При подготовке к данному реферату, прежде всего я использовала основную книгу, анализ которой и является основой моей работы – “Сиясат-наме” Низам ал-мулька.
Прежде чем преступить к изучению содержания данного произведения, я подробно ознакомилась с биографией самого автора, которая была подробно изложена в предисловии к данному изданию книги, составленном С. Шохуморовым. А для того, что бы иметь подробную картину времени и обстоятельств, которые повлияли на сам характер книги. Тем более что задачей моего реферата является ознакомления с качествами, которыми должны обладать государи, по мнению автора, учитывая так же и специфику того времени. А для лучшего понимания требований, которые предъявляет один человек к другому, необходимо определить качества которыми обладает он сам. Безусловно, сам Кавамуддин Абуали Хасан был просто человеком, и пытаться отыскать в его биографии признаки идеального мудреца-философа не реально. Но, тем не менее, это выдающийся человек, который за свои труды на благо государства и получил это громкое имя – Низам ал-мульк. И его книга является бесценным произведением, в котором он делится своими знаниями, опытом и наблюдениями, приводя к каждому из своих утверждения примеры из жизни государей. А ознакомление с несколькими подобными рассказами позволило мне очень ясно представить себе тот образ царя, который восхвалял автор.
Для написания своего реферата я так же использовала дополнительную литературу.
Книгу Б. Гафурова “Таджики”, благодаря которой я ознакомилась с предысторией создания государства Сельджукидов. И с ролью Низам ал-мулька в истории таджикского народа, развитии культуры, науки и просвещения.
Также очень полезной для написания данной работы была статья Профессора А.Х. Самиева “”Сиясат-наме” Низам ал-мулька и таджкиско-персидское военное искусство”, в котором автор анализирует историческое значение книги “Сиясат-наме”.
Биография Автора
Автором “Сиясат-наме” был выдающийся государственный деятель XI века великий визирь Кавамуддин Абуали Хасан ибн Али ибн Исхак, носивший почетный титул “Низам ал-Мульк” (“Порядок государства”), в течение почти тридцати лет верой и правдой служивший сельджукским султанам Алп-Арслану (1063-1072) и Малик-шаху (1072-1092).
Низам ал-мульк родился 6 апреля 1019 года в одном из селений Туса в Хорасане. Его предки происходили из дехкан (землевладельцев). Однако, его отец Абулхасан Али находился на государственной службе у правителей Хорасана, будучи начальником фискальной службы в Тусе. Именно здесь родился Низам ал-мульк, здесь прошло его детство, здесь он получил начальное образование, а затем совершенствовал свои познания в науках в медресе Нишапура и Мерва. Завершив учение, он поступил на службу к газневидскому правителю Балха Абуали ибн-Шадану в качестве секретаря.
После захвата Балха и Термеза сельджукским военачальником Чаргибеком в 1039 году Абуали инб – Шадан был назначен визирем Туграла I Сельджукида (1037-1063), а Низам ал-мульк – дабиром (воспитателем) Алп Арслана, сына Чагри-бека.
После смерти Туграла I в 1063 году султаном стал Алп Арслан, сын Чагрибека и племянник Туграла I. Он решил избавиться от опеки и влияния приближенных бывшего султана, приказал умертвить его взиря Амид ал-мулька Абунасра Мансура Кандури и 27 гоября 1063 года назначил своим визирем Низам ал-мулька.
О взаимоотношениях Низам ал-мулька с сельджукскими султанами (особенно в Малик-шахом) в письменных источниках содержатся многочисленные рассказы, легенды и анекдоты, которые во многом далеки от реальности и исторической действительности, а порой и вовсе явно вымышлены. Однако одно бесспорно: жизнь Низам ал-мулька при сельджукском дворе не всегда была спокойной, безопасной, безоблачной. В последние годы правления Малик-шаха жизнь визиря особенно осложнялась интригами и явной враждебностью части придворных. Тому было несколько причин. Во-первых, жизнь двора в целом всегда была сопряжена с дворцовыми интригами, подстрекательством, провокациями, разложеньем нравов, и Низам ал-мульк – как высокопоставленный придворный был их непосредственным участником. Во-вторых, отличаясь известным тщеславием, он стремился придать наследственный характер своей деятельности при сельджукской династии (порядок, который был характерен для Бармакидов эпохи Аббасидов и в определенной степени – для Балъамидов при Саманидах). Участвуя в дворцовых интригах. Низам ал-мульк часто обходил своих соперников и врагов, благодаря от части тому что на многих важных постав в государстве, за долгие годы службы он успел поставить преданных себе людей. Но и у этого преимущества были свои недостатки, так как многие из его ставленников порой прикрывали свои преступления громким именем своего покровителя. В то время взяточничество принимает среди чиновников массовый характер, притеснение и угнетение широких народных масс становится обычным делом. Но непоколебимый Порядок Государства продолжал свою службу на благо государства, борясь со своими врагами. Известно, что Низам ал-мульк был ярым защитником ортодоксального ислама. Низам ал-мульк принимал энергичные меры к тому, чтобы добиться централизации управления. Без создания чиновничьего аппарата, без наличия грамотных людей это было невозможно.
Низам ал-мульк слишком много трудов, и большую часть своей жизни посвятил созданию и укреплению сельджукидского государства. И когда Малик-шаху однажды пожаловались на недостойное поведение сана Визиря, которого тот поставил правителем Мерва, Низам ал-мульк посчитал, что не обязан извинятся за это перед государем, ответив на это обвинение довольно в резкой форме. Султан был очень рассержен, но каких-либо шагов не предпринял. Но когда он находился в поездке в Багдад в 1092 году и в его свите находился так же и Визирь. По дороге какой-то человек в суфийской одежде под предлогом вручения просьбы или жалобы приблизился к Низам ал-мульку и нанес ему ножевое ранение, в результате которого 15 октября 1092 года он умер.
Как выяснилось, убийца принадлежал с исмаилитским федаинам. Существует предположение, что Низам ал-мульк был убит по поручению самого Малик-шаха, либо его окружения. Тем более, что сам Султан по неизвестным причинам скончался спустя месяц в Багдаде. И после его кончины ходили слухи, что его отравили, в отметку за убийство Визиря.
Тело Низам ал-мулька было привезено в Исфаган и там похоронено. Однако, по сведениям некоторых источников, прах его вскоре был перевезен в Нишапур, где постоянно жила его семья и там предан земле.
Некоторые историки изображают Низам ал-Мулька чуть ли не борцом за благо народа. Таким он, конечно, никогда не был. Если некоторые из его мероприятий и ограничивали произвол военачальников и феодалов, если он и заботился о создании медресе, то все это делалось для того, чтобы укрепить могущество Сельджукидов, увеличить поступление доходов в государственную казну.[2] Низам ал-Мульк принимал также меры к развитию внешней торговли, добиваясь отмены тормозивших ее чрезмерных пошлин.
Низам ал-мульк был ревностным сторонником организации высших богословских учебных заведений – медресе. Такие учебные заведения получили в честь этого государственного деятеля название “ Низамия ” они были открыты во многих городах, в том числе и в Багдаде.
Перечень глав
Книга Низам ал-мулька “Сиясат-наме” (“Книга об управлении государством”) состоит из пятидесяти одной главы. Первоначально автор написал тридцать девять глав, но позже добавил еще, и дополнил существующие интересными рассказами из его жизни, и легендами.
Глава первая: О делах людей и времени.
Глава вторая: О благодарности государей за благодеяния всевышнего.
Глава третья: О разборе государем обид, право-судности и упражнении в добром житии.
Глава четвертая: Об амилях, о постоянном разузнавании дел вазиров и гулямов.
Глава пятая: О мукта, о разузнавании, как они обращаются с народом.
Глава шестая: О казиях, хатибах, мухтасибе и успешности их дел.
Глава седьмая: О разузнавании о делах амиля, казия, шихнэ, раиса и условиях управления.
Глава восьмая: О разузновании и осведомлении, о делах веры шариата и тому подобном.
Глава девятая: О мушрифах и достатке их.
Глава десятая: О сахиб-хабарах и о совершении мероприятий по делу царства.
Глава одиннадцатая: О почтении к приказам его величества.
Глава двенадцатая: О посулке гулямов со дворца по важным делам.
Глава тринадцатая: О посылке лазутчиков и о мероприятиях ко благу государтсва и народа.
Глава четырнадцатая: О постоянном рассылании скороходов и птиц.
Глава пятнадцатая: О проявлении внимания к приказам в опьянении и в трезвом состоянии.
Глава шестнадцатая: О приближенном вакиле и успешности его дела.
Глава семнадцатая: О надимах, о приближенных и о порядке их дел.
Глава восемнадцатая: О совещаниях государя о делах с учеными мудрецами.
Глава девятнадцатая: О муфридах, об их содержании, снаряжении, порядке дел и обстоятельсвах.
Глава двадцатая: О распорядке в отношении оружия, украшенного драгоценными камнями, во время государева приема.
Глава двадцать первая: Относительно послов и их дела.
Глава двадцать вторая: О заготовлении фуража на остановках.
Глава двадцать третья: О ясности в имущественном состоянии всего войска.
Глава двадцать четвёртая: О содержании войска всякого рода.
Глава двадцать пятая: О пребывании заложников и содержании войска разных племен при дворе.
Глава двадцать шестая: О необходимости иметь на службе туркмен на положении гулямов, тюрок и тому подобных.
Глава двадцать седьмая: О неутруждении рабов во время службы и распорядке их дел.
Глава двадцать восьмая: Относительно государевых приемов для приближенных и для всех.
Глава двадцать девятая: О распорядке собрания для винопития и правилах его.
Глава тридцатая: О порядке стояния рабов во время службы
Глава тридцать первая: О нуждах и требованиях войска, о службе свиты.
Глава тридцать вторая: Об устройстве убранства, оружия и снаряжения, боевого и походного.
Глава тридцать третья: О выговорах высокопоставленным в случае ошибок и проступков.
Глава тридцать четвертая: Относительно дела стражей часовых и привратников.
Глава тридцать пятая: О добром устройстве стола и распорядке его у государя.
Глава тридцать шестая: О вознаграждении достойных слуг и рабов.
Глава тридцать седьмая: О мерах предосторожности по отношению к икта и мукта и делах народа.
Глава тридцать восьмая: О неторопливости государя в делах государства.
Глава тридцать девятая: Об эмир-и-харас, ликторах и об орудиях наказания.
Глава сороковая: О милостях государя к божьему люду и о следовании правилам во всяком деле и обычае.
Глава сорок первая: О значении титулов.
Глава сорок вторая: О том, чтобы не приказывать двух должностей одному человека, а приказывать таковые не имеющим дела, не оставлять их обездоленными, о предоставлении их людям с чистой верой, достойным, а маловерам и плоховерам должностей не давать, от себя удалять.
Глава сорок третья: Относительно женщин; о соблюдении чинов и глав войска и начальствующих.
Глава сорок четвёртая: О выявлении дел еретиков, явлющихся врагами царя и ислама.
Глава сорок пятая: О проявлении Маздака, его вероучении, как произошло его убиение Нуширваном Справедливым.
Глава сорок шестая: О выступлении Сумбада Гябра из Нишапура в Рей против мусульман и его смута.
Глава сорок седьмая: О появлении карматов и батинитов в Кухистане, Ираке и Хорасане.
Глава сорок восьмая: О выступлении батинитов в Хорасане и Мавераннахре.
Глава сорок девятая: О сохранности казнохранилища, о соблюдении правил и порядка в нем.
Глава пятидесятая: О даче ответов, о проведении дел челобитчиков и свершении правосудия.
Глава пятьдесят первая: О наблюдении за отчетностью владения и порядке и способе ее.
Краткое содержание глав,