Слайд 1
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся с вами в чудесное путешествие по загадочной стране Фонетика, во время которого мы обобщим все, что знаем о ней. Нас ожидают удивительные открытия, забавные приключения и даже некоторые опасности. Наша задача - преодолеть все препятствия и оценить свои знания
На время путешествия вы должны разделиться на четыре команды, выбрать капитанов команд. Во время путешествия вы будете получать очки за правильные ответы.
Слайд 2
Перед тем как отправиться в путешествие нужно выполнить задание: соотнесите цифры так, чтобы получились пословицы.
1. Ученье - свет.
2. То и пожнёшь.
3. Скучен день до вечера.
4. Один раз отрежь.
5. Неученье - тьма.
6. Любишь кататься.
7. Коли делать нечего.
8. Семь раз отмерь.
9. Что посеешь.
10. люби и саночки возить
Слайд 3
Начало пути.
- Итак, мы с вами в стране, в которой живут наши любимые звуки. Жители страны приготовили для вас интересные задания, но перед тем как приступить к выполнению заданий, мы повторим все, что знаем о звуках. За правильный ответ команда получает от 1 до 3 очков в зависимости от полноты и правильности ответа.
· На какие две группы делятся звуки речи? (на согласные и гласные)
· Сколько гласных звуков в русском языке? (гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков)
· Назовите всегда твёрдые согласные. (Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш], [ц]. Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, яили ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.
· Назовите всегда мягкие согласные. (Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’], [щ’].)
· В чем особенность букв Е, Ё, Ю, Я? (йотированные гласные, этих буквы обозначает два звука)
|
· Что такое орфоэпия? (Орфоэпия — это раздел науки о языке, который изучает правильное произношение звуков и ударений в словах.)
Слайд 4
В городе Ударение.
- Итак, первое препятствие нас ждёт в городе Ударение. Жители ударенчане приготовили задание командам: кто быстрее правильно расставит ударение в словах (карточки):(ни одного правильного-0, что то правильно-1, все правильно -2)
Доп. Задание 3балла
МузЕй, столЯр, свЁкла, алфавИт, магазИн, жалюзИ, киломЕтр, досУг, предмЕт, каталОг, красИвее, слИвовый, сантимЕтр.
- Дополнительное задание: сколько слов здесь записано: АТЛАС, ОРГАН, ЖАРКОЕ, ПАРИТЬ, ХЛОПОК? (10 слов)
Музей, столяр, свекла, алфавит, магазин, жалюзи, километр, досуг, предмет, каталог, красивее, сливовый, сантиметр.
- Дополнительное задание: сколько слов здесь записано: АТЛАС, ОРГАН, ЖАРКОЕ, ПАРИТЬ, ХЛОПОК?
Слайд 5
В городе Транскрипция.
- Теперь мы оказались в городе Транскрипция. Мэр города попросил капитанов команд помочь выполнить фонетический разбор слов: ёлочный, радостный, бьётся, нянчить.
Слайд 6
Капитаны команд выходят к доске и выполняют разборы.
Слайд 7
Слайд 8
- Пока капитаны помогают мэру города, мы с остальными членами команд отправляемся в село Метаграмма, где для вас также припасено задание. В метаграмме нужно, начиная со слова РОТ, вернуться к нему же, изменяя только по одной букве. Направление в любую сторону. Чья команда справится быстрее, получает 4 очка, 2-я - 3 очка, 3-я - 2 очка, 4-я - 1 очко.
(рот - пот - пол - вол - вор - сор - сом- сок - бок - кок - кол - ком - лом - дом - дог - рог - РОТ)
|
Проверка выполненных заданий капитанов и команд. Выставление очков.
СЛАЙД,9,10, 11,12
Слайд 13
- У вас есть возможность заработать дополнительные очки. Задание такое: запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов: МУЖ, ТОРГ, НОЛЬ, СУД, ЕЛЬ. За каждое слово по 1 баллу.
(шум, крот, лен, туз, лей)
Река Орфография.
Сладй 14
- Молодцы, вы хорошо справились с заданиями. Отправляемся дальше. Перед нами неожиданное препятствие - река Орфография. Чтобы нам перебраться на другой берег, понадобятся ваши знания и умения. Каждая из команд получает карточки с заданиями. Нужно не только правильно вставить пропущенные буквы, но и отгадать загадки. Кто быстрее справится, получает 2 балла. Начинаем!
Карточка:
1. Красненьки сапо_ки в земельке лежат.
2. Под ду_ком св_лась клу_ком, да и с хвос_тиком.
3. Шел долговя_, в сыру землю увя_.
4. Под ле_ком, ле_ком стоит чашеч_ка с ме_ком.
1. Красненьки сапожки в земельке лежат. (свекла)
2. Под дубком свилась клубком, да и с хвостиком.(репа)
3. Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (дождь)
4. Под ледком, ледком стоит чашечка с медком. (яйцо)
Слайд 15
В городе Забавных звуков.
- Мы удачно перебрались на другой берег и оказались в городе Забавных звуков. Достопримечательностями данного города являются интересные задания, за правильный ответ на которые команда получает по 1 очку. Итак, начинаем.
1. В каком слове достаточно заменить один звук, чтобы животное с длинными ушами превратилось в хищную птицу? (осел - орел)
|
2. Какие слова состоят из ста согласных? (сто-л, сто-п, сто-н, сто-к, сто-г и т.п.)
Слайд 16
3. Отгадайте кроссворд.
1) Снежная буря. (вьюга)
2) Домики для пчёл. (ульи)
3) Мама, папа, дети. (семья)
4) Веселое животное. (обезьяна)
5) Ягоды, сваренные в сахаре. (варенье)
Слайд 17
В городке Слоговицы.
- Молодцы, вы прошли испытания в городе Забавных звуков. Конечная остановка в нашем путешествии - это городок Слоговицы. Готовы преодолеть последние препятствия? Молодцы! Итак, задания…
Слайд 18
1. Соберите все слоги, и вы узнаете, что за гости были у слона на дне рождения. Кто быстрее?
Это было в воскресенье
У слона на дне рожденья.
Гости пели, веселились,
В хороводе так кружились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись.
Один, два, три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать:
АН - ЛО - ТИ - ДИ - КО - ПА - ДИЛ - КО -
КРО - ШИМ - КО - ЗЕ - ПАН - РИЛ - НА -
МОТ - ГЕ - БЕ - РАФ - Е - ГИ - МУР - ГО -
ЛА - ЛЕ - БРА - БРАЗ - ЖИ
(Антилопа, бегемот, крокодил, шимпанзе, дикобраз, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена)
Итог урока.
- Ну вот, ребята, и подошло наше путешествие к концу. Вы достойно прошли все испытания, нашли правильные ответы на все задания. И нам осталось только подвести итоги, подсчитать очки.