ГЛАВА 3.Перспективы развития действующей системы исчисления и уплаты НДС.




Очевидно, что в настоящий период налицо необходимость изменения действующего законодательства, которая диктуется его крайним несовершенством, выражающимся, в частности, в отсутствии единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленности нормативных документов и частом несоответствии законов и подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения, а также законов, относящихся к иным отраслям права, но вторгающихся в вопросы регулирования налоговых отношений, существование правовых пробелов и отсутствия достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений.

Таким образом, как основной инструмент реализации основных задач в области налоговой политики особую значимость приобретает Налоговый кодекс Российской Федерации - систематизированный законодательный акт, призванный обеспечить комплексный подход к решению насущных проблем налогового права. В нем действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, перерабатываются в соответствии с выбранными приоритетами и направлениями развития налоговой системы, приводятся в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему.

Стоит отметить, однако, что проектов Налогового кодекса существует более десятка, которые все можно условно разделить на две большие группы: -1) совершенствующие и кодифицирующие действующее налоговое законодательство; -2) коренным образом изменяющие налоговую систему страны. К первой группе следует отнести вариант Правительства и часть проектов, видоизменяющих этот вариант. Рассмотрение же второй группы законопроектов представляется нецелесообразным как несоответствующих теме. Поэтому в данной главе будет рассматриваться только правительственный вариант как наиболее реальный, хорошо проработанный и прошедший достаточно широкую апробацию на общественном и парламентском уровнях.

В данном проекте Налогового кодекса налог на добавленную стоимость рассматривается во второй части, “Федеральные налоги”. НДС посвящен шестой раздел данной части, состоящий из семи глав и двадцати восьми статей.

Введенный с 1 января 1992 г., т.е. за семь лет действия, НДС стал, как уже было отмечено, одним из самых существенных доходных источников федерального бюджета. Поэтому, с одной стороны, нельзя резко снизить ставку по НДС без риска невосполнимых потерь для бюджета. С другой стороны, являясь важнейшим элементом в системе налогообложения, этот налог оказывает влияние не только на уровень налоговых поступлений, но и на состояние оборотных средств налогоплательщиков. По этой причине особое значение приобретает установленный порядок применения НДС: простота исчисления налога, количество налоговых льгот и, конечно же, ставки.

В Налоговом кодексе в целях частичной компенсации выпадающих в результате общей либерализации налоговой системы доходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов предполагается отменить пониженную ставку НДС (10%) и повысить единую ставку налога до 22%. Причем налог на добавленную стоимость предусматривается в качестве источника формирования федерального бюджета (19%), Пенсионного фонда Российской Федерации (2%) и дорожных фондов (1%).[4]

Стоить отметить, что у данного предложения, как и у всего Налогового кодекса в целом, есть противники и свои сторонники. Противники - экономисты, в основном представители предпринимательских кругов, - рассматривают это положение лишь с позиции увеличения налогового бремени. Действительно, с одной стороны, увеличение ставки всего на два пункта (с 20 до 22%) в абсолютном исчислении превращается в 10%, а это совсем немало. Кроме того, по льготируемым сегодня товарам повышение ставки произойдет уже не на 2, а на 12 пунктов, или в 2,2 раза. Все это увеличение отразится в цене продукции и повлечет очередное снижение платежеспособного спроса населения. Сторонники же, в свою очередь, приводят контраргумент, что в российских условиях действия свободных рыночных цен величина налога не оказывает решающего значения на уровень цены продажи товаров. В этом случае можно привести пример с лекарственными средствами, которые никогда не облагались НДС, однако рост цен на них за последние семь лет соответствует, а иногда и опережает рост цен на все другие товары, не освобожденные от налога. Перечень же льготируемых товаров, в частности продовольствия и детских товаров, которые облагаются по пониженной ставке НДС в настоящее время настолько ограничен, что не может обеспечить все необходимые потребности населения в товарах данных групп. Кроме того, для российской экономики в целом характерна невысокая эластичность спроса по цене, что связано со многими причинами, главной из которых является высокая доля низкодоходных категорий населения, ориентированных почти исключительно на потребление предметов первой необходимости. Именно поэтому в 1993 году, когда Россия находилась в примерно такой же кризисной ситуации, снижение стандартных ставок (с 28%) и установление льготных ставок по продовольственным товарам и товарам детского ассортимента не привели к увеличению спроса и не повлияли на темпы инфляции. Но тем не менее в настоящее время в Государственной Думе приняты поправки к закону “О НДС”, в которых предлагается снизить основную ставку налога до 15% к 1 июля 1999 года.

Еще одним существенным отличием ныне действующего законодательства от норм, предусмотренных в Налоговом кодексе, является включение предпринимателей в число налогоплательщиков. Необходимо отметить, что лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, признавались плательщиками НДС в течение года с момента введения этого налога в России. Однако из-за объективных сложностей с взиманием нового налога, значительных административных расходов, связанных с налогообложением граждан, и незначительных сумм НДС, поступавших в доходы бюджета от предпринимательской деятельности физических лиц, с 1 января 1994 года такие лица из перечня налогоплательщиков исключены.

Однако по мере развития частного предпринимательства в России и, соответственно, увеличения количества товаров, работ, услуг, реализуемых на рынке предпринимателями, освобождение их от НДС привело к негативным последствиям для покупателей этих товаров, которые также являются плательщиками НДС. Дело в том, что в отличие от продажи товаров, не освобожденных от НДС, при продаже товаров, произведенных предпринимателями и реализуемых ими без налога, перепродавцам приходится уплачивать в бюджет НДС со всей цены продажи товара без зачета налога. Кроме того, сами предприниматели не имеют права возмещать из бюджета суммы налога, уплаченные поставщикам материальных ресурсов производственного назначения, приобретаемых ими для своей деятельности. В связи с этим товары, реализуемые предпринимателями другим предприятиям и организациям для их производственных нужд, включаются в затраты, связанные с производством продукции, по полной цене приобретения и, в конечном итоге, при реализации готовой продукции повторно облагаются НДС. Таким образом, включение в число плательщиков налога на добавленную стоимость предпринимателей будет способствовать устранению имеющихся искажений при применении НДС в случаях использования товаров, приобретаемых у таких лиц для производственных целей или перепродажи, поскольку налог по приобретаемым материальным ресурсам может приниматься к зачету только при условии его применения (выделения в счетах-фактурах) поставщиком-налогоплательщиком.

Кроме того, следуя одному из основных направлений налоговой политики по сокращению налоговых льгот и созданию равнонапряженных условий налогообложения хозяйствующих субъектов, в проекте Налогового кодекса предложено упразднить ряд ныне действующих налоговых льгот (по строительству жилых домов, по услугам, оказываемым предприятиями туристско-экскурсионной сферы, услугам в области обеспечения пожарной безопасности, по редакционной и издательской деятельности и т.д.). Как показывает практика применения НДС, существующие льготы по этому налогу не только не приносят существенного снижения налогового бремени для большинства налогоплательщиков, но и значительно усложняют ведение учета. Это происходит, во-первых, из-за невозмещения налога по материальным ресурсам и включения его в общую сумму затрат и, во-вторых, по причине необходимости ведения налогоплательщиком раздельного учета операций по реализации товаров (работ, услуг) как облагаемых, так и не облагаемых НДС. Оставшиеся в Налоговом кодексе льготы сохранены по причине сложности определения налогооблагаемой базы (банковские операции, услуги по страхованию), действия международных правил (товары, работы, услуги, реализуемые дипломатическим представительствам), социального характера (лекарственные средства и т.д.).

Помимо этого в проекте Налогового кодекса предусматривается, что предприниматели, предприятия и организации с предельной численностью работающих до 15 человек имеют право на освобождение от уплаты налога в течение каждого последующего налогового периода, если в течение двух предыдущих кварталов их ежеквартальная выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышала 2500-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации. Для освобождения от налогообложения необходимо будет представить соответствующее заявление в налоговые органы. Однако независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) не могут освобождаться малые предприятия, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения (кредитные учреждения, страховые организации, предприятия по добыче драгметаллов и некоторые другие), а также предприятия и предприниматели, являющиеся плательщиками акцизов.

Другим существенным отличием порядка применения НДС, предлагаемого Налоговым кодексом, от установленного действующим законодательством, является новый порядок возмещения (принятия к зачету) налога по материальным ресурсам производственного назначения. В соответствии с действующим законодательством при определении налогоплательщиками суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, из суммы НДС, полученной от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), вычитается сумма налога по материальным ресурсам производственного назначения только по мере их оплаты поставщикам. В Налоговом же кодексе предложено принимать к зачету соответствующую сумму НДС по мере получения счетов-фактур от поставщиков независимо от факта оплаты приобретаемых материальных ресурсов. Такой порядок возмещения НДС не только существенно экономит оборотные средства налогоплательщиков, но и практически нейтрализует влияние этого налога на их покупательскую способность по отношению к материальным ресурсам.

Кроме этого, для сокращения отвлечения собственных оборотных средств предприятий впервые за время действия в России НДС предлагается производить зачет или возмещение из бюджета сумм налога, уплаченных при приобретении основных средств и нематериальных активов за счет бюджетных ассигнований, а также сумм налога по вводимым в эксплуатацию законченным капитальным строительством независимо от источника финансирования. Принятие данной нормы недешево обойдется бюджету, но устранит существующее несоответствие принципов действия НДС фактическому правилу завышения затрат налогоплательщиков по производству товаров, (работ, услуг) из-за включения в их состав этого налога через амортизационные отчисления по объектам капитального строительства, учитываемым с НДС.

Согласно действующему в настоящее время законодательству предприятия, реализующие товары в режиме оптовой торговли, начисляют НДС по установленной ставке ко всей продажной цене товара, а в бюджет уплачивают разницу между суммой налога, полученной от покупателя, и суммой налога, уплаченной поставщикам товаров. Предприятия же розничной торговли уплачивают налог только с торговой наценки и при этом не имеют права на зачет налога, уплаченного поставщикам товаров. Если торговое предприятие одновременно занимается оптовой и розничной торговлей, у него возникают значительные трудности при исчислении налога и ведении бухгалтерского учета. В связи с этим предусматривается установить порядок определения облагаемого оборота у предприятий розничной торговли и общественного питания аналогичный порядку, применяемому предприятиями оптовой торговли.

Однако в Налоговом кодексе существует и ряд негативных моментов. Что касается НДС, то это усложнение и без того запутанной методики расчета, а именно: по проекту Кодекса для расчета НДС дату фактической реализации предлагается определять как наиболее раннюю из следующих дат:

n день предъявления покупателю счета-фактуры;

n день оплаты;

n день отгрузки.

При существующем в сфере производства недостатке денежных средств и колоссальных взаимных неплатежах проектом практически исключается возможность определения реализации по моменту оплаты, что, очевидно, приведет к дальнейшему росту неплатежей и увеличения числа недоимщиков.

К сожалению, в ряду предлагаемых в Налоговом кодексе новых налоговых позиций следует обратить внимание на вводимый налог с продаж (который в настоящее время уже действует в некоторых субъектах Федерации со ставкой 5%). С его помощью предполагалось собрать 33,6млрд. руб.[5], что значительно превосходит величину возможных, в связи с введением Налогового кодекса, потерь по двум крупнейшим налогам: НДС и налогу на прибыль. Попытка введения такого налога предпринималась еще в СССР в 1991г. и вызвала тогда резко негативную реакцию со стороны населения. В 1992г. в связи с появлением НДС налог с продаж, так никогда в планируемом объеме и не собранный, был отменен. Теперь же при сохранении НДС вновь вводится налог с продаж, что является крайне редким случаем в мировой практике налогообложения (исключением является Канада, но ставка НДС там -8% при средней ставки налога с продаж 4%).

Очевидно, что налогооблагаемая база НДС и налога с продаж, как уже было отмечено, в основном одна и та же. Разница лишь в круге объектов обложения, и для налога с продаж это главным образом потребительские товары, т.е. реализуемые населению. Но источником этого налога является розничная цена, которая соответственно зависит от размера налога. Таким образом, введение налога с продаж представляется весьма спорным, во-первых, по причине низкой покупательной способности населения, во-вторых, из-за того, что он не несет перераспределительной нагрузки, ложась равным бременем на все слои населения с разным уровнем доходов. В-третьих, взыскание этого налога представляет собой трудоемкий механизм в условиях, когда большой удельный вес в розничной торговле занимает сектор, в котором отсутствуют кассовые аппараты. В соответствии с этим в результате налоговых добавок к цене любого товара можно спрогнозировать новый виток инфляции при повсеместном введении этого налога.

В заключении хотелось бы отметить, что большинство изменений из предусмотренных в Налоговом кодексе имеют четкую нацеленность на пополнение доходной части федерального бюджета возросшим объемом относительно легко получаемых косвенных налогов и прежде всего НДС. Увеличение же поступлений по налогу на прибыль и подоходному налогу является гораздо более труднорешаемой задачей. Данные изменения по НДС в случае ограничения их рамками дальнейшего усиления фискальной направленности системы налогообложения в России могут лишь временно и непрочно облегчить пополнение доходных статей федерального бюджета, не решая, а лишь усугубляя прочие важнейшие проблемы экономики страны, в первую очередь отсутствие экономического роста. По сути при следовании чисто фискальным путем дальнейшего усиления роли косвенных налогов копируется опыт развивающихся стран, в которых косвенные налоги играют решающую роль в пополнении доходной части государственного бюджета (причем тем в большей степени, чем менее развита экономика той или иной страны).

Как свидетельствует опыт стран с более развитой рыночной экономикой, меры по увеличению НДС могут сыграть серьезную и долговременную положительную роль лишь в том случае, если полученные в результате этих мер дополнительные финансовые средства будут использованы как база для параллельного проведения в рамках активной промышленной политики серьезных налоговых ограничений в целях стимулирования экономического роста (например, снижения налога на прибыль и т.д.). Однако в ближайшей перспективе ожидать этого, к сожалению, не приходится.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из широко распространенных косвенных налогов во многих странах с рыночной экономикой. В отечественную налоговую систему НДС был введен в 1992 году. По экономическому содержанию - это часть добавленной стоимости, которая изымается в государственный бюджет. Добавленная стоимость создается на всех стадиях производства и определяется как разница между стоимостью реализованной продукции, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Первая внесла изменение в структуру косвенных налогов Франция, которая в 1954 году провела замену использовавшегося ранее налога с оборота на НДС. Соответствующая замена базировалась на идее, что НДС, сохраняя достоинства других косвенных налогов, свободен от их основных недостатков. Во-первых, НДС, как и налог с оборота, многократен, поскольку также взимается на каждой стадии производства и обращения и соответственно в отличие от налога на продажи сохраняет возможность воздействия государства на все стадии воспроизводства. Во-вторых, поскольку НДС облагается не вся стоимость оборота каждой стадии, а только лишь добавленная стоимость, он оказывается в прямой зависимости от реального вклада каждой стадии в стоимость конечного продукта (равную сумме добавленных стоимостей всех стадий оборота производства и обращения).

НДС в России стал одним из самых существенных доходных источников бюджета. Однако, этот налог оказывает также влияние на состояние оборотных средств налогоплательщиков. Несовершенство и запутанность действующего законодательства вызвало множество нареканий и конфликтных ситуаций между работниками налоговых инспекций и разными категориями плательщиков НДС. Большинство действующих недостатков были учтены и эти изменения нашли свое отражение в проекте Налогового кодекса.

В целом же мировой опыт свидетельствует, что налоговая система, построенная на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлений в бюджет и незначительную зависимость его от характера экономической конъюнктуры. Однако меры по увеличению НДС могут сыграть серьезную и долговременную положительную роль лишь в том случае, если полученные в результате этих мер дополнительные финансовые средства будут использованы как база для параллельного проведения в рамках активной промышленной политики серьезных налоговых ограничений в целях стимулирования экономического роста


Список используемой литературы

1. Гражданский Кодекс РФ

2. Налоговый Кодекс РФ ч. 1

3. Закон РФ “Об основах налоговой системы в РФ” от 27.12.91 г. № 2118-1

4. Закон РФ “О налоге на добавленную стоимость” от 6.12.91 г. № 1992-1

5. Инструкция ГНС РФ № 39 ”О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость“ от 11.10.95 г.

6. Письмо ГНС РФ от 19.05.97 г. № ПВ-6-03/376 ”О налоге на добавленную стоимость“

7. Письмо ГНС РФ от 6.11.97 г. № 03-1-09/16 ”О применении финансовых санкций к налогоплательщикам, допустившим неправильное исчисление (завышение) сумм налога на добавленную стоимость

8. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Профессиональный комментарий к НДС, М., 1998 г.

9. Медведев. А.Н., Медведева Т.В. Налог на добавленную стоимость: обретение ясности, М., 1998 г.

10. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение,М., 1999г.

11. Минаев Б.А. НДС,М.,Налоговый вестник,1998 г.

12. Жаков В.С. Особенности исчисления НДС // Аудиторские ведомости №2, 1999 г.

13. Алексашенко С. Западноевропейская практика использования налога на добавленную стоимость // Экономические науки № 6, 1991 г.

14. Луговой В. Что необходимо знать бухглатеру о механизме расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость на основе счетов-фактур // Налоги № 3, 1997 г.

15. Пансков //Финансы №4, 1998г.

16. Перонко И.А., Дородникова А.И., Сопкин П.Т. О налоге на добавленную стоимость // Налоговый вестник № 1, 1998 г.

17. Покровская И. Порядок уплаты НДС // Налоги № 11, 1997 г.

18. Фомина О.А. Налогообложение добавленной стоимости // Налоговый вестник № 1, 1998 г.

19. Шаталов С. Налоговый кодекс РФ //Экономика и жизнь №27, 1997г.

20. EU Tax Overview. KPMG European Tax Centre. Amsterdam 1997г.

 

 


[1] При прямом методе возможны два варианта предварительного расчета общей величины добавленной стоимости: либо путем вычитания из товарной продукции стоимости материальных ценностей, затраченных на производство, либо путем сложения отдельных элементов добавленной стоимости (зарплаты, прибыли, амортизации)

[2] Статья 99 Римского договора была целиком посвящена принципам гармонизации налогов внутри Сообщества с целью снятия налоговых преград на пути движения рабочей силы, товаров, услуг, капиталов.

[3] EU Tax Overview. KPMG European Tax Centre. Amsterdam 1997- p.48.

[4] С. Шаталов “Налоговый кодекс РФ” /Экономика и жизнь №27 - 1997г.

[5] Пансков /Финансы №4 - 1998г. стр.24/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: