Государство и право УССР в 1945-80-е годы ХХ в.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ДОНБАССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра теории и истории государства и права

 

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

 

Тема 13 «Государство и право УССР в 1945-80-е годы ХХ в.».

 

Лекция рассчитана на студентов, курсантов и слушателей всех форм обучения

 

 

Подготовки бакалавра

Направления 030900 «юриспруденция»

 

 

Донецк 2015

Государство и право УССР в 1945-80-е годы ХХ в.

1. Государственный строй УССР.

2. Судебная система и правоохранительные органы.

3. Право УССР.

1. Государственный строй УССР.

Высшим органом власти республики оставался Верховный Совет УССР, первые послевоенные выборы в который состоялись в феврале 1947 г. Как и раньше, выборы оставались фикцией, на одно депутатское место баллотировался только один кандидат. В ноябре 1949 г. утверждены герб, гимн и флаг УССР. 11 февраля 1957 г. Верховный Совет СССР принял Закон о расширении компетенции союзных республик. Верховный Совет УССР получил право самостоятельно решать ряд важных вопросов экономического характера.

В марте 1946 г. СНК СССР был преобразован в Совет Министров СССР, а наркоматы – в министерства. Аналогичные преобразования произошли и в союзных республиках.

Совет Министров УССР стал высшим распорядительным и исполнительным органом республики. Для первых послевоенных лет характерным было сочетание должностей первого секретаря партии и председателя правительства.

В 1954 г. праздновалось 300-летие воссоединения Украины с Россией. В связи с 300-летием воссоединения Президиум Верховного Совета СССР 19 февраля 1954 г. издал указ «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР». 26 апреля 1954 г. был принят закон «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР». Передача обосновывалась общностью экономики, территориальной близостью и тесными хозяйственными и культурными связями.

В первый послевоенный год восстановили свою деятельность местные советы депутатов трудящихся, выборы в которые состоялись 21 декабря 1947 г. Как и раньше, местные советы оставались слепыми исполнителями воли партийных органов.

Правовое положение местных советов регламентировали принятые 31 мая 1957 г. Президиумом Верховного Совета УССР положения об областных, районных, городских и районных в городах, поселковых и сельских советах депутатов трудящихся УССР. В них четко определялось правовое положение каждого звена советов в системе местных органов государственной власти, их роль в выполнении задач государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. Главной формой деятельности советов были сессии.

Положения расширяли компетенцию исполкомов местных советов в решении ряда вопросов местной жизни.

 

7 октября 1977 г. Верховный Совет СССР принял Декларацию о принятии и обнародовании Конституции СССР. 20 апреля 1978 г. Верховный Совет УССР принял Конституцию УССР.

Она состояла из преамбулы и десяти разделов: основы общественного строя и политики; государство и личность; национально-государственный и административно-территориальный строй УССР; Советы народных депутатов УССР; местные органы государственной власти и управления УССР; государственный план экономического и социального развития УССР; государственный бюджет УССР; правосудие, арбитраж и прокурорский надзор; герб, флаг, гимн и столица УССР; действие Конституции УССР и порядок ее изменения.

Текст Конституции УССР 1978 г. почти полностью соответствовал тексту Конституции СССР 1977 г. УССР согласно Конституции признавалась суверенным советским социалистическим государством. Важным признаком суверенитета республики было то, что она была вправе иметь сношения с иностранными государствами. Главной гарантией суверенитета было закрепление за союзной республикой права выхода из состава СССР, однако механизм осуществления этого права предусмотрен не был, что свидетельствовало о декларативном характере этой конституционной нормы.

В 60-70-е годы высшим конституционным органом республики считался Верховный Совет УССР. Основной организационной формой его деятельности были сессии. Верховный Совет УССР был высшим законодательным органом республики и только ему принадлежало право принятия законов. Важную роль в структуре Верховного Совета играли постоянные комиссии, количество которых законодательством не ограничивалось.

Важным органом власти республики был Президиум Верховного Совета УССР. Об этом свидетельствовал тот факт, что он издавал указы, нормативные акты, которые по значению шли следом за законами. В соответствии с Конституцией УССР 1978 г. Президиум Верховного Совета УССР «является подотчетным Верховному Совету Украинской ССР органом», который обеспечивал организацию работы высшего органа власти республики.

Высшим органом государственного управления оставался Совет Министров УССР. В ст. 115 Конституции УССР 1978 г. Совет Министров определялся как высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти республики. В своей деятельности правительство страны было подотчетно Верховному Совету УССР. Его правовое положение детально регламентировал Закон «О Совете Министров Украинской ССР» от 19 декабря 1978 г. Согласно Закону Совет Министров УССР формировался Верховным Советом УССР. Постоянно действующим органом правительства был Президиум Совета Министров.

Центральными органами государственного управления были союзно-республиканские и республиканские министерства и государственные комитеты УССР и некоторые другие органы, подведомственные правительству.

До принятия Конституции УССР 1978 г. местными органами власти в УССР были областные, районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские советы депутатов трудящихся.

Конституция УССР 1978 г. изменила название «Советы депутатов трудящихся» на «Советы народных депутатов». Согласно Конституции советы избирались сроком на пять лет. Выборы депутатов местных советов проводились на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Местные советы руководили на своей территории хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждали планы экономического и социального развития, местный бюджет; осуществляли руководство подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивали соблюдение законов, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан, способствовали укреплению обороноспособности страны.

Важную роль в местном управлении выполняли исполнительные комитеты, которые были исполнительными и распорядительными органами советов народных депутатов.

Апрельский (1985 г.) пленум ЦК КПСС провозгласил курс на перестройку. С позиций партийной верхушки перестройка означала преобразование в экономике, коренную реорганизацию государственного механизма, изменение форм и методов деятельности органов управления. В июне 1987 г. пленум ЦК КПСС провозгласил программу радикальной реформы управления экономикой, которая предусматривала расширение прав предприятий, внедрение арендных форм хозяйствования, широкую кооперацию в торговле и промышленности, создание совместных предприятий с иностранными фирмами.

Еще в январе 1987 г. пленум ЦК КПСС провозгласил гласность основой новой политики. Впоследствии 1 августа 1990 г. был принят Закон «О печати и других средствах массовой информации», который ввел свободу печати и отменил цензуру.

В период перестройки высшим представительным органом республики оставался Верховный Совет УССР. Именно ему было отведено главенствующее место в проведении демократизации государственной жизни республики.

Совет Министров был переименован в Кабинет Министров УССР. Должность председателя Совета Министров заменялась должностью премьер-министра.

В марте 1990 г. в СССР был введен институт президентства, что подтвердило намерение М. Горбачева воплотить на практике государственного строительства теорию распределения властей. Кабинет Министров СССР, который четко определялся как исполнительно-распорядительный орган, подчинялся Президенту СССР.

16 июля 1990 г. Верховный Совет Украинской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете Украины.

Декларация состояла из введения (преамбулы) и десяти разделов: самоопределение украинской нации; народовластие; государственная власть; гражданство Украинской ССР; территориальное верховенство; экономическая самостоятельность; экологическая безопасность; культурное развитие; внешняя и внутренняя безопасность; международные отношения.

Декларация провозгласила государственный суверенитет Украины как «верховенство, самостоятельность, полноту и безраздельность власти Республики в пределах ее территории и независимость и равноправие во внешних отношениях».

Верховным Советом была также отменена ст. 6 Конституции УССР о руководящей роли коммунистической партии.

Стремясь сохранить Советский Союз, Верховный Совет СССР принимает решение о проведении 17 марта 1991 г. референдума относительно сохранения СССР.

В УССР за обновленную федерацию проголосовали 70,5% из 83,5% избирателей, принявших участие в голосовании.

В мае 1991 г. Верховный Совет обсуждал концепцию новой Конституции Украины. Проект, подготовленный конституционной комиссией во главе с Л. Кравчуком, по многим пунктам совпадал с позицией Народной рады: предусматривалось, что Украина станет президентской республикой с двухпалатным парламентом, президента будет выбирать весь народ, предлагалось название государства – Республика Украина, не упоминалось об обязательном вхождении в состав Союза ССР.

В сфере местного управления 9 апреля 1990 г. был принят Закон СССР «Об общих принципах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР», основной целью которого был перевод местных советов из режима единого государственного руководства в режим местного самоуправления. Согласно Закону местные советы становились полноправными хозяевами на своей территории. 7 декабря 1990 г. был принят Закон УССР «О местных Советах народных депутатов Украинской ССР и местном самоуправлении». В нем определялись принципы местного самоуправления, правовой статус местных советов народных депутатов, органов территориального общественного самоуправления.

В систему местного самоуправления входили сельские, поселковые, городские советы народных депутатов и их исполнительные органы.

 

2. Судебная система и правоохранительные органы.

В сентябре 1945 г. была восстановлена в полном объеме деятельность гражданских судов всех инстанций.

Общее руководство судебной системой, как и раньше, осуществляло министерство юстиции УССР.

Сразу после смерти Сталина были ликвидированы военные трибуналы войск МВД и Особое совещание МВД, которые имели право применять в административном порядке высылку, ссылку и заключение. В феврале 1957 г. были ликвидированы транспортные суды.

В мае 1956 г. принимается ряд актов, направленных на расширение прав областных судов и Верховного суда УССР. Были созданы президиумы областных судов и Президиум Верховного Суда республики.

Областные суды получили право осуществлять контроль за всей деятельностью народных судов. На них возлагалось также руководство нотариальными конторами.

Реорганизация судебной системы в Украине была завершена принятием 25 декабря 1958 г. Основ законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик и Закона о судоустройстве УССР от 30 июня 1960 г. Эти акты внесли принципиальные изменения в построение системы народных судов. Вместо участковых народных судов вводился единый народный суд района или города, который теперь избирался на 5 лет.

На укрепление правового положения прокуратуры было направлено Положение о прокурорском надзоре в СССР от 24 мая 1955 г. По Положению органы прокуратуры на местах должны были осуществлять надзор за законностью независимо от влияния местных органов власти.

В 1953 г. Министерство государственной безопасности и Министерство внутренних дел были, как и в 30-е годы, снова объединены в одно министерство. Но после ареста Л. Берии органы государственной безопасности снова выделяются. При Совете Министров СССР был создан Комитет государственной безопасности СССР.

В 1960 г. ликвидируется Министерство внутренних дел СССР и руководство органами внутренних дел полностью передается министерствам внутренних дел союзных республик. 5 сентября 1962 г. они были переименованы в министерства охраны общественного порядка, но ненадолго: в 1966 г. им было возвращено прежнее название. Местные органы внутренних дел были переданы в подчинение советам и их исполкомам.

В ноябре 1970 г. были приняты новые Законы «О Верховном Суде СССР», «О прокуратуре СССР», «О государственном арбитраже в СССР», «Об адвокатуре в СССР». В июне 1980 г. внесены соответствующие изменения в Основы законодательства о судоустройстве СССР и союзных республик. Правоохранительные органы УССР действовали в строгом соответствии с общесоюзными нормативными актами.

В 60-80-е годы структура судебной системы почти не изменилась. Конституция УССР 1978 г. относила к ней Верховный Суд УССР, областные суды, Киевский городской суд, районные (городские) народные суды. Народные судьи районных (городских) народных судов избирались соответственно областными, Киевским городским Советом народных депутатов. Судьи Верховного Суда УССР, областных судов, Киевского городского суда избирались Верховным Советом УССР. Народные заседатели районных (городских) народных судов избирались на собрании трудовых коллективов или на собрании граждан по их месту жительства, а народные заседатели высших судов – соответствующими советами народных депутатов.

В соответствии с Конституцией 1978 г. Верховный Суд УССР был высшим судебным органом республики.

В 1981 г. в УССР были приняты законы «О судоустройстве УССР», «О выборах районных (городских) народных судей УССР», «О порядке отзыва народных судей и народных заседателей районных (городских) народных судов УССР». Принятое законодательство практически оставляло без изменений судебную систему, сложившуюся в 60-80-е годы.

До принятия Конституции УССР 1978 г. республиканская прокуратура действовала на основе Положения о прокурорском надзоре СССР от 24 мая 1955 г. Из всех правоохранительных органов, которые действовали в СССР, прокурорская система была наиболее централизованной. Этот факт подтвердила и Конституция УССР, где определялось, что высший надзор за точным и единым исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных советов, колхозами, кооперативными и другими общественными организациями, служебными лицами, а также гражданами на территории Украины осуществляется Генеральным Прокурором СССР и подчиненными ему Прокурором УССР и нижестоящими прокурорами.

Районные и городские прокуроры назначались Прокурором УССР и утверждались Генеральным Прокурором СССР. Прокурора УССР и прокуроров областей назначал Генеральный Прокурор СССР. Срок полномочий прокуроров всех звеньев составлял пять лет.

В соответствии с Конституцией СССР 30 ноября 1979 г. был принят Закон «О прокуратуре СССР».

Централизация органов внутренних дел была завершена созданием в 1966 г. союзно-республиканского Министерства охраны общественного порядка СССР. В ноябре 1968 г. его снова переименовали в Министерство внутренних дел СССР. Соответственно были переименованы и министерства союзных республик. К ведению МВД относились милиция, исправительно-трудовые заведения, пожарная охрана, следствие, штабные службы.

Милиция подразделялась на территориальную и транспортную и состояла из следующих подразделений: уголовный розыск, БХСС, ГАИ, административная (внешняя) служба, ведомственная милиция.

Реформирование судебной системы началось, как всегда, на союзном уровне. 20 июня 1989 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О статусе судей в СССР». 13 ноября 1989 г. были приняты новые Основы законодательства СССР и союзных республик о судоустройстве.

Судебная система УССР состояла из Верховного Суда УССР, Верховного Суда Автономной Республики Крым, областных судов, Киевского городского суда, районных (городских) народных судов. Срок полномочий судей всех уровней составлял 10 лет, народных заседателей – 5 лет.

Закон УССР «Об изменениях и дополнениях Конституции УССР» от 24 октября 1990 г. вывел судебную и прокурорскую систему УССР из подчинения союзным органам. Конституция УССР определяла, что высший судебный контроль и надзор за судебной деятельностью судов республики осуществляется только Верховным Судом Украинской ССР. Генеральный прокурор Украинской ССР назначался Верховным Советом УССР, был ответственный перед ним и только ему подотчетный. Срок полномочий Генерального Прокурора УССР и других прокуроров составлял 5 лет. Устанавливалось, что организация и порядок деятельности судебных и прокурорских органов определяются исключительно законами УССР. Закон предусматривал создание в Украине Конституционного Суда.

20 декабря 1990 г. был принят Закон УССР «О милиции». В нем указывалось, что деятельность милиции строится на принципах законности, гуманизма, гласности, уважения к человеку, социальной справедливости, на взаимодействии с трудовыми коллективами, общественными организациями и гражданами.

Основными задачами милиции провозглашались следующие: обеспечение личной безопасности граждан, защита их прав и свобод, законных интересов; предупреждение правонарушений и их пресечение; выявление и раскрытие преступлений, розыск лиц, которые их совершили; обеспечение безопасности дорожного движения; защита собственности от преступных посягательств; исполнение уголовных наказаний и административных взысканий; участие в предоставлении социальной и правовой помощи гражданам, содействие в пределах своей компетенции государственным органам, предприятиям, организациям в выполнении возложенных на них законом обязанностей.

Закон регламентировал права и обязанности работников милиции. Подчеркивалось, что работник милиции при выполнении возложенных на него обязанностей руководствуется только законом и действует в его рамках.

 

3. Право УССР.

 

В области гражданского права 14 декабря 1947 г. принимается постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) о денежной реформе, которое отменило карточную систему. Была ликвидирована коммерческая торговля и вводилась продажа товаров по единым государственным ценам.

С целью ускорения восстановления жилищного фонда Президиум Верховного Совета СССР 26 августа 1948 г. издал указ «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов». В соответствии с указом каждый гражданин мог купить или построить в городе или за его пределами на праве личной собственности дом. Земля под застройку отводилась в бессрочное пользование.

С расширением прав союзных республик увеличивается количество объектов права государственной собственности. Часть фонда этой собственности направлялась на усиление колхозов. С целью сближения государственной и кооперативной собственности МТС были ликвидированы, а их техника вводилась в гражданский оборот. Колхозы приобрели право покупать сельскохозяйственную технику.

Была введена новая форма социалистической собственности – собственность общественных организаций.

После принятия Закона от 11 февраля 1957 г., в соответствии с которым издание Гражданского кодекса было отнесено к компетенции союзных республик, в УССР приступили к подготовке кодификации гражданского законодательства.

18 июня 1963 г. Гражданский кодекс УССР был утвержден Верховным Советом УССР. Он состоял из восьми разделов: общие положения; право собственности; обязательственное право; авторское право; право на открытие; изобретательское право; наследственное право; правоспособность иностранцев и лиц без гражданства, применение гражданских законов иностранных государств, международных договоров и соглашений.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1981 г. были внесены изменения и дополнения как в общесоюзное гражданское законодательство, так и в гражданское законодательство УССР.

Они были направлены на укрепление государственной и общественной собственности, расширение гражданско-правовых гарантий охраны личных неимущественных прав граждан, усовершенствование обязательственных отношений, плановой и договорной дисциплины, повышение роли прямых договоров.

В марте 1990 г. был принят Закон “О собственности в СССР”, в котором перечислялись три основные формы собственности: собственность граждан, коллективная и государственная.

Существенные изменения в гражданское право вносили также Законы СССР «О предприятиях в СССР» от 26 мая 1988 г., «О кооперации в СССР» от 6 марта 1990 г., Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 г. и др.

Согласно союзным актам в УССР были приняты законы «О собственности» от 17 февраля 1991 г. и «О предприятиях в УССР» от 27 марта 1991г.

В мае 1991 г. были приняты новые Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик.

Семейные отношения регулировались принятыми 27 июня 1968 г. Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье и Кодексом о браке и семье УССР, утвержденным 20 июня 1969 г.

Кодекс состоял из шести разделов: общие положения; брак; семья; опека и попечительство; акты гражданского состояния; применение законодательства Украины о браке и семье к иностранцам и лицам без гражданства, применение законов о браке и семье иностранных государств, международных договоров.

Кодекс устанавливал порядок и условия бракосочетания, регулировал личные и имущественные отношения, которые возникают в семье между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи, отношения, которые возникают в связи с усыновлением, опекой и попечительством, принятием детей на воспитание, порядок и условия прекращения брака, порядок регистрации актов гражданского состояния.

Действительным признавался только брак, заключенный в органах ЗАГС. Религиозный обряд бракосочетания не имел юридической силы. Кодекс допускал расторжение брака, как в судебном порядке, так и в органах ЗАГС. Подтверждалась общность имущества, приобретенного супругами во время брака. Были определены обязанности родителей по воспитанию детей.

7 декабря 1984 г. был принят Кодекс Украинской ССР об административных правонарушениях. Он был первой попыткой кодификации административного законодательства после Административного кодекса УССР 1927 г.

Кодекс Украинской ССР об административных правонарушениях состоял из пяти разделов: общие положения; административное правонарушение и административная ответственность; органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях; рассмотрение дел об административных правонарушениях; выполнение постановлений о наложении административных взысканий. В Кодексе были сформулированы положения об административной ответственности, определен круг органов и лиц, уполномоченных налагать административные взыскания, порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях. Впервые в советском праве давалось определение административного правонарушения (проступка). Приводился исчерпывающий перечень административных взысканий. Устанавливался возраст административной ответственности — 16 лет.

В 1981 г. были приняты Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, а 30 июня 1983 г. – Жилищный кодекс УССР. Он включал семь разделов: общие положения; управление жилищным фондом; обеспечение граждан жилыми помещениями, использование жилых помещений; обеспечение сохранности жилищного фонда, его эксплуатация и ремонт; ответственность за нарушение жилищного законодательства; решение жилищных споров; заключительные положения.

Жилищный кодекс закреплял право граждан на жилье, декларированное Конституцией УССР 1978 г. Были конкретизированы жилищные права и обязанности граждан. Жилищные права охранялись законом. Определялся порядок предоставления гражданам жилой площади, основания для улучшения жилищных условий.

Жилищный кодекс регулировал также вопрос управления жилищным фондом центральными и местными органами власти. Нормы кодекса предусматривали ответственность служебных лиц и граждан за ненадлежащее использование жилищного фонда и другие нарушения жилищного законодательства.

10 декабря 1971 г. был принят Кодекс законов о труде УССР. Он состоял из восемнадцати разделов: общие положения; коллективный договор; трудовой договор; рабочее время; время отдыха; нормирование труда; заработная плата; гарантии и компенсации; гарантии о возложении на работников материальной ответственности за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации; трудовая дисциплина; охрана труда; труд женщин; труд молодежи; льготы для работников, которые совмещают работу с учебой; индивидуальные трудовые споры; профессиональные союзы, участие работников в управлении предприятиями, организациями; государственное социальное страхование; надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.

12 августа 1983 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О внесении изменений в трудовое законодательство». Изменения были направлены прежде всего на укрепление трудовой дисциплины, что было характерным для командно-административной системы.

28 декабря 1960 г. Верховный Совет УССР утвердил Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) УССР.

Главными составными частями УПК УССР были положения: о возбуждении уголовного дела; дознание и предварительное следствие; о рассмотрении дел в суде первой инстанции; о рассмотрении дел в кассационной и надзорной инстанциях; о выполнении приговоров, решений и постановлений суда; о применении принудительных мер медицинского характера.

Соответствующие изменения произошли в гражданско-процессуальном законодательстве. Это законодательство состояло из принятых 8 декабря 1961 г. Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик и изданного в соответствии с ним в июле 1963 г. Гражданско-процессуального кодекса УССР.

ГПК УССР устанавливал общие положения гражданского судопроизводства; содержал нормы о лицах, которые принимают участие в деле, их права и обязанности; о рассмотрении дел в судах первой инстанции, кассационной и надзорной инстанциях; определял исполнение судебных решений; гражданские процессуальные права иностранных граждан и лиц без гражданства; содержал нормы об исках к иностранным государствам, судебные поручения и решения иностранных судов; определял порядок рассмотрения дел в связи с международными договорами и соглашениями.

Развитие уголовного права в первый послевоенный период характеризовалось аннулированием норм военного времени.

В ознаменование победы Президиум Верховного Совета СССР 7 июля 1945 г. издал указ «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией». Были освобождены от отбывания наказания лица, приговоренные к лишению свободы сроком до 3 лет.

Следующая амнистия была объявлена 27 марта 1953 г. От отбытия наказания освобождались лица, осужденные к лишению свободы на срок до 5 лет, мужчины – старше 55 лет, женщины – старше 50 лет, несовершеннолетние – до 18 лет, а также лица с неизлечимыми болезнями. Были досрочно освобождены немецкие военнопленные, приговоренные советским судом за совершенные ими в годы войны преступления.

26 мая 1947 г. издается Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене смертной казни». За преступления, предусматривающие смертную казнь, вводилось наказание в виде лишения свободы на 25 лет в исправительно-трудовых лагерях.

Однако вскоре указом от 12 января 1950 г. смертная казнь была восстановлена к предателям Родины, шпионам, диверсантам.

25 декабря 1958 г. принимаются Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, которые состояли из четырех разделов и содержали 47 статей. Основы определяли задачи и основания уголовной ответственности, порядок действия уголовных законов во времени и пространстве, раскрывали содержание преступления, устанавливали перечень наказаний, порядок их назначения и др. Фактически Основы содержали в себе Общую часть уголовного кодекса.

28 декабря 1960 г. Верховный Совет УССР утвердил Уголовный кодекс УССР. В него полностью вошли союзные Основы, Закон об уголовной ответственности за государственные преступления и Закон об уголовной ответственности за воинские преступления.

Важнейшими положениями этого Кодекса были: отказ от принципа аналогии в уголовном праве; провозглашение вины единственным основанием уголовной ответственности; повышение возраста уголовной ответственности до 16 лет, а за тяжкие преступления до 14 лет; положение о том, что закон, который устранял или смягчал наказание, приобретал обратную силу, а закон, который устанавливал наказание или усиливал его, обратной силы не имел; уменьшение количества общественно опасных деяний, которые закон квалифицировал как преступные; уменьшение видов наказаний; объявление смертной казни исключительной мерой наказания; снижение максимального, с 25 до 15 лет, срока лишения свободы; восстановление практики условного осуждения; назначение наказания только по постановлению суда; индивидуализация наказания; усиление борьбы с рецидивной преступностью.

Значительные изменения в советское уголовное право внес Закон СССР «О внесении дополнений и изменений в Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» от 11 июля 1969 г. В Основы, а впоследствии и в Уголовный кодекс УССР были внесены положения об особо опасных рецидивистах, об условно-досрочном освобождении от наказания, о погашении судимости и др.

В 1970 г. в советское уголовное право вводится новый институт – условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду. В 1972 г. вводится понятие тяжкого преступления и исчерпывающий перечень его видов. В 1980 г. в состав изнасилования как особо отягчающее обстоятельство вводилось изнасилование малолетних. В 1982-1985 гг. в уголовное законодательство были внесены изменения, направленные на борьбу с рецидивной преступностью, разворовыванием государственного и общественного имущества, спекуляцией.

В 1985-1986 гг. были приняты нормативные акты, направленные на борьбу с пьянством и получением нетрудовых доходов. В 1987 г. СССР присоединился к международной конвенции, которая предусматривала борьбу с наркотиками и захватом заложников.

2 июля 1991 г. Верховный Совет СССР принял Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: