Анализ внешней среды организации




 

Любая организация имеет свои сильные и слабые стороны. Руководству необходимо знать их и уметь оптимизировать работу организации, принимая эти стороны во внимание. Существуют внешние факторы, влияющие на деятельность организации, и они часто определяют ее успех. Организация, имеющая хорошие внутренние характеристики, может быть успешной в полной мере лишь тогда, когда учтены все возможные внешние факторы: какими-то из них можно пользоваться себе во благо, а каких-то - предусмотрительно избегать. Только в совокупности внешних и внутренних факторов можно получить реальные оценки положения фирмы.

Для анализа внешней и внутренней сред организации используются:

· Метода PEST-анализа (таблица 1);

· Метод SWOT-анализа (таблица 2);

· Исследование конкурентных характеристик конкурентов (таблица 3).

Итак, арт-рынок в нашей стране зреет медленно, но верно. У него большой потенциал. В Новосибирске живет примерно полмиллиона семей. Если каждая приобретет хотя бы одну картину, получится полмиллиона продаж. Емкость художественного рынка большого города огромна. Но динамика продаж произведений искусства напрямую зависит от состояния общества. Если сформируется устойчивый средний класс, если вслед за поколением первоначального накопления капитала придет генерация эстетически образованных предпринимателей, - на российском арт-рынке можно ожидать взрыва. Придется он, скорее, на сегодняшних детей, для которых картины прочно войдут в статусный «лонг-лист» и станут такой же непременной составляющей бытования, как книги или ноутбук.

В Нью-Йорке, крупнейшем мировом арт-рынке, десять тысяч художников: целая армия людей, вооруженных кистью. Но и в Сибири рисуют не меньше. Количество живописцев и графиков в расчете на душу населения в Новосибирске такое же, что и в американском центре: примерно по одному на тысячу жителей - это и члены Союза художников, и свободные художники, и выпускающиеся каждый год ученики архитектурно-художественной академии, художественных училищ и худшкол. Т.о., если учесть разницу между спросом и предложением можно говорить о том, недостатка в художественных продуктах нет.

Коллективный портрет покупателя, формирующего спрос, примерно выглядит так. Примерно на три четверти он состоит из «стихийной» массы, в основном представленной предпринимательством и госслужащими (рисунок 1 «Социальный состав покупателей произведений искусства»). Для большинства приобретение картин - действие случайное, единичное, преследующее утилитарно-подарочные цели. Таких, кто извлекает удовольствие из систематического коллекционирования, страстных собирателей, можно пересчитать по пальцам. Коллекционирование - почти исключительно мужская сфера. За последние пару лет заметно возмужал и покупатель-любитель. Еще недавно в галереях и на аукционах господствовали женщины: они совершали до 70% покупок. Теперь половину приобретателей составляет сильный пол.

Итак, и художники, и покупатель имеется. Отчего же они не встречаются на рынке? Почему в крупнейшем за Уралом городе не может сформироваться арт-рынок с четкой структурой, аналогичной западной, пусть и в миниатюре.


Рисунок 1 - Социальный состав покупателей произведений искусства, %

 

Мировой опыт говорит: художественные салоны, где продаются как картины древних мастеров, так и мелкие поделки всех времен и народов («антик»), галереи, ведущие собственную художественную политику, и выставки как художественные акты - вот те кровеносные сосуды, что питают артистический рынок. Без них он просто не выживет.

В Новосибирске с этим совсем туго. Небольшое количество галерей совершенно не создают арт-рынка, нужно нечто кардинально непохожее, с чётко выстроенным форматом, сюда как раз и вписывается проектируемая галерея, которая позволить арт-рынку Новосибирска стать более полноценным.

Для более детального анализа внешней среды организации используем метод PEST-анализа, который представлен в таблице 1.

 

Таблица 1 - PEST-анализ

Политика P Экономика E
1. Федеральные реформы в области поддержки культуры и искусства (Федеральные ЦП). 1. Мировой экономический кризис 2. Изменение уровня жизни населения. 3. Инвестиционный климат в отрасли
2. Муниципальные программы в области культуры и образования (Областные ЦП). 3. Сотрудничество США и России в области культуры. 4. Конкурсы и гранты Министерства Культуры 5. Мероприятия по поддержки малого бизнеса в России.6. Внесение изменений в ФЗ об «ООО». 4. Основные внешние издержки предприятия: - Затраты на аренду. - Затраты на коммуникации. 5. Рост спроса на предметы искусства.
Общество S Технологии T
1. Изменение потребительских предпочтений 2. Изменение базовых ценностей потребителей. 3. Изменение уровня и стиля жизни населения. 4. Изменение структуры доходов и расходов населения. 5. Изменение отношения к искусству. 6. Появление новых течений в культуре и искусстве. 7. Изменение ситуации на рынке труда. 8. Изменение отношений со СМИ. 1. Изменение систем оценки квалификации сотрудников. 2. Появление более совершенных технических средств, необходимых для внутреннего обустройства галереи.

Далее представим то, как развиваются события по каждому фактору и наши действия, исходя из этого:

«Политика»:

Как известно в последние 30 лет большое влияние на арт-рынке приобрело США. Взять хотя бы Нью-Йорк - законодатель в мире актуального искусства, его доля в суммарном обороте крупнейших мировых аукционов составляет примерно 46,5%. Он соперничает с Лондоном и Парижем, и является признанным лидером в направлениях живописи импрессионизма, модернизма и современного искусства, именно те направления, которые интересны для нашей галереи [1].

Так как формат нашей галереи совпадает именно с направлением, на котором специализируется американский арт-рынок, то немало важным может являться разработка между Россией и США ряда совместных проектов в области культуры и искусства [14].

Этот момент является актуальным, т.к. заметным движущим механизмом регионального арт-рынка выступают иностранные коллекционеры. У некоторых художников в списке «мест проживания» их работ значится больше иностранных городов, чем отечественных. Основной мотив интереса иностранных коллекционеров - не столько местная экзотика, сколько соотношение приличного качества картин и их невысокой, по сравнению с заграничными мерками, стоимости. Это обстоятельство позволит получать высокий процент прибыли.

Далее, в случае действий со стороны федеральных или муниципальных властей в области культуры и искусства, наша организация может получить ценную поддержку. → Необходимо отслеживать все изменения в данной области, чтобы не пропустить розыгрыша грантов и просто не упустить свою выгоду в какой бы то ни было ситуации. Необходим постоянный мониторинг - основная информация доступна на сайте Департамента культуры Новосибирской области [6].

Для участия в конкурсе социально-значимых проектов, в рамках проектов направленных на создание условий для повышения образовательного уровня различных уровней населения, нужно организовать благотворительные выставки, а также мастер классы для детей. Это повысит узнаваемость галереи и её имидж [17].

Немаловажным является также участие в конкурсах на выделение грантов Министерством культуры, например конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» [9].

Также, т.к. галерея является предприятием малого бизнеса, также необходим постоянный мониторинг реформ в этой области. Для г. Новосибирска актуален сайт «Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса» [2]. Основными документами поддержки малого и среднего бизнеса являются:

. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

. Областная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2009-2013 годы»;

. Городская целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Новосибирске на 2008-2010 годы».

Т.к. предполагаемая организационная форма галереи ООО негативным моментом является увеличение минимального уставного капитала [19].

«Экономика»:

В данный момент наблюдается постепенный выход из финансового кризиса, а также положительная динамика ВВП (до 3,5%) [15]. Это может помочь плавному притоку инвестиций.

В случае развития российской экономики ожидается рост уровня жизни населения, в связи с чем открываются возможности в области ценовой политики - ценообразование может исходить уже из большей доли прибыли, закладываемой в цену услуг. Стабилизация и подъем экономики также тесно связаны с поддержкой малого бизнеса. → Стимулы и бонусы для нашей организации, финансовая устойчивость.

Благоприятным фактором является рост спроса на предметы искусства среди россиян, который обусловлен двумя основными мотивами - социальным (стремление подтвердить имидж представителя элиты) и финансовым (инвестирование средств в искусство). Причем в настоящее время именно последний мотив становится, по мнению некоторых экспертов, преобладающим.

Объем антикварного рынка в России, по оценкам экспертов, составляет порядка $700 млн. - 1 млрд. в год. На сегодняшний день произведения искусства и антиквариата являются одним из самых надежных и высокодоходных способов размещения капитала: их доходность в год превышает 15% [8].

«Общество»:

Потенциальными работниками галереи являются выпускники художественных ВУЗов, в Новосибирске наиболее престижным заведением выпускающим таких специалистов является НГАХА. Возможно сотрудничество с Отделом содействия трудоустройству, который поможет подобрать необходимых специалистов [11].

Плюс данного вида работников в невысоких требованиях в заработной плате, а также гибкостью и готовностью обучаться.

Также, с учетом того, что Россия приобщается в Западу, потребители всё с большим доверием вкладывают свои средства в искусство.

Необходимо укрепить «любовь к культуре» у простого населения и престижность покупки предметов искусства, у более обеспеченных покупателей. Всё это делается с помощью рекламы, при активной поддержке СМИ. Для людей, которые подчеркивают покупкой произведений искусства свой статус, будет очень действенна реклама в глянцевых мужских и женских life-style журналах (например, «Дорогое удовольствие»). Также немаловажно и освещение в основных печатных СМИ, для увеличения известности.

«Технологии»:

С появлением новых технологий повышается эффективность работы и увеличивается прибыль компании. Например, значительное улучшение технической базы, компьютеризация, возможность обучения посредством интернет, позволить как повышать квалификацию персонала, так проводить мониторинг рынка, потому что в искусстве необходимо постоянно следить за новыми веяниями и основными тенденциями, а также увеличивать известность галереи.

 

2.3
Анализ внутренней среды организации

 

В любом изобразительном искусстве важно знать технологию - как выполнить ту или иную вещь, для того чтобы добиться нужного эффекта. В наше время помимо всех этих технологий добавилась еще одна - это технология продажи. От того, как ты подашь свое произведение искусства, зависит то, станет она продаваемой или нет.

Чтобы знать «что продавать?» необходимо сначала определить «кто это будет покупать?». Если взять среднюю статистику по провинциям, то примерный портрет покупателя выглядит следующим образом: это женщина (60%) в возрасте от 40 до 50 лет, предприниматель, имеющая высшее образование (95%) и просто любящая живопись как форму самовыражения.

Именно исходя этого можно определить и форму продаж - это некое клубное пространство, игра, спектакль, а при удачном стечении обстоятельств - моноспектакль. Очевидно, что для этого покупателя не определилась роль эксперта в процедуре выбора покупки. Этот широкий покупатель ещё пока доверяется своему неискушённому вкусу.

Анализ жанра говорит о следующем: живопись, пейзаж - 72% продаж, жанровые работы - 15% продаж, графика - 4% продаж, абстракция -5%, мелкая пластика - 4% продаж.

Наиболее эффективным способом продаж был и остается аукцион. Без аукциона арт-рынок полноценным считать нельзя. Вот где настоящая торговля произведениями искусства во всем кипении страстей. Это зрелище, игра, выброс адреналина, состязание нервов. Один потрясен: за бесценок приобрел работу мастера. Другой чуть не рыдает: выторговал «лот в мешке», а там - практически ничего.

Аукцион отображает именно ту величину, которая закреплена в понятии рыночная, то есть та, за которую при одинаковых условиях продавец готов продать, а покупатель готов купить. При этом ни тот, ни другой не обязаны этого делать.

Публичное озвучивание цены продажи опрокидывает многие иллюзии художников относительно их востребованности, экспертов - относительно точности их материальной оценки работ художников. Динамика повышения средних аукционных цен чётко отслеживается в следующих цифрах: если в январе - феврале 2000 года средняя цена продаж едва дотягивала до 3 000 рублей, то в ноябре - декабре 2001 года обычной стала сумма в 7-8 тысяч рублей, а планка так называемых «хороших» продаж поднялась до 15-18 тысяч рублей.

Т.о., зная «что?», «как?» и «кому?» продавать можно перейти к описанию того, как проектируемая галерея, с учётом требований внешней среды, будет строить внутреннюю.

Анализ внутренней среды (таблица 2) вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Он позволяет также лучше уяснить цели организации, определить смысл и направления деятельности фирмы.

 

Таблица 2 - SWOT-анализ

Возможности (O) Сильные стороны (S)
O1.Повышение интереса населения к современному искусству и «экзотическим» его направлениям. O2.Желание потребителей вкладывать свои средства в искусство. O3. Большое количество авторов, желающих сотрудничать. S1.Уникальный формат галереи. S2. Постоянный мониторинг рынка и расширение клиентской и авторской базы. S3. Грамотное расположение, уютная атмосфера.
Возможности (O) Сильные стороны (S)
O4.Сотрудничество с ведущими музыкальными, художественными коллективами и учреждениями в городе. O5.Наличие ниши на рынке. O6.Финансовая, материальная и рекламная поддержка со стороны муниципалитета, культурных учреждений.O7. Гранты и иные бонусы за организацию конкурсов, выставок и других мероприятиях. O8.Активное участие в культурной жизни города и области.O9.Посткризисное снижение цен на арендуемые площади. O10. Большое число молодых специалистов на рынке труда S4. Масштаб и формат галереи, не имеющей аналогов в городе.S5.Собственные помещения. S6.Сотрудничество с молодыми специалистами, что дает постоянный приток новый идеё в организацию, что немаловажно для данной области
Угрозы (T) Слабые стороны (W)
T1.Негативные последствия финансового кризиса T2.Наличие на рынке большого количества организаций-конкурентов, прежде всего, государственных. T3. Снижение спроса на предметы искусства. T4. Неготовность потребителей вкладывать свои средства в искусство. T5.Появление нового лидера на рынке. T6. Переманивание сотрудников со стороны конкурентов. W1.Нестабильное финансовое состояние в краткосрочном периоде. W2.Отсутствие собственных средств для финансирования. W3. Отсутствие прочных, налаженных связей с авторами. W4.Зависимость от авторов. W5.Малая известность, неузнаваемость на рынке. W6.Нет налаженных информационных каналов W7.Высокая текучесть той доли персонала, что сама непосредственно вовлечена в творческую деятельность.

 

Рассматривая вход на рынок, необходимо отметить тот факт, что возникнут сложности с привлечением доверия покупателей и авторов, с силу чего галерея будет нести значительные убытки. Основные сильные стороны «Mari! Mari!» - то, что галерея уникальна по своей сути, и масштабам, подобные проекты в г. Новосибирске не создавались. Но чтоб воплотить в жизнь все проекты галереи, необходимы большие затраты. В зависимости от авторов, с которыми мы будем сотрудничать, и состоят слабые стороны галереи. Тем не менее, велика вероятность возникновения финансирования из внешней среды: муниципалитет, культурные учреждения открывают перед нами возможности. Главная угроза состоят в том, что уже сейчас рынок начинает наполняться подобными учреждениями в сфере искусства.

По результатам SWOT-анализа, выделим две возможные альтернативы с целями. Альтернатива 1 (А1) (таблица 3) подразумевает работу с уже сформировавшимся сектором рынка и применима в случае, когда ниша будет существовать, и тогда галерея будет воспринята посетителями позитивно, при этом экономические факторы будет влиять по меньшей мере лишь нейтрально, не изменяя кардинально концепцию бизнеса. А2 (таблица 4) демонстрирует ситуацию, когда сегмента еще нет и необходимы действия по его созданию, когда экономическое положение не устойчиво, когда следует работать не только с посетителями, но и вести глобальную подготовку квалифицированных кадров внутри компании, а также рекламную компанию, работа со СМИ.

 

Таблица 3 - Альтернатива А1 «Наличие ниши на рынке»

Внутренняя среда Внешняя среда Сильные стороны Слабые стороны
  поле целей
Возможности O5-S1. Закрепление на уже существующих нишах. O3-W3. Развитие связей с авторами, а также другими «людьми искусства».
Внутренняя среда Внешняя среда Сильные стороны Слабые стороны
  поле целей
Возможности O2-S1. Информирование потребителей об уникальности галереи.O3, О4-S2. Постоянный поиск новых авторов, соответствующих концепции и формату галереи. O1-S2. Непрерывный мониторинг рынка для получения своевременной информации, что будет являться гарантом конкурентоспособности. O1, О6-S1, S4. Создание и поддержание имиджа галереи, как уникального места в г. Новосибирске. O10-S6. Создание системы повышения квалификации сотрудников. O1-W5. Развитие рекламной компании.O3-W3. Развитие связей с авторами, а также другими «людьми искусства». O1-W5. Развитие рекламной компании. O10-W7. Сотрудничество с художественными ВУЗами и школами, с целью привлечения молодых специалистов и их последующего обучения.
Угрозы T4-S1. Повышение уровня доверия и внимания со стороны клиентов за счет масштабной рекламной компании и акценте на уникальности галереи. T4-S3. Отслеживание удовлетворенности посетителей, путем выстраивания обратной связи. T6-S6. Разработка должностных инструкций для снижения текучести кадров. T4-W5. Тщательное отслеживание информации о рынке. T4-W4. Постоянный поиск новых авторов, соответствующих концепции галереи. T6-W7. Разработка системы стимулирования персонала во избежание утечки кадров.

 

Таблица 4 - Альтернатива А2 «Создание рыночной ниши»

Внутренняя среда Внешняя среда Сильные стороны Слабые стороны
  поле целей
Возможности O2, О3-S2. Формирование клиентской и авторской базы. O2-S1. Информирование потенциальных посетителей о концепции галереи и её уникальности для г. Новосибирска. O1-S1. Создание и поддержания имиджа компании с упором на уникальный формат и основную концепцию. O10-S6. Создание программы повышения квалификации молодых специалистов. O2, О3-S2, S3. Разработка индивидуальных программ работы как с авторами, так и с клиентами. O1-W5. Развитие рекламной компании. O1-W6. Получение доступа с существующим информационным потокам, а также создание собственных. O10-W7. Формирование и закрепление корпоративной культуры, для повышения лояльности персонала
Угрозы T5-S1. Повышение уровня доверия со стороны клиентов за счет масштабной рекламной компании и акценте на уникальность формата галереи и её концепции. T6-S6. Разработка системы повышения квалификации сотрудников. T5-W6. Тщательное отслеживание информации на рынке. T4, Т5-W4. Поиск новых авторов, соответствующих концепции галереи, а также клиентов, готовых вкладывать деньги в искусство. T6-W7.Разработка эффективной программы мотивации персонала.

Таким образом, проведя SWOT-анализ, мы можем сделать следующие выводы о необходимой нам стратегии:

· Делать ставку на рекламу, активно продвигая свою галерею, ставя акцент на уникальность, на то, что подобных мест, в Новосибирске, занимающихся таким же широким спектром направлений искусства, нет.

· Организовывать, особенно на начальных этапах, различные благотворительные выставки, аукционы, получать гранты и муниципалитета.

 

Анализ конкурентных сил

 

Таблица 5 - Основные конкуренты

Название Конкурентное преимущество Конкурентное отставание
Галерея «Сибирские мастера» Большой опыт, постоянные авторы Ограниченная специализация
Арт-галерея «Че» Специализация, большой опыт, известность Ценовая политика
Арт-галерея «Mari! Mari!» Уникальный формат, многопрофильность, ценовая политика Небольшой опыт

 

Популярных и достаточно известных галерей в г. Новосибирске всего две, но они уже имеют большой опыт работы и широко известны публике, у них есть круг устоявшихся авторов, к которыми они постоянно сотрудничают и связи в мире культуры и искусства Новосибирска. Таким образом, хоть конкурентов немного, но они довольно внушительны, поэтому нужно отойти от того, чтобы меряться с ними силами и развивать уникальность нашей галереи, как абсолютно неформатной.

Создание новой ниши на рынке, как галереи уникального формата, позволит укрепить позиции компании на рынке.

Большой проблемой для входа на рынок для компании будут являться большой объем капиталовложений, а также недостаток в связях в творческих кругах.

Нужно сделать ставку на более сильную рекламную компанию, нежели у конкурентов, это усилит положение компании на рынке, и известность будет являться хорошим конкурентным преимуществом.

 


3. Разработка бизнес-плана создания предприятия малого бизнеса на примере арт-галереи

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: