Методологические подходы к изучению истории.




I. ТЕМА 2

Теория и методология истории.

Обязательными составляющими современной исторической науки являются:

1. Функции исторического знания

2. Методы исторического познания

3. Методологические подходы к изучению истории

4. Историография

5. Источниковедение

Функции исторического знания

1. Мировоззренческая – формирование научного взгляда на мир общества и законы его развития.

2. Познавательная:

a. Изучение теоретического общения материала, установление фактов и событий прошлого

b. Выявление закономерностей исторического развития

3. Социальная память:

a. Формирование исторического сознания, критериям которого является представление о том, что прошлое влияет на настоящее.

b. Способ ориентации и идентификации человека и общества (Кто есть кто? Кто есть я?)

c. Передача послед. поколениям социально значимой информации, под которой понимает исторический опыт.

d. Сохранение духовного наследия прошлого.

4. Прогностическая – предвидение на основе знания закономерностей развития пошлого.

Немецкий философ XVII-XVIII –Лейбниц утверждал, что настоящее рожденное прошлым рождает будущее.

5. Воспитательная – формирование моральных, нравственных, гражданских качеств ценности личности и основ патриотизма.

Древне римский оратор Цицерон: История учительница жизни, так как данная функция позволяет влиять на поведение и действия людей.

6. Практически рекомендательная – выборка научно-обоснованного политического курса.

 

Методы исторического познания.

(Метод – конкретный способ изучения исторических процессов.)

1. Проблемно хронологический – изучение последовательности исторических событий во времени.

2. Рекроспективный – последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин…..

3. Типологический – систематизация явлений событий фактов.

4. Системный:

a. Анализ целых общественно исторических систем (гос-во, народ, религия). Выявление внутренних механизмов, их функционирования и развития

b. Установление взаимосвязи и взаимодействия между объектами в их историческом развитии

5. Сравнительный:

a. Сопоставление исторических явлений и событий

b. Определение совокупностей явлений, установление между ними сходства и различия.

6. Синхронный – изучение различных исторических явлений, происходивших в одно и тоже время. (Современники: Иван III – Христофор Колумб; Иван IV – англ. Королева Елизавета I;Алексей Михайлович – франц. Король Людовик XIV и вощ/ц англ. Революции Кронгель; Петр I – швед. Король Карл XII и укр. Гетман Иван Мозела; Александр I – франц. Политик Талейбран; Александр II – 1-ый канцлер германской империи Отто фон Бисмарк)

7. Генетический – анализ происхождения исторических событий установления между ними причинно следственной связи.

8. Индуктивный – метод движения мысли от частного к общему (Наоборот дедуктивный).

Методологические подходы к изучению истории.

(Методология – наука о способах изучения истории)

1. Теологический – рассматривает исторический процесс как проявление в истории божественной воли или мирового разума.

2. Материалистический (Формационный/ Марксизкий) – его основоположники немецкие мыслители XIX века Маркс и Энгельс.

-Основан на идее прогресса в частности на учении о 5-ти общественно-экономических формаций (Первобытнообщинная, Рабовладельческая, Феодальная, Капиталистическая, Коммунистическая) в их основе лежит способ производства материальных благ.

- За главным выступает тезис о единстве и одно направленности исторического процесса.

3. Цивилизационный:

a. Его основатели: немецкий мыслитель XIX века Шпенглер, английский историк XX века Тойнби, русский мыслитель XIX Данилевский.

b. Основана на идее циклизма, согласно которой движение человека и общества происходит по кругу или спирали.

c. Ведущим тезисом является утверждение о специфике и многообразии культурно исторических комплексов – локальных цивилизаций.

4. Детерминистский – основан на выявлении всех причин и закономерностей всех явлений природы и общества. Два подхода:

a. Географический детерминизм, согласно которому ход истории определяет природа.

b. Демографический детерминизм отдает предпочтения при изучении истории народонаселения.

5. Субъективный – признает активную роль в истории выдающимся личностям.

6. Антропологический – приоритетным при изучении истории считают его субъекта человека, который рассматривает в качестве продукта своей эпохи.

7. Рационалистический исходит из того, что разум источник познания преобразования мира и исторического развития.

8. Эволюционистский воспринимают историю как восхождение общества на более высокий уровень развития.

Историография – специальная историческая дисциплина, в рамках которой рассматриваются идеи концепции ученых и закономерности развития.

Эпоха Историк Его основной труд Совокупность воззрений на историю
Научное осмысление российской истории началось с XVIII века.
1-ая четверть XVIII века Петровская эпоха Татищев В.Н. создал 1-ый обобщающий труд по истории России История российская с самых древнейших времен История России есть результат деятельности царей, князей, императоров.
После петровская эпоха      
А)30-40 годы XVIII Немец в Петербургской академии наук Шлёцер, Миллер, Байер Норманнская теория Древнерусское гос-во создано северными германцами: шведами, датчанами, норвежцами – (на руси именовались Варяги). Слово Русь – скандинавского происхождения.
Б)50-е годы XVIII Ломоносов М.В.- 1-ый критик норманнской теории Антинорманская теория Древне-русское гос-во создано восточными славянами (есть 3 группы народов славянского происхождения: а)Русские, украинцы, белорусы- восточные славяне, б)чехи, поляки, словаки- западные славяне, в) болгары, сербы, хорваты, словенцы и македонцы-южные славяне) Слово Русь – славянского происхождения от реки рось правого притока Днепра.
Эпоха АлександраI 1-ая четверть XIX Карамзин Н.М. История гос-ва российского 12 томов Историю России отождествлял с историей самодержавной властью.
Эпоха реформ Александра II 2-ая половина XIX Соловьев С.М. История России с древнейших времен 29 томов Один из видных представителей гос. Школы российской историографии основ которой был русский мыслитель середины XIX Чичерин Б.Н.
Пореформенная эпоха рубеж XIX-XX веков Ключевский В.О. Курс русской истории Впервые подробно проанализировал социально-экономическую историю страны.
Воин и революции 1-ая треть XX века Покровский М.Н. – 1-ый русский историк марксист Изучение истории и борьба классов. Классовая борьба движущая сила истории.
Советская эпоха XX век Греков Б.Д. Павленко Н.И.   Рыбаков Б.А.   Тихомиров М.Н.   (Два посл идут вместе, как средневек исслед) · Киевская Русь · Исследователи императорского периода и истории России · Язычество древней Руси · Крупный исследователь средневековой истории и культуры России Марксистский подход
Современная эпоха Конец XX начало XXI века Гумилев Л.Н. От Руси к России Синтетический подход, т.е. история, есть результат взаимодействия человека общества и природы.
Особенностью современной исторической науки является методологический плюрализм.

Источниковедение.

 

- специальная историческая наука, занимающаяся анализом способов и методов изучения исторических источников как остатков прошлого.

Выделяют 6 типов исторических источников.

I) Письменные источники делятся на виды:

1) Летописи – по годовое изложение событий.

Первой официальной русской летописью считается повесть временных лет составленная в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестером, в ней:

a) Содержатся наиболее полные сведения о восточно-славянских племенах

b) Излагается миграционная (балканская/Дунайская) теория происхождения восточных славян – они не были исконным населением восточно-европейской равнины, а переселились с берегов Дуная.

2) Законодательные акты, 1-ым из которых является русская правда.

3) Периодическая печать, как исторический источник возник в XVIII веке. В 1703 в Санкт-Петербурге вышла первая русская печатная газета ведомости.

4) Источники личного происхождения:

a) Жития – церковные сочинения о деятельности религиозных или светских лиц.

b) Мемуары – повествование о прошлом на основе личного опыта, к числу 1-ых русских мемуаров относится Житие Протопопа Аввакума XVII века.

II) Вещественные источники:

1) Первобытные, древние и средневековые вещественные источники изучает археология.

2) Печати – сфрагистика.

3) Гербы – геральдика.

4) Монеты – нумизматика.

III)Этнографические источники – дают знания о культурно бытовых особенностях разных народов.

IV) Лингвистические источники:

1) Следы древних языков в устной речи современных народов.

2) Языковые влияния и заимствования.

3) Географические названия, личные имена

V) Изобразительные источники.

1) Наскальная живопись первобытного человека.

2) Резьба по дереву, вышивка.

VI) Технотронные

1) Кино фото фоно документы.

1-ые аудиовизуальные источники появились в XIX веке

2) Сайты интернета возникли в 80 годы XX века.

II. ТЕМА 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: