблоками тебя премировали за передовую работу, и её модель мира позволила ей насладиться криминально добытыми фруктами без страданий и угрызений совести.
Но если модель мира твоей матери очень жёсткая и ограниченная. то представления о мире твоих соседей более широкие и допускают большую свободу действий. Их модели позволяют им жить более или менее комфортно, но никому из них не приходит в голову продолжать расширять свою модель. Возможно, что дополнительно расширив свои модели мира, они изменили бы жизнь к лучшему, не прибегая для этого к кражам и мошенничеству.
—А что нужно делать, чтобы расширить свою модель?— спросил я.—Учиться?
— Люди востока и запада по-разному понимают слово “учиться”, — сказал Ли. — Для европейцев “учиться” означает накапливать знания, по большей части не нужные в реальной жизни. В восточном понимании это слово означает постигать мир, что сильно отличается от накопления знаний. Человек может прочитать тысячи книг и заполнить свой ум множеством сведений, но его модель мира останется такой же крошечной и жёсткой, какой была в десяти-двадцатилетнем возрасте. Примеров этому можно привести множество. Вспомни Паганеля из “Детей капитана Гранта”. Он уже пожилой человек, знаменитый учёный, обладатель множества титулов, но его способность ориентироваться в реальном мире осталась на уровне рассеянного несмышлёного ребёнка. Конечно, Паганель—образ несколько гротескный, но среди интеллигенции встречается множество людей, подобных ему. Люди со сходными моделями тянутся друг к другу, потому что им легче общаться между собой, чем понять и принять другой способ видения мира. Воин жизни старается понять любую модель и взять из неё то, что может ему пригодиться.
—Что ты имеешь в виду?—спросил я.
— Воин жизни намеренно выбирает людей с чуждыми ему моделями и учится видеть мир их глазами. Тогда он начинает воспринимать вещи по-новому. На этой земле живут несколько миллиардов человек, и каждый считает, что именно он правильно ориентируется в окружающем мире и понимает больше других. Недаром люди вечно критикуют правительство и политиков, уверенные в том, что если бы они были президентами, то ситуация в стране немедленно улучшилась бы. Они обожают высказывать своё мнение и давать советы, особенно в областях, о которых они не имеют представления.
То же самое относится и к нациям. Обычно каждая нация уверена, что во многом превосходит своих соседей, и чем более невежественен народ, тем сильнее у него развито чувство собственного превосходства. Люди всегда с абсолютной уверенно-
стью могут объяснить, почему они духовнее, умнее, трудолюбивее, честнее и порядочнее других. Но каждая модель мира — это приспособление к условиям существования, и каждая модель совмещает в себе более или менее адекватные представления.
Почему эмигранту так трудно приспособиться к условиям жизни в другой стране? Дело в том. что его модель создана в совершенно других условиях, и если ум человека недостаточно гибок, то вместо того, чтобы осмыслить отношение к миру коренных жителей, эмигрант считает их ограниченными личностями, неспособными понять его и оценить. Окружающие, на подсознательном уровне чувствующие его оборонительную позицию, тоже относятся к чужаку с подозрением.
“Спокойные” намеренно периодически меняли страну проживания для того, чтобы расширять и вливать свежую струю в своё восприятие мира. Они изучали новый язык, новые традиции и обычаи и впитывали в себя всё лучшее, что имеет чужая культура, не теряя своей индивидуальности.