РАЗДЕЛ 3
Варианты ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития
3.1. Первый вариант (А) ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития (инклюзивное образование)
Этот вариант адресован обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения с нормально развивающимися сверстниками.
Это дети, характеризующиеся легкой задержкой психического развития, в структуре которой на первый план выступают трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Нередко у этих детей могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. При этом они обнаруживают близкие к возрастной норме, или даже в пределах возрастной нормы уровни интеллектуального развития и обучаемости.
Ребенок с ЗПР, обучающийся по Первому варианту Стандарта, получает образование, сопоставимое на всех его уровнях с образованием нормально развивающихся сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки.
Он полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его нормально развивающиеся сверстники. Осваивая Основную образовательную программу, требования к которой установлены действующим ФГОС, обучающийся с ЗПР имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах5.
|
Для успешного усвоения основной образовательной Программы эти дети нуждаются в удовлетворении их особых образовательных потребностей, включающих:
особую организацию образовательной среды и процесса обучения с учетом особенностей развития ребенка;
обеспечение специальной психокоррекционной помощи, направленной на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения; помощь ребенку в осознании и преодолении трудностей саморегуляции, в осознании ценности волевого усилия;
обеспечение коррекционно-развивающей направленности обучения во всех областях образования:
специальная работа по формированию способности к самостоятельной организации собственной деятельности, осознанию возникающих трудностей, умению запрашивать и использовать помощь взрослого;
специальная работа по формированию умения применять знания, полученные в ходе обучения, в повседневной жизни;
активизация познавательного интереса к окружающему предметному и социальному миру;
специальная работа по развитию разных форм коммуникации;
помощь ребёнку в осмыслении происходящего с ним и вокруг него;
особое внимание к проработке жизненного опыта ребенка;
опора на достижения предшествующего (дошкольного) этапа образования.
Специальное внимание должно уделяться удовлетворению образовательных потребностей в сфере развития и расширения жизненных компетенций ребенка с ЗПР в соответствии с основными направлениями, включенными в Программу коррекционной работы (см. раздел «Требования к структуре образовательных программ»).
|
Родители обучающегося с ЗПР, готового к обучению в общеобразовательной среде, выражают в письменной форме желание обучать своего сына/дочь совместно со здоровыми сверстниками, а также – готовность систематически оказывать помощь своему ребенку дома.
В случае появления стойких затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со сверстниками обучающийся с ЗПР направляется на комплексное обследование в психолого-медико-педагогические комиссии с целью выработки рекомендаций родителям и специалистам по его дальнейшему обучению.
Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельные предметные линии в одной или нескольких образовательных областях в структуре основной образовательной Программы не должна служить препятствием для выбора или продолжения освоения первого варианта ФГОС для обучающихся с ЗПР.
Требования к результатам освоения основной образовательной Программы и поддерживающей ее Программы коррекционной работы
Самым общим результатом освоения образовательной программы обучающимися с ЗПР должно стать введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, ориентированного на норму развития.
Требования к результатам обучения детей с ЗПР, осваивающий первый вариант А ФГОС для обучающихся с ЗПР по основной образовательной Программе задаются действующим ФГОС7. Эти требования дополняются специальными требованиями к результатам образования по Программе коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции, задаваемыми ФГОС для обучающихся с ЗПР по 6 направлениям, образующим структуру Программы коррекционной работы.
|
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения основной образовательной Программы в иных формах.
Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения основной образовательной программы начального общего образования) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности);
адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
увеличение времени на выполнение заданий;
возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Общие требования к результатам освоения основной образовательной Программы обучающимися с ЗПР группируются в соответствии с действующим ФГОС начального общего образования и обязательно дополняются группой специальных требований к развитию жизненной компетенции ребенка с ЗПР, получающего образование в среде нормально развивающихся сверстников, в соответствии с направлениями Программы коррекционной работы (см. таблицы 1-5).
Направления коррекционной работы в сфере формирования жизненной компетенции обучающихся с ЗПР и планируемые результаты.