Темы, раскрытые в произведении




Главной темой романа «Хижина Дяди Тома» является тема жестокости и безнравственности рабства. Гарриет Бичер-Стоу развивает и другие подтемы, такие как тема безграничной материнской любви и морального духа женщины, а также тема христианства, возможности искупления грехов путем веры в высшие силы. Но обе эти подтемы тесно переплетены с основной, и Стоу всячески подчеркивает связь между ними и ужасами рабства на протяжении повествования. Главным образом, эта связь прослеживается в том, что в 19 веке в США по вине работорговцев распадались целые семьи. Людей принудительно разделяли друг с другом, и против этого бесправия они были абсолютно бессильны. Мать вынуждена была отдавать своего ребенка в безвестность, не зная, увидит ли его вновь, и только вера в Бога могла помочь этим несчастным людям не сломиться и уповать на помощь Всевышнего. Сама жизнь предстает перед читателями романа, и логика ее такова, что заставляет сделать вывод о необходимости решительного уничтожения рабства.

Еще одной значимой темой «Хижины Дяди Тома» является несгибаемая сила воли и святость женщины, ведь Стоу была уверена, что только женщинам подвластно остановить жестокий гнет рабства, избавить США от этого ненасытного, порочного демона. Через образы Элизы, готовой бежать, куда глаза глядят, лишь бы спасти сына от неволи, и, в конце концов, объединить свою семью или Евы, которая являет собой «истинную христианку», Стоу рисует картину того, как она видит спасение от рабства. Ведь эти крепкие духом женщины (и даже маленькая Ева, не по годам взрослая и смышленая) способны были изменить окружающий мир, помочь отчаявшимся людям, зародить в них искорку надежды на лучшее будущее, несмотря на самые дикие несправедливости, происходящие вокруг.

Пуританские религиозные убеждения Стоу раскрываются в финале повествования во всеобъемлющей теме – исследование природы христианства. Бичер-Стоу не принадлежала к числу радикально настроенных аболиционистов. Выход из противоречий действительности она видела в христианской религии, которая, по ее мнению, могла примирить рабов и хозяев. Этим объясняется религиозно-примирительная направленность романа, отразившаяся, прежде всего, в образе героя романа — Тома. Роман «Хижина Дяди Тома» неоднократно был назван «особой формой проповеди», в виду столь частого использования упоминаний о вере и христианстве [3].

 

Заключение

«Хижина дяди Тома» была написана после принятия в 1850 году Закона о беглых рабах, запретившего оказание им помощи даже в свободных северных штатах и обязавшего возвращать беглых рабов их хозяевам на юг. Книга осуждает этот закон, а также весь институт рабства, призывая к немедленной эмансипации и свободе всех людей. Каждая без исключения сцена романа помимо сюжетной нагрузки несёт призывы к читателю, особенно, к читателю-северянину времён Бичер-Стоу, убеждая, что рабство антигуманно, недопустимо по христианским нормам и не может существовать в гражданском обществе.

Автор романа опровергает популярный аргумент Юга в защиту рабовладения о том, что хозяева рабов якобы действуют в их лучших интересах, и утверждает, что лучшее для раба – это обретение свободы. Большинство сцен происходят в условиях достаточно доброжелательных отношений хозяев к рабам, как, например, в доме Шелби и Сен-Клер. Бичер-Стоу здесь стремится показать пороки этого строя даже при лучших возможных условиях, и делает это, рисуя образованных и с виду добрых рабовладельцев морально слабыми и лицемерными. Автор подчёркивает, что даже в наиболее благоприятных условиях рабы страдают. Так, например, нуждающийся в деньгах Шелби продаёт дядю Тома, разрушая таким образом его семью.

На плантации Саймона Легри ужасы рабства обнажены в своих самых жестоких проявлениях. Эта варварская зарисовка, где рабы подвергаются грубым физическим наказаниям, сексуальным домогательствам и даже убийству, увеличивает воздействие на читателя, уже в новом ключе. Если рабство неправильно в лучших случаях, то в худших оно кошмарно и бесчеловечно. Структурная прогрессия книги от сносных к адским плантациям – авторская задумка, постепенно сводящая к нулю аргументацию плантаторов в поддержку рабовладения.

Южане были возмущены «Хижиной дяди Тома» и её популярностью. Они заявляли, что Бичер-Стоу не располагала достаточной информацией о рабовладении и сильно преувеличила притеснения, отчего северяне становились напротив всё более уверенными противниками рабства и те, кто до того момента оставался в нерешительности, подключались к аболиционистскому движению. Во время Гражданской войны А.Линкольн назвал Гарриет Бичер-Стоу «маленькой леди, которая написала книгу, которая вызвала большую войну» [4].

В ответ на критику, в 1853 году Стоу опубликовала книгу «Ключ к хижине Дяди Тома», в которой она приводит обширный документальный материал, послуживший непосредственным источником при написании романа «Хижина дяди Тома». Появление этой книги было вызвано необходимостью доказать несправедливость выступлений многочисленных сторонников рабства, обвинявших Бичер-Стоу в том, что ее роман является плодом вымысла. Роман «Ключ к хижине Дяди Тома» также стал бестселлером [2].

На протяжении долгих лет ученые выводили безмерное количество теорий на тему того, что Стоу пыталась сказать своим романом (не считая явных тем, таких как «осуждение рабства»). Например, будучи ярой христианкой и активным участником аболиционистского движения, Стоу выразила свои религиозные взгляды в произведении. Некоторые ученые указывали на то, что роман исполняет роль разрешения нравственной и политической дилеммы, которая волновала многих противников системы рабства: можно ли оправдать сопротивление действующим законам государства, расценив это противостоянием злу? Какой герой книги Стоу является примером для подражания, пассивный в своем смирении Дядя Том или дерзкий, открыто неповинующийся Джордж Гаррис? Мнение писательницы можно выразить такими словами: «Мы будем следовать завету Господа, если каждый человек неотступно и честно будет действовать согласно законам Божьим» [3].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: