ГОРОД ОМСК ОМСКОЙ ОБЛАСТИ 1 глава




ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН


Омского городского Совета
от 25 июля 2007 года № 43

 

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

ГОРОД ОМСК ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 


ОМСК 2007

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
2. ВВЕДЕНИЕ
3. ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПЛАНИРОВАНИИ
3.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
3.2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ГОРОДА ОМСКА
4. ОБОСНОВАНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА
4.1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ОМСКА, ПРОБЛЕМ И НАПРАВЛЕНИЙ ЕЕ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ
4.1.1. СОВРЕМЕННАЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ГОРОДА ОМСКА 1970 ГОДА, ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
4.2. ОБОСНОВАНИЕ ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
4.2.1. КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ОМСКА
4.2.2. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ
4.2.3. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
4.2.4. ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
4.2.5. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
4.2.6. ОСНОВНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ГОРОДА ОМСКА
4.2.7. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ ПРИРОДНЫХ И ПРИРОДНО-АНТРОПОГЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ, ОБРАЗУЮЩИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАРКАС ГОРОДА ОМСКА
4.2.8. ПЛАНИРОВОЧНАЯ И АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА
4.2.9. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
4.2.10. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
4.2.11. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
4.2.12. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫЭНЕРГИТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
4.2.13. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ ЖИЛЫХ ТЕРРИТОРИЙ
4.2.14. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ
4.3. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
4.4. ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ, ЭТАПЫИХ РЕАЛИЗАЦИИ
4.5. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее – Генеральный план города Омска) подготовлен в соответствии с заданием департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее – департамент архитектуры), на основании контракта, заключенного по результатам конкурса на разработку градостроительной документации в отношении территории города Омска: генерального плана, правил землепользования и застройки города Омска, проектов планировки территории города Омска.
На начальном этапе проектирования Администрацией города Омска совместно с Открытым акционерным обществом «Территориальный проектный институт «Омскгражданпроект» (ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект») и Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский государственный институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» (ФГУП «Гипрогор») разработана комплексная Программа–задание на разработку проекта Генерального плана города Омска, включающая анализ реализации решений предыдущего генерального плана, разработку социально-экономической концепции развития города Омска до 2025-2030 годов, научно-техническое обоснование проектных решений по комплексной оценке и функциональному зонированию территории города Омска в проекте Генерального плана города Омска с созданием электронной модели города Омска.
Подготовка проекта генерального плана осуществлена на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в разрабатываемой схеме территориального планирования Омской области, действующих российских нормативов градостроительного проектирования, областных и общегородских целевых программ, результатов публичных слушаний по проекту Генерального плана города Омска.
2. ВВЕДЕНИЕ
Настоящий Генеральный план представляет собой принципиально новую разработку Генерального плана города Омска по отношению к Генеральному плану, разработанному московским институтом «Гипрогор» в 1969 –1970 годах.
Основными причинами, определившими необходимость разработки генерального плана, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее – город Омск) являются:
- окончание в 2000 году расчетного срока реализации положений Генерального плана города Омска, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 03.03.1970 № 139;
- изменение земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации;
- новые требования Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием территории, подготовкой документации по планировке территории, ведением информационной системы обеспечения градостроительной деятельности;
- необходимость осуществления согласованной подготовки документов территориального планирования Омской области и города Омска с учетом взаимных интересов сопредельных территорий в соответствии с действующим законодательством;
- внедрение автономных и альтернативных источников инженерного обеспечения застройки, резкое увеличение уровня автомобилизации, изменение концепции транспортного обслуживания в связи с трансформацией пассажиропотоков;
- увеличение объемов многоэтажного и малоэтажного строительства, ликвидация зон сноса объектов недвижимости, необходимость реконструкции и уплотнения существующего жилищного фонда;
- необходимость эффективного использования существующих территорий промышленных предприятий;
- необходимость размещения на территории города Омска объектов инфраструктуры бизнеса, потребительского рынка (супермаркеты, оптовые и мелкорозничные ярмарки и т.д.), культурно-досуговых центров.
В соответствии с законодательством Российской Федерации каждый городской округ должен иметь утвержденные генеральный план, правила землепользования и застройки, а также документацию по планировке территории. Эти документы определяют стратегию оптимального развития муниципальных образований. После утверждения указанные документы приобретают юридическую силу, становятся обязательными для исполнения всеми участниками градостроительной деятельности, а для органов местного самоуправления – основными рычагами регулирования градостроительной деятельности на территории муниципальных образований.
При разработке Генерального плана города Омска создана первоначальная информационно-аналитическая база на электронных носителях, дальнейшее наполнение и совершенствование которой позволит оптимизировать управление градостроительными процессами на территории города Омска.
Представленные карты (схемы) являются обязательными элементами работы, но они – срезы информации, содержащейся в общей электронной базе.
В разработке электронной модели города Омска участвовали ведущие институты России.
Специалистами Центрального научно - исследовательского института проектирования и градостроительства Российской академии архитектурных и строительных наук (ЦНИИП градостроительства РААСН, г. Москва) выполнена электронная карта комплексной оценки стоимости земли, оптимизация функционального зонирования и баланса территорий всей территории города с разработкой программного комплекса, позволяющего вести мониторинг изменения стоимости территории с учетом ее освоения.
Специалисты Института системного анализа Российской академии наук (г. Москва) разработали программный комплекс по расчету транспортной загрузки улично - дорожной сети, позволяющий впоследствии принимать оптимальные решения по организации движения.
Международный институт стратегического проектирования (НОУ МИСП, г. Омск) разработал методическое пособие по разработке градостроительной документации, методику по расчету оптимальных параметров градостроительных зон, позволяющую разработать генеральную схему зонирования территории города Омска для последующей разработки Правил землепользования и застройки.
Институт территориального планирования (ООО «ИТП «ГРАД», г. Омск) выполнил электронную базу данных по современному использованию территории города. В создании отдельных подсистем и алгоритмов активно участвовали специалисты отдела автоматизации проектирования Открытого акционерного общества «Территориальный проектный институт «Омскгражданпроект» (ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект»).
Характерной особенностью Генерального плана города Омска является легитимный характер основных его предложений. В связи с этим в период 2005 – 2006 годов по вопросам генерального плана проведено 28 градостроительных советов с участием представителей органов местного самоуправления, государственных надзорных органов, творческих союзов и научных обществ:
- 23-25 марта 2006 года специалисты открытого акционерного общество «Ленгипрогор» совместно с департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска провели деловые игры, по результатам которых разработана Концепция социально – экономического развития города с оптимистическим и пессимистическим вариантами развития города;
- в мае 2006 года проведены семинары с эксплуатирующими службами города, департаментом городского хозяйства Администрации города Омска и государственными надзорными органами. На этих семинарах выработаны основополагающие позиции по развитию инженерно – транспортной инфраструктуры;
- 20 декабря 2006 года впервые проведены публичные слушания в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации. Протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний прилагаются к проекту Генерального плана города Омска.
По задачам и общим положениям нового Генерального плана города Омска 22 мая 2007 года проведено совместное совещание с представителями Омского отделения Российского географического общества, а 7 июня 2007 года проведено рассмотрение вопросов Генерального плана города Омска с Омским представительством Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) и Омской организацией Союза архитекторов России (ООСА РФ).
С переходом к электронной версии Генерального плана города Омска сделан принципиальный шаг к формированию системы непрерывного градостроительного проектирования, о которой в городе Омске говорят уже много лет. На единой электронной базе данных выполнены Генеральный план города Омска, генеральная схема градостроительного зонирования для правил застройки и землепользования города Омска, что позволяет выполнить в этой же базе все проекты планировок города Омска, включая проекты межевания и градостроительные планы.
В итоге данная модель должна позитивно повлиять на процедуру выдачи разрешительной документации для строительства на территории города Омска, а также должна быть использована в системе ведения кадастра объектов недвижимости на территории города Омска. Указанная работа будет продолжена при реализации действий по подготовке всего объема градостроительной документации в отношении территории города Омска.
Генеральный план города Омска является важнейшим инструментом развития городских территорий. В его основе лежат концепции урбанизма, ориентированные на обеспечение удобства, экономической эффективности, гармоничного сосуществования функциональных зон и взаимодействия горожан. Генеральный план города Омска представляет собой пространственную рамку общественных отношений и экономического развития в обязательных условиях экологической устойчивости территории.
На основе материалов Генерального плана города Омска, в соответствии с действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации разрабатываются:
- правила землепользования и застройки городских территорий, проекты планировок территории города Омска;
- информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ИСО ГД - база данных и мониторинг);
- открытые презентационные материалы Генерального плана города Омска, в том числе на соответствующем Интернет-сайте.
Порядок разработки и принятия генерального плана установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации.
3. ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПЛАНИРОВАНИИ
Генеральный план города Омска является основным документом территориального планирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Генеральный план города Омска разработан с учетом осуществления городом Омском функций областного центра, взаимосвязанности города Омска и Омской области.
Генеральный план города Омска является основой для разработки и осуществления перспективных и первоочередных программ развития городской инфраструктуры, сохранения и развития территорий природного комплекса. Он является основой для разработки городских программ по реконструкции, санации и реновации жилых и реорганизации производственных территорий, развития общественных, деловых и культурных центров, объектов туризма и отдыха, комплексного благоустройства и эстетической организации городской среды.
Генеральный план города Омска содержит положения о территориальном планировании города Омска и соответствующие схемы.
Генеральная схема функционального зонирования города Омска устанавливает в соответствии с действующим Градостроительным кодексом Российской Федерации обязательные требования:
- к функциональному использованию территории;
- к застройке территории;
- к ландшафтной организации территории.
Методика разработки Генерального плана города Омска, как и его содержательные элементы, тесно связана с принципами организации и функционирования общества и экономики. Фактически, Генеральный план города Омска представляет собой пространственную территориальную проекцию прогнозируемого долгосрочного развития города как социально - экономического явления.
3.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Целью разработки Генерального плана города Омска является обоснование и формирование важнейших базовых параметров и положений общегородской градостроительной стратегии на период до 2025 года, направленной на создание благоприятной среды жизнедеятельности и обеспечение устойчивого развития города в новых социально-экономических условиях.
В основных положениях территориального планирования учитываются различные аспекты взаимосвязанного градостроительного развития города Омска и Омской области, выполнение городом Омском функций административного центра Омской области.
Условия, в которых разрабатывался новый Генеральный план города Омска, принципиально отличаются от тех, в которых создавался предыдущий Генеральный план города Омска. Как следует из «Концепции социально-экономического и градостроительного развития города Омска до 2025 года», город подошел к границе возможностей экстенсивного использования ресурсов, в том числе, территориальных, перед ним возникла альтернатива пессимистического и оптимистического вариантов дальнейшего развития.
В отличие от технико-экономических обоснований директивных генеральных планов предшествующих периодов, основные положения нового генерального плана носят прогнозно-аналитический характер и основаны на результатах текущей оценки изменения существующей и прогнозируемой градостроительной ситуации, а именно:
- предложения Генерального плана города Омска сформированы исходя из целей, задач и приоритетов стратегического плана развития города Омска;
- впервые в истории территориального планирования города Омска главной стратегической задачей выступает комплексная реконструкция всех подсистем города Омска;
- впервые при обосновании концепции в качестве градоформирующей базы принимаются внутренние источники саморазвития города: общегородские целевые программы, частные инвестиционные проекты, рациональное использование инфраструктур, дорог и городской земли.
В числе основных задач повышения качества городской среды и устойчивого градостроительного развития, Генеральный план города Омска предусматривает определение главных направлений развития города Омска на основе имеющихся ресурсов, обозначенных в «Концепции социально-экономического развития города Омска на период до 2025 года».
Основные направления комплексного развития территории города Омска устанавливают:
- экологические и историко-культурные требования к градостроительному развитию города Омска;
- планировочную и архитектурно-пространственную структуру города Омска;
- основные направления развития транспортной и инженерной инфраструктуры города Омска;
- основные направления сохранения и развития территорий природного комплекса, развития и реконструкции жилых, производственных, общественных территорий и территории исторического центра города Омска.
3.2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ГОРОДА ОМСКА
Рассматривая перспективы развития города Омска, невозможно их решать без взаимной увязки с долгосрочной программой, определяющей важнейшие направления социально-экономического и градостроительного развития Омской области, занимающей важное место в Западно-Сибирском регионе Российской Федерации.
Основные положения Генерального плана города Омска базируются и увязаны с решениями «Территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территории Омской области», разработанной институтом ООО «Ленгипрогор» (г. Санкт-Петербург).
Организующая основа планировочной структуры схемы - природно-ландшафтный и урбанизированный каркас территории Омской области.
Вокруг города Омска фактически сложилась зона малой агломерации, которая включает в себя собственно город Омск с близрасположенными населенными пунктами и потенциальные центры стабилизации: Азово, Калачинск, Кормиловка, Красноярка, Красный Яр, Любинский, Марьяновка, Москаленки, Таврическое, Чернолучинский.
Таким образом, город Омск и зона омской агломерации формируют основное ядро планировочной структуры.
Учитывая сложившуюся в настоящее время социально-экономическую и градостроительную ситуацию, основными задачами Генерального плана города Омска являются:
- определение главных направлений устойчивого развития города на основе имеющихся ресурсов в соответствии с Концепцией социально-экономического и территориального развития;
- совершенствование транспортной и инженерной инфраструктуры на базе перспективных технологий;
- экологическая безопасность городского развития на основе восстановления природного комплекса, сокращения и ограничения негативного воздействия субъектов хозяйственной деятельности на окружающую среду.
4. обоснование генерального плана
Представленный вариант территориального планирования разработан на основании аналитических данных и обоснований, представленных в следующих работах:
- аналитический отчет «Оценка национальных проектов, развернутых в Российской Федерации в 2006 году в приоритетных сферах для города Омска» (ООО «Ленгипрогор», Санкт-Петербург, 2006 г.);
- аналитический отчет «Оценка стратегических инвестиционных проектов, реализуемых в макрорегионе Урал – Сибирь и в Казахстане, в сферах приоритетных для экономики города Омска» (ООО «Ленгипрогор», Санкт-Петербург, 2006 г.);
- аналитический отчет «Оценка и прогноз демографической ситуации в городе Омске» (ООО «Ленгипрогор», Санкт-Петербург, 2006 г.);
- аналитический отчет «Эколого–градостроительная оценка города Омска» (ЗАО «ДАР/ВОДГЕО», Москва, 2007 г.);
- аналитический отчет «Оценка риска и ущерба от опасных природно-техногенных процессов на территории города Омска» (ЗАО «ДАР/ВОДГЕО», Москва, 2007 г.);
- «Концепция социально-экономического развития города Омска на период до 2025 года» (ФГУП «Гипрогор», Москва, 2006-2007 гг.).
Принятый вариант территориального планирования характеризуется:
- наличием социальных и экономических предпосылок градостроительного развития города Омска, которые определяются достигнутым уровнем и прогнозируемыми темпами социально-экономического развития города, целями долгосрочной социально-экономической политики;
- выбором оптимистического варианта развития города Омска с учетом прогноза возможностей, конкурентных преимуществ города и ожидаемых рисков;
- выбором стратегии интенсивного развития территории, направленной на повышение качественных показателей уровня жизни населения.
4.1. Анализ состояния территории города Омска, проблем и направлений ее комплексного развития
Для правильного моделирования функционально-планировочной структуры города Омска приняты во внимание особенности его физико-географического положения и специфические проблемы территориального развития.
Город Омск – административный центр Омской области, расположен в Сибирском федеральном округе Российской Федерации. Один из старейших городов Сибири, в 2006 году отметил 290-летие.
Город Омск основан подполковником И. Бухгольцом по царскому указу в 1716 году как крепость, у слияния рек Омь и Иртыш. В 1782 году в результате административной реформы Омская крепость становится уездным городом. Разросшийся вокруг крепости город стал крупным административным и военным центром, сыгравшим большую роль в освоении края и распространении более развитой культуры из центра России в Сибирь и Центральную Азию.
В своем развитии город Омск прошел ряд этапов, каждый из которых характеризовался изменением функций города в экономике, общественной и культурной жизни. Краткое описание исторического развития дано в отдельном томе «Исторический очерк города Омска с 1716 года», выполненном в составе проекта Генерального плана города Омска.
В настоящее время город Омск – административный центр Омской области. Расположен в 2555 км к востоку от Москвы, при впадении реки Омь в реку Иртыш. Крупный речной порт, железнодорожная станция на Транссибирской магистрали, узел железных и автомобильных дорог, аэропорт. Население 1138,8 тыс. чел. (по состоянию на начало 2005 года). По численности населения город Омск занимает второе место в Сибири после города Новосибирск, территория его более 56,0 тыс.га.
Современный город Омск – крупнейший мегаполис Сибирского региона.
Численность жителей города на 1 января 2005 года составляла 1138,8 тыс. чел. (45,6% – мужчины, 54,4% – женщины), на его территории проживают представители более 100 национальностей. Город Омск – шестой по числу жителей город Российской Федерации.
В Статистическом регистре хозяйствующих субъектов на 1 января 2005 года учтено 21,5 тыс. хозяйствующих субъектов.
В крупных и средних организациях города Омска занято 45,5 процента трудоспособного населения.
Современный город Омск – крупный промышленный центр Сибири:
- машиностроение (ФГУП ПО «Полет», ФГУП «Омское моторостроительное объединение имени П.И. Баранова», ГУП «Омский завод транспортного машиностроения», ОАО Акционерная компания «Омскагрегат», ОАО «Омскгидропривод», ОАО «Омский завод газовой аппаратуры» и др.);
- нефтеперерабатывающая, химическая и нефтехимическая промышленность (ОАО «Омский нефтеперерабатывающий завод», ОАО «Омскшина», ОАО «Омскхимпром», ОАО «Заводы технического углерода», ОАО «Омский каучук» и другие);
- радиоэлектроника (ПО «Иртыш», ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (Релеро), ОАО «Омский завод «Автоматика», ОАО «Сатурн», ФГУП «Завод им. Н.Г. Козицкого»и другие);
- строительство и производство стройматериалов (ЗАО «Строительно-монтажный трест №4», ЗАО «Строительно-монтажный трест №5», ЗАО «Строительно-монтажный трест №7», ООО «Омский завод «Колорит», ОАО «Омскагропромстрой-3», ООО «ПСФ «Полет и К», ЗАО «НПО «Мостовик», ЗАО «Стройподряд-Импульс» и другие);
- деревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность (ОАО «Омская макаронная фабрика», ООО «Омсквинпром», «АТПП «Группа предприятий «Оша» и другие), производство стройматериалов;
- энергетический комплекс (ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4, ТЭЦ-5, Кировская районная котельная и другие ведомственные котельные).
Город Омск – крупный культурно-образовательный центр.
Высшие учебные заведения, находящиеся на территории города Омска: Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского, Омская государственная медицинская академия, Омский государственный технический университет, Омский государственный аграрный университет, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, Омский государственный университет путей сообщения, Омский государственный педагогический университет, Омский государственный институт сервиса, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омская академия МВД России, Омский танковый инженерный институт имени маршала Советского Союза П.К. Кошевого; Омские филиалы высших учебных заведений: Алтайского государственного института культуры, Российского заочного института текстильной и легкой промышленности, Всероссийского института текстильной и легкой промышленности, Новосибирской государственной академии водного транспорта, Российского государственного торгово-экономического университета, Всероссийского заочного финансово-экономического университета.
Научные учреждения: НИИ природно-очаговых инфекций, Сибирский НИИ сельского хозяйства, ОНИИП и др.
Историко-культурное наследие города Омска в настоящее время представлено:
- архитектурными памятниками XIX – нач. XX вв.: - Никольский казачий собор (1840), Дворец генерал-губернатора (1861), Кадетский корпус (1826, 1879), Гостиница Россия (1906), Здание судебных установлений (1914-1917), Управление Омской железной дороги (1917), деревянные и каменные особняки, комплекс «Старая крепость», заповедник «Птичья гавань» и др.;
- учреждениями культуры - театры: Омский государственный академический театр драмы, Омский государственный музыкальный театр, Омский областной театр юных зрителей им. ХХ-летия Ленинского комсомола, Омский государственный театр куклы, актера, маски «Арлекин», органный зал, цирк. Омский государственный историко-краеведческий музей, Омский государственный литературный музей им. Ф. М. Достоевского, Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, Государственный областной художественный музей «Либеров-центр» и др.
Город Омск – центр сельскохозяйственного района, специализирующегося на плодоводстве и овощеводстве.
В экологическом отношении одним из главных факторов загрязнения является шумовое загрязнение от глиссады взлетно-посадочной полосы аэропорта. Зона зашумления шириной около 3 км пересекает город по всей его длине с запада на восток, делая непригодной или ограниченно пригодной для жилищного строительства значительную часть его территории, наиболее ценную во всех остальных отношениях. Другими факторами загрязнения окружающей среды являются выбросы нефтехимических предприятий на севере города, ТЭЦ и птицефабрик, имеющих весьма большие радиусы распространения загрязнений по воздуху, а также загрязнение воздуха от автотранспорта в городском центре и транспортных узлах.
В геоморфологическом отношении планируемая территория приурочена к Прииртышской впадине, представляющей собой равнину с незначительными колебаниями высот. Водораздельная равнина между реками Омь и Иртыш развита в северной и восточной частях города Омска, имеет максимальные высоты 115 – 125 м. Характерной особенностью этого геоморфологического района является наличие сети мелких сезонных водотоков. Значительная часть этих потоков, соединяясь вместе, выходит к речным долинам по многочисленным логам и оврагам древовидной формы. Оврагообразованию подвержены наиболее крутые склоны водораздельного пространства, преимущественно вдоль правого берега реки Иртыш. Все овраги обладают относительно глубоким врезом в приустьевой части, но вверх по склону быстро выполаживаются. В долине реки Иртыш выделяются три надпойменные террасы.
Долина реки Омь представлена нижним течением реки, при впадении ее в реку Иртыш. Крутые берега реки Омь изрезаны сетью активных оврагов древовидной формы, длина их различна – от 20 м до 2,5 км.
Гидрологическая характеристика реки Иртыш составлена по материалам наблюдений водомерного поста, расположенного в северной части города Омска, в 7,3 км ниже впадения реки Омь. Отметка нуля графика равна 68,94 м. По данным специализированной гидрологической информации максимальные уровни реки Иртыш разной обеспеченности представлены в таблице № 1.

Таблица № 1. Гидрологическая характеристика реки Иртыш.

Обеспеченность в %          
Максимальный уровень 74,09 73,64 73,28 73,05 72,59


Городская жилая застройка представлена следующими типами: одноэтажная застройка (на 3/4 индивидуальная), 2-3-этажная застройка, 3-4-этажная застройка, 5-8-этажная застройка, 9-этажная и более высокая застройка. Первые два типа характеризуются мелкой сеткой кварталов и относительно низким уровнем благоустройства. Значительная часть территории города Омска занята дачно-садовыми кооперативами.
Функционально-планировочная ситуация определяется следующими основными элементами. Большая часть жилой и промышленной застройки расположена на правом берегу реки Иртыш. В последние годы основное жилищное строительство ведется на левом берегу реки Иртыш. Дальнейшее развитие вдоль правого берега реки Иртыш ограничено тем, что на севере оно заперто обширной промзоной нефтехимического комплекса, а на юге затруднено существующей сетью железных дорог, промзоной завода транспортного машиностроения и отсутствием развитой улично-дорожной сети. Главным фактором, препятствующим жилищному строительству на левом берегу реки Иртыш, является действующий гражданский аэропорт, занимающий планировочно выгоднейшие территории в центре потенциальных транспортных связей и инженерно-сетевых нагрузок. В Генеральном плане города Омска 1970 года вынос аэропорта планировался к 1980 году. Однако он не осуществлен до сих пор. В конце 1980-х – середине 1990-х годов было начато строительство нового аэропорта на левом берегу реки Иртыш в районе пос. Федоровка, за пределами городской черты, в 15 км от нее, которое затем было приостановлено за недостатком средств. Одна из задач разработанного Генерального плана города Омска – определить сроки выноса аэропорта и с учетом этого планировать территориальное развитие города Омска. Сохранение аэропорта на новый длительный срок на старом месте будет препятствовать не только освоению территории самого аэропорта размером 700 га под жилищное строительство, а также развитию всех территорий, накрываемых в настоящее время глиссадой взлетно-посадочной полосы аэропорта, совокупная площадь которых равна более 10 000 га, но и будет вести к растяжению городских инженерных и транспортных коммуникаций, создавая многочисленные проблемы функционального и экономического развития города Омска.
На правом берегу реки Иртыш у впадения в нее реки Омь, расположен исторический городской центр. Здесь размещаются основные административные здания, офисы многочисленных фирм, многие ВУЗы и учебные учреждения среднего профессионального образования, учреждения культуры и досуга. От центра вдоль реки Иртыш, на небольшом удалении от него (500 – 800 м) на север и юг идут основные транспортные магистрали: ул. Красный Путь в северном направлении, к нефтехимическому комплексу и городку Нефтяников, ул. Ленина и просп. Маркса в южном направлении, к железнодорожному вокзалу и южной промышленной зоне. Через городской центр проходит первая линия строящегося метрополитена, связывающая районы массового жилищного строительства на левом берегу реки Иртыш с южными районами города Омска.
Через реку Иртыш в пределах городской черты имеется 5 мостов. Первый, самый северный из них, связывает городок Нефтяников с районами массового жилищного строительства на левом берегу реки Иртыш. Второй мост – двухуровневый метромост, один уровень которого предназначен для движения поездов метрополитена, другой – для автомобильного движения. Он связывает район, прилегающий к городскому центру с севера от него, с районами массового жилищного строительства на левом берегу реки Иртыш. Третий мост связывает район, прилегающий к городскому центру с юга от него, с действующим аэропортом и Парком имени 30-летия Победы. Четвертый мост предназначен для железнодорожного движения. Он связывает Южную промзону и пос. Порт-Артур на правом берегу с южным районом Кировского округа на левом берегу реки Иртыш и пропускает линию Транссибирской магистрали. Пятый мост, самый южный, расположен у села Троицкое на автотрассе федерального значения М-51, параллельной железнодорожной магистрали.
Практика реализации Генерального плана города Омска выдвинула ряд вопросов, которые связаны с принятием кардинальных решений, как органами местного самоуправления города Омска, так и органами государственной власти Омской области.
Это вопросы территориального развития города, связанные с занятием сельхозугодий, освоением сложных территорий, требующих серьезной инженерной подготовки территорий, связанных с изменением существующего функционального использования (вынос аэропорта, складов, промышленных предприятий и т.п.), интенсификацией использования застроенных территорий (уплотнение, достройка, реконструкция районов малоэтажной ветхой застройки), повышения уровня благоустройства, озеленения, инженерного оборудования города, развития транспортной инфраструктуры.
К важнейшим вопросам должны быть отнесены вопросы повышения уровня культурного и социально-бытового обслуживания, формирования развитой системы центров, парков, как городского значения, так и в планировочных и жилых районах, особенно в новостройках и районах одноэтажной застройки.
Актуальным стал вопрос сохранения исторической застройки, ее реставрации, реконструкции, взаимодействия новой и старой застройки, повышения качества архитектуры нового строительства.
Большое значение в развитии города Омска имеет состояние планировочной организации, уровень благоустройства, инженерного и транспортного обслуживания промышленных и коммунально-складских территорий, занимающих значительные площади (до 18 %) городской территории. Современные требования к планировке и застройке этих территорий города должны быть не ниже, чем к селитебным зонам.
Как катастрофическое оценивается сегодня во многих крупных промышленных городах, состояние окружающей среды, не исключение в этом отношении и город Омск. Сегодня город Омск начинает испытывать серьезные трудности при размещении жилья в связи с отсутствием свободных территорий, отвечающих требованиям санитарных правил и норм.
С 1992 года в экономике города Омска начаты радикальные экономические реформы, связанные с переходом на рыночные отношения. В результате приватизации был сформирован негосударственный сектор.
Начался процесс становления рыночной инфраструктуры, образовались частные предприятия, банки, финансово-инвестиционные компании, фонды и т.д.
К началу 2000 года произошли серьезные изменения в структуре занятости населения. Удельный вес промышленности снизился, а сферы обслуживания – увеличился. Получили развитие новые виды деятельности, связанные с интеллектуальным трудом и коммуникационными технологиями, и это развитие проявляет тенденцию к устойчивому росту. Внутри самой промышленности произошло частичное перераспределение занятых работников с производства продукции оборонного и двойного назначения в сторону производства предметов гражданского оборота.
Несмотря на некоторое снижение удельного веса, ведущие позиции в современной экономике города Омска занимает промышленное производство. В нем занято 26,8 процента работоспособного населения горо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: