РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ - РЕАЛЬНЫЙ ШАГ К РОСТУ ГРАЖДАНСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ




Однако буквально в последние недели 2009 года как из рога изобилия посыпались предложения и инициативы исполнительной власти и депутатов городской Думы.

Один депутат объявляет о необходимости соз­дать некую организацию «Управдом» (?!) с целью обучения жителей и оказания юридической помо­щи в защите их прав, другой — объявляет «поход» против засилья монополистов в ЖКХ...

Администрацией ведутся активные перегово­ры с ООО «Ростов Лукойл-Энерго» с целью урегули-



рования вопросов пользования индивидуальными приборами учета горячей воды, депутаты выявили серьезные нарушения в вопросах установления МУП «Водоканал» тарифов на воду...

Несомненно, предстоящие в марте 2010 года выборы в городскую Думу и мэра реанимируют тему ЖКХ. Однако возникает вопрос, чему она спо­собна послужить в таком виде, кроме предвыбор­ного имиджа кандидатов в народные избранники?

Являясь активным приверженцем идей Прези­дента России Д. А. Медведева по развитию граж­данской активности и активным участником блога Президента (www.kremlin.ru), вместе с коллегами по блогу уверен, что ход дальнейшей реформы ЖКХ требует не таких демонстративных «кавалерийских наскоков». Еще больше внимания и системности необходимо уделить формированию органов тер­риториального общественного самоуправления.

Ряд вопросов Жилищным кодексом не зарегули­рован и требуется доработка закона. Например, об­щественное движение «Волгодонск» (руководитель Иван Крахмальный) с начала реформы пытается по­лучить ответ: кто является юридическим собственни­ком общего имущества дома? Вопрос не надуман. Ведь хотя ЖК РФ и утверждает, что каждый соб­ственник жилья имеет определенную долю в этом имуществе (включая землю), но на практике в случае судебного спора никаких правоустанавливающих документов мы не найдем. То есть нет не только ре­гистрации права собственности в органах юстиции, но и никаких документов о передаче общего имуще­ства (в каком состоянии и т. д.) от муниципалитета уполномоченному органу жителей.

И как быть, например, со штрафами, непро­изводственными расходами управляющих орга­низаций, которые они сейчас закладывают в се­бестоимость? Чем, в таком случае, отличается некоммерческое объединение, действующее в ЖКХ, от коммерческой структуры? Особенно, если затраты на 1 м2 примерно одинаковы?

Что делать, чтобы избежать преднамеренного банкротства управляющих организаций?

Многое, на что мы указывали, исходя из соб­ственного опыта достижений и поражений, мож­но реализовать в рамках существующего ЖК РФ. Но необходима и его существенная доработка.

Например, практика доказала, что совмеще­ние функций управления и эксплуатации вредно для дела, лишает возможности развиваться обще­ственному самоуправлению. Не реализуются воз­можности реформы по финансированию этого про­цесса.


 

Мы уже приводили один источник возможно­го и доступного финансирования деятельности ОТОС — сдача в аренду придомовой территории.

Другой — это организация рекламы в лиф­тах. Сейчас лифты в подъездах неким загадочным образом управляющие организации без ведома жильцов (а это общее имущество) сдают в аренду рекламному агентству. Чистый доход арендатора, всего-навсего изготавливающего и расклеиваю­щего листовки — до 7 тыс. в месяц с одного лифта.

Разве не в силах организовать такую работу ак­тив домов, пополняя общую копилку для организа­ции деятельности ОТОСов?!

Еще одна сомнительная по источнику права сделка — это установка домофонных запирающих устройств на подъездах. Нашему ГОУ «Управдом» довелось заниматься этим вопросом. Выяснилось, что некоторые монтажники домофонов грубо на­рушают правила пожарной безопасности, устанав­ливается несертифицированное оборудование, что может привести к негативному воздействию на телефоны, кабельное телевидение.

А жителей дома № 13 по ул. Энтузиастов про­сто обманули, собрав деньги и не выполнив все не­обходимые работы. Цена установки была весьма произвольной и отличалась по разным квартирам до 100%! Мировой судья дал квалифицированную оценку таким действиям.

При этом неискушенные жильцы, выбранные домофонными компаниями как старшие, подписы­вают договора, согласно которым все эти право­вые «выверты» считаются законными. Домофоны не берутся на обслуживание управляющими ком­паниями, и сторонние «домофонные» компании действуют по обслуживанию на основании неких малопонятных договоров, таким же непонятным образом приходуя денежные средства.

Жители же несут прямой материальный убыток. Согласно Постановления Правительства в каждом субъекте Федерации установлен предельный раз­мер доли цены услуг ЖКХ от среднего заработка. Но так как ежемесячная уплата 30-40 руб. с кварти­ры за домофон нигде не учитывается, то эти деньги как бы «не входят» в затраты на содержание жилья!

И хотя управляющим организациям домофоны принесли значительное облегчение труда по убор­ке и сохранности подъездов и экономии на ремон­те в подъездах, но достигнутую экономию жители никак не ощутили. А члены ТСЖ «Автомобилист Дона», напротив, даже пытались голосованием обязать всех жителей дома платить в ТСЖ некий «налог» на пользование домофоном. Как иначе на-


 



 

 


 

звать решение об уплате (ни за что!) в бюджет ТСЖ ежемесячно сумму в размере 50% дополнительно к тем 30 руб., что требует домофонная компания! При этом активного жителя дома, попытавшегося потребовать на собрании не нарушать закон, под­вергли обструкции. И право жителей дома на отме­ну незаконного решения ему долго пришлось до­казывать в суде. После чего домофонная компания, в «назидание», видимо, заявителю в суд, запросила тройную сумму за установку ему этого устройства!

Члены ТСЖ, конечно, не враги сами себе и дру­гим жителям дома. Но настолько получил распро­странение правовой беспредел в период внедрения нового ЖК РФ, что почти все жители согласились с беззаконием. Видимо, лишь бы не воплотилась в жизнь ситуация, когда, как в известном фильме обещала управдом-героиня Нонны Мордюковой, «газ отключим»!

Такие тенденции массового воспитания право­вого нигилизма на ниве псевдореформирования ЖКХ — иначе ситуацию не назовешь — очень тре­вожное явление. И оно требует, следуя духу По­слания Президента России Д. А. Медведева Феде­ральному Собранию 12 ноября 2009 года, самого критического и тщательного анализа.

Завершая статью, полагаю необходимым еще раз обратить внимание на актуальность, вос­требованность всемерного развития человеческой, гражданской активности. Необходимо развивать ин­новационные подходы к решению проблем как в сфе­ре ЖКХ, так и в целом, используя алгоритм, нарабо­танный механизм решения в одном деле, для целей общего ускорения развития российского общества. Полагаю, наш комплексный подход, который тезис­но описан в данной статье, дает определенное пред­ставление, как это сделать в реальных условиях.

Примером такого позитивного результативного сотрудничества бизнеса, власти и общественных структур хотелось бы завершить материал. Мы уже говорили о 15-микрорайоне, где вместе с депутатом А. Долженко, на частично оплачивае­мой основе работает актив жителей. Здесь 3 года назад был создан общественный орган территори­ального самоуправления, с которым тесно и взаи­мовыгодно сотрудничают две УК: ООО «Жилстрой-ЖЭК-1 и -2» (директор А.А. Кондратюк). Многое в организации работы зависит и от «хозяина» — будь то глава города или владелец управляющей компании. Здесь чувствуется заботливая рука ди­ректора УК и учредителя — депутата заксобрания об­ласти Ю. Я. Потогина. По соглашению, руководство УК раз в квартал отчитывается о своей работе, жи-


телям всегда доступны цифры затрат, планы работ и т. д. А жители пока что сами доплачивают активу, который контролирует работу служб ЖКХ, в чем за­интересовано руководство УО.

Закономерно, что за последний год несколь­ко многоквартирных домом перешли именно в эти управляющие организации. Так что последователь­ность, открытость проведения реформы ЖКХ вы­годна всем: власти, обществу, бизнесу. Да и поли­тикам тоже.

Нам довелось два года назад с А. Долженко побывать по приглашению руководителя Волго­градского областного отделения движения «Раз­витие предпринимательства» в Волжском. После нашего визита, работы с администрацией, жителя­ми, управляющими организациями (а там функции управления и эксплуатации разделены) в Волжский Федерация обществ потребителей Юга России направила экспертов потребителей. Они высоко оценили работу двух фирм, занятых в лифтовом хозяйстве в ЖКХ. Им присуждены знаки ФОП ЮР «Южнороссийское качество». Организации вош­ли в Клуб добросовестного бизнеса. А спустя год руководитель общественного движения «Разви­тие предпринимательства» И.Д. Грачев подписал Соглашение о взаимодействии с ФОП ЮР в части развития лучшего предпринимательства в системе ЖКХ. По просьбе депутата Госдумы О. Л. Михее-ва специалисты-общественники работали в Вол­гограде, после чего на основе представленного квалифицированного анализа ситуации мэр Вол­гограда был вынужден отменить завышенные не­справедливые тарифы.

И жители-избиратели области, видимо, оцени­ли и такую работу партийного отделения «Справед­ливой России», возглавляемого Олегом Михеевым: партия значительно увеличила рейтинг и число голосов на выборах. Через год на выборах мэра в Волжском победила представитель этой партии, активно изучавшая и внедрявшая опыт обществен­ности Волгодонска и Ростовского регионального отделения движения «Развитие предприниматель­ства» в своей работе.

Безусловно, здесь нет прямых аналогий, но отрицать наличие определенных причинно-следственных связей нельзя. Не зря же Президент России Д. А. Медведев на встрече, например, с ак­тивом правящей партии «Единая Россия» в апреле 2009 года предметно обращал внимание на такую прозаическую и, казалось бы, не свойственную по­литике сферу, как ЖКХ.

Декабрь 2009 года


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: