Правовые акты управления многочисленны и разнообразны. В механизме правового регулирования они выполняют многоплановые функции. С их помощью разрешается множество самых различных по своей сложности и содержанию задач, возникающих в ходе государственного руководства обществом. В этих условиях большое теоретическое и практическое значение имеет классификация актов управления по видам и группам в зависимости от их свойств и признаков.
В научной литературе наиболее распространенной является классификация правовых актов управления по следующим критериям:
- по юридическим свойствам;
- по форме выражения;
- по сроку действия;
- по территории действия;
- по органам, их издающим;
- по характеру компетенции;
- по наименованию;
- по функциональной роли;
- по порядку принятия.
Юридические свойства являются основным критерием классификации актов управления. Этот критерий дает возможность определить связь актов с нормами права и их место в механизме правового регулирования. По юридическим свойствам правовые акты управления подразделяются на нормативные, индивидуальные и нормативно-индивидуальные.
Нормативными актами органов государственного управления являются такие акты, которые содержат в себе нормы права. Им присущи признаки, которые имеют любые нормативные акты (содержат общеобязательные нормы права, рассчитаны на неоднократное применение, их действие распространяется на неопределенный круг лиц и т.п.). Понятие нормативного правового акта в настоящее время пока не нашло отражение в законодательстве России. Между тем дефиниция нормативного правового акта предложена в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону»1. В соответствии с данным постановлением нормативным правовым актом является изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
|
Нормативные акты управления, несмотря на их важность и значимость, выполняют свое назначение — исполнение, проведение в жизнь законов. Являясь одним из наиболее емких источников административного права, они регулируют общественные отношения во всех сферах общественной жизни. Нормативными актами управления, в частности, устанавливается правовое положение министерств и ведомств России, закрепляются полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ и др.
Неотъемлемую часть системы правовых средств, с помощью которых осуществляется государственное управление, составляют индивидуальные акты. Они не содержат норм права, принимаются по конкретным вопросам и имеют четко определенный адресат, вызывают возникновение, изменение или прекращение конкретных административно-правовых отношений. С их помощью осуществляется применение требований законов и нормативных управленческих актов к конкретным обстоятельствам, оперативно решаются текущие управленческие задачи.
|
Индивидуальные акты управления не одинаковы. Различаются оперативно-исполнительные и правоохранительные (юрисдикционные) акты. К первым относятся акты применения норм права. С их помощью реализуются диспозиции норм права. Правоохранительные акты обеспечивают охрану прав и свобод граждан от нарушений. К таким актам относятся, например, приказ начальника органа внутренних дел о наложении на подчиненного дисциплинарного взыскания, постановление о назначении административного наказания и т.п.
Нормативно-индивидуальные акты управления содержат в себе одновременно и нормы права, и решения по индивидуальным делам. Здесь наряду с общими правилами содержатся предписания, относящиеся к индивидуальным субъектам.
По форме выражения правовые акты управления могут быть словесные и конклюдентные.
По сроку действия различают акты срочные, бессрочные и временные. Если в акте управления указан срок его действия, то он является срочным и по истечению этого срока утрачивает свою силу. В том случае, когда срок акта не обозначен, он является бессрочным и действует до того времени, когда его отменят. Временные акты действуют в течение указанного в акте срока. Они, как правило, связаны с непродолжительным сроком действия.
По территории действия правовые акты управления делятся на следующие виды:
- действующие на всей территории РФ;
- действующие на территории нескольких субъектов РФ (межтерриториальные);
- действующие на территории отдельного субъекта РФ;
|
- действующие на территории муниципального образования;
- действующие на территории предприятия, учреждения (локальные).
В зависимости от органов, издающих правовые акты управления, различают акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также акты руководителей предприятий и учреждений.
По характеру компетенции исполнительных органов, издающих акты управления, они делятся на акты общей, межотраслевой, отраслевой и специальной компетенции. Эта классификация связана с особенностью органа государственного управления, в компетенцию которого входит издание того или иного акта. Так, акты общего управления издаются Правительством РФ, администрациями субъектов РФ и другими органами исполнительной власти общей компетенции. Издание актов специальной компетенции связано с деятельностью органов внутренних дел, налоговых органов, антимонопольных органов и др.
По наименованию правовые акты управления могут быть представлены в виде: указов, постановлений, распоряжений, приказов, указаний, инструкций, положений, правил, решений и др. При этом следует иметь в виду, что за каждым видом органа государственного управления законодательно закреплена возможность издания соответствующих актов управления. Так, Правительство РФ по вопросам, относящимся к его компетенции, принимает постановления и распоряжения. Министр внутренних дел вправе издавать приказы, распоряжения, инструкции, наставления, директивы.
По функциональной роли различают акты плановые, методические, кадровые, финансовые и др. Данная классификация определяется теми функциями (основным направлением деятельности) органа управления, с осуществлением которых связывается принятие того или иного акта.
Деление актов управления на коллегиальные и единоличные обусловлено их порядком принятия. Каждый вид органа государственного управления имеет свою структуру, взаимосвязи между руководителем и подчиненными, способы решения подведомственных вопросов. Так, Правительство РФ, являясь коллегиальным органом, принимает акты на своем заседании. В единоначальном органе (например, в органе внутренних дел), где ответственность за деятельность возложена на начальника, принимаются единоличные акты.
Правовые акты управления должны отвечать определенным требованиям. Их соблюдение обеспечивает эффективность актов и успешное решение управленческих задач. Все требования можно разделить на две группы: требования законности и требования целесообразности.
Наиболее значимыми являются требования законности. Круг этих требований по объему значителен.
1. Правовые акты должны соответствовать Конституции РФ, федеральным законам, актам вышестоящих органов. Это требование закреплено ст. 15 Конституции РФ. Оно означает недопустимость каких бы то ни было отступлений от норм законов, иных актов вышестоящих органов государственной власти и управления. Все государственные органы и должностные лица должны действовать в пределах Основного закона России и принятых в соответствии с ним актов законодательства.
2. Правовые акты должны издаваться в строгом соответствии с компетенцией органа (должностного лица), только по вопросам, входящим в их ведение, и в пределах предоставленных им прав. Прежде чем приступить к решению того или иного вопроса путем издания акта, необходимо удостовериться, относится ли он к предмету ведения органа. Другими словами, следует обратиться к акту, определяющему правовой статус, полномочия данного органа.
Как несоблюдение указанного требования следует рассматривать решение вышестоящим органом (должностным лицом) вопросов, отнесенных к компетенции нижестоящих органов (должностных лиц). Например, начальник районного отдела внутренних дел является вышестоящим должностным лицом по отношению к начальнику отделения ГИБДД этого же отдела. Однако он не может рассмотреть материалы дела об административном правонарушении, связанном с несоблюдением правил дорожного движения, и назначить в отношении виновного лица административное наказание.
Нарушением является и выход за пределы дозволенного, за пределы объема полномочий. Так, начальник РОВД за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 20.13 КоАП РФ «Стрельба из оружия в не отведенных для этого местах», может назначить административный штраф в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда. Вместе с тем для того, чтобы назначить за данное правонарушение дополнительное наказания в виде конфискации оружия и патронов к нему, начальник РОВД должен передать материалы дела судье.
Правовые акты должны издаваться в установленном порядке. Особые требования предъявляются к нормативным правовым актам управления. Поэтому они закрепляются в нормативных актах вышестоящих органов. Так, общие правила подготовки и издания нормативных правовых актов органов исполнительной власти установлены постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (с изменениями от 11 декабря 1997 г., 6 ноября 1998 г.,
3. Правовые акты управления должны соответствовать определенной юридической форме. По действующему законодательству каждый орган (должностное лицо) имеет право издавать лишь те акты, которые для него предусмотрены. Например, Правительство РФ по вопросам своей компетенции издает постановления и распоряжения. Для Президента России характерными являются указы (нормативные и индивидуальные).
4. Акты управления должны быть подписаны уполномоченными на то лицами. В законодательстве рассматриваемое требование регламентировано довольно четко. Неподписанный акт остается решением, не имеющим юридической силы. Акт, подписанный некомпетентным субъектом, не является законным. Указы и распоряжения Президента РФ подписываются только самим Президентом. Постановления и распоряжения Правительства России подписываются председателем Правительства РФ, а в его отсутствие — лицом, исполняющим такие обязанности. Акты иных органов подписываются руководителем соответствующего органа, а в его отсутствие — лицом, исполняющим обязанности.
5. Обязательным условием акта управления является доведение его содержания до адресата. Это требование является обязательным для всех правовых актов управления. Так, акты Президента РФ и Правительства РФ подлежат обязательному опубликованию в официальных источниках. К таким источникам относятся «Российская газета», «Собрание законодательства РФ». Кроме того, они могут быть переданы в установленном порядке для опубликования в иных органах печати, обнародования по телевидению, радио и т.п. Порядок опубликования правовых актов управления установлен Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями от 16 мая 1997 г., 13 августа 1998 г.).
Акты органов исполнительной власти субъектов РФ публикуются в соответствующих изданиях этих субъектов. Например, акты органов исполнительной власти Нижегородской области публикуются в газете «Нижегородские Новости».
6. Соблюдение в правовом акте необходимых реквизитов относится к важным требованиям процессуального порядка. К таким требованиям относятся, в первую очередь, вид акта; обозначение органа, принявшего (издавшего) акт; название, обозначающее предмет регулирования; дата, место принятия акта, его регистрационный номер; подписи лиц, официально уполномоченных подписывать соответствующие правовые акты.
Ввиду многообразия правовых актов управления, различным может быть и срок вступления их в силу. Правовой акт вступает в силу:
- с момента принятия;
- по истечении семи дней после дня его первого опубликования;
- со дня подписания;
- со дня получения адресатом (если содержит сведения, составляющие государственную и иную, охраняемую законом тайну);
- с наступления срока, указанного в акте;
- с наступления срока, указанного в другом акте.
Различные виды правовых актов управления имеют разные сроки вступления в законную силу. Так, Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, по общему правилу вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их опубликования. Акты правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти вступают в силу со дня их подписания (принятия).
Нормативные правовые акты органов государственного управления, затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежат обязательной регистрации. Орган исполнительной власти, издавший подобный акт, подает необходимые документы в Министерство юстиции. Затем документы рассматриваются и изучаются, составляется заключение о законности акта, представленного на регистрацию. После этого заключение утверждается и нормативному правовому акту присваивается регистрационный номер. Срок государственной регистрации составляет семь дней и исчисляется с момента получения документов о регистрации органами юстиции.
Одним из дополнительных требований, предъявляемым к правовым актам управления, может быть соблюдение условий о ссылках. Ссылки в статьях, частях, пунктах, подпунктах или абзацах нормативного правового акта на другие нормы этого же акта, а также на иные действующие нормативные правовые акты, их отдельные положения применяются в случаях, если необходимо показать взаимную связь нормативных предписаний либо избежать дублирования. Ссылка на нормативный правовой акт должна содержать официальное наименование государственного органа (должностного лица), его принявшего (издавшего), название акта, номер внутренней регистрации, дату принятия (издания), источник официального опубликования, а также точное указание нормы, на которую делается ссылка.
Принимаемые правовые акты управления должны содержать в себе не только требования законности, но и целесообразности. Целесообразность правового акта управления — это его полезность с точки зрения государственных интересов, способность наиболее оптимально разрешать управленческие ситуации. Для достижения целесообразности необходимо учитывать следующие факторы: состояние системы управления, ранее принятые акты, возможные варианты решения проблемы, интересы участников управленческих отношений, права и свободы человека, научно-правотворческие рекомендации и др.
Несоблюдение указанных выше требований, предъявляемых к правовым актам государственного управления, делает их дефектными.
В зависимости от степени дефектности такие акты разделяют на ничтожные и оспоримые.
Ничтожным признается такой правовой акт, который вследствие допущенных нарушений предъявляемых к нему требований не может порождать и не порождает юридических последствий. Такой акт не подлежит исполнению. Признать акт ничтожным вправе лишь компетентный орган (должностное лицо). Правовые акты признаются ничтожными в следующих случаях:
- если на то есть прямое указание закона;
- если грубо нарушена (превышена) компетенция субъекта, издавшего акт;
- при отсутствии законных оснований (заявления, указания, поручения и т. д.) для принятия акта;
- если нарушен срок давности;
- если акт предписывает совершение противоправных действий и т.п.
Оспоримый правовой акт — это правовой акт, который подлежит исполнению, но может быть обжалован заинтересованными сторонами или опротестован прокурором. Обжалование и опротестование не влечет за собой признание правового акта управления незаконным. Если жалоба или протест удовлетворены, то соответствующий акт лишается юридической силы. В случае их неудовлетворения акт продолжает действовать.
Порядок обжалования и опротестования установлен соответствующими законодательными актами. Так, гл. 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях определяет порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
Оспаривание может быть осуществлено любым лицом, если об этом нет оговорки в норме права. Отменить акт вправе только компетентный орган (должностное лицо). Вывод об его отмене должен быть юридически обоснован. До отмены акта компетентным субъектом невозможно говорить о его ничтожности, даже несмотря на его очевидную юридическую несостоятельность.
Правовые акты управления принимаются всеми органами государственного управления, в том числе и органами исполнительной власти. Эти акты издаются в связи с осуществлением ими административной (управленческой) деятельности внешнего и внутриорганизационного характера.
Органы внутренних дел, выполняя исполнительно-распорядительные функции, также издают многочисленные акты управления. Содержание актов определяется основными направлениями деятельности органов внутренних дел. Соответственно акты управления, принимаемые органами внутренних дел, могут иметь административно-правовой, уголовно-процессуальный и оперативно-розыскной характер.
Акты административно-правового характера направлены на регулирование отношений в сфере административной деятельности органов внутренних дел. Они связаны непосредственно с охраной общественного порядка, обеспечением общественной безопасности граждан. К ним относятся акты, принимаемые в целях осуществления деятельности подразделений лицензионно-разрешительной системы, дежурных частей, органов дознания, вневедомственной охраны, ГИБДД и иных служб, входящих в состав милиции общественной безопасности.
Акты уголовно-процессуального характера принимаются в связи с осуществлением органами внутренних дел функций предварительного следствия и дознания. Порядок их издания регламентируется уголовно-процессуальным законодательством.
Акты оперативно-розыскной направленности принимаются в связи с осуществлением органами внутренних дел оперативно-розыскных функций. Правовая основа данного вида деятельности определяется Законом об оперативно-розыскной деятельности.
Большинство актов управления, принимаемых (издаваемых) органами внутренних дел является индивидуальными. Любой орган внутренних дел, независимо от его иерархического положения в данной системе, может принимать индивидуальные акты. Акты внутренней направленности принимаются по вопросам кадровой политики, финансирования, материально-технического обеспечения и иных направлений организационного обеспечения. Акты внешней направленности (правоохранительные) связаны с осуществлением основных задач органов внутренних дел: предупреждением и пресечением правонарушений, охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности. Эти акты направлены на защиту прав и свобод граждан, охрану здоровья, собственности, обеспечение иных охраняемых законом объектов. Правоохранительные акты органов внутренних дел могут иметь форму предписаний, требований о прекращении правонарушений, постановлений о назначении административных наказаний.
Органы внутренних дел принимают также правовые акты нормативного характера. Объем правотворческой компетенции у них изменяется в соответствии с положением в иерархической системе. Министерство внутренних дел обладает более широкими правами по изданию нормативных актов управления, чем, например, главное управление (управление) внутренних дел субъекта РФ.
Правовые акты управления, издаваемые (принимаемые) органами внутренних дел, могут быть выражены в письменной, устной и конклюдентной форме, различаться по сроку действия, территории действия, наименованию и др. Нормативные акты издаются в форме приказа, инструкции, наставления, положения, устава и т.п. Индивидуальные акты могут иметь форму постановления, распоряжения, предписания и др.