Исторические корни структурной социальной работы Взаимосвязь социальной работы с другими науками об обществе




Требования

Тема: Структурная социальная работа.

Включает в себя различные философские модели, которые используются в социальной работе, например, радикальная теория систем.

Объем - 20-24 листа


Содержание

 

Введение

Исторические корни структурной социальной работы.

Взаимосвязь социальной работы с другими науками в обществе.

2. Суть парадигм социальной работы.

Заключение

Список использованной литературы.


Введение

 

В самом общем виде суть социальной работы заключается в регуляции правовых и экономических отношений человека с обществом, оказание помощи в решении личностных проблем. Цель социальной работы: сохранять комфортное, достойное, правовое существование человека как субъекта общества, а также адаптировать личность в социуме. Объектом социальной работы является человек и различные общности. В сложившейся экономической и социальной ситуации в нашей стране помощь в основном направлена на тех, кто находится в самой тяжелой и безвыходной ситуации: многодетные семьи, беженцы, безработные, пенсионеры, инвалиды.

В истории развития любой страны можно найти связь между формами, видами социальной работы и возникающими социальными проблемами. И хотя в России социальная работа как профессиональная деятельность (в западном понимании) еще развивается, отдельные её виды и формы имеют длительное историческое развитие (например, патронажные службы, медико-социальная помощь, службы социального обеспечения и т.д.). Поэтому, занимаясь проблемами социальной работы на разных уровнях, важно знать те концепции, которые лежат в основе социальной работы в целом. Следует учитывать, что существуют особенности в организации социальной работы и в использовании отдельных её методов, обусловленные спецификой теоретико-методологических подходов к одним и тем же социальным проблемам. Для российского общества в настоящее время важно развивать и структурную социальную работу, и деятельность социальных работников с применением психологических техник и технологий. Важно, чтобы оба эти направления взаимно дополняли друг друга.

 


Исторические корни структурной социальной работы Взаимосвязь социальной работы с другими науками об обществе

 

Анализ отечественной научной литературы по проблемам социальной работы показывает, что для ученых нашей страны во многих отношениях она была новой. В прежние времена она была ограничена рамками внутренней социально-экономической политики государства и его идеологии.

Открытие в 1991 году в нашей стране новой специальности «социальная работа» - это веха в истории отечественной социальной работы. Но в развитых странах мира к этому времени уже имелся огромный опыт подготовки социальных работников, работы служб социальной защиты населения. Так, например, в Колумбийском университете США факультет социальной работы был открыт еще в начале 90-х годов XIX века В настоящее время в России знакомятся с теорией социальной работы за рубежом, изучают и анализируют практический опыт социальной работы с целью возможного применения его в нашей стране. Поэтому логично и рационально начать теоретико-методологический анализ изучения социальной работы с изучения зарубежного опыта.

Зарубежный опыт имеет многовековую историю, он многообразен и многолик. По таким позициям как теоретические разработки социальной работы, виды и навыки социальной работы, методы и уровень подготовки социальных работников, как свидетельствуют научные источники, он значительно опережает наш отечественный.

Социально-интегративный характер практики социальной работы обусловливает специфику ее теории, заключающуюся в комплексном, многомерно-диалектическом подходе к действительности, который вбирает в себя множество воззрений на человека, среду его жизнедеятельности и на возможность оказания ему помощи и поддержки. Это означает включение в изучение процессов социальной работы теоретических положений педагогических, экологических, экономических и многих других наук. Основные методологические предпосылки своего развития теория социальной работы черпает из философских, психологических и социологических знаний.Философия предоставляет методологию, т.е. систему принципов построения теоретической деятельности для всех наук. Вне зависимости от социокультурного контекста осмысления и идейных оснований, она объединяет теоретиков единой задачей – поиском принципа конституирования жизненного пространства личности. Кроме того, она предлагает теории социальной работы, основной метод познавательной деятельности – метод рациональной реконструкции, интенсивной теоретизации и рефлексии.В социальной работе как теоретической деятельности на основе общефилософских принципов научного познания – детерминизма, гносеологического подхода, личностного подхода, отражения, развития, единства сознания и деятельности – складывается система представлений о человеке и окружающей его природной и социальной реальности.Метатеоретической основой социальной работы выступает многомерно диалектическое сочетание положений и идей философии общества. В рамках социально-философской проблематики социальной работы рассматриваются позиции взаимодействия и взаимовлияния индивида и общества; смысложизненные основания человека, его место в мире, культуре и истории; социальное, духовное и экологическое состояние планеты; тенденции и перспективы развития цивилизации; защита гуманистических идеалов в современных обществах.Кроме того, философское знание позволяет формировать мировоззренческую концепцию социальной работы, основанную на осознании человеком своих убеждений, рационально-критическом, рефлексивном мышлении, ощущении актуальности своего времени, нравственном отношении к другим людям, ощущении своей сопричастности к миру и трансцендентности наличному бытию.Мировоззренческие основы служат интеллектуальным и духовным фундаментом для практической деятельности специалиста, на основе их восприятия социальный работник способен реализовать на практике свои знания и умения, ценности и жизненный опыт, чувства и личные качества.Психология явилась одной из первых наук, заложивших методологические основания для социальной работы. Психология выполняет относительно социальной работы две взаимосвязанные функции: теоретическую и методологическую. Теоретическая функция состоит в установлении связи между целями и содержанием социальной работы и индивидуальными и коллективными психологическими явлениями и реализуется с помощью специальных психологических теорий – теорий личности, гуманистической психологии, когнитивных теорий и т.д. Методологическая функция выражается в выявлении и использовании психологических закономерностей для исследования социализации личности в изменяющихся условиях жизнедеятельности.Один из основных в психологическом знании – психодинамический теоретический подход, с начала и до середины XX в. доминировал в разработке концепций социальной работы во всех ее сферах, но, прежде всего, при оказании помощи индивидуальным клиентам. Он был основан на психоанализе З.Фрейда и сосредоточивал свое внимание на принятии предыдущего опыта клиента и ситуации, в которой он находился, на роли его желаний и нежеланий. Основы «работы со случаем» были заложены американским ученым М.Ричмонд, которая ставила во главу угла метод социальной работы, т.е. рассматривала, как специалист воспринимает клиента. Большое внимание в данном подходе уделялось индивидуализации клиента, его внутреннему миру, диагнозу его проблемы и возможности излечения, т.е. решения проблемы путем взаимодействия со специалистом. Важное значение придавалось и изменению социального окружения личности, формированию способности человека пользоваться общественными ресурсами и возможностями. М.Ричмонд выделила четыре метода социальной работы – это понимание индивида, понимание социальной среды, непосредственное действие по взаимному согласию и опосредованное действие через социальную среду. Впоследствии сформировалось основное направление приложения психологических знаний в социальной работе– это развитие потенциала (самоусиление) личности и помощь ей извне в нахождении собственных психологических ресурсов.Наиболее целостный методологический фундамент для исследований в области социальной работы формирует социология – «генерализирующая», по П.Сорокину, наука об обществе.Социология предлагает широкий спектр способов изучения объекта, которые в результате позволяют объяснить, понять и изменить отношения в социальной среде. В социальной работе это дает возможность создавать и привлекать различные технологии и методики оказания помощи и поддержки, применять разнообразные подходы к клиенту и т.д.Социологическая парадигма позволяет развивать, прежде всего, структурную социальную работу – деятельность специалистов в направлении развития системы учреждений социальной сферы. Эта активность разворачивается на макроуровне социальной работы и касается разработки и осуществления оптимальных направлений социальной политики государства и социальной защиты населения.

Социальная сфера входит в число приоритетных сфер общества, определяющих основы развития жизненных сил человека, культуру его социальной жизни. В этой связи социальная защита и поддержка жизнедеятельности представителей различных групп населения становятся стратегически важными.

Многие страны пережили во второй половине XX столетия некий этапный период, который потребовал не только поисков эффективных форм экономического, политического и культурно-духовного развития общества, но и поиска новых средств социальной поддержки населения. В полной мере это можно отнести и к России, в которой в начале 1990-х годов произошла радикальная идеологическая и социально-политическая переориентация общественного развития. Это, в свою очередь, потребовало переосмысления противоречивого опыта социальной защиты населения советского периода, истории отечественной благотворительности, государственной социальной политики, существующих форм организации социальной поддержки «слабых» групп населения.

В этот период в России начинается процесс развертывания социальной работы как специализированного вида деятельности и соответствующей подготовки кадров. Изучение зарубежного опыта позволило увидеть тесную связь между спецификой социальных проблем, возникающих на определенном этапе развития общества, и формами социальной работы, направленными на разрешение этих проблем.

В этой связи очень важно знать, каково же сегодня общество, в условиях которого нужно осуществлять помощь человеку, нуждающемуся в поддержке, имеющему те или иные проблемы. Не менее важно знать и особенности человека как представителя определенной социальной группы (половозрастной, национально-этнической, профессиональной, социально-иерархической, социально-территориальной, имущественной, социально-классовой и др.). При этом мы должны опираться на достоверное научное знание, а не на отрывочные сведения, обыденные знания. В данном плане ключевое значение имеет развитие социологии.

Вторая половина XX века в социологии характеризуется не только появлением новых больших социологических теорий, модернизацией классических социологических парадигм («сорокинский», «веберовский», «парсоновский», «дюркгеймовский» ренессанс и др.), связанных не только с саморазвитием социологического знания, глубокой трансформацией общества на цивилизационном (формационном) уровне, но и активной разработкой среднеуровневых и отраслевых социологических теорий. Они помогают связать, соединить методологический, теоретический уровень социологии с эмпирическим.

Этот уровень современного социологического знания постепенно (уже во второй половине XX века) разделился на среднеуровневые теории проблемноориентированного характера (социология управления, социология преступности, социальной адаптации, социализации и др.) и отраслевые социологические теории (социология труда, политики, образования, искусства и др.), к которым близко примыкают так называемые «объектные» социологические теории (социология молодежи, социология семьи и др.) (рис 1)

 

Рис. 1

 

Деление этих среднеуровневых социологических теорий часто имеет достаточно условный характер, расплывчатые, нечеткие границы, но оно существует вполне определенно, аргументировано, явно в абсолютном большинстве случаев. Фактически оно стало общепринятым, несмотря на то, что дискуссии по этому поводу среди специалистов ведутся и сегодня как у нас в стране, так и за рубежом.

К числу новых среднеуровневых социологических теорий в последней трети XX столетия специалисты стали относить и социологическую теорию социальной работы - социологию социальной помощи субъектам социальной жизни, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

Социальная работа как явление общественной жизни, оформленная институционально, в современном виде возникла во второй половине XIX -начале XX веков. Она стала результатом усложнения жизнедеятельности человека и общества, развития гуманистических традиций социального бытия, следствием эволюции производства и социальной сферы, роста влияния последней, а также доли занятого в ней трудоспособного населения.

Со всей остротой как важнейшая проблема встал вопрос о выживании человека в новых социально-исторических и природных условиях его бытия. Это активизировало разработку проблем социальной работы, поиска адекватных ей социальных теорий.

Обычно отдельные теории концептуальных теоретических оснований социальной работы представляются в виде малых (частных) научных парадигм, совокупности которых могут составлять парадигму как традицию, общий подход в социальном мышлении. Но факт существования малых парадигм, «соперничающих» моделей социальной работы не может опровергнуть того, что существует и несколько фундаментальных традиций, которые могут доминировать при определенных социальных и научно-теоретических условиях. Так, например, по мнению М. Пейна, основная парадигма социальной работы в 1970-1980-х годах в США, Великобритании, опираясь на психоанализ и гуманистическую этику, превратилась в нечто самостоятельное, представляемое теориями и практикой психосоциальной работы. При этом шло активное формирование и «использование» и других парадигм.

В настоящее время большинство авторов склонны выделять четыре социологические парадигмы, которые использовались для анализа различных социальных теорий, в том числе и теорий социальной работы. К этим парадигмам относятся: «радикально-гуманистическая», «радикально-структурная», «интерпретативная» и «функционалистская». Причем некоторые авторы считают, что эти парадигмы представляют собой альтернативные взгляды на социальную действительность, и, соответственно, определяют и осуществляют подход к ее рассмотрению с разных точек зрения. Эти теории альтернативны в том смысле, что можно, например, оперировать различными парадигмами последовательно, но нельзя одновременно оперировать более чем одной парадигмой в конкретный момент времени, так как, принимая положение одной парадигмы, мы тем самым отрицаем положения всех остальных (рис.2).

Рис. 2




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: