В период проведения собраний претенденты на роль управления старались работать максимально открыто. Одним из условий положительных рекомендаций претендентам на роль УО со стороны рабочей группы было условие отчета о работе по истечению первого года работы. Однако уже при первых отчетах проявились разные подходы: общественность и некоторые депутаты в составе рабочей группы требовали приглашать на отчеты уполномоченных от жителей (далее для краткости — Уполномоченных), другие же вместе с властью не видели в этом необходимости...
Это был первый «тревожный звонок».
Видя явное охлаждение власти к совместной согласованной работе по углублению реформы ЖКХ, члены вновь созданного городского «Союза уполномоченных домами» (председатель Иван Кораблин) обращаются с вопросами на «прямой линии» к бывшему тогда Президентом России В. В. Путину о перспективах реформирования ЖКХ. Ведь программа реформы все еще не была утверждена правительством. Ответ обнадежил: главный специалист Департамента ЖКХ Минэкономразвития РФ одним из 5 основных направлений, которые должны были войти в комплексную программу, назвал развитие инициативы жителе и многоквартирных домов. Что отвечало и планам городской общественности.
Эти намерения были рождены не на пустом месте и опирались на высокий общественный потенциал горожан. Согласно проведенного областной администрацией опроса, максимальное доверие жителей в ходе реформы вызвала такая форма управления, как ТСЖ. То есть орган самоуправления жителей. Это был ответ на вопрос: почему так неравномерно идет реформа ЖКХ в области, кому больше доверяют жители?
Органам власти, прокурорскому надзору и другим контролирующим инстанциям доверия респонденты оказали значительно меньше. На этом, на доверии жителей Волгодонска своему активу, подкрепленному поддержкой администрации в скоординированных действиях, и оказалась «впереди планеты всей» реформа ЖКХ в городе. Поэтому представители Волгодонской общественности предлагали и в дальнейшем активно задействовать потенциал гражданской активности при осуществлении следующего этапа реформы.
Собственно, управляющие организации и должны бы стать одним из основных звеньев самоуправления. Потому что, обеспечивая согласно ЖК РФ надлежащий уровень удобства и комфортности жителям, УО должны решать все вопросы — от проведения собраний с жителями, установления цены договора, сбора средств (а значит, и разъяснительно-воспитательную работу с неплательщиками) до защиты интересов жителей в суде и иными методами, в том числе умеряя аппетиты монополистов.
Организовывать «праздники двора», субботники по улучшению благоустройства, работать с детьми по месту жительства. А при возникновении конфликтов по поводу, например, пользования общим имуществом дома — выступать «третейским судьей» между жителями.
К сожалению, события развивались совсем в ином направлении. Все попытки общественности разделить на практике функции управления и эксплуатации встречали молчаливое сопротивление власти, и, естественно, управляюще-эксплуатирующих организаций, так как из 25 управляющих компаний в городе большинство совмещало функции и управления, и эксплуатации. Как говорится, два в одном. Что вполне устраивало власть, которая с помощью общественности удачно завершила распределение жилфонда между бывшими ЖЭКами, сочтя это полноправной реформой ЖКХ. В одном из интервью на вопрос журналистов глава города откровенно заявил, что теперь отношения жителей с управляющими компаниями регулируются договорами, поэтому вмешиваться в договорные отношения власть не имеет права. Что было бы справедливо, будь властью созданы условия, или хотя бы поддержаны действия общественности по защите прав жителей в ходе реформы ЖКХ!
В числе новых форм управления в городе создано некоммерческое партнерство «ЖЭО-8», которое спустя год уже завоевало первое место во Все-
российском конкурсе управляющих организаций, а также необычная форма в виде некоей формы непосредственного управления жителей, где на начальном этапе реформы был сформирован комитет из представителей собственников. В него вошли два помощника депутатов городской Думы, несколько других активистов. Работая на платной основе, они выполняли функции коллективного управления. Кто им платит зарплату сейчас — непонятно. А функции эксплуатации выполняет бывший ЖЭК (сейчас — ООО), работавший ранее на данной территории.
К сожалению, уже год координационный совет по реформированию ЖКХ (в который в 2006 году была преобразована рабочая группа) не собирается, интерес к его работе со стороны администрации резко упал после завершения этапа выбора УО и прихода в город 412 млн руб. в 2009 году из Фонда реформирования ЖКХ.
Как известно, в 2006 году президент В. В. Путин подписал условия оценки деятельности субъектов Федерации из 47 пунктов. Одним из пунктов была безубыточность работы сферы ЖКХ. Естественно, коммерческие ЖЭКи не могут по определению быть убыточными. Тем более в условиях, когда «сам себе и командир» и контролер. При этом интерес на «верхних этажах» власти к повышению гражданской активности жителей не проявлялся, поэтому местная власть посчитала дальнейшую «возню» с общественностью непродуктивной.
В результате в городе сейчас нет общегородской общественной структуры, которая бы реально обучала, контролировала, обобщала лучшее из работы новых «ЖЭКов» и уполномоченных в масштабах города. Поскольку активная деятельность «Союза уполноченных домами» (ГОО «СУД») по обучению жителей, резкой критике, например, работы комитета по управлению имуществом города (КУИГ) при межевании придомовых территорий вызывала острое неприятие со стороны администрации, что привело в конечном итоге к ликвидации Союза.
Изучая состояние межевания, мы увидели, что в процессе работы нарушаются несколько статей ЖК и ГК РФ. То есть без уведомления жителей и согласия уполномоченного земельные участки в «особых» территориях, где находились арендаторы- предприниматели, обрезались до фундамента. Арендованные участки, которые могли приносить доход, стать одним из источников финансирования органа будущего общественного территориального самоуправления, изымались из общего имущества многоквартирных домов.
Зато за домами закреплялись разбитые вну-тридворовые проезды, и любой угодивший в затопленную водой яму водитель имел теперь право взыскать с собственников дома ущерб. А администрация — обязать жителей привести в порядок «общую территорию»!
Особое недовольство власть проявила, когда во вновь созданный сектор ЖКХ и развития территориального самоуправления общественной палаты члены сектора не захотели принимать созданное вскоре после начала реформы некоммерческое объединение управляющих организаций. Справедливо полагая, что это бизнес-сообщество ближе сектору предпринимательства. Тем более, предлагалось сектор возглавить исполнительному директору этой некоммерческой бизнес-структуры! То есть и здесь представитель управляющих компаний должен был контролировать... себя!
К сожалению, возобладали интересы, далекие от защиты прав жителей. Председатель палаты заявил, что с руководителем сектора (он же руководитель созданной вместо ГОО «СУД» общественной организации «Управдом») «в администрации работать не хотят». И сектор под надуманным предлогом ликвидировали.