Тема: Восприятие и ощущения
Цель: Раскрыть ключевые понятия темы. Охарактеризовать психические процессы, раскрыть физиологические основы. Выявить индивидуальные различия ощущений и восприятия у студентов группы.
Вопросы для обсуждения:
1. Дать общую характеристику процессам восприятия и ощущения.
2. Физиологическая основа процессов ощущения и восприятия.
3. Классификация ощущений и восприятия.
4. Развитие ощущений.
5. Индивидуальные различия в восприятии.
6. Предмет и фон в восприятии.
7. Взаимоотношение целого и части в восприятии.
8. Восприятие пространства.
9. Восприятие движения и времени
Задание СРС:
Изучить указанную литературу и подготовиться к ответам на вопросы.
Подготовиться к проведению практического занятия по теме: восприятие, ощущение.
Изучить задания и решить следующие проблемные ситуации:
1. Объяснение, почему ощущение является генетически первичной формой отражения действительности.
2. В чем проявляется и чем обусловливается субъективный характер ощущений?
3. Почему восприятие нельзя свести к простой сумме ощущений? Как понимать утверждение, что восприятие – это результат сложной аналитико-синтетической деятельности?
4. Известно, что один и тот же промежуток времени в разных ситуациях воспринимается по-разному, объясните причины субъективной оценки времени человеком.
Основная литература:
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2000. С.165-232.
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М., 2005.- С. 240-276.
Евграфова Т.А. Психолого-педагогический практикум: Учеб-метод.пособие для студ. – Волгоград, 2005.
Дополнительная литература:
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб., 1999. С.177-250
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.,1995. С.279-282
Психология. /Под ред. И.В.Дубровиной.- М., 1999.- С. 91-105.
Общая психология, СД 1 курс
Семинарское занятие № 14
Тема: Память.
Цель: Дать определение и общую характеристику памяти и основные ее процессов. Познакомиться с методами изучения памяти. Изучить индивидуальные особенности памяти студентов группы.
Вопросы для обсуждения:
1. Определение и общая характеристика памяти: память как психический процесс; теории памяти; физиологические основы памяти.
2. Классификация отдельных видов памяти: по характеру психической активности, по характеру целей деятельности, по продолжительности закрепления и сохранения материала.
3. Основные процессы и механизмы памяти. Виды запоминания: произвольное и непроизвольное.
4. Заучивание. Понятие о мнемичской деятельности.
5. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие.
6. Методы изучения памяти.
Задание СРС:
Изучить указанную литературу и подготовиться к ответам на вопросы.
Подготовиться к выявлению индивидуальных особенностей памяти.
Основная литература:
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2000. С. 247 – 281.
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М., 2005.- С. 278-317.
Евграфова Т.А. Психолого-педагогический практикум: Учеб-метод.пособие для студ. – Волгоград, 2005.
Дополнительная литература:
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999. С. 256 – 294.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.,1995. С.282-292.
Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М., 1966.
Общая психология, СД 1 курс
Семинарское занятие № 15
Тема: Мышление
Цель: Дать определение и общую характеристику мышления как психического процесса; раскрыть виды и формы мышления. Познакомиться с методами изучения мышления. Изучить индивидуальные особенности мышления студентов группы.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие и основные характеристики мышления.
2. Физиологическая основа мышления.
3. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления.
4. Классификация мышления:
· Виды мышления;
· Формы мышления.
5. Основные виды умственных операций.
6. Связь мышления и речи.
7. Теория о поэтапном формировании умственных действий (П.Я.Гальперин).
Задание СРС:
Подготовиться к ответам на вопросы.
Законспектировать: Гальперин П.Я. Формирование умственных действий //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М., 1981. С.78-86.
указанную литературу.
Подготовиться к выявлению индивидуальных особенностей мышления.
Основная литература:
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб. 2000. – С.298-331
Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. – М., 2005.- С. 320-363.
Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М., 1981.- С.11-20, 21027, 35-47, 255-258.
Гальперин П.Я. Формирование умственных действий //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М., 1981. С.78-86 (конспект).
Дополнительная литература:
Петухов В.В. Психология мышления: Учебно-методическое пособие. – М., 1987. С. 5-11, 11-20 (конспект).
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб. 1999. С.309-343.
Общая психология, СД 1курс
Семинарское занятие №16
Тема: Воображение.
Цель: Раскрыть особенности воображения и его роль в психической деятельности; проанализировать виды воображения и механизмы переработки представлений в воображаемые образы.
Вопросы для обсуждения:
1. Общая характеристика воображения.
2. Классификация воображения по степени преднамеренности.
3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы.
4. Индивидуальные особенности воображения и его развитие.
5. Этапы развития воображения.
Задание СРС:
Изучить указанную литературу, подготовиться к ответам на вопросы и проведению исследования.
Основная литература:
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб. 2000. С. 283-296.
Максименко С.Д. Общая психология.- М.,1999.- С.279-289.
Никифоров О.И. К вопросу о воображении //Вопросы психологии. 1972. - №2.
Дополнительная литература:
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб. 1999. С.295-307
Страхов И.В. Психология творчества: Лекции для студентов пед. ин-тов.- Саратов, 1968