Введение
Дисциплина «Гематология» в соответствии с ФГОС ВО и учебным планом входит в блок дисциплин по выбору подготовки специалитета 36.05.01 «Ветеринария». Дисциплина изучается на 3 курсе.
Изучение дисциплины способствует формированию у будущего специалиста научных знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития болезней системы крови. Формирует умения использовать метод патофизиологического анализа для решения профессиональных задач (биохимического моделирования болезни, схем диагностического поиска и терапии различных заболеваний и патологических состояний). Учит студентов дифференцировать клетки крови и костного мозга по морфологическим и другим признакам в норме и при патологии, обучает методам лабораторного исследования крови и костного мозга, принципам диагностики гематологических заболеваний.
В соответствии с назначением основной целью дисциплины является изучение современных методов и последовательных этапов распознавания болезней и состояний больного животного с целью планирования и осуществления лечебно-профилактических мероприятий.
Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:
- овладение лабораторными гематологическими методами исследования животных;
- приобретение опыта по выявлению симптомов и синдромов;
- умение анализировать результаты гематологических исследований и ситуации с целью постановки диагноза.
Для успешного освоения дисциплины студент должен
Знать: основы анатомического гистологического строения организма животных; физиологические закономерности функционирования систем организма; основы развития патологических изменений в организме на клеточном уровне; химиз процессов жизнедеятельности и развития патологических процессов; механизм иммунологической реактивности организма и факторы, влияющие на ее формирование; закономерности развития болезней и методы клинической диагностики; основные группы лекарственных препаратов.
|
Уметь: оценивать функциональные возможности организма в зависимости от возрастных физиологических особенностей; оценивать функциональное состояние систем организма животных и отдельных органов; применять методы диагностики и анализировать результаты клинического обследования; составлять клинически и физиологически обоснованные схемы лечения животных.
Владеть: методами исследования организма, практическими навыками оценки и анализа результатов клинической диагностики, методиками составления схем профилактического и терапевтического применения препаратов.
Знания, умения и навыки, приобретенные при освоении дисциплины «Гематология», способствуют изучению последующих дисциплин: внутренние незаразные болезни, токсикология, оперативная хирургия с топографической анатомией, акушерство и гинекология.
Освоение дисциплины способствует формированию профессиональных компетенций:
ПК-2 умением правильно пользоваться медико-технической и ветеринарной аппаратурой, инструментарием и оборудованием в лабораториях, диагностических и лечебных целях и владением техникой клинического исследования животных, назначением необходимого лечения в соответствии с поставленным диагнозом.
|
ПК-4 способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования органов и систем организма, использовать знания морфофизиологических основ, основные методики клинико-иммунологического исследования и оценки функционального состояния организма животного для своевременной диагностики заболеваний, интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам животных с учетом их физиологических особенностей для успешной лечебно-профилактической деятельности.
Изучение дисциплины осуществляется посредством лекционных и практических занятий, а также выполнения студентами самостоятельной работы как аудиторной так и внеаудиторной. На лекциях освещается материал, предлагаемый для изучения курса, раскрываются наиболее сложные вопросы, решаются организационные задачи по изучению курса. После прослушивания лекций студент продолжает самостоятельно работать с литературными источниками, руководствуясь рекомендациями преподавателя, полученными на лекции, и готовиться к следующему этапу обучения – практическому занятию. Основными видами самостоятельной работы, в зависимости от формы обучения, по дисциплине являются самостоятельное изучение тем (с конспектированием материала), доработка (оформление) практических работ, написание реферата, выполнение контрольной работы, подготовка к аудиторным лекционным и практическим занятиям, текущему контролю.
Теоретический и практический учебный материал дисциплины сгруппирован в разделы. Общая гематология и частная. Общая гематология освещает следующие вопросы: Предмет и задачи гематологии. Основные этапы развития гематологии. Кровь как внутренняя среда организма, функции крови, ее составляющие – плазма и форменные элементы. Органы кроветворения. Топография, морфология и функция органов кроветворения. Ультраструктура клеток. Учение о стволовой кроветворной клетке. Теории кроветворения. Клеточные основы кроветворения. Современная схема кроветворения. Эмбриональный и постнатальный гемопоэз. Регуляция кроветворения. Номенклатура клеток крови. Морфофункциональная характеристика эритроцитов. Гемоглобин. Метаболизм эритроцитов и гемоглобина. Осмотическая резистентность и СОЭ. Морфофункциональная характеристика клеток белой крови. Виды лейкоцитов. Строение и функции различных видов лейкоцитов. Морфофункциональная характеристика тромбоцитов. Понятие о гемостазе. Система регуляции агрегатного состояния крови. Понятие о системе РАСК. Современные представления об основных факторах, участвующих в поддержании агрегатного состояния крови. Противосвертывающая система крови. Морфологические особенности элементов крови разных видов животных. Гематологические параметры. Корреляция показателей крови у животных в зависимости от вида, возраста, пола, физиологического состояния. Факторы, влияющие на гематологические показатели. Методология гематологии. Гемограмма. Методы количественного и качественного изучения состава крови. Методы гемастотических тестов. Миелоцитарный ряд клеток. Морфологические формы миелокариоцитов. Миелограмма. Методы исследования состояния костного мозга, клеточный состав костного мозга.
|
Темы частной гематологии: Эритроцитарные нарушения. Качественные изменения эритроцитов. Особенности изменения морфологии эритроцитов в зависимости от патологического процесса. Патологические формы эритроцитов. Нарушения эритропоэза. Количественные изменения эритроцитов. Эритроцитоз, классификация и характеристика, причины, интерпритация результатов. Эритропения. Анемии. Общие сведения (понятие, классификация, неспецифические и специфические клинико-лабораторные проявления). Постгеморрагическая анемия. Этиология, патогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика. Железо-дефицитная и железо-рефрактерная анемия. Этиология, патогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика. В12-, фолиево-дефицитная анемия. Этиология, патогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика. Гипо- и апластические анемии. Этиология, патогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика. Механизмы разрушения эритроцитов. Гемолитические анемии. Этиология, классификация, патогенез. Приобретенные гемолитические анемии. Этиология, классификация патогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика.
Наследственные гемолитические анемии. Мембранопатии. Этиопатогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика. Энзимопатии, этиопатогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика. Гемоглобинопатии. Этиопатогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика. Лейкоцитарные нарушения. Качественные изменения лейкоцитов. Особенности изменения морфологии лейкоцитов в зависимости от патологического процесса. Патологические формы лейкоцитов. Количественные изменения лейкоцитов. Изменение общего количества лейкоцитов. Лейкоцитоз. Виды, причины и механизмы развития. Физиологические и патологические лейкоцитозы. Лейкопении. Виды, причины и механизмы развития. Клинические проявления и осложнения. Количественные изменения отдельных видов лейкоцитов. Лейкограмма. Изменения лейкоцитарной формулы. Понятие об ядерных сдвигах. Виды. Клиническое значение подсчета индекса ядерного сдвига. Агранулоцитоз. Понятие. Виды. Причины и механизмы развития, основные проявления. Лейкемоидные реакции. Виды лейкемоидных реакций, их этиология, патогенез, клинико-гематологическая картина, лабораторная диагностика. Отличия от лейкозов, значение для организма. Лейкозы: характеристика, принципы классификации, этиология. Атипизм лейкозов морфологическая, цитохимическая, цитогенетическая и иммунологическая характеристика лейкозных клеток. Особенности картины периферической крови при остром и хроническом миело- и лимфобластном лейкозе. Лимфогрануломатоз. Понятие, этиопатогенез, принципы диагностики, гемакартина. Гемостатические аномалии. Локализация нарушения гемостаза. Нарушения первичного и вторичного гемостаза. Геморрагические диатезы и синдромы. Классификация. Виды кровоточивости. Вазопатии. Виды. Этиология, патогенез, основные проявления, принципы диагностики. Тромбоцитоз. Тромбоцитопения. Виды. Этиология, патогенез, основные проявления, принципы диагностики. Тромбоцитастении Виды. Этиология, патогенез, основные проявления, принципы диагностики. Коагулопатии. Виды. Этиология, патогенез, основные проявления, принципы диагностики. Тромбофилия, понятие. Тромботические состояния, этиология, патогенез, основные проявления, принципы диагностики. ДВС-синдром – современные взгляды на этиопатогенез. Картина крови при инфекционных заболеваниях (бактериальной и вирусной этиологии), паразитарных, кровопаразитарных заболеваниях и аллергии. Исследование костного мозга. Пункция костного мозга. Миелограмма. Показатели, указывающие на нарушение функций костного мозга.
Завершается изучение дисциплины сдачей зачета. Проведение зачета может быть организовано либо в виде собеседования, либо в виде тестирования.
Порядок подготовки и оформления контрольной работы
Согласно учебному плану освоение дисциплины осуществляется комплексно. Проводятся аудиторные занятия (лекции, практические) и предусмотрено самостоятельное изучение разделов дисциплины. Объем самостоятельной работы рассчитывается на основании ориентировочных нормативов трудоемкости выполнения различных ее видов. Самостоятельная работа включает в себя выполнение студентом заочной формы обучения (дистанционной) контрольной работы.
Контрольные работы, являясь частью учебного плана, занимают важное место в процессе обучения студентов. Они расширяют знания, полученные ими на аудиторных занятиях. Выполнение контрольной работы способствует углублению знаний, формированию самостоятельности мышления.
Цель контрольных работ изучение теоретического и практического материала, овладение приемами работы с литературными источниками, что является основой исследовательской деятельности. Выработанные в ходе подготовки контрольных работ навыки будут иметь первостепенное значение при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.
На этапе подготовки к написанию контрольной работы студент должен сгруппировать и проанализировать необходимые источники литературы, ознакомиться с важнейшими публикациями, относящимися к теме вопросов работы.
Студент должен правильно структурировать собранный материал, составив развернутый план контрольной работы.
В контрольной работе должны быть сделаны ссылки на литературные источники, а так же правильно оформленные сноски (постраничные или в конце текста).
ВНИМАНИЕ: Содержание контрольной работы должно строго соответствовать вопросам выбранного варианта. Варианты выбираются по заглавной букве фамилии студента. Если номер выбранного варианта будет не соответствовать заявленным требованиям, то такая контрольная работа будет не зачтена.
Контрольная работа является допуском к зачету и его составной частью. Она должна быть предъявлена на кафедру анатомии и физиологии не позднее, чем за 5 дней до сдачи зачета. Контрольная работа должна быть зарегистрирована в ИДО. Датой поступления работы на проверку служит дата ее регистрации в журнале кафедры. Студенты, не сдавшие контрольные работы в указанный срок, или чьи работы не будут зачтены, к зачету по дисциплине «Гематология» не допускаются.
При подготовке контрольной работы необходимо соблюдать следующие требования (формальные и содержательные), от которых зависит качество работы.
Формальные требования:
1. Контрольная работа выполняется в рукописном варианте. Студенты с ограниченными возможностями могут выполнять контрольную работу в печатном варианте.
2. На титульном листе (или обложке тетради) должно быть указано: название ВУЗа; наименование кафедры, ведущей учебную дисциплину; номер варианта; номер группы; номер зачетки; ФИО студента и личная подпись; ФИО преподавателя, осуществляющего проверку.
3. Контрольная работа должна быть структурирована и состоять из:
- плана;
- основной части (с названием вопросов);
- списка литературных источников;
- приложения.
4. Все страницы контрольной работы, кроме титульного листа должны быть пронумерованы (нижние колонтитул, выравнивание по центру).
5. Объем контрольной работы зависит от раскрытия темы вопроса. Оформление текста - полуторный интервал, шрифт 14, поля: верх (низ) 2 см, слева – 3 см, справа 1,5 см). Текст только на одной странице листа.
Контрольная работа должна быть отредактирована, отформатирована, написанная от руки должна быть удобочитаема!
Содержательные требования:
План должен включать в себя все вопросы варианта с обязательным указанием номеров страниц, с которых начинаются вопросы. Содержание работы должно строго соответствовать плану.
Основная часть должна содержать название вопросов контрольной работы и материал, отражающий и полностью раскрывающий смысл вопросов.
Список использованной литературы включает только те источники (3-5), которые, так или иначе, задействованы при написании контрольной работы, что подтверждается соответствующими ссылками. На источники, которые указаны в списке литературы, обязательно должны быть сноски. Список оформляется в соответствии с общепринятыми требованиями: источники располагаются в алфавитном порядке с указанием фамилии авторов, названием книг или статей (в этом случае указываются названия журналов, год и номер выпуска), с указанием места издания и года издания.
В список литературы включаются только те источники, которые читал автор контрольной работы, что предполагает возможность беседы с преподавателем по прочитанной студентом литературе.
При ссылке на электронный источник (типа http//) необходимо указывать имя автора, название работы, ее статус (реферат, эссе, диссертация, статья, блог и т.п.), дату публикации, а потом электронный адрес. Например: Никитин И.К. Жизнь в игровом смысле этого слова. Эссе. 2006г.// http// www.referat.ru.
Если нет имени автора, то такая ссылка не допустима, так как не соответствует критерию научных работ: отсутствует авторство. Все источники, на которые есть ссылка, должны иметь авторство.
Приложение представляет собой выписанные и разъясненные понятия (не менее десяти), которые встретились автору контрольной работы при прочтении литературы – предметный указатель. А так же таблицы справочного характера, схемы, фото, рисунки.