1. Классификация межкомпонентных связей структуры: по направленности воздействия, по месту и роли в структуре, по характеру воздействия, по пространственной ориентации, по прерывистости, вариабельности.
2. Типология соединений в организации: последовательное, встречное, расходящееся, простое многоканальное, сужающееся, расширяющееся, дивергентное.
3. Основные классификации структур – по способу связи, по содержанию и функциональному назначению, по объектам формирования.
4. Классификация структур по содержанию и функциональному значению связей, по сферам функционирования организации. Департаментизация.
5. Процесс: понятие, элементы, классификация. Функции и подфункции системы. Элементы блока реализации процессов: состояние, цикл, интервал, процедура.
6. Характеристика процессов по фазам жизненного цикла системы: образования системы, роста, развития, функционирования, спада, регрессирования, разрушения. Классификация процессов по типам поведения системы. Составные части процесса – фазы (стадии), этапы, периоды, действия, операции.
7. Процессы закономерные и случайные, детерминированные и стохастические, управляемые и неуправляемые, установившиеся и переходные, регулярные и эпизодические, непрерывные и дискретные, наблюдаемые и латентные.
8. Принципы процессуализации: направленность, прямоточность, результативность, эффективность, восприимчивость, информативность, надежность, оперативность, гибкость, параллельность, ритмичность синхронность.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое структура и в каких взаимоотношениях она находится с составом системы? Дайте общую характеристику типологии межкомпонентных связей.
|
2. Приведите примеры прямых и обратных связей. Приведите примеры основных, дополняющих, дублирующих, контрольных и корректирующих связей. Приведите примеры положительных, отрицательных и нейтральных связей. Приведите примеры вертикальных и горизонтальных связей. Приведите примеры непрерывных и дискретных связей. Приведите примеры инвариантных и вариабельных связей.
3. Дайте характеристику основных типов соединений.
4. Дайте характеристику базовых типов конфигурации структур.
5. В чем состоят отличия между кольцевой и звездной структурами?
6. Приведите примеры использования структур типа «колесо» и «двойное кольцо».
7. Для каких организаций характерна веерная конфигурация, а для каких — всеканальная?
8. Приведите пример сложной структуры. Приведите примеры высоких и плоских структур.
9. В каких условиях целесообразно использовать гибкие структуры, а в каких — жесткие?
10. Дайте характеристику классификации структур по роду связей. Дайте характеристику классификации структур по сферам функционирования организации. Дайте характеристику классификации структур по типу департаментизации. Чем обусловлен выбор конкретного типа департаментизации организации?
11. Поясните тезис: принципы статической организации — правила построения рациональных структур.
12. Какую роль в формировании структуры организации играет принцип целевой ориентации? Раскройте содержание принципа «приоритет функций над составом звеньев». Раскройте содержание принципа «приоритет объекта над субъектом». В чем заключается содержание принципа адаптивности?
|
13. На конкретных примерах проиллюстрируйте значимость принципа «полная координация». На конкретных примерах проиллюстрируйте последствия игнорирования при построении структур принципа «минимум сложности».
14. Какую роль в построении рациональных структур играет принцип полномасштабности? В чем заключается содержание принципа «пределы автономности»?
15. На конкретных примерах проиллюстрируйте использование принципа «сочетание централизации и децентрализации».
16. Для каких организаций наиболее актуален принцип «взаимосогласованность вертикали и горизонтали»?
17. Какую роль в построении рациональных структур играет принцип субординации?
18. В чем заключается содержание принципа «единство распорядительства»?
19. Каковы возможные последствия игнорирования принципа «диапазон контроля»?
20. Что такое процесс и процессуализация?
Литература:
Основная:
1. Гетманова, Г.В. Теория организации [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие для вузов: рекомендовано методсоветом ВУЗа / Г. В. Гетманова; С.-Петерб. акад. упр. и экон. – Электрон. текстовые дан. – СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2008. – Тема 1.5.
2. Лапыгин, Ю.Н. Теория организаций [Текст]: рекомендовано отраслевым мин-вом: учебное пособие / Ю. Н. Лапыгин. – М.: ИНФРА-М, 2011. (Высшее образование). – С.62-80; 99-110; 209-229.
3. Мильнер, Б. З. Теория организации: учебник / Б. З. Мильнер. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2005. - С. 85-148; 208-251.
4. Шарухина, А. П. Теория организации: электронное учебно-метод. пособие [электронный ресурс] / А. П. Шарухина. - электрон. текстов. дан. – СПб.: Изд-во АУиЭ, 2005. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM), 12 см. - Систем. требования: IBM – совместимый РС; 64 Мб RAM, ОС Windows 9х, 2000, NT, ХР. – Загл. с этикетки диска. – Темы 4,7.
Дополнительная:
1. Латфуллин Г.Р. Теория организации: учебник / Г.Р. Латфуллин, А. В. Райченко. – СПб., 2005. – C.132-200.
2. Семиков, В.Л. Теория организации / В.Л. Семиков, В.Д. Ушаков. – М.: Рид Групп, 2011. – (Mini-справочник). – С.62-245.
Семинарское занятие № 5