Принципы законодательного процесса




18.05.2020

Канах Лейла (группа: ППс-18-2-2-о)

Тема 5. Законодатели и законодательный процесс

Понятие и значение законодательного процесса в РФ

У данного термина существуют разные определения:

Законодательный процесс – это деятельность законодательных органов государственной власти по рассмотрению законопроектов, принятию и обнародованию законов, внесению в них изменений и отмене законов.

Законодательная процедура (законодательный процесс) – это установленный в государстве порядок инициирования, разработки, обсуждения и принятия законопроектов, вплоть до вступления в силу этих нормативно-правовых актов.

Законодательный процесс является формально юридическим выражением законотворческой функции страны. Он «отвечает» за технологию сотворения закона. В итоге поочередной реализации составляющих его процедур в законодательной сфере начинает действовать новый закон – нормативный акт, создающий, изменяющий или отменяющий нормы права, а значит, влияющий на массовое правосознание обществ.

Стабильная нормативная регламентация процесса создания закона обеспечивает:

a. качественный уровень подготовки формы и содержания нормативного акта;

b. привлечение широкого спектра мнений различного рода политических сил с целью максимальное обеспечения интересов различных социальных групп;

c. эффективные механизмы контроля деятельности высших органов государственной власти в процессе законотворчества.

В итоге, законодательный процесс имеет значение не лишь как процессуальная сторона законотворчества, которая отражает его формальное содержание, да и является стабилизирующим фактором законодательной системы обществ.

Принципы законодательного процесса

Законотворческий процесс происходит в согласовании с определенными принципами, представляющий собой проявление его многофункционального назначения в публичных отношениях. Соблюдение этих принципов является залогом эффективности законодательства, соответствия результатов законотворчества его целям, точности и ясности издаваемых нормативно – правовых актов и, как результат, их исполняемости, реальности в качестве механизма регулирования общественных отношений. Эти принципы лежат в основе методики законотворчества и являются базисными для законодательной техники.

Можно выделить следующие основные принципы:

1. Правовой характер законотворческого процесса.

Цель законотворческого процесса – реализация в статьях нормативно – законодательных актов положений законодательства, наружное выражение и формальное закрепление нормативно – законодательных предписаний. Лишь нормы права должны отражаться в нормативных актах, лишь конкретные интересы жизни и развития общества должны определять его содержание.

Законотворческий процесс должен определяться факторами исключительно правового характера, являющимися проявлением воли общества, основанной на истинных его интересах, выражением объективной социальной необходимости. И одной из важных задач законодательной техники является разработка методики определения настоящего смысла нормы права, которая определяется публичным интересом.

2. Научная обоснованность законотворческого процесса.

Правовой характер законотворческого процесса подразумевает глубочайшее и полноценное знание имеющихся и предстоящих интересов общества, причин, которые определяют его жизнь и развитие. Поэтому эффективность законотворческого процесса предполагает осуществление его в соответствии с достижениями правовых и других наук (как гуманитарных, так и естественных), позволяющих выявить, определить и сформулировать основные потребности прогрессивного общественного развития.

Научная аргументированность законотворческого процесса подразумевает кропотливый учет финансовых, общественно – политических, исторических, государственных и остальных причин развития определенных определенной сферы жизнедеятельности общества, которая регулируется создаваемыми нормативными правовыми актами.

3. Системность.

Системность законодательства, его полнота и структурированность являются результатом единства, всеохватывающего и системного характера законотворческого процесса. Законотворчество представляет собой сложный набор действий, операций и процессов. От их взаимосвязи, от правильной их последовательности, упорядоченности во – многом зависит результат законотворческой работы. Системность законотворчества обеспечивает единство правового регулирования общественных отношений, иерархию, комплексный характер и взаимосвязь издаваемых нормативно – правовых актов, а так же реальность и исполнимость содержащихся в законодательстве требований и предписаний.

Системность законотворческого процесса значит единый, полный характер процесса формирования законодательства, который был объединен единством задач законотворцев, принципов законодательного обеспечения и единым характером объекта законодательного действия.

4. Демократизм.

Единственным носителем государственного суверенитета, в современных демократических странах (в том числе и в нашей стране) выступает их народ. Только народ является источником власти, только от народа (или от его имени) должны исходить все властные предписания. В связи с этим, обязательной характеристикой законотворческого процесса будет его обусловленность волей народа. Население, чье поведение и регламентируется законодательством, должно иметь возможность воздействовать на создание законодательства, определять этот процесс. Так как право, которое воплощается в содержании законодательных актов, есть реализация воли общества, средство ее закрепления. Демократизм законотворческого процесса есть важное средство обеспечения законодательного его характера.

5. Гласность

Принцип гласности является важным гарантом обеспечения реализации принципа демократизма законотворчества. Лишь своевременно получая системные и правдивые данные о ходе этого процесса, население будет иметь возможность оказать на него положительное влияние.

Гласность законотворческого процесса означает, что обо всех его стадиях общество должно быть своевременно информировано. При этом, необходимо освещать не только процесс работы над законопроектами в парламенте, весьма целесообразно делать это и в отношении разработки законопроектов и анализа результатов процесса создания законов. Это не только даст возможность широким массам населения иметь представление о правовом регулировании, о грядущих изменениях в законодательстве, но и позволит интеллектуальной верхушке общества оказать содействие этому процессу, давая государственным органам рекомендации и помогая находить решение сложных законотворческих проблем. А также, гласность законотворчества дает возможность народу как носителю государственного суверенитета держать под контролем работу собственных уполномоченных лиц, а по мере необходимости – оказать на нее воздействие в определенной законом форме.

6. Законность.

Для каждого вида законодательных актов существует своя закрепленная в законодательных предписаниях процедура принятия. И законотворческий процесс должен производиться в серьезном согласовании с этими требованиями, это условие реальности акта. Так как смысл этих условий – обеспечение законодательного характера нормативного законодательного акта.

Особенно важно строго и неуклонно придерживаться формальной процедуры законотворчества в ходе разработки законов – основы системы законодательства. Нарушение хотя бы одной из таких процедур не только влечет незаконность и недействительность акта, но и может вызвать серьезные технические нарушения, которые сведут на нет его регулятивные возможности, даже если он все же сохранит силу. А также, нарушение нормативно закрепленного порядка нормотворчества очень плохо влияет на отношении людей к законодательству и к праву в принципе, на публичном правосознании и публичной законодательной культуре, что так же создаст еще более проблем правовому регулированию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: