Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление




Причины разные:

- генетические,

- родовая травма,

- неправильное строение артикуляционного аппарата,

- неблагоприятное влияние окружающей среды,

-общие или нервно-психические заболевания ребенка.

Причина иногда кроется и в дородовом периоде: хронические заболевания будущей мамы, ее вредные привычки – курение, алкоголь, неблагоприятно протекающая беременность, несовместимость крови матери и ребенка по резус-фактору.

А может быть, вы недостаточно времени уделяете ребенку в младенческом возрасте - это тоже может сказаться. В зависимости от степени нарушения развития речи, последствиямогут быть разные. Нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании личности и поведении, глубокие расстройства речи ограничивают умственное развитие.

Речь напрямую связана с интеллектом - об этом нужно помнить!

Школьнику приходится много отвечать и задавать вопросы, читать вслух - и недостатки речи быстро обнаружатся. Особенно необходимо правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Здесь нарушение устной речи может привести к нарушению письменной, к снижению успеваемости в целом.

На что нужно обратить внимание родителям и что нужно делать, чтобы предупредить, если это возможно, нарушение речи у ребенка?

Во-первых, надо следить за развитием речи ребенка. Читать ему как можно больше, стихи можно разучивать уже с двух лет. У детей первых лет жизни особое значение имеет развитие понимания речи, поэтому все, что вы делаете, проговаривайте: ребенок должен слышать правильную речь уже в раннем возрасте, до года.

При общении с малышом следует задавать простые вопросы и терпеливо ждать ответа. Следить за тем, чтобы развивалась мелкая моторика рук у малыша: с двух-трех лет пусть он активно занимается мозаикой, рисованием, лепкой из пластилина.

С трех четырех лет, даже если вас ничего не тревожит, полезно заниматься артикуляционной моторикой - специальными упражнениями для развития язычка и губ. Как это делать правильно - вам подскажет логопед.

Поощряйте желание вашего ребенка рассказывать вам об увиденном и услышанном, не уставайте отвечать на его многочисленные "почему" и не раздражайтесь при этом.

Что же касается сроков исправления речи, то все зависит от сложности: как правило, это от трех месяцев до года и более.

 

Будьте внимательны!

Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:

-К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.

-К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.

-К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.

-К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам.

-К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.

-К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания.

- К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы («покажи», «принеси», не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.

-К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».

-К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.

-К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографиях.

-К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».

-К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.

-В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.

Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т. д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка.

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, нормального

социального окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни

 

 

 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Им. 1 Мая»

 

 

Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление

 

 

Учитель-логопед: Рассейкина А.А.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: