Актуальность проектно-исследовательской работы определяется её значимостью для решения определённой проблемы.




Методические рекомендации по написанию и оформлению

Проектно-исследовательской работы

1. Титульный лист является первой страницей проектно-исследовательской работы и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается название мероприятия: Инженерный форум «Романтики Арктики». В среднем поле указывается вид исследовательской работы и её тема. Тема работы пишется без сокращений и аббревиатур. В правом углу титульного листа указываются фамилия, имя, отчество, класс автора работы; фамилия, имя, отчество руководителя, его научное звание и должность; название образовательного учреждения. В нижнем поле указываются местонахождение образовательного учреждения и год написания работы.

2. Содержаниеработы. С его помощью материал структурируется и излагается в логической последовательности. Содержание помещается на второй странице после титульного листа. В нем приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и параграфов в тексте. Номера страниц фиксируются в правом столбце. Введение и заключение не нумеруются. Объем содержания составляет одну страницу.

3. Введение.

Введение раскрывает сущность исследуемой темы. Во введении обосновывается актуальность темы, обозначается проблема, указываются цель и задачи исследования, формулируется гипотеза, перечисляются методы работы, дается краткий обзор литературы и источников, степень изученности данного вопроса.

Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.

 

Выбор темы осуществляется по чётко сформулированной проблеме инженерно-технической направленности, имеющей отношение к Атомному Флоту России, судостроению в соответствии с возрастной категорией:

· для 5-8 классов: Обеспечение аварийно-спасательных операций во льдах;

· для 9-11 классов: Обеспечение безопасного обращения с ядерными материалами и радиоактивными отходами.

Актуальность проектно-исследовательской работы определяется её значимостью для решения определённой проблемы.

Проблема – это постановка вопроса, который нуждается в решении. Ставя проблему, автор работы отвечает на вопросы: «Что можно придумать нового, не используемого ранее?», «Почему данную проблему необходимо изучать в настоящее время?» Проблема предполагает иссле­дование неизвестного в науке и практике, что предстоит открыть, дока­зать, сделать.

Под целью проектно-исследовательской работы понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге. Цель заключается в решении проблемы.

Цель любого исследования, как правило, начинается с глаголов: выяснить..., выявить..., обосновать..., определить..., создать... и т.д.

 

Задачи конкретизируют цель и представляют собой все последовательные этапы организации и проведения проектно-исследовательской работы с начала до конца. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулируя задачи, следует помнить, что, решая их, фактически задается программа исследования: изучить, раскрыть, охарактеризовать, обосновать, проанализировать, исследовать, дать описание, сделать предположение, подобрать методы, разработать программу, собрать сведения, получить данные, сравнить данные друг с другом по таким-то параметрам и т.д.

Каждая следующая задача может решаться только на основе результата решения предыдущей.

Первая задача – анализ теоретических источников по изучаемой проблеме.

Вторая – выбор методов исследования.

Третья – проведение исследования.

Четвертая – выявление актуального состояния рассматриваемого явления, проблем и перспектив дальнейшего развития.

Пятая – разработка практических рекомендаций.

Всего рекомендуется постановка и решение не менее трёх, но не более пяти задач.

Гипотеза – это логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения. Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям: не включает в себя слишком много положений; не содержит неоднозначных понятий; выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их объяснению, утверждая конкретно новую мысль, идею; проверяема и подходит к широкому кругу явлений; имеет правильное стилистическое оформление. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения («Если ..., то ...» или «Чем ..., тем ...»). В ходе эксперимента гипотеза уточняется, дополняется, развивается или отвергается.

Методика (методы исследования) – это способы, приемы, при помощи которых осуществляется исследование. Используя разные исследовательские методы, можно проверить, уточнить результаты, получить более достоверные, интересные данные. Существуют следующие методы проведения исследования:

1). Накопление научного материала: изучение литературы и источников; ознакомление с историей и теорией вопроса, достижениями в смежных областях; консультация; наблюдение.

2). Осмысление собранного материала: сравнение; измерение; анализ и синтез; обобщение; аналогия; моделирование.

3). Проверка и уточнение фактов: критика; уточнение сделанных выводов, корректировка; обсуждение результатов; эксперимент; проверка на практике.

Работа с литературой. В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу. Чтобы показать, что вы работали с источниками и литературой, необходимо иметь в работе сноски на указанные тексты. Рекомендуется находить в литературе противоречивые взгляды разных авторов. После анализа точек зрения о спорных вопросах рекомендуется изложить собственную позицию. Не допускается переписывание текста из литературного источника: должна быть произведена творческая переработка материала. Важнейшие теоретические положения излагаются своими словами и лишь при необходимости подтверждаются цитатами. Цитаты оформляются в соответствии с библиографическими правилами.

4. Основная часть работы. Пишется после введения. Главы основной части посвящены раскрытию содержания работы. Глава состоит из параграфов. Основная часть должна развивать главную мысль, обозна­ченную во вступлении. В ней раскрывается тема, сообщают­ся основные сведения, предлагаются пути решения проблем. Заглавие основной части дол­жно выражать основное содержание работы. В основной части демонстрируется знание основных работ по исследуемому вопросу, а также умение работать с литера­турой, подбирать необходимые источники, проводить их ана­лиз, сопоставление, сравнение. При необходимости приводятся рисунки и таблицы, так­же снабженные ссылками на источник. Иллюстрации следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются. На все иллюстрации должны быть в тексте ссылки. Если же они естественно вписываются в текст и невелики по объёму, располагать их можно на той же странице, где находится текст. Все таблицы и графики должны быть пронумерованы, проанализированы, тесно связаны с излагаемым материалом. Основная часть обычно состоит из двух глав: теоретической и практической.

Первая глава (теоретическая) основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы и других общедоступных источников. При ее написании необходимо учитывать, что основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически сопоставлены, проанализированы и сделаны соответствующие обобщения и выводы. Структура главы может быть представлена несколькими разделами и зависит от темы, степени разработанности проблемы, от вида научной работы обучающегося.

Во второй главе работы (практической), излагается суть исследования, факты подтверждаются ссылками на источники, приводятся результаты измерений, наблюдений, экспериментов. Если применяемая в работе методика ранее была опи­сана в литературе, то дается просто ссылка на соответствую­щую работу без подробного ее изложения. Если в известную методику внесены изменения, то следует подробно описать и обосновать их необходимость. Если методика оригинальная, то она описывается более подробно. Следует также перечислить применяемые приборы и ин­струменты и указать точность, с какой проводились измере­ния тех или иных параметров. Если проводилось анкетирование, то прилагаются ответы респондентов.

Если материал большого объема, то сравнительный анализ полу­ченных данных выносится в отдельный раздел — «Результаты...». Достоверность результатов подтверждается расчетами, макетами уст­ройств, ссылками на литературные источники и т.п.

5. Выводы и предложения. Проектно-исследовательская работа завершается выводами, в которых излагаются результаты проделанной работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследований, являться ответом на вопросы, поставленные в них.

6. Список литературы, куда заносятся только использованные в тексте работы, источники. Причем использованными считаются только те работы, на которые есть ссылки, а не все статьи, монографии, справочники, которые прочитал автор в процессе выполнения проектно-исследовательской работы.

Существует ГОСТ по библиографическому описанию документов, которого следует придерживаться: «Правила оформления библиографических списков».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: