Социологи - функционалисты, осмысливая характер общественного разделения труда, ставят вопрос о том, какие социальные потребности удовлетворяются функциями профессий. Профессионализация здесь представлена как позитивный процесс, который, обеспечивая «общее здоровье социального тела», способствует осуществлению социальных преобразований таким образом, чтобы социальный конфликт и дезинтеграция оставались минимальными.
|
С этой позиции сам факт наличия или отсутствия в обществе такой профессии, как социальная работа, определяет то, под каким углом зрения воспринимаются индивидом и государством социальные проблемы, формируются ли ценности гражданского общества. Она по определению играет роль посредника между индивидами, отдельными группами, частными и государственными организациями, и, как новая профессия и инновационная практика, связана с изменением жизненных форм, ценностей и профессиональных идентичностей. Функционалистский подход учитывает характер разделения труда в обществе и ставит вопрос о том, какие социальные потребности удовлетворяются функциями профессий.
|
1. Функционалистская модель работы с, цель в рамках этой перспективы, − обеспечение контролирующей функции с помощью социальных институтов, социализирующих тех, кто еще не готов для общества. Работа служит для поддержки социальной сплоченности. В этой парадигме люди должны быть подготовлены к выполнению специфических ролей в обществе, работа направлена на поддержание его моральных ценностей общества, энергия молодых людей должна направляться в конструктивное русло.
|
Предполагается, что людям необходимо общаться с людьми, обладающими достаточно положительными моральными качествами, чтобы служить ролевой моделью.
К примеру, молодые люди находятся в стадии перехода от детства к взрослой жизни. В стадии перехода молодые люди способны бунтовать, необходимо, чтобы их бунтарство было направлено на социально приемлемые цели. Этот подход подчеркивает значение падения моральных ценностей и необходимость контакта молодых людей со взрослыми, чей правильный моральный облик может служить ролевой моделью. Эта модель иерархична; все основные решения принимают взрослые. Реализация целей функционалистской модели предполагает, что молодые люди будут дисциплинированы, обладать приемлемой системой ценностей, поддерживать социальный порядок посредством своей преданности, существующим социальным институтам и структурам. В обществе основные институты останутся неизменными, ценности, которые поддерживают этиинституты, внушаются молодому поколению, сохраняются и передаются далее.
2. Интерпретативная модель.Работа в этой перспективе фокусируется на персональном развитии потребностей людей с некоторым учетом социального положения или окружения людей.
К примеру, молодые люди рассматриваются как проходящие через молодежную фазу жизни. Таким образом, они должны разрешить проблемы, присущие этой фазе. Работа с молодежью призвана смягчить прохождение этой фазы, предоставляя разнообразные возможности для обучения навыкам необходимым во взрослой жизни. Интерпретативная модель – это сознательное стремление помочь людям приобрести необходимые знания, навыки, чувства, отвечающие своим потребностям, связанным с развитием, и потребностям других. С точки зрения молодежных проблем, молодые люди проходят переходную фазу от детства к взрослости. Им необходимо решить задачи, присущие этой стадии. Акцент делается на пропаганде персональной ответственности за индивидуальный выбор, согласно существующим в обществе ценностям. Программы работы будут фокусироваться на помощи молодым людям в освоении и понимании собственных ценностей, относящихся к здоровью, сексуальности и пониманию последствий сделанного выбора. Рекреационные программы представляются как средство, посредством которого молодые люди учатся социальной коммуникации с другими. Как правило, эти программы отказываются от соревновательного элемента и концентрируются на групповых и техниках, для воспитания сотрудничества, взаимопомощи и групповых обязательств. Молодые люди способны развиваться как личность по своему праву, они могут думать, рефлектировать, вырабатывать свои взгляды на жизнь и принимать на себя ответственность за свое поведение. Организационные структуры создаются проектами и клубами, где молодые люди в определенных пределах вовлечены в процесс принятия решений. В этом подходе включение молодых людей в структуры принятия решений рассматривается как механизм, способствующий развитию качеств лидера и личной ответственности.
Целью интерпретативной модели является воспитание людей, которые подготовлены к активной роли в обществе, развили способность строить и поддерживать отношения, сформировали позитивную «Я-концепцию» и персональные ценности, имеют опыт лидерства и навыки принятия решений, понимают значение контроля своей жизни, и верят в то, что могут добиться успеха, если приложат достаточно усилий.
3. Радикально-гуманистическая модель. Основная идея работы – привести людей к достаточному уровню осведомленности относительно их социальной и политической ситуации, когда они будут мотивированы и мобилизованы для попыток достижения перемен внутри институциальных структур. Люди должны осознать тот факт, что для них открыта возможность изменить социальную реальность, они могут конструировать новые реалии, где будут не потребителями, а творцами социальных норм.
Акцент в этой модели сосредоточен на стратегиях повышения сознания, которые рассматривают доминантную систему ценностей как неотъемлемую часть молодежных проблем. Главное внимание обращается на обеспечение солидарности. Общность строится на совместном анализе внешних событий, сближающих группы дискриминируемых меньшинств как средстве понимания жизненной ситуации друг друга. Отношения с молодыми людьми строятся на партнерстве. Структуры участия в проектах, основанных на этой перспективе, будут соответствовать энергии молодых людей, и отвечать их интересам, формированию приоритетов.
4. Радикально-структуралистская модель предполагает, что в условиях растущего кризиса у людей есть шанс осуществить существенные перемены в социальной системе, люди могут рассматриваться как их потенциальные агенты. В этой перспективе перемены являются необходимым намерением, но не достаточным условием для трансформации социальной, экономической и политической систем в общество, в котором гуманный потенциал больше не искажается и не опустошается.
В радикальной перспективе социальные службы становятся одним из выражений формулы конструктивного использования досуга как главной стратегии помощи людям в реализации своего социального потенциала, как посредством неформального научения социальным навыкам, так и через участие в развитии социальных общностей.
В современной России пространство реализации этой модели определяется деятельностью политических и общественных организаций.
Радикально-структуралистская парадигма имеет ряд следующих характеристик практик работы. К примеру, относительно работы с молодежью в этой парадигме существуют следующие положения: молодые люди − социально эксплуатируемая группа; интересы доминантной экономики и легитимных социальных групп имеют следствием маргинализацию молодых людей и снижение их жизненных шансов; равенство для молодых людей не может быть достигнуто, пока институты не изменят своей формы, правил и основы власти.
Эти социологические парадигмы, сложившиеся в США и Западной Европе в конце XIX – середине XX вв., к началу XXI в. получили значительное развитие. Выявилась тенденция к международной интеграции теоретических подходов. В целом они предлагают специалисту по социальной работе методологию рассмотрения многообразных возможностей оптимизации социальных отношений в сфере социальной защиты человека с точки зрения как объективного (системного), так и субъективного (феноменологического) подходов к познанию мира.Заключение
В нашей стране в последнее десятилетие XX века начались перемены, которые привели к коренной ломке социально-экономических и политических устоев, к развитию рыночных отношений. Резко изменился характер и формы социальных отношений, многие граждане утратили свой прежний социальный статус, перспективу, как собственного развития, так и страны в целом. Возросла социальная напряженность. Возникли многочисленные социально-экономические трудности, с которыми невозможно справиться без организованной социальной поддержки. Именно в этих условиях повышается значимость социальной работы, как специализированного вида деятельности, обостряется необходимость подготовки высококвалифицированных кадров социальных работников, актуализируется проблема теоретической разработки социальной работы как научного направления.
Вопрос методологии социальной работы чрезвычайно важен, т.к. он является основным вопросом организации науки и профессиональной деятельности.
Анализ ведущих тенденций развития мировой теории и практики социальной работы свидетельствуют о том, что в этой области происходят новые важные процессы. Усиливается гуманистическая направленность социальной деятельности в целом, которая ориентируется не только на защиту отдельного индивида в его конкретной трудной ситуации, но и на целостный подход к человеку. Растет общественное признание социальной работы как профессии. Социальная работа многогранна и уникальна. Она связана с человеком в целом - в его биологическом, социальном и духовном параметрах. Обусловлена совокупностью взаимосвязанных факторов, характеризующих все разнообразие человеческого поведения и взаимоотношений.
Таким образом, мы можем зафиксировать тот факт, что социальная работа как наука и практика находится на стадии развития.
Нам представляется, что в начале XXI века актуально рассмотрение структурной социальной работы в системе наук об обществе как направления, которое должно стать объектом специального исследования в отечественных науках об обществе и социальной работе.
Список использованной литературы
1. Гуслякова Л.Г. Объект, предмет и методы социальной работы. // Социальная работа в системе наук. Барнаул, 1995
2. Зайнышев И.Г. Теоретико-методологические основы социальной работы // Социальная работа. М., 1992. Вып. 6
3. Обучение практике социальной работы: Международный опыт и перспективы / Под общ. ред. М. Доэла и С. Шардлоу; Пер. с англ. под ред. Ю. Б. Шапиро. М., 1997. С. 10–11.
4. Общедоступный словарь по социологии, психологии и социальной работе / Сост. С.И. Григорьев и др. Барнаул, 1991.
5. Старшинова А. В. Философские основания идеологии социальной работы / А. В. Старшинова // Известия Уральского государственного университета. – 2006. – № 42. – С. 72-92.
6. Теория социальной работы./ под общей редакцией Кузиной И.Г. - Владивосток,Изд-во ДВГТУ 2006
7. Топчий Л.В. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы: Проблемы теории и практики // Российский журнал социальной работы. М., 1995, № 1
8. Шанин Т. Социальная работа: идеология профессионализма // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2, № 3. С. 313
9. Ярская В.Н. Философия социальной работы: Вопросы преподавания // Социальная работа. М., 1992. Вып. 5.
10. Фирсов М.В. Введение в теоретическую социальную работу (историко-понятийный аспект). Воронеж, 1997.