Требования к условиям получения начального образования обучающимися с ЗПР




С целью сохранения единого образовательного пространства страны требования к условиям получения образования обучающимися с задержкой психического развития представляют собой интегральное описание совокупности условий, необходимых для реализации соответствующих образовательных программ, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения. Вместе с тем, данная система требований включает в себя специфические компоненты в соответствии с общими для всех детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР, испытывающими объективно обусловленные трудности как в процессе школьного обучения, так и в общем ходе социализации.

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР должны учитываться в процессе их воспитания и обучения, служить как общими, так и более конкретными ориентирами при организации образовательной среды и при осуществлении выбора средств и технологий коррекционной работы.

Разнообразие проблем, затрудняющих обучение и воспитание детей с ЗПР, предполагает дифференциацию условий, необходимых им для усвоения основной образовательной Программы начального образования. Реализация этих условий позволит:

 


  • обеспечить все категории обучающихся с ЗПР образованием, отвечающим их возможностям и потребностям;

  • гарантировать обучающемуся с ЗПР удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его потенциала;

  • обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, соответствующего возможностям обучающегося, отвечающего рекомендациям специалистов, предоставив семье диапазон возможных достижений ребёнка при выборе того или иного варианта стандарта;

  • обеспечить на всей территории РФ сопоставимое качество образования обучающихся с определённым вариантом ЗПР;

  • обеспечить каждому обучающемуся с ЗПР наличие индивидуализированной психолого-педагогической помощи;


Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального образования представляют собой систему требований к кадровым, финансово-экономическим, материально-техническим и иным условиям реализации указанной программы и достижения планируемых результатов начального образования, информационно-методическому обеспечению, использованию современных информационных и коммуникационных технологий. Вместе с тем, данная система требований должна включать в себя специфические компоненты в соответствии с особыми образовательными потребностями разных групп обучающихся с ЗПР и различными вариантами осваиваемого стандарта образования.

Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для обучающегося с ЗПР, открытой для его родителей (законных представителей); гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.

В соответствии с текстом статьи 34 п. 2 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на «предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции»8.

В этой связи, в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при разработке требований к ресурсному обеспечению (условиям) учитываются:

 


  • типологические особенности психического развития обучающихся с ЗПР;

  • характеристики их социально-адаптационного потенциала;

  • содержание основных элементов образовательного процесса в соответствии с требованиями разрабатываемого стандарта;

  • характер и содержание интеграционных компонентов образовательной среды, отражённых в специальном стандарте;

  • представления о константных и вариативных условиях реализации образовательного стандарта для обучающихся с ЗПР.


С учётом перечисленных параметров в целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального образования обучающихся с ЗПР в различных видах образовательных организаций должны создаваться условия, гарантирующие возможность:

 


  • достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;

  • использования обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений обучающегося с ЗПР, соответствующих его особым образовательным потребностям;

  • адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции обучающегося с ЗПР совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы, и родителей (законных представителей);

  • условия для индивидуализации образовательного процесса в отношении обучающихся с ЗПР;

  • целенаправленного развития способности обучающихся с ЗПР к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;

  • выявления и развития способностей и одарённостей обучающихся с ЗПР через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • включения педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся с ЗПР и общественности в разработку основной образовательной программы начального общего образования, проектирование и развитие внутришкольной социальной среды;

  • использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и апробированных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям обучающихся с ЗПР;

  • взаимодействия в едином образовательном пространстве образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы и адаптированные образовательные программы в целях продуктивного использования накопленного педагогического опыта обучения обучающихся с ЗПР и созданных для этого ресурсов.

 

Требования к кадровому обеспечению реализации Первого варианта (А) ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития

Кадровое обеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов (в области общей и коррекционной педагогики), а также кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение обучающихся с ЗПР в системе школьного образования. Уровень квалификации работников образовательной организации для каждой занимаемой должности отвечает квалификационным характеристикам должностей работников образования.

Педагоги образовательной организации, которые реализуют программу коррекционной работы с детьми с ЗПР (вариант А) должны иметь квалификацию/степень бакалавра или магистра. Предусматривается:

1. бакалавр по направлению «Педагогика» должен получить образование по магистерским программам в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии или по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»;

2. бакалавр по направлениям «Педагогическое образование» «Психолого-педагогическое образование» должен получить:

- один из профилей подготовки в области специальной (коррекционной) педагогики; специальной (коррекционной) психологии или по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»,

- либо квалификацию логопеда; учителя-олигофренопедагога по направлению специальное дефектологическое образование;

3. по специальностям логопедия, олигофренопедагогика с обязательным прохождением профессиональной переподготовки (повышения квалификации) в области инклюзивного образования, подтвержденной сертификатом установленного образца.

Педагоги, которые реализуют основную образовательную программу (вариант А), должны иметь высшее профессиональное образование, предусматривающее:

а) получение степени/квалификации бакалавра или магистра по направлению педагогическое образование (соответствующего профиля подготовки);

б) получение специальности «Начальное образование» (квалификация ― учитель начальных классов).

Для этих категорий специалистов обязательным требованием является прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации) в области инклюзивного образования, подтвержденной сертификатом установленного образца.

В системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающие возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования, использования инновационного опыта других образовательных учреждений, проведения комплексных мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций.
Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования детей с задержкой психического развития

Материально-техническое обеспечение – общие характеристики инфраструктуры общего и специального образования, включая параметры информационно­образовательной среды.

Материально-техническое обеспечение школьного образования детей с ЗПР должно отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально­технического обеспечения должна быть отражена специфика требований к:

 


  • организации пространства, в котором обучается ребёнок с ЗПР;

  • организации временного режима обучения;

  • наполняемости класса и организация рабочего места ребёнка с ЗПР;

  • техническим средствам обучения детей с ЗПР;

  • специальным учебникам, рабочим тетрадям и дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям детей на каждой ступени образования в соответствии с выбранным уровнем и вариантом стандарта образования;

  • к материально­техническому обеспечению педагогических кадров и других участников образовательного процесса.


Образовательные учреждения самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Организация пространства, в котором обучается ребёнок с ЗПР, осваивающий Первый вариант (А) ФГОС для обучающихся с ЗПР.

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования детей с ЗПР должны обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.) и санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.).

Учебные кабинеты образовательной организации, в которой обучаются дети с ЗПР, должны включать рабочие, игровые зоны и зоны для индивидуальных занятий, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной, внеурочной учебной деятельности и отдыха.

В образовательной организации должны иметься и быть соответствующим образом оборудованы: кабинеты специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда), помещения для физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы, медицинский кабинет, помещение библиотеки (наличие читального зала, медиатеки); помещение для питания обучающихся; помещения, предназначенные для занятий музыкой, изобразительным искусством, хореографией, техническим творчеством, естественнонаучными исследованиями; актовый зал; спортивный зал; площадка на территории образовательной организации для занятий и прогулок на свежем воздухе.

 

Организация временного режима обучения детей с ЗПР, осваивающих первый вариант стандарта

Распорядок дня обучающихся с ЗПР устанавливается с учетом их повышенной утомляемости в соответствии с требованиями к здоровьесбережению (регулируется объем нагрузки по реализации Основной образовательной программы и Программы коррекционной работы, время на самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности).

В первой половине дня обучающиеся с ЗПР посещают учебные занятия, предусмотренные основной образовательной программой. Во второй половине дня (во внеурочное время) предусматривается организация специальных занятий с учителем-дефектологом и педагогом-психологом, направленных на реализацию Программы коррекционной работы, а также дополнительные необходимые мероприятия, направленные на оздоровление ребенка, реализацию его особых образовательных потребностей.

Наполняемость класса и организация рабочего места ребёнка с ЗПР, осваивающего первый вариант стандарта

Наполняемость класса, в котором обучаются дети с ЗПР, не должна превышать нормативную (25 обучающихся), а число их в классе не должно превышать четырех.

Организация рабочего пространства ребенка с ЗПР осуществляется с использованием здоровьесберегающих технологий.

Технические средства обучения детей с ЗПР

Технические средства обучения детей с ЗПР включают как общие технические средства, предусмотренные соответствующим разделом ФГОС, так и специализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей данной категории обучающихся (см. Приложение – «Требования к использованию современных информационных и коммуникационных технологий»).

 

Специальные учебники, рабочие тетради и дидактические материалы, отвечающие особым образовательным потребностям детей в соответствии с первым вариантом стандарта образования

Преподавание основной образовательной программы ведется по учебникам общеобразовательных школ. Обязательными являются специализированное электронное приложение к учебнику, специализированные рабочие тетради, а также специальные компьютерные инструменты обучения, обеспечивающие реализацию программы коррекционной работы, направленной на формирование жизненной компетенции и преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: