Посвященных качествам царей




В “Сиясат-наме” определены также некоторые требования, которые предъявляются к правителям. Так, правитель должен быть физически вполне здоровым, справедливым, сильным духом и разумом, почитателем науки и знаний, храбрым и т.п. Рассматривая каждое из этих качеств, Низам ал-мульк приводит массу примеров из жизни древних персидских царей – Джамшеда, Ануширвана, Йаздигурда и других. Он отмечает: если правитель не обладает положительными качествами, то в стране обязательно возникнут беспорядки, разлад в обществе, насилие, преследования, грабежи. Положительные качества должны быть и у окружения сутана, ибо без этого не возможно процветание страны. Все приказы и указания правителя должны беспрекословно выполняться, в случае промедления виновник должен понести суровое наказание.

Низам ал-мульк на основе своих личных наблюдений, изложенных на страницах “Сиясат-наме”, советует правителям, чтобы они дважды в неделю самолично и непосредственно выслушивали народ, так как чиновники, ответственные за разбор жалоб и заявлений, не всегда точно и беспристрастно передают их содержание государю.3 В качестве примера он приводит рассказ о справедливом эмире Исмаиле Самани, у которого “был такой обычай: и дни, когда холод был особенно сильный, а снегу много, он в одиночестве садился верхом на коня, выезжал на площадь и, сидя верхом на коне, был там до полуденного намаза. Он говорил: “ Может, кто из челобитчиков идет ко двору, имея нужду, а у него нет ни пропитания, ни места, где остановиться; по причине сего и ветра он не сможет нас увидеть, затруднительным покажется ему добраться до нас, а когда узнает, что мы находимся здесь, подойдет, представит свое дело и уйдет с миром ”.[3]

 

 

Очень много ценных советов даёт автор государям государства, и в разных главах своей книги, каждая из которых посвящена определённому вопросу, он указывает на то, как нужно поступать мудрому правителю в той или иной ситуации.

Во второй главе Сиясат-наме Низам ал-Мульк напоминает государям о том, что им “ надлежит блюсти божье благоволение ”,[4] но самое главное справедливо управлять людьми т.к. лишь их благодарные молитвы могут принести счастье его государству: “ царство держится при неверии и не держится при притеснении и насилии ”.[5] Владыка не должен забывать, что после смерти он должен будет держать ответ не только за дела, творимые им самим при жизни, но так же и дела которые свершались в его государстве: “ Владыка мира должен знать – что в тот великий день от него потребуют ответа за всех тварей, бывших под его приказом ”.[6] Правителю самому следует заниматься делами своего государства, не перекладывая это на плечи другого.

Рассказ относительно этого: Говорят, что Абдаллах сын Омара ал-Хаттаба – да будет над ними обоими божье благословение! – спросил у своего отца, уходившего из этого мира: “Когда я увижу тебя, отец?” Сказал: “На том свете”. Скзал: “Хочу скорее”. Сказал: “В первую во вторую или в третью ночь увидишь меня во сне”. Прошло двенадцать лет, и он его не видел во сне. Через двенадцать лет он увидел его во сне и сказал: “О отец! Не говорил ли ты, что увижу тебя через три ночи”. Сказал: “Я был занят. В окрестностях Багдада разрушился мост; мои смотрители не обратили внимание на это; у одного барана нога провалилась в дыру и сломалась – до сего времени я держал за это ответ”.7

 

В третьей главе поднимается вопрос о разборе государем обид и правосудии. Здесь автор советует правителю лично дважды в неделю выслушивать челобитчиков, дабы обидчики, узнав, что государь уделяет этому столько внимания, боялись “ совершать обиды и своеволия ”.8

 

В восьмой главе Низам ал-Мульк подробно описывает, как подобает правителям познавать дела веры, и исполнять её обычаи. В первую очередь необходимо чтить вероучителей - “ уважать и ценить отшельников и подвижников ”.9 Несколько раз в неделю государь должен допускать к себе вероучителей и выслушивать от них: “ то, что относится к божьей воли, слушать толкование к Корану ”.10 Если государь в течение долгого времени будет следовать этому совету, то в последствие он ознакомится со всеми законами шариата и будет править справедливо и - “ в этом мире государь получит добрую славу, а в том и спасение, высокую степень и неисчислимое вознаграждение ”.11

 

Глава десятая гласит: “ Государю необходимо ведать все о народе и о войске, вдали и вблизи от себя, узнавать о малом и великом, обо всем, что происходит12 Поэтому существует необходимость в сахиб-хабарх, о которых и идет речь в этой главе.

Акцент делается на осведомленности государя о делах в его государства. Потому как правитель, который не знает о том, что творится в его стране – не правитель, а тот который знает и бездействует – “ несправедливец ”.13[7]

Даются советы о том, что к воинам у государя должно быть особое отношение, им нужно щедро платить и не задерживать оплату, т.к. воины люди особые – они отдают свою жизнь за благо и спокойствие государства, так что их нельзя держать в нужде.

 

В главе одиннадцатой Низам ал-мульк дает ценные указания о том как и в каком количестве лучше Султану посылать свои приказы, и как подобает к ним относится всем прочим. “Послания, которые пишут с государева двора – многочисленны, а все, что становится многочисленным; теряет свое значение. Надо, чтобы не писали ничего от высокого собрания, пока не наступит какое-нибудь важное обстоятельство. А если написали, то уже надо, чтобы содержание послания было таково, чтобы ни у кого не поселялось намерения что-нибудь не выполнить из приказа. Если окажется, что кто-либо поглядит пренебрежительно на приказ или замедлит в ревности к слушанию и повиновению, пусть назначат суровое наказание, даже будь он из близких. В этом состоит разница между писанием государя и других лиц”. 14

И отдельно отмечается, что некоторые особые приказания находятся в исключительной власти государя и лишь ему дано отдавать. “Все, что имеет отношение к государю, ему и подобает совершать или приказывать, как-то: накладывать наказание, рубить головы, отрезать руки и ноги, делать евнухом и подобно этому, если кто-либо учинит такое без приказа государя со своим слугой или рабом, - не надо соглашаться, а надо наказать его самого, дабы другие знали свое место, взяли бы то за пример”. 15

 

В главе тринадцатой автор даёт ценные указания о посылке лазутчиков и о мероприятиях ко благу государства и народа: “ Надо отправлять лазутчиков постоянно во все места под видом купцов, странников, суфиев, продавцов целительных средств, нищих; пусть они сообщают обо всем, что услышат, чтобы ничто из дел никоим образом не оставалось скрытым… ”.16[8]

Шпионаж во все времена был неотъемлемой частью внешней политики любого государства. Без неофициальных сведений, собранных различными лицами, трудно была узнать реальное положение дел в государстве, с которым ведутся сношения. Так что подобный совет государю является вполне естественным. И в данном случае не следует воспринимать подобные мероприятия по посылке лазутчиков как нечто не достойное Султана. Напротив, исходя из уроков истории у всех знаменитых государей, как Востока, так и Европы была развита огромная сеть подобных людей, без которых внешняя политика государства была бы менее эффективной.

 

В восемнадцатой главе правителям рекомендуется чаще советоваться о делах государственных с мудрецами и учеными, так как их несомненный опыт и мудрость всегда сможет прийти на помощь государю. И учитывая, что один человек не может содержать в себе абсолютно все знания, необходимо выслушивать различные мнения: “ У всякого ведь имеется какое-либо знание; всякий что-то знает, один больше, другой меньше, одни знает, но никогда не применял и не испытывал на деле, а другой обладает теми же знаниями, а вместе с тем и применял их на деле и испытывал ”.17[9]

Поэтому автор настоятельно советует принимать все важные решения, предварительно посовещавшись: “Решение, устроение и благоусмотрение бывают тогда, когда умы всех соглашаются в одном. Отказ от совещания в делах – признак нерассудительности, такое лицо называют своевольным. Как нельзя совершить ни один поступок без желания государя, точно так же не будет хороши ни одно дело без совещания” 18

 

Глава тридцать восьмая посвящена неторопливости государя в делах государства – “ Поспешность от шайтана, а неторопливость от милосердного ”.19[10]Этот совет может принять во внимание и человек, чья ответственность не распространяется на целое государство, а лишь на его собственную жизнь. Ведь не только в мудрости Востока мы можем найти пословицы и высказывания по этому поводу.

 

Довольно любопытная сорок вторая глава гласит о том как следует вести себя с женщинами и как необходимо относится к их советам. “Не следует, чтобы подручные государю становились начальствующими, ибо от этого порождаются большие непорядки… Если жены государя станут давать приказы, они будут приказывать, то что им подсказывают корыстные люди… И в прошлые времена, когда государева жена верховодила над государем, ничего не бывало креме мятежей, смут, восстаний и зла.” 20

И в остальных советах по этому поводу видно, что Низам ал-мульк придерживается довольно традиционного для Востока того времени отношения к месту женщины.

Предание: Если что скажут женщины, надо делать вопреки, чтобы вышло целесообразно. Согласно предания пророк приказал: “Советуйся с ними, но поступай вопреки”. Если бы жены были с полным разумом, посланник мир над ним! – не сказал бы этого. 21

 

Глава пятьдесят первая напоминает о важности наблюдения за отчетностью владения, о контроле экономики. О справедливости и

“… устройстве запасов ля поддержания и отражения вражеских козней”. 22

Справедливо благодарить за службу, не переоценивая оказанную услугу – “не дарить сто динар тому, кто заслуживает одного динара, а кто заслуживает сто динар, пусть не дари тысячу … ” 23

И другие советы, которые дает государю автор, завершая свою книгу.

 

 

[11]

 

Заключение

В Истории общественно-политической мысли таджикского народа, вряд ли можно найти сочинение, равное “Сиясат-наме”, где бы так четко и аргументировано рассматривались вопросы государственного управления, упорядочения общественных отношений, места и роли государственных структур в системе власти. Описывая многие типы государства, Низам ал-мульк определяет формы правления, характерные для его эпохи.

Большинство советов, которые Низам ал-Мульк направляет к великим мира сего, касаются обыденной жизни простых смертных. Эту книгу можно назвать - кладезю мудрости. И если обращаться к ней за советом в трудную минуту, не трудно будет, следуя ему, с честью выйти из любой ситуации.

Для процветания любого государства во главе его должен стоять честный и справедливый правитель, заботящийся о благе своего народа. Низам ал-мульк в своей книге предъявляет к султану слишком много требований, которые зачастую слишком трудно исполнить одному человеку. Но все те качества, которые указывает автор “Сиясат-наме” являются лишь ступенями лестницы, которая поведет государя к вершинам совершенства. Для этого, по мнению Низам ал-мулька - ему необходимо быть богобоязненным, т.к. ему придется держать ответ за все содеянное при жизни; справедливым и внимательным ко всему, что творится в его государстве; уважительно относится к мудрецам и вероучителям и следовать их советам; интересоваться проблемами своего народа; быть ловким в делах внешней политики; не быть гордецом и самоуправцем, а советоваться о важных государственных делах; серьезно и взвешенно относится ко всем принимаемым решениям; исполнять обязанности, которые налагает на него его власть.

Исходя из всего прочитанного мною в книге “Сиясат-наме”, у меня сложился определенный образ человека, который, по мнению Низам ал-мулька был бы достоин, именоваться султаном. Это рассудительный мужчина средних лет, который воспринимает свое положение как долг, а не привилегию. Его помыслы и поступки направлены на достижения государственного блага, а не для удовлетворения потребностей своих или своего окружения. Деяния такого государя войдут в историю, и народ его будет благословлять такого правителя, и не предаст забвению труды его. Примером тому может служить доблестная фигура правителя Бухары, а затем и целого государства, которое стало центром культуры и науки Арабского Халифата – Исмаила сына Ахмеда Саманида. Эпизоды, из жизни которого, так же упоминаются в книге “Сиясат-наме”, и которого чтит и помнит народ Таджикистана как национального героя.

Эта книга, написанная в XI веке, будет актуальна до тех пор, пока человеческое общество будет существовать в виде государства, где есть человек который, беря в свои руки власть, будет понимать и всю ответственность своего шага. И за полезным советом он всегда сможет обратиться к Великому Кавамуддину Абуали Хасан ибн Али ибн Истхаку, носившего почетный титул “Низам ал-Мульк” (“Порядок государства”). И если государь пожелает установить в своей стране порядок, ему полезно будет обратиться к мудрым страницам этой книги.

 

Список используемой литературы

1. Б. Гафуров “Таджики”.:М. “Наука” 1972

2. С. Шохуморов. Биография Назама ал-мулька. // Низам ал-мульк “Сиясат-наме” Ифрон. Душанбе 1998

3. А.Х. Самиев. “Сиясат-наме” Назам Ал-Мулька и Таджикско-персидское военное искусство. // Низам ал-мульк “Сиясат-наме” Ифрон. Душанбе 1998


Министерство Образования Российской Федерации

Министерство Образования Республики Таджикистан

 

Российско-Таджикский (Славянский) Университет



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: