Какие социально-экономические и политические условия способствовали зарождению современного политконсалтинга?
Можно выделить следующие условия, способствующие зарождению современного политеонсалтинга:
· Демократизация институтов власти;
· Возрастающая роль общественных структур и независимых СМИ;
· Повышение активности общества в политической жизни государства – формирование сильного гражданского общества;
· Общее усложнение политической жизни: её дифференциация + возникновение ряда проблем, требующих для решения специальных знаний и навыков;
· Усложнение общественной жизни, что требует поиска новых подходов и технологий со стороны политических консультантов.
· На возникновение политконсалтинга оказало сильное становление и развитие прикладной социологии (например, исследования Чикагской школы);
· Огромные вклад был внесён психологическими науками (изучение и объяснение причин определённого поведения людей);
· Влияние со стороны бурного развития наук об управлении.
Что такое новый стиль политической жизни и чем французская модель политконсалтинга отличается от американской?
Результатом внедрения профессионального консалтинга в политический процесс стало формирование нового стиля политической жизни, отличительными чертами которого являются:
· выдвижение в центр политическихкампаний не только партий, а конкретных политических лидеров, запоминающихся людям не столько своими политическими идеями, сколько личностными качествами, точнее, своим имиджем — тем, что называется персонализацией и депрограмматизацией политической борьбы;
· подготовка кампаний посредством серьезных маркетинговых исследований;
· адаптация к полученным данным первоначального варианта стратегии и тактики политической кампании;
· проведение мониторинга, позволяющего отслеживать характер͙ и степень влияния кампании на население и вносить в нее необходимые коррективы;
· широкомасштабное использование СМИ, прежде всего телевидения, которое эффективнее, чем, например, классические кампании «из двери в дверь», для продвижения политического товара на электоральный рынок.
Национальные модели политического консалтинга (маркетинга) по-разному описываются различными авторами. Например, П.Радунски описывает их так:
¾ Американская модель - организацией избирательных кампаний занимаются специализированные агентства, работающие преимущественно на отдельных кандидатов. В их функции входит как собственно консультирование, так и непосредственное руководство проведением избирательных кампаний.
¾ Французская (смешанная) модель - организаторами избирательной кампанией могут быть как сотрудники партийного аппарата, так и специалисты, работающие на коммерческой основе непосредственно на кандидата.
Тем не менее, описанные Радунски модели представляют собой скорее идеальные типы.
Особенности американской модели консалтинга:
· менее значительная роль политических партий (партиям законодательно запрещено поддерживать какого-то конкретного кандидата в президенты, партия объявляет своего официального кандидата после первичных выборов в штатах);
· кандидат в президенты может, но не обязан объявить национальный партийный комитет своим избирательным комитетом;
· главную роль в избирательном процессе играют собственная организация и консультанты кандидата, начавшие с ним работать еще в ходе первичных выборов в штатах;
· использование услуг независимых консультантов наряду с услугами штатных;
· массовость специалистов и специализированных компаний;
· проведение предвыборных мероприятий в стиле шоу;
· избирательные кампании носят технологический характер;
· консалтинг в Америке – это наука.
Французская модель консалтинга и её особенности:
· консалтинг во Франции – это искусство;
· появился на 30 лет позже, чем в США (основателем считается Мишель Богран, консультировавший на выборах 1965 г. во Франции представителя центристких сил Ж. Леканю);
· ставка на имидж кандидата, оплата труда расклейщиков афиш, использование сувениров с символикой;
· чрезвычайно важная роль служб общественного мнения, услугами которых пользуются все кандидаты;
· предубеждение против профессиональных консультантов как режиссёров политического спектакля и в то же время их обязательное использование;
· сильная система партий и устойчивая партийно-политическая идентификация граждан;
· менее значимая, чем в США роль, контролируемых государством СМИ в избирательной кампании;
· критика правительства – признак хорошего тона как правящей партии, так и оппозиции;
· нехватка средств на проведение систематических социологических исследований;
· весьма заметная роль выходцев из академических кругов и профессуры;
· недостаточно развитая культура консенсуса и преемственности;
· успешное взаимодействие консультантов и партийных организаций;
· избирательные комитеты носят преимущественно политический характер, то есть важную роль играют партийно-политическое обеспечение кампании;
· совместный бизнес или сотрудничество консультантов, обслуживающих соперничающие партии, недопустимо.