Тема 2. Формирование навыков визуальной диагностики и профайлинга партнеров по общению




Практические занятия – 8 часов

Содержание темы. Роль точности восприятия человека в профессиональном общении. Источники психологической информации о партнере. Психологические механизмы социальной перцепции. Эффекты, возникающие при построении образа другого. Образ партнера по общению как система доступных для восприятия сигналов. Систематические ошибки социального восприятия. Механизмы социальной перцепции, влияющие на формирование первого впечатления.

Приемы и правила построения точного образа партнера по общению. Речь и телодвижения. Лицо и взгляд собеседника. Проявления эмоционального напряжения. Индикаторы выявления неискренности партнера. Неконгруэнтность. Узнавание. Структурные элементы невербальной системы общения.

Методические указания. Специфика восприятия внешних признаков другого человека в служебной деятельности оперативных сотрудников полиции. Объективные и субъективные факторы, влияющие на первое впечатление и экспресс-оценку партнера по общению. Признаки готовности человека к общению. Психологические механизмы социальной перцепции. Социально-психологическая идентификация. Социально - психологическая рефлексия. Эмпатия. Децентрация. Каузальная атрибуция. Стереотипизация. Физиогномическая редукция. Аттракция. Ингрупповой фаворитизм.

Перцептивные ошибки. Эффекты первичности, новизны, ореола, гало-эффект, эффекты каузальной атрибуции, ошибки проекции и контраста. Учет также соотношения статусов и социальных ролей общающихся. Установка на восприятие.


Анатомо-физиологические характеристики человека: возраст и пол; культурная среда; расово-национальные признаки; образ жизни и состояние здоровья; частично профессиональные признаки; степени потенциальной опасности. Внешнее оформление человека: одежда; прическа; украшения и окружающая среда. Речь: широта словарного запаса; грамматическая правильность; наличие жаргона (следует помнить, что любая профессия имеет свой жаргон); диалектные черты и акценты; темп и интонация речи; психопатологичные проявления в речи. Мимика: движение мышц лица. Топомимика: жестикуляция. Влияние позы и расстояния между партнерами по общению на диагностику и оценку партнера. Признаки расположенности к общению и отчужденности. Двигательные сигналы глаз. Использование аксессуаров и сопутствующих предметов в качестве диагностических критериев (открытость-закрытость; спокойствие-волнение и т.д.). Психологическая проблематика первого впечатления.

Понятие визуальной диагностики и ее специфика в деятельности оперативных сотрудников полиции. Ограничения, влияющие на визуальную психодиагностику в профессиональной деятельности оперативных сотрудников полиции: совмещение профессиональных функций с психодиагностическими мероприятиями, наличие опыта визуального наблюдения психологических особенностей личности и состояний, специфический повод и место осуществления, ограничения во времени, выбор способа и тактики наблюдения и т.д. Внешнее проявление психологических особенностей личности и возможности их визуальной диагностики. Правила невербальной интерпретации: комплексность оценки; учет влияния ситуационности оценки; влияние различных факторов на поведение человека; рефлексия; «моторная имитация», обобщение в целостный образ результатов наблюдения.

Визуальные признаки: зоны общения; жесты рук и ног, позы и выражения лица как показатели искренности и лживости, доверия и недоверия, расположенности к общению или закрытости от него, а также уверенности и беспокойства. «Глазные сигналы доступа».

Конгруэнтность, то есть соответствие речи и жестикуляции в процессе общения. Значение жестов в контексте обстоятельств. Влияние социального статуса на критерии визуальной диагностики. Основные закономерности узнавания. Способы познания личности на основании

«объяснения» ее внешности. Методика визуальной диагностики Дерябо С.В., Ясвина В.А. Перцептивные навыки личности.

 

Практическое занятие 1

1) Блиц опрос по пройденному материалу. Актуализация знаний и умений, отработанных на предыдущем занятии.

2) Упражнение на активизацию коммуникации и развитие межличностных отношений.


3) Эвристическая лекция: различные позиции общения по отношению к ситуации.

 

Практическое занятие 2

1) Блиц опрос по пройденному материалу. Актуализация знаний и умений, отработанных на предыдущем занятии.

2) Игровое упражнение «крест – параллель». Упражнение направлено на активизацию внимания. Выделение значимых элементов внешних характеристик общения.

3) Эвристическая лекция: психологическое содержание предметной деятельности. Проблематизация: психологические особенности организации предметного мира в личном пространстве.

 

Практическое занятие 3

1) Имитационная игра: реализация психологических особенностей в ключевом действии и ключевом предмете. Оценка психических свойств выражающихся в специфике организации предметного окружения

2) Рефлексия показов: визуальная оценка внешних проявлений поведения человека, выражающегося во взаимодействии с предметным окружением.

3) Аналитическая работа в группе: заполнение сводной таблицы, по анализу предметной деятельности объектов наблюдения. Формулирование выводов и определения психотехник выявления в ходе наблюдения психологически значимых особенностей.

 

Практическое занятие 4

1) Игровое упражнение «Воспроизведение последовательностей». Упражнение направлено на активизацию психических познавательных процессов, демонстрации эффектов иллюзий восприятия и внимания.

2) Работа в микрогруппах Игровое упражнение «Совместный текст». Упражнение направлено на демонстрацию сопротивление материала при считывании латентного сообщения в рамках коммуникативной ситуации.

3) Рефлексия в группе: оценка результатов показов в упражнении, оценка успешности считывания курсантами скрытых сообщений в коммуникативной ситуации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: