имморализм Ницше и этический априоризм Шелера.




М. ШЕЛЕР

РЕСЕНТИМЕНТ В СТРУКТУРЕ МОРАЛЕЙ

Глава Ill

ХРИСТИАНСКАЯ МОРАЛЬ И РЕСЕНТИМЕНТ

ВОПРОСЫ

1. Как Фридрих Ницше называет идею христианской любви и почему?

2. Ценность любви в античном мире и ее значимость для античной морали.

3. Греко-античное понимание любви в рамках оппозиции чувственное-рациональное.

4. Историко-философское представление Макса Шелера о «направлении движения» любви в античности и христианстве.

5. Античное понимание любви как «динамического принципа мироздания».

6. Трансформация идеи Бога в христианстве как следствие изменения античных представлений о любви.

7. Сравнительный анализ историко-философских представлений о любви в античности и христианстве. Основные определения М. Шелера.

8. Христианская интуиция любви как summum bonum.

9. Представление о Боге как о личности в христианстве.

10. Динамика любовных отношений как отношений совершенного и несовершенного бытия в христианской теологии М. Шелера.

11. Каковы характеристики витальной силы и слабости по М. Шелеру? Понятие жертвы.

12. Характеристика М. Шелером ценности христианской любви. Понятие помощи.

13. Критика биологических и социально-политических концепций христианства.

14. Классификация метафизико-религиозных концепций на основании характеристики отношений человека к Богу.

15. Альтруизм как форма ресентимента. Псевдохристианство.

16. Христианские заповеди как формы выражения подлинной христианской любви.

17. Целостность и солидарность человеческого единства как основные характеристики христианского самосознания.

18. Индивидуалистический характер евангельской морали.

19. Формы аскетического поведения и их оценки.

20. Характеристика христианской аскезы как свободной от ресентимента.

21. Причины ошибочности гипотезы Ф. Ницше о происхождении христианской морали.

22. Охарактеризуйте связь христианского этоса и религиозного мировоззрения.

23. Понятие Царства Божьего в христианской теологии М. Шелера.

24. Учение о Царстве Божием как онтология духовного.

25. Смысл христианского требования «отказа от жизни».

26. Связь понятий «Царство Божие», «жизнь», «любовь».

27. Определение любви как «сверхчувственного акта духа».

28. Определение любви как «надприродной духовной интенции».

29. Индивидуалистический имущественный порядок христианства.

30. Аристократическая структура христианско-церковной общности.

31. Работа «Ресентимент в структуре моралей» как теоретический источник дуалистической философии М. Шелера.

 

Христианская культура и идея человека:

имморализм Ницше и этический априоризм Шелера.

 

Философия Ф. Ницше «К генеалогии морали» Философия М. Шелера «Ресентимент в структуре моралей»
Язычество Философия жизни Онтология жизни   Христианская мораль порождена ресентиментом. Сущность христианской морали в идее любви. Любовь - это: · Лицемерие, инобытие ненависти   · Извращенная форма жизни   · Эмоциональное состояние · Извращение · Слабость · Соревнование · Самосохранение · Чувственное бытие · Природна · Стремление от низшего к высшему · Движущая сила · Средство · Приобретение · Страх, боязливость · Эгоизм · Направлена на «общее» в человеке, его родовые характеритики · Детерминирована, инстинктивна Ресентимент – это ненависть, выросшая из бессилия до чудовищных и жутких размеров, до самых духовных и самых ядовитых форм [7]. Это духовная месть таких существ, которые неспособны к действительной реакции, выразившейся бы в поступке, и которые вознаграждают себя воображаемой местью [7, 10]. Христианство Христианская теология Онтология Царства Божьего   Христианская мораль свободна от ресентимента. Сущность христианской морали в идее любви. Любовь - это: · Способ бытия, сущность Бога и жизни · Надприродная духовная интенция · Сверхчувственный актДуха · Здоровье · Сила · Служение · Жертвование · Духовное бытие · Надприродна · Снисхождение от высшего к низшему · Самоценна · Цель · «Самоутрата», отдача · Безопасность, защищенность · Солидарность · Направлена на духовное ядро в человеке, его индивидуальность   · Свободна, добровольна Ресентимент – это самоотравление души 13. Это переживание, понимаемое как злопамятство, вызываемое импульсом мести и сдерживаемое очевидным сознанием собственного бессилия.  

 

Ресентимент (по Шелеру)

Во-первых, речь идет об интенсивном переживании и последующем воспроизведении определенной эмоциональной ответной реакции на другого человека, благодаря которой сама эмоция погружается в центр личности, удаляясь тем самым из зоны выражения и действия личности. Причем, постоянное возвращение к этой эмоции, ее переживание, резко отличается от простого интеллектуального воспоминания о ней и о тех процессах, «ответом» на которые она была. Это — переживание заново самой эмоции, ее после-чувствование, вновь-чувствование. [C.10]

Во-вторых, употребление данного слова предполагает, что качество этой эмоции носит негативный характер, т. е. заключает в себе некий посыл враждебности.

Ресентимент — это самоотравление души, имеющее вполне определенные причины и следствия.

Оно представляет собой долговременную психическую установку, которая возникает вследствие систематического запрета на выражение известных душевных движений и аффектов, самих по себе нормальных и относящихся к основному содержанию человеческой натуры, — запрета, порождающего склонность; определенным ценностным иллюзиям и соответствующим оценкам.

В первую очередь имеются в виду такие душевные движения и аффекты, как жажда и импульс мести, ненависть, злоба, зависть, враждебность, коварство.

Важнейший исходный пункт в образовании ресентимента — импульс мести. Само слово «ресентимент» указывает, как уже говорилось, на то, что названные душевные движения строятся на предшествующем схватывании чужих душевных движений, т. е. представляют собой ответные реакции. Таким реактивным движением и является импульс мести в отличие от активных и агрессивных импульсов дружелюбной или, наоборот, враждебной направленности. Каждому мстительному импульсу должно предшествовать нападение или оскорбление. Важно подчеркнуть, что импульс мести вовсе не совпадает с побуждением к ответному удару или к защите, даже если эта реакция сопровождается гневом, яростью или негодованием. Если, например, животное, подвергшееся нападению, кусает того, кто на него напал, это нельзя назвать местью. Прямой "удар в ответ на пощечину — тоже не месть.

Две особенности существенны для квалификации акта как мести: моментальное или длящееся определенное время торможение и сдерживание непосредственно возникающего ответного импульса (а также связанных с ним побуждений гнева и ярости) и обусловленный этим перенос ответной реакции на другое время и до более подходящей ситуации («ну погоди, в другой раз!»); это торможение вызывается опережающей мыслью о том, что непосредственная ответная реакция приведет к поражению, и ясным чувством «немощи», «бессилия», связанным с этой мыслью. Следовательно, месть уже сама по себе — чувство, возникающее из переживания бессилия, так что она всегда — удел человека, в каком-либо отношении «слабого». Наконец, в сущность мести всегда входит сознание того, что она «за что-то», т. е. она никогда не представляет собой просто сопровождаемую эмоциями ответную реакцию. В силу этих двух особенностей импульс мести является самым подходящим отправным пунктом для формирования ресентимента. Наш язык тонко различает это. От желания мести через злобу, зависть и недоброжелательство к коварству — таков прогресс чувств и импульсов, вплотную подводящий к ресентименту [М. Шелер. Ресентимент в структуре моралей. СПб, 99. С. 10, 13-16].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: