Поведение лектора, ведущего лекцию




1. Вести лекцию следует преимущественно стоя у доски, или естественно передвигаясь перед аудиторией. Не следует стоять к аудитории спиной. Сидеть по необходимости.

2. Не фокусировать взгляд на отдельной части аудитории, а охватывать ее целиком. Уметь смотреть в глаза слушателю.

3. Уметь регулировать мимику, жесты, интонацию согласно теме лекции. Обращать внимание на работу рук, можно держать в руках фломастер, карандаш.

4. Стоя у доски, писать, следует стоя к аудитории вполоборота, желательно повторять вслух то, что пишешь. Планировать расположение материала на доске.

 

Форма передачи материала

Не замыкаться на себе, стараться работать со слушателями.

· Вопросы

Пользоваться вопросами, как приемом расшевелить аудиторию.

Вопросы делятся на категории:

а) Что?... Цель - получить информацию, возбудить любопытство, повторить пройденный материал. Помогает сформировать потребность для получения информации.

б) Почему?... Позволяет использовать интеллект, логику слушателя, заставляет его думать, включает переживания, что помогает лучше усвоить материал.

в) Зачем?... То же что и «Почему», но заставляет слушателя задумываться не над причинами происходящего, а над последствиями.

г) Как вы считаете?... Помогает аудитории активно включиться в процесс анализа рассматриваемого материала и приобщиться к формированию итоговых выводов лектора.

г) А что, если?... Как правило, это тип риторического вопроса. Вопросом этого типа можно обидеть, выказать пренебрежение ученикам. Подобных вопросов желательно избегать.

д) Вопросы с ответами «да» или «нет» возможны лишь изредка – не должно быть проверки «знаний» слушателя.

 

· Ответы.

а) На вопрос можно ответить вопросом, но разложенным на более мелкие вопросы. Этим методом, используя логику слушателя можно подвести их к нужному ответу, метод помогает продвигаться по материалу. Так же позволяет выяснить уровень знаний слушателей.

б) Отражение вопроса. Повторяя за слушателем вопрос, лектор выражает понимание, согласие с правильной постановкой вопроса, что позволяет слушателю лучше усвоить ответ.

4. Ответ посредством рассказа. Метод дает напряжение, вызывает любопытство, повышает заинтересованность в ответе. Строить рассказ можно следующим способом: берется центральная идея, вокруг идеи располагается несколько частных деталей. Так же можно интриговать слушателей фразами типа «Скажу Вам по секрету». Использовать юмор. Одним словом стараться создать с одной стороны серьезную с другой легкую атмосферу лекции, учитывая тему лекции.

 

· Примеры.

Учимся на примерах

Позволяют сконцентрировать внимание слушателей на той части материала, которую ты считаешь нужным выделить.

Один пример объясняет принцип. Несколько примеров из разных областей превращают принцип в закон. Очень хороший способ приводить примеры на основе четырех уровней развития материи, так же общее и частное, родители и дети. Готовить собственный банк примеров.

 

· Упражнения и другие приемы

В течение лекции можно использовать различные упражнения, ролевые игры, постановку проблемных ситуаций с предложением найти из них выход и т.д.

Демонстрация видео и презентации оживляют лекцию.

Мозговой штурм включает слушателей в процесс обучения.

 

Итог лекции.

Наряду с промежуточными итогами по ходу лекции подводится итог лекции, это дает эффект завершения. Например, напомнить, какие темы прошли.


-----------------

Контрольные задания:

1. Сформулируйте один – два вопроса, которые бы вы хотели, чтобы вам задали, когда вы объясняете, что кризис вызывает неумение людей идти на уступки друг другу

 

2. В группе есть несколько человек, наиболее заинтересованные вашей лекцией, задают вопросы, все время с интересом смотрят, остальные более пассивны. Как Вы должны вести себя с ними, со всей остальной аудиторией?

 

3. Как быть, если в аудитории оказались люди, явно образованнее Вас и более осведомленные в излагаемом Вами вопросе (например, профессор из университета или профессиональный психолог). Они не соглашаются с Вами в каком-либо моменте и приводят убедительные доводы и доказательства из собственной практики или мнения ученых?

4. Опишите Ваши действия, если некоторые участники подают плохой пример остальным и отказываются принимать участие в тех упражнения или ролевых играх, которые Вы предлагаете?

5. Напишите кратко итоги лекции о причинах кризиса и его преодолении


Урок 4 Методические рекомендации при подготовке к лекции

Лектор должен быть профессионалом, знать материал, уметь изложить его.

 

Конспект лекции.

1. Цель лекции. Тема лекции не является целью лекции.

Цель лекции – это с чем я хочу, чтобы слушатели вышли в конце лекции (тот посыл, который слушатели должны усвоить).

2. Акценты – несколько моментов, которые необходимы, чтобы достичь цели. (т.е. это промежуточные задачи, с помощью которых выстраивается логическая цепочка от точки старта к цели)

3. Логическая последовательность лекции:

· Хронологическая последовательность (согласно времени)

· Закон причины и следствия (выяснение причин и следствий рассматриваемых явлений)

· Посредством вопросов (цепочка вопросов, ответ на каждый предыдущий вопрос вызывает следующий)

4. Запланированный интересный момент. Облачение логической последовательности в интересные моменты, примеры.

5. Подготовить наглядные материалы. Помогает визуальному восприятию, а так же при подведении итогов.

6. Запланировать начало лекции. Первое впечатление очень важно. Вопрос, игра, упражнение.

7. Подводные камни. Места, которые сложны для объяснения, с чем тяжело согласиться.

Стратегия

a. затронуть проблемную тему первым

b. заранее абстрагироваться

 

--------------------

Контрольные задания:

1. Какую цель вы бы сформулировали для лекции о разделении труда среди разных стран при выпуске автомобилей, изготовлении хлебных продуктов, медицинских препаратов и пр.?

2. Какие примеры вы можете привести при объяснении людям, что мир стал одной «большой деревней»?

3. Напишите несколько возможных целей Вашей лекции (т.е., опишите предполагаемый эффект лекции с учетом обучающего, развивающего и воспитательного компонентов)?

4. Как не перейти с изложения конкретных вещей на обсуждение абстрактных понятий с последующим спором и выяснением отношений?

5. Укажите 5 «возможных подводных камней» Вашей Интегральной лекции.


Урок 5 Отличия в преподавании обычных лекций от виртуальных лекций

1. Трудность в том, что не видишь аудиторию, видишь камеру. Важно развить модель класса, слушателей, аудитории, желаний, с которой ты говоришь. Необходимо развить некоторое ощущение, поскольку нет обратной связи, это приходит со временем, требует усилий. Надо пытаться почувствовать, кто находится на другой стороне. Есть вспомогательные средства для развития такого ощущения.

2. Виртуальная лекция гораздо короче. Могут быть обстоятельства, которые могут отвлечь слушателя от лекции: желание покушать, открыть окна в компьютере и т.д. Лектору нужно приложить усилие, чтобы лекция была интересным.

 

ПОДГОТОВКА К ЛЕКЦИИ

Для лектора

1. Придти заранее, подготовиться с технической командой. Создать тот дух, который можно нести дальше. Ввести себя в правильную атмосферу. Подготовиться внутренне, прочитать отрывок о намерении вместе с товарищами, пройти по плану лекции. Подготовить наглядные материалы.

 

2. Зайти на чат вопросов и ответов, пригласить на лекцию. Объяснить, какова цель лекции, чего хотим достичь. Получая ответы, создается более приятная атмосфера. Построить в себе ощущение класса, почувствовать, что на лекции создаем что-то вместе, в прямом эфире. Создается интеракция между людьми. Одновременно проводится техническая проверка.

 

3. Приглашать слушателей писать разные сообщения, замечания, даже критику. Появляется взаимодействие, ощущение совместных действий. Важно обсудить, как хотите получать связь, чтобы слушатели поняли формы настройки во время лекции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: