Термины.
А
Абак, абака (гр. - стол) - верхняя часть капители колонны, пилястры, имеет квадратное очертание с прямыми (дорический, ионический ордера) или вогнутыми (коринфский ордер) сторонами.
Акант (гр., фр. - межвежья лапа) - античный рельефный орнамент; украшение в форме стилизованных листьев и стеблей на капителях коринфского и сложного ордеров; применяется для декоративной обработки деталей, имеющих профиль каблучка.
Акротерий - (греч. akrwthrion) – скульптурное украшение (статуя, пальметта и др.), помещаемое над углами фронтона (или над тимпаном портала, закомары, и т.д.)
Антаблемент (фр. - стол, доска) - архитектурно разработанная верхняя часть классической ордерной системы, лежащая на колоннах; имеет трехчастное деление: 1) архитрав - несущая балка, перекрывающая пролет, гладкая (дорический ордер) либо расчлененная на три параллельных полосы - фасции (ионический, коринфский ордера); 2) средняя - различно декорированный фриз; 3) карниз, который включает навесную плиту и конструктивно необходимые поддерживающие и венчающие ее художественно оформленные элементы.
Антураж - (фр. букв. – окружение, обстановка) - В современном архитектурном языке – изображение деталей пейзажа в проектном чертеже; окружение, внешняя среда, фон. Растительные композиции в садах и парках часто являются А. по отношению к находящимся в них архитектурным сооружениям, монументам.
Арка (ит., лат. - изгиб, дуга) - криволинейное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами (колоннами, устоями моста), представляющее собой брус криволинейного очертания в продольном направлении и создающее боковой распор. По форме различают арки: полуциркульные (с сечением полуокружности), лучковые (с дугой менее полуокружности), стрельчатые (образованные двумя арками, пересекающимися под углом), многолопастные (сочетание мелких арочек) и др.
|
Арка ложная - криволинейное перекрытие проема путем горизонтального выступа камней, и вследствие этого не дающее горизонтального распора.
Арка перспективная - архитектурное оформление проемов в стене уходящими внутрь её арочными уступами уменьшающихся радиусов.
Арка стрельчатая - арка, состоящая из двух арок, пересекающихся в замке под острым углом; получила распространение в готической архитектуре.
Аркада - архитектурная ордерная композиция; ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы; нашла широкое применение при устройстве открытых галерей, опор мостовых сооружений.
Архивольт (лат. - обрамляющая дуга) - обрамление дуги арки резным или лепным профилем, который выделяет арку из плоскости фасада.
Архитектоника - художественное выражение структурных закономерностей, присущих конструкции здания (взаимосвязь несущих и несомых частей, строй художественных форм, делающий наглядным статические усилия конструкции).
Архитектор - специалист в области архитектуры; зодчий. Впервые на Руси этот термин ввел Петр I, прежде ему соответствовало слово зодчий.
Архитрав (гр. - главная балка) - нижняя часть антаблемента, лежащая на капителях колонн; часть архитектурного ордера.
Астрагал (гр. - шейный позвонок) - архитектурный профиль, представляющий собой комбинацию валика и полочки, служит сочленением ствола колонны с капителью или базой.
|
Апсида (гр. - свод, арка) - выступ здания полукруглой, многоугольной или квадратной в плане формы, перекрытой полукуполом либо полусводом; внутреннее, аналогичное по форме пространство в гражданском (римская базилика) или культовом (храм, церковь) здании.
Б
База - основание, нижняя опорная часть колонны, пилястры, пьедестала.
База капители – колоколообразное тело капители, заключённое между абакой и астрагалом в основном коринфского и композитного ордера.
Балка - сплошной или составной стержень, обычно призматической формы, применяемый для перекрытия помещений.
Балюстра – в ионической капители – валик между двумя волютами.
Балюстрада - боковой фасад волюты (основной части капители ионического ордера), имеющий вид свитка, перетянутого посредине ремешком.
Балясины - фигурные столбики, поддерживающие перила лестницы, балкона, парапета, балюстрады; встречаются разнообразной формы, изготавливаются из камня, дерева, железобетона и пр.
Барельеф – низкий рельеф – один из видов скульпурного изображения на плоскости, все части которого выступают над плоскостью менее чем на ½ своего объёма.
Бусы - античный декоративный орнамент, имеющий вид маленьких шариков круглой или вытянутой формы, как бы нанизанных на нить; отдельные бусинки могли иметь различную форму. Разновидностью бус является жемчужник - декоративный орнамент в виде маленьких круглых шариков. Бусы и жемчужник украшали валики.
В
Вал - архитектурный облом, имеющий в сечении очертание полукруга; применяется в деталях базы колонн.
|
Вал четверной - архитектурный облом, имеющий в сечении четверть окружности; может быть прямой, если расширение вверх, и обратный, если расширение вниз.
Валик - узкий архитектурный облом, в сечении близкий к полукругу; обычно украшается бусами или жемчужником.
Венчающая часть карниза –
Верхняя полоса (полка) – облом в виде вытянутого широкого выступа, имеющий в сечении прямоугольный или трапециевидный профиль. Характерный профиль в ордерных сооружениях.
Верхняя скоция (выкружка) - архитектурный профиль, имеющий очертание вогнутой четвертой части окружности. Различают прямую выкружку (если профиль расширяется вверх), и обратную (если расширение профиля идет вниз).
Витраж - орнаментальная или декоративная композиция из светопрозрачного материала; получил распространение в романской и, особенно, в готической архитектуре.
Виньола – архитектор, итальянский теоретик XV-XVI в. разработал теорию 5 ордеров, где описал их построение. За начало отсчёта приним модули и парты.
Витрувий Марк Поллион – архитектор, теоретик, основоположник всех последующих трактатов.
Возрождение (Ренессанс) – эпоха в истории культуры и искусства стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV-XV вв., в других странах - конец XV-XVI вв.), отличительной чертой которой является гуманистическое мировоззрение и обращение к культурному наследию античности, как бы “возрождение” его (отсюда название), связанные с коренными социально-экономическими сдвигами в европейской культуре периода зарождения капиталистических отношений. В этот период архитектура занимает ведущее место в художественном творчестве. Архитектура Возрождения развивала и интерпретировала античные формы применительно к новым историческим условиям, умело сочетала традиции античной и византийской архитектуры с приемами романского и готического зодчества; к достижениям этого периода относятся: создание центрической композиции храма, нового типа городского дворца (палаццо), отдельных видов общественных зданий, применение ордера и ордерных систем в декоративных целях, разработка принципов градостроительства.
Волюта (лат. - катать, скатывать) - архитектурная деталь в форме спиралевидного завитка; является составной частью ионической, коринфской и композитной капителей.
Выносная плита - простая или профилированная полка со значительным выносом, составляющая в некоторых ордерах главную часть карниза.
Вынос – 1) выступ карниза
2) Расстояние от вершины арки или свода до плоскости пяты (подъем, стрела)
Г
Гейсон – (от греч.) выносная плита венчающего карниза греческих ордеров.
Генеральный план - вид градостроительной документации, регулирующий градостроительную деятельность в городах и других.
Гипотрахелия –
Гирлянда – примерное в декоративном убранстве изображение в виде листьев, цветов, плодов и т. П.,перевитых лентами в сплетенные полосы.
Гирька - архитектурная деталь, распространенная в русском каменном зодчестве XVI-XVII вв. Гирька выполнялась из резного камня, подвешенного на скрытом в кладке металлическом стержне. Обычно гирька находится в месте сопряжения двух малых декоративных арочек, расположенных под объединяющей их большой аркой.
Глазок волюты – структурный центр волюты.
Горельеф (фр. - выпуклая резьба) - скульптурное изображение, выступающее над плоскостью конструкции более, чем на половину своего объема.
Гриф угловой – декоративно оформленная деталь базы,отходящая от ствола колонны на 4 угла плинта. Характерна для средневековой архитектуры.
Грифон – изображение грифа в орнаменте,живописи,скульптуре.По античной мифологии гриф – крылатый лев с орлиной головой или львиной.
Гротеск – вид орнамента из самостоятельных элементов,которые представляют мотивы из области искусства, природы, жизни. Растительный орнамент в нем чередуется с обрамленными картинами,медальонами, щитами. В гротеске применяется штукатурная лепка одновременно с живописью.
Гусек - архитектурный профиль, образованный сочетанием двух кривых или частей окружности и имеющий вверху вогнутость, а внизу выпуклость (прямой гусек), при расширении вниз ему соответствует обратный гусек; применяется при решении венчающей части карниза в ордерах, начиная с дорического с модульонами, и соответствует профилю водосточного желоба - симы.
Гутты - (от лат. gutta - капля; другое название - регулы) – украшения в виде маленьких усеченных конусов или цилиндров под триглифами (либо над ними) и метопами в постройках дорического ордера, или на нижней плоскости мутул.
Гурт - (нем. gurt, букв. пояс, подпруга): профилированные горизонтальные и вертикальные тяги на фасаде и в интерьере в готической архитектуре арка из тесаных клинчатых камней, укрепляющая ребра крестового свода, выполненного из мелких камней. См также Нервюра.
Д
Дентикулы – зубчики, сухарики, ряд небольших прямоугольных выступов в карнизе ионического, коринфского и варианта римско-дорического ордера.
Дорический ордер - наиболее древний из основных античных архитектурных ордеров, отличающийся массивностью, строгостью пропорций, лаконизмом деталей. Колонна дорического ордера имеет простую капитель, состоящую из круглой подушки - эхина и верхней плиты - абака, ствол колонны утоняется кверху по кривой (энтазис) и прорезан каннелюрами, база отсутствует. Антаблемент членится на архитрав, фриз и карниз. Фриз составлен из триглифов и метоп. Различают дорический ордер с зубчиками и дорический ордер с модульонами.
Дорожки – в колоннах ионического, коринфского и композитного ордеров – промежутки между каннелюрами, являющиеся основной поверхностью колонны, ее наружным декором.
Ж
Жгуты – плетёнка, вид рельефного или живописного орнамента с переплетающимися полосами. В обломах жгутами украшается вал.
Жёлоб, желобки – загиб края крыши.
Жемчужник – пояс жемчуга, нить жемчуга, перлы и т.д., украшено в виде бус. Частое украшение валика в обломах.
З
Завиток, завитки (для коринфского ордера) –
Зубчики - поддерживающая часть карниза дорического ордера (дорический ордер с зубчиками); небольшие, часто посаженные, выступающие камни в форме параллелепипеда; представляют собой небольшие консоли, поддерживающие слезниковую плиту.
И
Импост (фр. - пята арки, свода; фрамуга) - верхняя плита столба или стены, служащая опорой для арки; выступает в виде простой полочки или профилирована в виде карниза; перемычка над оконным или дверным проемом, служащая опорой для арки.
Интерколумний (лат. - между и колонна) - расстояние между двумя соседними колоннами, исчисляемое от оси до оси колонн.
Ионик, ионики (лат. - яйцо) - античный рельефный орнамент, состоящий из ряда яйцеобразных форм, чередующихся с обращенными острием вниз стрельчатыми листьями. Ионики широко применяются на капителях и карнизах ионического и коринфского ордеров.
Ионический ордер - античный ордер; сформировался в Древней Греции в ионических колониях на побережье Малой Азии; отличался изящными пропорциями с ощутимыми признаками восточного влияния. Характерная особенность ионического ордера - капитель, образованная двумя обращенными вниз спиралевидными завитками - волютами. Стройный, с каннелюрами, фуст сужается кверху. База состоит из двух валов, разделенных выкружкой, и нижнего плинта. Архитрав состоит из трех выступающих одна над другой полок (фасций). Фриз обычно гладкий, иногда покрытый скульптурным орнаментом или надписями. Полоса зубчиков отделяет фриз от карниза. Развитие карниза идет за счет поддерживающей части: сочетание каблучка, зубчиков и четвертного вала определяет значительный вынос слезниковой плиты. Ионический ордер более строен по пропорциям, чем дорический.
К
Каблучок – облом, представляющий собой в сечении 2 пересекающейся части дуги окружности, имеющий выпуклость вверху и вогнутость внизу. Ему соответствует обратный каблучок. Украшался сердцевидными листьями водяной линии, чередующейся со стрелками.
Каналис (ионический ордер) -
Канал волюты –
Канонические ордера –
Каннелюра (фр. - желобок) - (от нем.) - вертикальный желобок сегментного или полукруглого сечения в стволе колонны или пилястре.
Капельник – слезник, в карнизной плите – выступ перед бороздой, предназначенный для задержания дождевой воды, стекающей с карнизной плиты и падающей на её нижнюю горизонтальную часть. Защищает стены и поддерживающую часть карниза.
Капитель (лат. - головка) - (от нем.) – голова, венчающая часть вертикальной опоры (колонны, пилястры), обычно пластически выделенная и находящаяся между стволом опоры и вышележащими частями здания (антаблементом, пятой арки, свода, стеной и т.п.) 5 разновидностей в классической архитектуре. Своеобразные капители созданы в разных странах.
Капитель диагональная – тип ионической капители, у которой в отличие от угловой капители все волюты направлены по диагоналям абака.
Капитель угловая – в ионическом ордере капитель, у которой одна угловая волюта направлена по равноделящей угла антаблемента, при этом с двух фасадов капитель имеет одинаковый рисунок. В противном случае на один из фасадов находил бы валик волюты.
Капитель триглифов – полочка над триглифами.
Карниз - верхняя выступающая часть антаблемента; во всех ордерах имеет трехчастное деление: поддерживающая часть, поддерживаемая и венчающая. Основное назначение карниза - защита стен от атмосферных осадков. Карниз в стене, имеющий небольшой вынос, называется тягой.
Катеты (глазка волюты) –
Кессоны, – кассеты (франц. Caisson - ящик) – квадратные или многоугольные углубления на потолке или внутренней поверхности арки, свода или потолка. Играют конструктивную и декоративную роль, а также применяются для улучшения акустики помещения.
Киматий – 1)любой облом, имеющий волнистый профиль (гусёк, каблучок) и приближающиеся к нему по форме обломы. 2) верхний криволинейный облом карниза, пьедестала и т.п. 3)венчание карниза независимо от его характера. Профиль киматий обычно придавали венчающей части карниза, часто образуемой симой.
Киматий дорический – прямой и обратный гусёк.
Киматий лесбийский - прямой и обратный каблучок.
Классические ордера –
Клаузура - (ит. – замок) - Такой вид учебных упражнений, которому в равной степени присущи как признаки проектного анализа, так и особенности упражнений, развивающих творческие способности учащихся.
Колокол капители – в ионической капители – её тело, находящееся между астрагалом и абакой и детое антантом.
Колонна – архитектурно обрамлённый столб, несущий вертикальную нагрузку. В классических ордерах состоит из капители ствола (фуст), базы и имеет энтазис (=1/3 высоты) и утоненные к капители, что вызвано необходимостью исправить зрительные искажения. В классических (римских) ордерах ставится на пьедестал.
Колоннада - ряд колонн, расположенных в плане по прямой или кривой линии, поддерживающих единое горизонтальное перекрытие.
Композитный ордер, сложный ордер - античный римский ордер; сложился в позднеантичный период развития архитектуры и является синтезом ионического и коринфского ордеров; характерным элементом композитного ордера является сложная капитель. Композитный ордер носит подчеркнуто декоративный характер.
Коринфский ордер - античный ордер; отличается особым декоративным богатством, утонченными пропорциями, имеет характерную высокую корзинообразную капитель, украшенную двумя рядами аканта; нашел широкое распространение в архитектуре русского классицизма.
Кроки - (фр. – набросок) - Линейное изображение объекта без соблюдения масштаба, с использованием обмеров от руки, что составляет так называемый крок-чертёж, выполненный без применения инструментов, ортогональные проекции которого также от руки поясняются цифровыми и линейными показателями обмеров
Л
Лепнина – лепные рельефные украшения наружных и внутренних частей здания. К лепнине относят отлитые ими спрессованные из гипса, бетона, папье-маше и др. материалов, фигурные украшения, орнаменты, порезки на карнизах, капителях и т.п. К лепнине не относятся резные (каменные и др.), литые из металла украшения.
Листель – чимбил – полочка, сопровождающая какой-либо элемент.
М
Маскарон – (франц. Mascaron, от итал. Mascherone – большая маска) – декоративный рельеф в виде маски, изображающей (часто в гротескном или фантастическом облике) человеческое лицо или голову животную. Маскароны помещаются преимущественно на замках арок, оконных и дверных проёмов, используются в качестве водометров (с отверстием для выпуска воды на месте рта), а также для украшения мебели.
Масштаб (виды масштабов) - Отношение длины на карте, чертеже к её длине в действительности.Виды масштабов: цифровой, линейный, поперечный.
Масштабность (нем.) - Соразмерность архитектурного сооружения с его основным потребителем – человеком.
Масштабная линейка –
Масштаб цифровой – записывают в виде дроби, в числителе – 1, в знаменателе – степень уменьшения горизонтальной проекции линии местности.
Меандр – разновидность ленточного орнамента, представляющего собой изогнутые под прямым углом линии с завитками в виде волн. Встречается в архитектуре различных стран и эпох, где возникал самостоятельно. В античной Греции получил наиболее выразительные очертания.
Медальон – орнаментальная или изобразительная композиция, различная по материалу и технике исполнения в овальном или круглом обрамлении. Применяется в декоративном убранстве фасадов и интерьеров.
Меньшие листья капители –
Метон (метона) – почти квадратные плиты, которые заполняют промежутки между триглифами в дорическом ордере. Метоны украшались высоким рельефом, реже живописью.
Модильон (модульон) – архитектурная деталь в виде консоли или кронштейна в форме буквы, поддерживающая выносную плиту венчающего карниза коринфского или сложного ордера или прямоугольную плиту, украшенную гуттами дорического модильонного ордера. Нижняя часть модильонов часто украшается листьями (гуттами), а промежутки – кессонами с розеткой.
Модуль – условная единица измерения, принимаемая для соотношения частей здания или комплекса.
Мулюра, мулюр – 1) облом, деталь, профиль – отлитое украшение. 2) архитектурные элементы, различные по своему поперечному сечению – профилю, расположенные по горизонтали (на цоколях, в карнизах, междуэтажных поясах или тягах, базах колонн), иногда по наклонной (в карнизах фронтонов), кривой (архивольты арок, нервюры) или ломаной (обрамления порталов, окон) линии.
Мутул – плоский наклонный выступ под выносной плитой карниза в дорическом ордере.
Н
Наличник – декоративное обрамление оконного проема. Термин “наличник” применяют обычно к русской архитектуре XV-нач. XVIII вв.
Неф (корабль) – вытянутая в длину, обычно прямоугольная в плане часть помещения (базилики, крестово-купольного храма и др.). ограничивается с 2-х сторон отдельно стоящими опорами (столбами, колоннадами, аркадами), служащими промежуточной опорой для перекрытия – средняя часть, или стеной и опорами – крайние части. Наиболее распространено разделение внутреннего пространства на 3 или 5 нефов. Часто средний неф шире и выше боковых и имеет самостоятельное перекрытие.
Ниша (заимствовано из фр. –устраивать гнездо) - Углубление в стене здания или сооружения для установки статуй, ваз, размещения встроенных шкафов и пр.
О
Обломы – архитектурные элементы, различные по своему поперечному сечению – профилю, расположенные по горизонтали (на цоколях, в карнизах, междуэтажных поясах или тягах, базах колонн), иногда по наклонной (в карнизах фронтонов), кривой (архивольты арок, нервюры) или ломаной (обрамления порталов, окон) линии. Обломы, широко распространенные в ордерной архитектуре, служат для усиления архитектурного декора, образно-художественной выразительности тектонической основы здания. По поперечному сечению обломы делятся на прямолинейные (полка) и криволинейные (вал, гусёк, каблучок и др.). Обломы впервые получили применение в Древней Греции, откуда были заимствованы зодчеством Древнего Рима, затем Возрождения и европейской архитектурой последующих эпох. В современной архитектуре в металлических, бетонных и деревянных элементах конструкций употребляется термин профили (переплеты остекления, обрамления и тяги на навесных стеновых панелях).
Овы – (от лат. ovum – яйцо), ионики – орнаментальный мотив в виде яйцеобразных выпуклостей, обрамленных валиками, на капителях и карнизах ионического и коринфского архитектурных ордеров.
Ордер колоссальный (большой) – размещённый на всю высоту здания независимо от числа этажей. В одном здании, на одном фасаде может применяться и ордер колоссальный и ордер мелкий.
Ордер (полный и неполный) – в классической архитектуре различают ордера: дорический, ионический, коринфский (греческие) и их модификации – тосканский, композитный или сложный (римские). Полный ордер содержит три части: колонну - главная, основная часть ордера; антаблемент – часть, расположенная над колонной; пьедестал – часть под колонной. Неполный же не имеет пьедестала.
Ордер мелкий – поэтажное размещение колонн или пилястр.
Орнамент - (лат – украшение) - Узор, построенный по законам симметрии или подчинённый определённому ритму, который широко использовался для украшения различных предметов.
П
Палладио –
Пальметта – скульптурный или живописный орнамент в виде стилизованных веерообразных листьев с нечётным числом симметрично расположенных частей.
Париптер (периптер) – тип здания и древнегреческого храма, прямоугольного в плане, с 4-х сторон обрамлённого колоннадой.
Парты (части) –
Пандус - (от франц. pente douce – пологий склон) – наклонная поверхность (обычно 13-14 градусов). Прямоугольная или криволинейная в плане. (Прямоугольная или криволинейная в плане наклонная площадка, служащая для въезда к парадному входу, расположенному над цоколем здания, или для подъема автомобилей в многоярусных гаражах; в отдельных случаях заменяет лестницы. В XX в. пандусы чаще всего устраиваются в общественных и промышленных зданиях, транспортных сооружениях, гаражах и т.д.)
Пилястра, Пилястр - (итал. pilastro, от лат. pila – колонна, столб) – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна, обычно без утолщения в средней части – энтазиса. Широко применялись в ордерной архитектуре, являясь преимущественно декоративным элементом, членящим стену. Иногда пилястра конструктивно усиливает стену.
Плетёнка – живописный или рельефный орнамент в виде ленточных плетений, часто применяется для украшения валов на базах и цоколях.
Плинт – квадратная плита – нижняя часть базы колонны или столба.
Плита –
Поддерживающая часть карниза – часть, предназначенная для поддержки свешивающейся части карниза.
Подписи и надписи в архитектурных чертежах – все сечения надписываются, а все изображения подписываются.
Полка – облом в виде вытянутого широкого выступа, имеющий в сечении прямоугольный или трапециевидный профиль. Характерный профиль в ордерных сооружениях.
Полочка – облом в виде узкого гладкого выступа, в поперечном сечении прямоугольный или трапециевидный, выступающий на плоскости стены не меньше, чем на величину своей ширины. Переход от полочки к плоскости стены делается посредством закругления в ¼ окружности, центр которой лежит на продолжении прямой очертания полочки. Обычно сочетается с другим обломом или разделяет, окаймляет более крупные обломы.
Полувалик –
Полуколонна – колонна, выступающая из стены приблизительно на ½ своего диаметра. Может быть декоративной и несущей.
Порезка – рельефный орнамент на обломах, может быть глубоким, но при этом не должен искажать профиль облома.
Портик – выступающая вперёд часть здания, открытая на одну или три стороны, образуемая колоннами или арками, несущими перекрытие. Чаще всего оформляет главный вход. В Древней Греции сооружали отдельно стоящие портики.
Пояс (поясок) – гладкая полоса, протянутая горизонтально, слегка выступающая из поверхности стены. Отличается от полочки большой шириной, кроме того употребляется самостоятельно, без связи с другими обломами.