Несколько слов о содержании романа




Контрольная работа

по литературе стран изучаемого языка на тему:

Роман Гарриет Бичер-Стоу «Хижина Дяди Тома» - «книга, разбудившая Америку».

 

Студентки 3 курса группы И-311

Васильевой Юлии Александровны

№ зачетной книжки И-115

Преподаватель: Конюхова Мария Николаевна

 

 

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3

1.Несколько слов о содержании романа…………………………………………5

2.Характеристика значимых героев романа……………………………………..9

3.Темы, раскрытые в произведении…………………………………………….12

Заключение ……………………………………………………………………...13

Библиографический список …………………………………………………..15


Введение

В литературе, порожденной движением аболиционистов, важное место принадлежит американской писательнице Гарриет Бичер-Стоу.

Гарриет Элизабет Бичер-Стоу (1811-1896) родилась в городе Личфилде в штате Коннектикут, в семье священника и богослова Лаймена Бичера. Воспринятые в детстве религиозные догматы и предрассудки всю жизнь тяготели над ней и наложили неизгладимый отпечаток на ее творчество. В то же время взгляды отца, старших братьев и сестер, бывших убежденными противниками рабства, способствовали тому, что с ранних лет Гарриет Бичер разделяла взгляды аболиционистов [1].

Еще будучи девочкой-подростком, Гарриет Бичер начала свою трудовую жизнь, работая учительницей в женской школе. В 1832 году семья Бичеров переселилась в штат Огайо, граничивший с рабовладельческим Югом. Здесь будущая писательница уже на основе собственных наблюдений убедилась в бесчеловечности и несправедливости рабства. Взгляды Гарриет Бичер вполне разделял и ее муж — профессор богословия Кальвин Стоу.

Литературная деятельность Бичер-Стоу началась в 30-х годах. Ранние рассказы и очерки Бичер-Стоу, дидактические по своему содержанию посвящены или описанию и прославлению пуританских нравов и морали, или осуждению пороков (пьянства и т. п.). В некоторых рассказах писательница обращается к проблеме воспитания.

Со всей силой дарование писательницы проявилось в ее лучшем произведении — романе «Хижина дяди Тома». Этот роман был создан в 1851 —1852 годах по заказу аболиционистского журнала «Национальная эра». На страницах «Национальной эры» и была впервые опубликована «Хижина дяди Тома», задуманная писательницей как небольшая повесть, но затем, в процессе работы над ней, выросшая в большой роман. Отдельным изданием книга вышла в 1852 году. Роман Бичер-Стоу был встречен с восторгом в передовых кругах общества. Успех его был громаден. Имя автора «Хижины дяди Тома» стало известно далеко за пределами Америки [2].

В романе «Хижина Дяди Тома» Стоу представила миру историю страдающего от своего бесправия и нахождения в неволе на протяжении всей жизни негра Тома, являющегося центральным героем романа, вокруг которого переплетаются сложные линии судеб остальных персонажей. В этом сентиментальном романе отражена вся черная подноготная рабства в США в 19 веке, но, в то же время, присутствует несомненное доказательство тому, что христианская любовь и вера в Бога способны преодолеть даже столь разрушительную силу, как порабощение человека человеком.

Роман врезал в общественное сознание целый ряд стереотипов, прежде всего, мощный образ-символ негритянского долготерпения и набожного смирения — дядю Тома. Персонажи романа Бичер-Стоу стали неким каноном изображения афроамериканцев в литературе: нежные, любящие темнокожие «мамочки», маленькие «негритята» с худенькими фигурками, очень темным цветом кожи, угловатыми движениями и кажущейся нереальной способностью по-взрослому переносить все невзгоды и терпеть самую страшную боль.

«Хижина дяди Тома» относится к числу первых реалистических социальных романов в американской литературе XIX века. Впервые жизнь негров-рабов, потрясающий драматизм судеб тысяч невольников получили правдивое отражение в художественном произведении. Правда, Бичер-Стоу отнюдь не задавалась целью раскрыть эксплуататорскую сущность рабства. Писательницу волновал прежде всего вопрос о моральной, нравственной деградации рабовладельцев и рабов.

 

Несколько слов о содержании романа

Повествование берет свое начало в штате Кентукки на ферме Мистера Артура Шелби, перед которым встала тяжелая дилемма: потерять за долги собственное поместье или продать рабов, то есть пойти против совести, но таким образом рассчитаться с кредиторами. Шелби решает поднять необходимые средства путем продажи двоих из них работорговцу, известному крутым нравом. Печальная участь постигла Дядю Тома, управляющего поместьем негра среднего возраста, у которого были жена и дети и мальчугана Гарри-сынишку Элизы, служанки Миссис Шелби.

Элизе удалось подслушать холодящий кровь в жилах разговор Мистера и Миссис Шелби о планах на продажу Тома и Гарри. Ее решение стремительно, рискованно, но материнское сердце в минуты отчаяния способно на многое, лишь бы не потерять самое ценное, что есть в жизни, собственное чадо, свою плоть и кровь. Более того, смерть уже разлучила молодую мулатку с двумя маленькими младенцами. Выход один - Элиза решает бежать этой же ночью.

Том же решает покориться судьбе, он продан. Его везут на пароходе вниз по реке Миссисипи. Находясь на борту корабля, он знакомится и заводит дружбу с «маленьким белокурым ангелом», девочкой из богатой семьи Евой. Отец малышки Огюстен Сен-Клер покупает Тома у работорговца и забирает его в свой дом в Новом Орлеане. Том устроен на должность кучера, а все свободное от работы время он посвящает Еве, так как у них много общего, несмотря на большую разницу в возрасте. Ева Сен-Клер не по годам умна, очень добра и склонна рассуждать совсем как взрослый человек. Оба глубоко верующие люди и живут по собственным нерушимым принципам чести, долга и справедливости. Дружба старого Тома и маленькой Евы выражает собой идею о возможности полного примирения «цветных» и белых в лоне христианской религии.

В течение странствий с целью добраться до Канады, свободной от гнета рабовладельческих устоев, Элиза встречает своего мужа Джорджа Гарриса, который также был вынужден оставить своего хозяина, не выдержав суровых условий жизни. Джордж и Элиза решают действовать сообща. Но по пятам за ними неотступно следует охотник за беглыми рабами Том Локкер. В конце концов, погоня настигает пару, вынудив Джорджа защищать себя и свою семью. Он с честью выдерживает это испытание.

Тем временем, в Новом Орлеане Сен-Клер горячо обсуждает со своей кузиной Офелией проблему рабства в США. С одной стороны, женщина настроена против рабства, но с другой стороны, она подвержена бесчисленным предубеждениям против расы чернокожих. Пытаясь разубедить Офелию в ее неприязни к неграм, Сен-Клер покупает и приносит ей в дар маленького негритенка, девочку Топси. Сен-Клер рассчитывает на то, что Офелия сможет дать Топси должное воспитание и раз и навсегда отучить ее от плохих манер.

Том провел у Сен-Клеров два счастливых года, насколько может быть счастлив человек, находясь вдали от своих родных и близких. Как вдруг маленькую Мисс Еву сковывает тяжелый и неизлечимый недуг-лихорадка. Перед тем как уйти с грешной земли навсегда, Ева рассказывает всем окружающим о том, как она видит праведную жизнь, ей хочется донести до людей, что многие из них живут не так, как было предписано Владыкой Всевышним. А самое главное то, что человек не может распоряжаться другим человеком как вещью, игрушкой, ведь все мы равны перед законом Божьим, все мы окажемся на Страшном Суде. У каждого должно быть право жить, любить, чувствовать, переживать и негры это не бездушные машины, отнюдь, они такие же люди, как и все мы. После смерти девочки герои романа полны решимости изменить свою жизнь раз и навсегда. Офелия настроена забыть о своей пристрастности по отношению к неграм, в лице Топси в частности. Топси пытается, в память о теплом отношении Мисс Евы к ней, исправить свое поведение. Сен-Клер же обещает Тому, что вскоре он станет свободным человеком, остается уладить лишь некоторые формальности.

Так и не успев выполнить свое обещание, Сен-Клер погибает. Его зарезали, когда он поздно вечером возвращался домой из таверны. Миссис Сен-Клер не намерена выполнять последнюю волю мужа и продает Тома с аукциона озлобленному плантатору Мистеру Саймону Легри. Таким образом, Том оказывается в одной из деревень штата Луизиана, где знакомится с другими несчастными невольниками, в том числе Эммелиной, которую Легри купил одновременно с Томом. Легри возненавидел Тома в тот самый момент, когда он отказался выполнить его приказ - высечь бедную больную женщину, собравшую слишком мало урожая. Фермер полон решимости подавить в новом слишком стойком рабе веру в Бога. Несмотря на высшей степени жестокость нового хозяина, Том отказывается перестать читать Библию и тем самым лишиться единственного святого, светлого пятна в его жизни, главной его отдушины в царстве порока и мракобесия. Однажды Том встречает на плантации странную, непохожую на других женщину по имени Касси. Несколько лет назад Касси разлучили с сыном и дочерью, которые были проданы. Боль утраты была просто невыносима, поэтому, когда у Касси появился третий ребенок, она решила убить его, чтобы он не познал горькой участи невольника.

Находясь в Луизиане на протяжении длительного времени, Том осознает всю безысходность такого существования, а его вера в Бога и в час спасения день за днем угасает, по мере того, как все больше и больше мучительных тягот работы на плантациях выпадает на его долю. Тому явилось несколько видений: первым был Иисус, далее его ждала встреча с Мисс Евой. Это подкрепило стойкость его намерений всегда оставаться верующим христианином, пусть и до самой смерти. Том поддержал Касси в ее стремлении к побегу, однако, сам на такой шаг не решился. На все воля Божья, если суждено умереть здесь в глуши, то так тому и быть, надо лишь усердно молиться и верить в лучшее. Касси инсценировала попытку побега, забрав с собой Эммелину. Сами же они остались в поместье, на чердаке, зная, что Легри ни за что туда не зайдет, опасаясь привидений и призраков. Касси решила, что когда страсти поулягутся, они смогут бежать и остаться незамеченными. Когда Том отказался отвечать Легри, где находятся девушки, плантатор приказал своим надсмотрщикам убить несчастного. Умирая, Том прощает Сэмбо и Квимбо, которые жестоко избивают его. Он понимает, что они такие же жалкие пешки в руках отъявленного мерзавца Саймона Легри, как и он сам. Сэмбо и Квимбо страдают от тяжкого греха, принятого на свою душу. Даже в них, повидавших много зла, страданий и жестокости на своем пути, искренность, доброта, благородство Тома смогли разбудить те струнки души, которые доселе молчали. Вскоре в поместье приезжает Джордж Шелби (сын Мистера Артура Шелби), он хочет купить свободу своему другу, но, увы, уже слишком поздно.

Джорджу, Элизе и Гарри посчастливилось приобрести столь долгожданную и милую сердцу свободу, в то самое мгновение, как они пересекли границу Канады и США. Касси и Эммелина плывут на корабле к берегам своей независимости. Здесь они встречают сестру Джорджа Гарриса, которую сопровождают в Канаду. Касси выясняет из разговора Джорджа Шелби с Мадам де-Ту(сестрой Джорджа Гарриса), что Элиза ее дочь, проданная с аукциона совсем ребенком. И вот вновь вся семья вместе, на несколько лет они уезжают во Францию, а затем навсегда переезжают в Либерию, страну на западном побережье Африки, специально созданную для прежних американских рабов. Джордж Шелби возвращается на ферму в Кентукки и освобождает всех своих невольников. Просит он их лишь об одном, навсегда запомнить Дядюшку Тома, ценой жизни которого они наконец-то получили независимость [3].

Таким образом, в романе доминируют два сюжета – Элизы с Джорджем и дяди Тома. Первая история является повествованием о побеге, в то время как другая – это история рабства во всё более ухудшающихся условиях. Неудивительно, что действие первой сюжетной линии происходит по направлению к северу, где Канада символизирует цель и свободу для беглых рабов. История рабства опускается всё более и более на юг, и дядя Том умирает на плантации Легри в Луизиане, в Глубоком Юге. Этот географический раскол представляет собой пропасть между рабством и свободой и позволяет автору при помощи приёмов антитезы и параллелизма продвигать политические идеи [4].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: