ГОРОД ОМСК ОМСКОЙ ОБЛАСТИ 3 глава




Таблица №2. Прогноз-предложение оптимальной численности населения административных округов города Омска (тыс. чел.)

Административный округ 2006 г. 2025 г. Рост (+), уменьшение (-)
Кировский   280,0  
Ленинский   167,0 -35
Октябрьский   152,0 -16
Советский   233,0 -28
Центральный   300,0  
Итого по городу   1132,0 -7


В основу концепции положено создание мощной центральной оси города Омска, объединяющей Центральный и Кировский административные округа, в развитии которой важную роль играет соединивший эти округа метромост и по которому уже в ближайшие годы пройдет линия метро. При этом город Омск сохранит относительную компактность, что позволит сэкономить значительные бюджетные средства на строительстве и финансировании инфраструктурных объектов.
Оптимальная численность населения Центрального административного округа к 2025 году должна составить примерно 300 тыс. человек, а округ должен сохранить функции административного и культурно-исторического центра города Омска и Омской области. Рост числа жителей обусловлен не только значительными резервами для строительства жилья, но и престижностью округа, располагающего к тому же более развитой инфраструктурой и наибольшим количеством рабочих мест по сравнению с другими округами.
В жилищном строительстве особое место отводится регенерации жилья, главным образом за счет ликвидации индивидуальной жилой застройки, явно не вписывающейся в облик городского центра. Что касается проблемы чрезмерно большого количества людей в Центральном административном округе в часы работы расположенных здесь многочисленных организаций и предприятий, то ее решение связано не с уменьшением числа жителей округа, а выносом с его территории производственных и некоторых социальных объектов, преимущественно в Кировский административный округ.
Предусматривается продолжить дальнейшее развитие Кировского административного округа как делового и научно-образовательного центра, но число его жителей к концу расчетного периода не должно превышать 280 тыс. человек. Причем после 2010 года необходимо провести корректировку численности населения округа в зависимости от того, каким реально будет сальдо внешней миграции в целом по городу. Если оно будет близким к нулю, то численность населения округа вообще не должна превышать к расчетному сроку 250 тыс. человек. Рост численности населения округа позволит обеспечить более полную загрузку строящейся линии метрополитена. Кроме того, здесь сосредоточено примерно 60% всех площадок, выделенных в городе Омске для жилищного строительства в период до 2015 года. Немаловажное значение имеет и благоприятная экологическая обстановка. В целях улучшения обеспеченности населения округа рабочими местами и выравнивания нагрузки на транспортную сеть города Омска, целесообразно приоритетное размещение в округе учреждений высшего и среднего профессионального образования, научно-исследовательских организаций. Расположенные здесь предприятия пищевой промышленности могут быть дополнены рядом новых производств, при решении вопроса их энергообеспечения.
Выйти на предлагаемую численность населения Кировского и Центрального административных округов можно только за счет уменьшения числа жителей Ленинского, Октябрьского и Советского административных округов.
В Октябрьском административном округе, где имеются все необходимые условия для нормальной жизнедеятельности, численность населения, при этом, за счет естественных факторов и при отсутствии крупных площадок для новой застройки может снизиться примерно до 152 тыс. человек.
В Советском административном округе, учитывая неблагоприятную экологическую обстановку, предусматривается сокращение численности населения до 233 тыс. человек.
В рассматриваемой перспективе за этими административными округами сохранятся ведущие позиции в промышленном производстве города.
Что касается Ленинского административного округа, несмотря на имеющиеся большие резервные площади для жилищного строительства, в расчетный период здесь предусмотрено наиболее значительное снижение численности населения – с 202 до 167 тыс. человек.
При этом округ сохранит функции основного транспортного узла города.
Формирование внутригородской системы расселения с предлагаемой оптимальной численностью населения в административных округах намечается осуществлять главным образом за счет объемов строительства на их территории жилья, перераспределяя тем самым миграционные потоки в городе.
Численность населения административных округов дана в границах 2005 года, т.е. с микрорайонами Входной, Крутая Горка и Береговой, которые входят в состав Ленинского, Октябрьского и Советского административных округов. Если Береговой составляет теперь единое территориальное целое с Советским административным округом, то микрорайоны Входной и Крутая Горка находятся за пределами городской черты. Прогноз численности населения микрорайонов Входной и Крутая Горка выполнен при нулевом сальдо внешней миграции.

Таблица № 3. Прогноз численности населения микрорайонов Входной и
Крутая Горка (на начало года, тыс. чел.)

         
Входной 7,7 7,7 7,7 7,6
Крутая Горка 6,5 6,2 6,1 5,9


В целом следует отметить, что формирование внутригородской системы расселения является непрерывным процессом и требует уточнения каждые 5-10 лет, как и корректировка Генерального плана города Омска.
4.2.3. Занятость населения
В настоящее время численность населения в трудоспособном возрасте составляет 755,8 тыс. человек, а занятых в экономике города Омска – примерно 73% от их числа, или 556 тыс. человек. По прогнозу, численность населения в трудоспособном возрасте к 2025 году может уменьшиться на 124 тыс. человек. Если в перспективе удельный вес занятых в экономике города увеличится с 73 до 75%, то потенциальная численность экономически активного населения уменьшится с 556 до 474 тыс. человек, или на 82 тыс. человек.
Прогноз численности населения в трудоспособном возрасте и потенциальной численности экономически активного населения в целом по городу Омску дает возможность сделать следующие основные выводы:
- уменьшение потенциальной численности экономически активного населения до 2010 года практически не отразится на работе всего хозяйственного комплекса города Омска, поскольку составит всего 10 тыс. человек, а сейчас еще имеются официально зарегистрированные безработные;
- основное сокращение численности потенциально экономически активного населения в период до 2025 года, а это более половины всего числа, придется на 2011-2020 годы;
- если проблемы с трудовыми ресурсами действительно возникнут, то это может начаться только после 2015 года, поэтому есть еще время для давно назревшей необходимости осуществления модернизации и технического перевооружения предприятий, чтобы обеспечить рост производительности труда;
- потенциальная численность экономически активного населения даже при существенном улучшении коэффициентов рождаемости и смертности в расчетный период не повлияет на прирост трудовых ресурсов, а прогнозируемое положительное сальдо внешней миграции за весь период даст дополнительно около 20 тыс. человек экономически активного населения.
Ситуация действительно складывается сложная, но далеко не такая критическая, чтобы решать ее за счет привлечения мигрантов.Об этом наглядно свидетельствует анализ структуры занятости в экономике города Омска, которая приведена ниже в таблице № 4.

Таблица № 4. Численность занятых в экономике города Омска в 2005 году
(среднегодовая, тыс. человек)*

Административный округ Среднесписочная численность работников Кол-во предпринимателей Работаю-щие у предпринимателей Оценка реально работаю-щих у предпринимателей Итого
крупных и средних организа-ций** малых организа-ций
Кировский 40,9 10,2 10,8 8,3 16,678,5
Ленинский 43,0 10,4 6,7 5,3 10,770,8
Октябрьский 48,5 12,4 6,5 11,2 22,589,9
Советский 75,1 18,4 8,4 5,2 10,5112,4
Центральный 137,0 29,7     26,9204,6
Итого 344,6 81,2 43,3 39,1 87,1556,2

* - расчет Департамента городской экономической политики Администрации города Омска 2006 г.
** - по данным Омскстата на начало 2006 г.

Наиболее важными для экономики города являются крупные и средние организации, на долю которых приходится 62% общего числа занятых. Как видно из представленной ниже таблицы № 5, на обрабатывающие производства приходится больше всего занятых, а всего в производственной сфере работает почти треть от их общего числа, т.е. примерно 112 тыс. человек.

Таблица № 5. Среднесписочная численность работников крупных и средних организаций города Омска по видам экономической деятельности (человек)

  Декабрь 2004 г. Декабрь 2005 г. 2005г. к 2004г. % Доля (%)
Всего     101,1  
в т.ч. по видам экономической деятельности:
сельское хозяйство, охота и лесное хоз-во     76,8 0,5
обрабатывающие производства     96,8 22,6
производство и распределение электроэнергии, газа и воды     85,8 4,5
строительство     105,6 5,0
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования     111,5 3,9
гостиницы и рестораны     95,6 0,6
транспорт и связь     99,9 13,6
из него связь     100,4 3,3
финансовая деятельность     109,6 2,0
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг       8,9
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение     104,6 8,9
образование       13,5
здравоохранение и предоставление социальных услуг     103,6 12,2
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг     123,3 3,8


В непроизводственной сфере больше всего работников (36%) приходится на образование, здравоохранение и транспорт. Высокий процент занятых отмечается также в государственном управлении и операциях с недвижимым имуществом (почти 18%). В то же время явно есть резервы роста числа работников в финансовой сфере.
Структура работников по крупным и средним организациям в рассматриваемой перспективе принципиально не изменится. Но при этом имеются огромные резервы для сокращения численности работников практически по всем видам экономической деятельности, и в первую очередь в производственной сфере за счет роста производительности труда в результате модернизации и технического перевооружения производства. Этот процесс неизбежен по мере нарастания реальной конкуренции между производителями продукции (работ, услуг).
Что касается непроизводственной сферы, то в условиях, когда численность населения города в лучшем случае сохранится на современном уровне, вряд ли может идти речь об увеличении численности занятых. Причем и здесь в первую очередь будут качественные преобразования, а не рост работников социальной сферы и государственного управления, что происходило повсеместно в последние годы.
На втором месте после крупных и средних организаций по своему значению для экономики города стоят малые организации, хотя по численности работников они и уступают сектору индивидуального предпринимательства. Если в 1990-е годы их деятельность была связана в основном с торговлей и общепитом, то сейчас она расширяется. Исходя из статистических данных о структуре работников в малом предпринимательстве по Омской области (по городу такой информации нет) следует, что из 81 тыс. работников малых организаций города примерно 40% приходится на обрабатывающие производства и строительство, 26% - на розничную и оптовую торговлю, примерно столько же и в индивидуальном предпринимательстве, 17% - на операции с недвижимым имуществом.
В перспективе можно ожидать роста числа занятых в отраслях обрабатывающих производств. В целом же численность работников малых организаций, уменьшающаяся с начала 2000-х годов, стабилизируется или незначительно возрастет.
В секторе индивидуального предпринимательства занято 130 тыс. человек, или 23% от общей численности экономически активного населения и в перспективе существенно уменьшится.
Основной вывод заключается в том, что потребность крупных, средних и малых организаций в работниках, число которых составляет сейчас 426 тыс. человек, или почти 77% в общей структуре занятых, в перспективе уменьшится. Как уже отмечалось, то же самое должно произойти и в секторе индивидуального предпринимательства. Поэтому в городе не будет ограничений по трудовым ресурсам не только на развитие действующих, но и размещение новых промышленных предприятий. Для этого необходима четкая программа действий по техническому перевооружению действующих предприятий и проведение трудосберегающей политики.
Оценка сложившейся в городе Омске ситуации с трудовыми ресурсами и потенциальной численности экономически активного населения показала, что даже если не будет притока внешних мигрантов, как минимум до 2015 года не может быть речи о каком-то дефиците трудовых ресурсов. При этом надо учитывать, что на начало 2005 года численность только официально зарегистрированных безработных составляла 3,6 тыс. человек. Причем с 2001 года их число незначительно, но росло, и увеличилось на 700 человек, что свидетельствует о сохраняющемся дефиците рабочих мест. Аналогичное положение и в Омской области, где с 2001 года численность безработных, включая город Омск, увеличилась с 16,1 до 23,9 тыс. человек. Поэтому основной задачей ближайших лет является создание новых рабочих мест.
Как уже отмечалось, особого внимания заслуживает вопрос соответствия рабочих мест в административных округах города Омска потенциальной численности проживающего на их территории экономически активного населения. В представленной таблице № 6 достаточно четко видна диспропорция между количеством рабочих мест и потенциальной численностью экономически активного населения в округах города Омска.

Таблица № 6. Потенциальная численность экономически активного населения в административных округах города Омска (тыс. человек)

Административный округ Численность работающего населения на начало 2006 г. Количество рабочих мест
в 2006 г.*в 2015 г.В 2025 г
Кировский 120,5 78,5116,0121,6
Ленинский 98,6 70,887,867,5
Октябрьский 81,0 89,972,460,9
Советский 125,8 112,4113,297,4
Центральный 130,9 204,6126,4128,1
город Омск 556,7 556,2515,7475,4

* - принято равным численности занятых в экономике каждого округа

В настоящее время количество рабочих мест меньше потенциальной численности экономически активного населения в трех административных округах: Кировском - на 42, Ленинском - на 28 и Советском - примерно на 13 тыс. человек. Это означает, что как минимум 83 тыс. человек (без учета межокружного обмена работниками) приезжают на работу в Центральный и Октябрьский административные округа, где потенциальная численность экономически активного населения соответственно на 74 и 9 тыс. человек меньше количества рабочих мест. Если в Центральном административном округе к числу приезжающих на работу добавить еще примерно 40 тыс. обучающихся здесь студентов высшего и среднего профобразования, то не удивительно, что этот округ перегружен и здесь большие транспортные проблемы. Поскольку в рассматриваемый период нет оснований ожидать резкого сокращения количества рабочих мест в Центральном административном округе, то увеличение численности населения округа позволит несколько уменьшить разрыв между наличием рабочих мест и потенциальной численностью экономически активного населения, уменьшить нагрузку на транспорт.
Особо следует выделить Кировский административный округ, где в случае роста числа жителей разрыв между количеством рабочих мест и численностью экономически активного населения станет еще больше. А если из округа будет вынесен аэропорт, то численность активного населения еще возрастет. Поэтому на территории этого округа предусматривается преимущественное размещение новых производственных объектов, строительство которых будет осуществляться в городе Омске в рассматриваемый период. Это касается также тех предприятий, которые намечается вынести из центральной части города.
Положение с рабочими местами в административных округах отражает приведенная таблица № 7. В ней показано, сколько потенциально экономически активного населения приходится на одно рабочее место, при условии, что количество рабочих мест в рассматриваемой перспективе сохранится на сегодняшнем уровне. Здесь выделяются Кировский и Ленинский административные округа.

Таблица № 7. Соотношение потенциальной численности экономически активного населения и количества рабочих мест в административных округах
(человек на 1 место)

Административный округ 1* 2** 1* 2**
2006 г. 2006 г. 2015 год 2025 г.2015 год2025 г.
Кировский 1,5 2,9 1,5 1,52,83,0
Ленинский 1,4 2,3 1,2 1,02,01,6
Октябрьский 0,9 1,7 0,8 0,71,51,3
Советский 1,1 1,7 1,0 0,91,51,3
Центральный 0,6 1,0 0,6 0,60,90,9
город Омск 1,0 1,6 0,9 0,91,51,4

1* - к общему количеству рабочих мест
2** - к количеству рабочих мест на крупных и средних предприятиях

Если рассматривать перспективу, то реализация предложенной в генеральном плане внутригородской системы расселения позволит во всех административных округах, кроме Кировского, привести количество рабочих мест примерно в соответствие с потенциальной численностью экономически активного населения. Это позволит жителям города Омска тратить меньше времени на переезды, связанные с работой, а также снизить нагрузку на транспорт.
4.2.4. Жилищное строительство
Жилищное строительство оказывает существенное влияние на формирование внутригородской системы расселения, а, следовательно, на изменение числа жителей и потребность в инфраструктурных объектах в округах. Главная цель и задача жилищного строительства – это рост реальной обеспеченности населения жильем, одного из важных индикаторов уровня жизни населения. Реализация Указа Губернатора Омской области «О мерах по развитию жилищного строительства в Омской области в 2003-2010 годах» способствовала увеличению объемов ввода жилья в городе (в том числе индивидуальное жилищное строительство (далее-ИЖС)), о чем свидетельствует представленная ниже таблица № 8.

Таблица № 8. Динамика ввода жилья в городе Омске
в 2001-2005 годы (тыс. кв. м)

2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Всего в т.ч. ИЖС Всего в т.ч. ИЖС Всегов т.ч. ИЖСВсегов т.ч. ИЖСВсегов т.ч. ИЖС
116,5 12,2 168,5 15,8 220,619,4397,422,4595,3122,0


На начало 2006 года общая площадь жилищного фонда города Омска составила 22833,5 тыс. квадратных метров, в том числе 824,3 тыс. приходилось на специализированные жилые помещения и 192,9 тыс. на ветхие и аварийные дома (официальные статистические данные). Ввод в 2005 году 595 тыс. квадратных метров жилья, в том числе 122 тыс. (20% общего ввода) за счет индивидуального жилищного строительства, позволил увеличить номинальную обеспеченность жильем на 0,6 квадратных метров на одного человека. Примерно на такую же величину увеличилась обеспеченность и в округах, кроме Ленинского административного округа, где продолжается заселение построенного ранее жилья прибывающими из других округов гражданами, см. таблицу № 9.

Таблица № 9. Жилищный фонд и обеспеченность населения города
жильем (на начало года)

Административные округа Жилищный фонд (тыс. кв. м) Обеспеченность жильем в среднем на человека (кв. м)
2005 г. 2006 г.2005 г.2006 г.
Кировский   4944,220,020,7
Ленинский 3707,1 3762,218,318,6
Октябрьский 3258,9 3339,119,319,9
Советский 4946,6 5050,818,819,4
Центральный 5555,8 5737,220,621,3
город Омск 22239,4 22833,519,520,1


В структуре жилищного фонда на долю частного приходится 84,7% (из них 78% в собственности граждан), муниципального - 13,4%, государственного - 4,4% и 0,1% - на долю общественной и смешанной форм собственности. Из общего числа жилых зданий (52943) на долю домов, находящихся в частной собственности граждан, приходится 84%, или 44520 единиц.
Большая проблема связана с сектором индивидуального жилья, где на жилищной площади 2026,4 тыс. квадратных метров проживает примерно 130 тыс. человек, из них: в Кировском – 30 тыс., в Ленинском – 40 тыс., в Октябрьском – 8 тыс., в Советском – 10 тыс. и в Центральном - 50 тыс. человек. И главное не в том, что здесь наиболее низкая средняя обеспеченность жильем, порядка 16 квадратных метров на одного человека, а в необходимости кардинально решать проблему инженерной подготовки и комплексного благоустройства территории индивидуальной жилой застройки в городе Омске, особенно в его центральной части.
Потребность в дополнительных объемах ввода жилья в период до 2025 года в целом по городу рассчитана исходя из номинальной обеспеченности жильем 30 квадратных метровв среднем на одного человека. При оценке потребности в дополнительных объемах ввода жилья учитывались реализуемые в городе Омске жилищные программы: переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда (ликвидация 186,8 тыс. квадратных метров, из них 50 тыс. до 2010 года), реконструкции и расселения малоэтажных жилых кварталов (прирост 312,4 тыс. квадратных метров), реконструкция муниципальных жилых домов первых массовых серий (увеличение общей площади за счет надстройки мансард), обеспечение жильем работников бюджетной сферы (прирост 83,7 тыс. кв. метров).
Реализация указанных выше программ позволит увеличить муниципальный жилищный фонд как минимум на 209,4 тысячи квадратных метров.
В 2006 году в целом по городу Омску было введено 723 тыс. квадратных метров жилья, в том числе 135 тыс. квадратных метров за счет индивидуального жилищного строительства. В административных округах объемы ввода жилья распределились следующим образом: Кировский – 286 тыс. квадратных метров (в т.ч. ИЖС – 58,6), Центральный – 240,8 тыс. квадратных метров (в т.ч. ИЖС-33), Октябрьский – 77,9 тыс. квадратных метров (в т.ч. ИЖС-12,2), Советский – 62,3 тыс. кв. метров (в т.ч. ИЖС-15,1) и Ленинский – 55,6 тыс. квадратных метров (в т.ч. ИЖС-16,1).
В таблице № 10 приводится площадь жилищного фонда по округам на начало 2007 года и объемы дополнительного ввода жилья исходя из расчета 30 квадратных метров в среднем на человека.

Таблица № 10. Дополнительные объемы ввода жилья в административных округах города Омска в период до 2025 года (млн. кв. м)*

Административные округа Жилищный фонд на начало 2007 года Дополнительные объемы ввода жилья
Кировский 5,23 3,17
Ленинский 3,82 1,19
Октябрьский 3,42 1,14
Советский 5,11 1,88
Центральный 5,98 3,02
город Омск 23,56 10,40

* - без учета реализуемых в городе жилищных программ

Таким образом, чтобы выйти на номинальную обеспеченность населения жильем в период до 2025 года, потребуется дополнительно ввести 10,4 млн. квадратных метров жилья, в том числе примерно 1 млн. квадратных метров за счет индивидуального жилищного строительства. Объемы дополнительного ввода жилья необходимо будет уточнить при корректировке Генерального плана города Омска после реализации первой очереди жилищного строительства с учетом выбытия жилищного фонда.
Как видно из представленной таблицы № 11, даже выделенных до 2015 года площадок вполне достаточно для строительства дополнительных объемов жилья.

Таблица № 11. Потенциальные объемы ввода жилья на площадках, выделенных для строительства в административных округах города Омска (тыс. кв. м)

Административные округа 2006-2008 годы 2008-2010 годы 2010-2015 годы Итого Доля округов (%)
Кировский         69,9
Ленинский -   -   3,8
Октябрьский         1,5
Советский         6,6
Центральный         18,2
город Омск         100,0


К настоящему времени выдано разрешений на строительство жилья на новых площадках в 2007-2010 годах на 2,2 млн. квадратных метров, из них в округах: Кировском – 1000 тыс. квадратных метров, Центральном – 607, Советском – 217, Ленинском – 208 и Октябрьском – 128 тыс. квадратных метров. Если к этому добавить заключенные Администрацией города Омска договоры с инвесторами на регенерацию жилья в 60 кварталах города, то уже сейчас выдано разрешений на строительство почти 9 млн. квадратных метров жилья.
Основной объем намеченной регенерации жилья приходится на Центральный административный округ (51,5%), далее следуют Советский (17,7%), Кировский (15,5%), Ленинский (8%) и Октябрьский (7,3%) административные округа. Из таблицы также видно, что если к регенерации жилья добавить его ввод на новых площадках в 2007-2010 годах, то по административным округам картина принципиально не изменится.
В целом все это свидетельствует о том, что практически во всех административных округах есть возможности выйти на номинальную обеспеченность жильем 30 квадратных метров на человека, при предложенной оптимальной численности их населения.
4.2.5. Развитие социально-культурной сферы
Оценка потребности жителей города Омска в объектах и услугах социально-культурной сферы проводилась на основании социальных нормативов и норм, утвержденных Распоряжением Правительства России от 03.06.1996 № 1063-Р и “Методикой определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры”, одобренной Распоряжением Правительства России от 19.10.1999 № 1683-Р.
Следует отметить, что оказание целого ряда услуг в социально-культурной сфере стало прибыльным бизнесом, который и в дальнейшем будет активно развиваться за счет частного капитала. Прежде всего, это предприятия торговли и общественного питания, зрелищные учреждения, оздоровительные комплексы, отдельные виды медицинского обслуживания, аптеки и т.д. Например, торговая площадь магазинов уже сейчас в 2,5 раза превышает нормативную потребность. Размещение таких объектов и видов услуг в городе Омске могут лимитировать главным образом экологические и архитектурно-планировочные ограничения, т.е. функциональное назначение соответствующей территории. Поэтому основное внимание в работе уделено тем видам социальных услуг, финансирование и размещение которых в городе Омске останется прямой обязанностью органов местного самоуправления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: