I. ТЕМА 2
Теория и методология истории.
Обязательными составляющими современной исторической науки являются:
1. Функции исторического знания
2. Методы исторического познания
3. Методологические подходы к изучению истории
4. Историография
5. Источниковедение
Функции исторического знания
1. Мировоззренческая – формирование научного взгляда на мир общества и законы его развития.
2. Познавательная:
a. Изучение теоретического общения материала, установление фактов и событий прошлого
b. Выявление закономерностей исторического развития
3. Социальная память:
a. Формирование исторического сознания, критериям которого является представление о том, что прошлое влияет на настоящее.
b. Способ ориентации и идентификации человека и общества (Кто есть кто? Кто есть я?)
c. Передача послед. поколениям социально значимой информации, под которой понимает исторический опыт.
d. Сохранение духовного наследия прошлого.
4. Прогностическая – предвидение на основе знания закономерностей развития пошлого.
Немецкий философ XVII-XVIII –Лейбниц утверждал, что настоящее рожденное прошлым рождает будущее.
5. Воспитательная – формирование моральных, нравственных, гражданских качеств ценности личности и основ патриотизма.
Древне римский оратор Цицерон: История учительница жизни, так как данная функция позволяет влиять на поведение и действия людей.
6. Практически рекомендательная – выборка научно-обоснованного политического курса.
Методы исторического познания.
(Метод – конкретный способ изучения исторических процессов.)
1. Проблемно хронологический – изучение последовательности исторических событий во времени.
|
2. Рекроспективный – последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин…..
3. Типологический – систематизация явлений событий фактов.
4. Системный:
a. Анализ целых общественно исторических систем (гос-во, народ, религия). Выявление внутренних механизмов, их функционирования и развития
b. Установление взаимосвязи и взаимодействия между объектами в их историческом развитии
5. Сравнительный:
a. Сопоставление исторических явлений и событий
b. Определение совокупностей явлений, установление между ними сходства и различия.
6. Синхронный – изучение различных исторических явлений, происходивших в одно и тоже время. (Современники: Иван III – Христофор Колумб; Иван IV – англ. Королева Елизавета I;Алексей Михайлович – франц. Король Людовик XIV и вощ/ц англ. Революции Кронгель; Петр I – швед. Король Карл XII и укр. Гетман Иван Мозела; Александр I – франц. Политик Талейбран; Александр II – 1-ый канцлер германской империи Отто фон Бисмарк)
7. Генетический – анализ происхождения исторических событий установления между ними причинно следственной связи.
8. Индуктивный – метод движения мысли от частного к общему (Наоборот дедуктивный).
Методологические подходы к изучению истории.
(Методология – наука о способах изучения истории)
1. Теологический – рассматривает исторический процесс как проявление в истории божественной воли или мирового разума.
2. Материалистический (Формационный/ Марксизкий) – его основоположники немецкие мыслители XIX века Маркс и Энгельс.
-Основан на идее прогресса в частности на учении о 5-ти общественно-экономических формаций (Первобытнообщинная, Рабовладельческая, Феодальная, Капиталистическая, Коммунистическая) в их основе лежит способ производства материальных благ.
|
- За главным выступает тезис о единстве и одно направленности исторического процесса.
3. Цивилизационный:
a. Его основатели: немецкий мыслитель XIX века Шпенглер, английский историк XX века Тойнби, русский мыслитель XIX Данилевский.
b. Основана на идее циклизма, согласно которой движение человека и общества происходит по кругу или спирали.
c. Ведущим тезисом является утверждение о специфике и многообразии культурно исторических комплексов – локальных цивилизаций.
4. Детерминистский – основан на выявлении всех причин и закономерностей всех явлений природы и общества. Два подхода:
a. Географический детерминизм, согласно которому ход истории определяет природа.
b. Демографический детерминизм отдает предпочтения при изучении истории народонаселения.
5. Субъективный – признает активную роль в истории выдающимся личностям.
6. Антропологический – приоритетным при изучении истории считают его субъекта человека, который рассматривает в качестве продукта своей эпохи.
7. Рационалистический исходит из того, что разум источник познания преобразования мира и исторического развития.
8. Эволюционистский воспринимают историю как восхождение общества на более высокий уровень развития.
Историография – специальная историческая дисциплина, в рамках которой рассматриваются идеи концепции ученых и закономерности развития.
Эпоха | Историк | Его основной труд | Совокупность воззрений на историю |
Научное осмысление российской истории началось с XVIII века. | |||
1-ая четверть XVIII века Петровская эпоха | Татищев В.Н. создал 1-ый обобщающий труд по истории России | История российская с самых древнейших времен | История России есть результат деятельности царей, князей, императоров. |
После петровская эпоха | |||
А)30-40 годы XVIII | Немец в Петербургской академии наук Шлёцер, Миллер, Байер | Норманнская теория | Древнерусское гос-во создано северными германцами: шведами, датчанами, норвежцами – (на руси именовались Варяги). Слово Русь – скандинавского происхождения. |
Б)50-е годы XVIII | Ломоносов М.В.- 1-ый критик норманнской теории | Антинорманская теория | Древне-русское гос-во создано восточными славянами (есть 3 группы народов славянского происхождения: а)Русские, украинцы, белорусы- восточные славяне, б)чехи, поляки, словаки- западные славяне, в) болгары, сербы, хорваты, словенцы и македонцы-южные славяне) Слово Русь – славянского происхождения от реки рось правого притока Днепра. |
Эпоха АлександраI 1-ая четверть XIX | Карамзин Н.М. | История гос-ва российского 12 томов | Историю России отождествлял с историей самодержавной властью. |
Эпоха реформ Александра II 2-ая половина XIX | Соловьев С.М. | История России с древнейших времен 29 томов | Один из видных представителей гос. Школы российской историографии основ которой был русский мыслитель середины XIX Чичерин Б.Н. |
Пореформенная эпоха рубеж XIX-XX веков | Ключевский В.О. | Курс русской истории | Впервые подробно проанализировал социально-экономическую историю страны. |
Воин и революции 1-ая треть XX века | Покровский М.Н. – 1-ый русский историк марксист | Изучение истории и борьба классов. | Классовая борьба движущая сила истории. |
Советская эпоха XX век | Греков Б.Д. Павленко Н.И. Рыбаков Б.А. Тихомиров М.Н. (Два посл идут вместе, как средневек исслед) | · Киевская Русь · Исследователи императорского периода и истории России · Язычество древней Руси · Крупный исследователь средневековой истории и культуры России | Марксистский подход |
Современная эпоха Конец XX начало XXI века | Гумилев Л.Н. | От Руси к России | Синтетический подход, т.е. история, есть результат взаимодействия человека общества и природы. |
Особенностью современной исторической науки является методологический плюрализм. |
Источниковедение.
|
- специальная историческая наука, занимающаяся анализом способов и методов изучения исторических источников как остатков прошлого.
Выделяют 6 типов исторических источников.
I) Письменные источники делятся на виды:
1) Летописи – по годовое изложение событий.
Первой официальной русской летописью считается повесть временных лет составленная в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестером, в ней:
a) Содержатся наиболее полные сведения о восточно-славянских племенах
b) Излагается миграционная (балканская/Дунайская) теория происхождения восточных славян – они не были исконным населением восточно-европейской равнины, а переселились с берегов Дуная.
2) Законодательные акты, 1-ым из которых является русская правда.
3) Периодическая печать, как исторический источник возник в XVIII веке. В 1703 в Санкт-Петербурге вышла первая русская печатная газета ведомости.
4) Источники личного происхождения:
a) Жития – церковные сочинения о деятельности религиозных или светских лиц.
b) Мемуары – повествование о прошлом на основе личного опыта, к числу 1-ых русских мемуаров относится Житие Протопопа Аввакума XVII века.
II) Вещественные источники:
1) Первобытные, древние и средневековые вещественные источники изучает археология.
2) Печати – сфрагистика.
3) Гербы – геральдика.
4) Монеты – нумизматика.
III)Этнографические источники – дают знания о культурно бытовых особенностях разных народов.
IV) Лингвистические источники:
1) Следы древних языков в устной речи современных народов.
2) Языковые влияния и заимствования.
3) Географические названия, личные имена
V) Изобразительные источники.
1) Наскальная живопись первобытного человека.
2) Резьба по дереву, вышивка.
VI) Технотронные
1) Кино фото фоно документы.
1-ые аудиовизуальные источники появились в XIX веке
2) Сайты интернета возникли в 80 годы XX века.
II. ТЕМА 3